Скачать 381.64 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт математики и информатики Кафедра прикладной информатики в управлении УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» 080700 «Бизнес-информатика» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения очная. Курс 1. Семестр 1. Москва 2011 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080700 «Бизнес-информатика». Автор: профессор кафедры прикладной информатики в управлении факультета прикладной информатики Института математики и информатики к.т.н., доцент Коданев В.Л. Рецензенты: д.т.н., профессор Дикарев В.А. к.т.н., доцент Офицеров В.П. Программа одобрена на заседании кафедры прикладной информатики в управлении от «___» ______________ 2011 г., протокол № ___. Заведующий кафедрой прикладной информатики в управлении В.П. Офицеров ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний в области информатики, ознакомление с принципами информационного моделирования и алгоритмизации, построения информационных систем, формирование практических навыков по использованию базовых технологий обработки разнородных данных (текстовых, графических, числовых, сложно структурированных). Задачи дисциплины: □ сформировать представление об основных методах, способах и средствах получения, хранения, переработки и передачи информации □ сформировать представление об основных положениях теории информации и кодирования; □ освоить методы моделирования и алгоритмизации; □ получить представление о функциях, свойствах, возможностях информационных систем; □ сформировать практические навыки использования базовых технологий обработки данных. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Место дисциплины в учебном процессе: 1 курс (1 семестр) очной формы обучения. Изучение предусмотрено в базовой части цикла математических и естественнонаучных дисциплин. Учебная дисциплина «Теоретические основы информатики» должна изучаться после освоения дисциплин математика, информатика и ИКТ, соответствующих требованиям стандартов основного общего образования. Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 3 зачетные единицы (108 часов). Количество аудиторных часов: 38, из них 18 часов – лекционные занятия, 20 часов – лабораторные работы. На курсовые экзамены выделяется 27 часов. Отчетность по дисциплине: в 1 семестре – экзамен. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для успешного изучения данной дисциплины студенты должны обладать следующими знаниями и компетенциями: □ базовый курс математики основного общего образования; □ теория и практика по дисциплине информатики и ИКТ основного общего образования. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общенаучные компетенции: □ готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОНК-1); Инструментальные компетенции: □ готовность работать с информацией из различных источников (ИК- 4); □ владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-5); □ владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-6); Профессиональные компетенции: □ способен использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-22); В результате изучения дисциплины студент должен: знать: □ теоретические основы информатики; уметь: □ применять инструментальные средства для исследования объектов профессиональной деятельности; □ уметь использовать математические инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования владеть: □ методами поиска, хранения и обработки информации. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (в часах и зачетных единицах)
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ Тема 1. Информатика и информация. Краткий исторический очерк развития информационных технологий. Понятие информации, ее основные свойства и особенности. Понятие сообщения. Информация и данные. Виды информации и формы представления информации. Фазы обращения информации. Меры информации. Тема 2. Основные методы кодирования информации Классификация и характеристики кодов. Асинхронное и синхронное кодирование. Способы контроля правильности передачи данных: код с проверкой на четность, коды Хэмминга, циклические коды. Эффективное кодирование информации: алгоритмы Шеннона-Фано и Хаффмена, LZW-сжатие, арифметическое сжатие. Тема 3. Арифметические основы построения цифровых автоматов Системы счисления. Способы представления числовой и символьной информации в средствах вычислительной техники. Представление отрицательных чисел в средствах вычислительной техники. Прямой, обратный, дополнительный и модифицированные коды. Арифметические операции над числами с фиксированной точкой. Арифметические операции над числами с плавающей точкой. Тема 4. Логические основы построения цифровых автоматов Базовые операции и законы алгебры логики. Способы представления функций алгебры логики. Общие сведения о минимизации функций алгебры логики. Минимизация функций алгебры логики с использованием диаграмм Вейча. Минимизация функций алгебры логики методом Квайна. Минимизация функций алгебры логики методом Мак-Класки. Тема 5. Алгоритмы и основы синтеза цифровых автоматов Понятие алгоритма. Способы записи и основные свойства алгоритма. Управляющие конструкции: следование, выбор, ветвление, цикл. Моделирование процессов обработки данных конечными автоматами. Автоматы с памятью. Способы задания автоматов. Машина Тьюринга. Тема 6. Модели и системы Понятие модели. Классификация моделей. Реляционная модель данных. Реляционная алгебра. Определение системы. Информационная система как средство реализации информационных технологий. Функции и ресурсы информационных систем. Структура и принципы функционирования информационных систем. Основные типы информационных систем. Перспективные направления развития информационных систем. Тема 7. Базовые информационные технологии обработки информации Компьютерные технологии обработки текстовой и графической информации. Технологии работы с электронными таблицами. Базы данных и системы управления базами данных. Разработка программных модулей на Visual Basic for Application. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература:
б) дополнительная литература:
