Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В
страница1/7
Дата публикации23.05.2015
Размер0.76 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий»

Разработчик: Соболева Е.В..

Идентификационный номер:

10(31)-050100.68-М2.В.ОД.3-2012г.

Контрольный экземпляр находится на кафедре естественнонаучного образования

Лист из


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. уССУРИЙСКЕ

scan0001.jpg

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий
Направление – 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа - Экологическое образование
Форма подготовки очная


Школа педагогики

Кафедра естественнонаучного образования

курс 1,2 семестр 2,3

лекции 8 (час.)

практические работы 42 (час.)

семинарские занятия не предусмотрены

лабораторные занятия не предусмотрены

консультации не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 50 (час.)

самостоятельная работа 94 (час.)

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет 2 семестр

экзамен 3 семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35)
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол № 10 «27» июня 2012 г.

scan0001.jpg
Составитель (ли): к.б.н., доцент Соболева Е.В.

Содержание


Аннотация…………………………………………………………………………3

Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)……………………………..8

Конспекты лекций………………………………………………………………17

Материалы практических занятий……………………………………………..62

Материалы для организации самостоятельной работы студентов………... 71

Контрольно-измерительные материалы……………………………………… 76

Список литературы……………………………………………………………. 79

Глоссарий………………………………………………………………………..81

Дополнительные материалы………………………………………………….. 84


Аннотация учебно-методический комплекс дисциплины

«Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий»


Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» разработан для студентов магистратуры 1 и 2 курса направления подготовки 050100.68 Педагогическое образование, программа подготовки экологическое образование в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 №12-13-87).

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла. Особенность построения учебно-методического комплекса связана с комплексным подходом к возможностям организации эпидемиологического благополучия населения как фундамента здоровья нации. Возможность опираться на знания, полученные студентами при изучении курса «Экологическая эпидемиология» и определяет особенности построения учебно-методического комплекса. Магистранты, не имеющие базового экологического образования, самостоятельно изучают основы экологической эпидемиологии. На практических и семинарских занятиях предусмотрено обсуждение механизмов внедрения химической безопасности среды на урбанизированных территориях и разработки таких механизмов. Также предусмотрено решение ситуационных задач, разработка экологических мероприятий для различных групп населения.

Цель дисциплины: изучение теоретических основ обеспечения эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций.

Место дисциплины в учебном плане: направление подготовки 050100.68. Педагогическое образование, программа подготовки экологическое образование. Трудоемкость 4 зачетные единицы. Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла, изучается во 2 и 3 семестрах.

Содержание дисциплины: понятие эпидемиологического благополучия населения. Экологозависимые заболевания. Основные научные подразделения России по вопросам экологической эпидемиологии. Основные направления экологической эпидемиологии в России и в мире. Схематический спектр биологического ответа населения на воздействие загрязненной окружающей среды. Недостатки системы мониторинга окружающей среды городов России. Здоровье и его факторы. Классификация загрязняющих веществ. Понятия о «классических» и канцерогенных веществах. Соотношение нормативов качества атмосферного воздуха в России и за рубежом. Необходимость использования результатов эколого-эпидемиологических исследований при нормировании загрязняющих веществ в воздушной среде. Состояние систем питьевого водоснабжения в России. Гигиенические требования и нормативы качества вод. Оценка загрязнения питьевой воды в городах и сельской местности. Проблемы мониторинга качества питьевой воды. Источники загрязнения почв. Нормативные документы. Химическое загрязнение продуктов питания. Микробное загрязнение продуктов питания. Загрязнение окружающей среды как фактор риска развития эндемического зоба. Организация работ по экологической эпидемиологии в России и в индустриально-развитых странах. Международные программы ВОЗ, ЕС и других организаций по экологической эпидемиологии. Основные виды эколого-эпидемиологических работ. Методы статистической обработки.

Достоинствами данного УМКД являются использование проблемного обучения, логическое построение материала.

Автор-составитель УМКД:

- кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования Школы педагогики ДВФУ Соболева Е.В.

Зав. кафедрой естественнонаучного образования Литвинова Е.А.



ABSTRACT

The teaching materials on the course "Theoretical Foundations of epidemiological surveillance of urban areas" are designed to train students in the program Environmental Education educational program. Field of study – 050100.68 “Pedagogical education”. (degree) to be earned – Master of Arts in Pedagogical education. Full-time program. Language of the program – Russian. The teaching materials are written in Russian.

These teaching materials on the course are developed in accordance with the curriculum of the educational program under the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) 050100.68 “Pedagogical education” (Master's degree), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (January 14, 2010, № 35).

The content of the teaching materials on the course are based on modern science and educational practice and reflects the author's approach to the subject matter.

Contents: the notion of being of the population. Ekologozavisimye disease. The main scientific divisions Russia on environmental epidemiology. The main directions of environmental epidemiology in Russia and in the world. Schematic spectrum of biological response of the population to the effects of environmental pollution. Disadvantages of the system of environmental monitoring of Russian cities. Health and its factors. Classification for pollutants. The concepts of "classical" and carcinogenic substances. The ratio of air quality standards in Russia and abroad. The need to use the results of environmental and epidemiological research for regulations of pollutants in the air. Condition of the drinking water supply in Russia. Hygiene requirements and water quality standards. Evaluation of contamination of drinking water in urban and rural areas. The problems of monitoring the quality of drinking water. Sources of soil contamination. Regulatory documents. Chemical contamination of