"Мир ПК"; "Компьютер-Пресс"; "PC-Magazine"; "PC-Week"; "Byte (Россия)"; "САПР и графика"; "Открытые системы"; "Микропроцессорные средства и системы"; "Электроника"; "Программирование"; "Программные продукты и системы". в) программное обеспечение современных информационных-коммуникационных технологий: 53. Microsoft Office, Adobe Photoshop. 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой или интерактивной доской, мультимедийным проектором с экраном. Для проведения лабораторных работ и практических занятий требуется специализированный компьютерный класс с установленными на ПЭВМ системой MS Office, Adobe Photoshop. ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Информатика и информация (2 часа) Краткий исторический очерк развития информационных технологий. Понятие информации, ее основные свойства и особенности. Понятие сообщения. Информация и данные. Виды информации и формы представления информации. Фазы обращения информации. Меры информации. Изучив данную тему, студент должен: знать: понятие информации, ее основные свойства и особенности, виды и формы представления, фазы обращения информации и ее меры; уметь: объяснить различия между информацией и данными, информацией и сообщением; владеть: навыками измерения количества информации. Литература [1, 2, 4]. Тема 2. Основные методы кодирования информации (2 часа) Классификация и характеристики кодов. Асинхронное и синхронное кодирование. Способы контроля правильности передачи данных: код с проверкой на четность, коды Хэмминга, циклические коды. Эффективное кодирование информации: алгоритмы Шеннона-Фано и Хаффмена, LZW-сжатие, арифметическое сжатие. Изучив данную тему, студент должен: знать: основные методы кодирования информации; способы контроля правильности передачи данных, алгоритмы эффективного кодирования информации уметь: объяснить основные методы кодирования информации и применить их на практике; владеть: навыками использования основных методов кодирования информации. Литература [4, 5, 6]. Тема 3. Арифметические основы построения цифровых автоматов (2 часа) Системы счисления. Способы представления числовой и символьной информации в средствах вычислительной техники. Представление отрицательных чисел в средствах вычислительной техники. Прямой, обратный, дополнительный и модифицированные коды. Арифметические операции над числами с фиксированной точкой. Арифметические операции над числами с плавающей точкой. Изучив данную тему, студент должен: знать: арифметические основы работы ЭВМ; уметь: осуществлять перевод из одной системы счисления в другую, совершать арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатиричной системах счисления, пользоваться прямым, обратным, дополнительным и модифицируемыми кодами, производить арифметические операции над числами с фиксированной и плавающей точкой; владеть: навыками выполнения арифметических операций в ЭВМ. Литература [1, 2, 4]. Тема 4. Логические основы построения цифровых автоматов (2 часа) Базовые операции и законы алгебры логики. Способы представления функций алгебры логики. Общие сведения о минимизации функций алгебры логики. Минимизация функций алгебры логики с использованием диаграмм Вейча. Минимизация функций алгебры логики методом Квайна. Минимизация функций алгебры логики методом Мак-Класки. Изучив данную тему, студент должен: знать: логические основы работы ЭВМ; уметь: производить базовые операции алгебры логики, осуществлять минимизацию функций алгебры логики различными методами; владеть: навыками выполнения логических операций в ЭВМ. Литература [1, 2, 4]. Тема 5. Алгоритмы и основы синтеза цифровых автоматов (4 часа) Понятие алгоритма. Способы записи и основные свойства алгоритма. Управляющие конструкции: следование, выбор, ветвление, цикл. Моделирование процессов обработки данных конечными автоматами. Автоматы с памятью. Способы задания автоматов. Машина Тьюринга. Изучив данную тему, студент должен: знать: понятия алгоритма и его базовые конструкции, основные принципы синтеза цифровых автоматов; уметь: пользоваться различными формами записи алгоритмов, способами задания автоматов; владеть: навыками построения алгоритмов и моделирования процессов обработки данных конечными автоматами. Литература [3, 4, 6]. Тема 6. Модели и системы (4 часа) Понятие модели. Классификация моделей. Реляционная модель данных. Реляционная алгебра. Определение системы. Информационная система как средство реализации информационных технологий. Функции и ресурсы информационных систем. Структура и принципы функционирования информационных систем. Основные типы информационных систем. Перспективные направления развития информационных систем. Изучив данную тему, студент должен: знать: понятия модели и их классификацию, определение системы и подсистемы, особенности и перспективные направления развития информационных систем; уметь: объяснить реляционную модель данных и пользоваться правилами реляционной алгебры; владеть: навыками построения реляционной модели данных. Литература [1, 2, 4]. Тема 7. Базовые информационные технологии обработки информации (2 часа) Компьютерные технологии обработки текстовой и графической информации. Технологии работы с электронными таблицами. Базы данных и системы управления базами данных. Разработка программных модулей на Visual Basic for Application. Изучив данную тему, студент должен: знать: базовые технологии обработки информации; уметь: использовать базовые технологии обработки информации на практике; владеть: навыками практической работы с приложениями MS Office и разработки программных модулей на языке программирования Visual Basic for Application.. Литература [1, 2]. 1.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ |
Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической... Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической географии | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического... ... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы прогнозирования... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теоретические основы дошкольного образования Составитель: Григорьева Александра Николаевна, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Основы банковского дела» Основы банковского дела: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Вводный курс информатики учебно-методический комплекс дисциплины... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Вводный курс информатики» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.... | Т. В. Сазанова теоретические основы и технологии по естествознанию В. Сазанова. Теоретические основы и технологии по естествознанию. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Рабочая программа учебной дисциплины теоретические основы автоматизированного управления Для изучения дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления» студентам необходимо обладать знаниями, умениями и... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Предисловие учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические проблемы квалификации преступлений» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов гуманитарных специальностей основам информатики и современных компьютерных... |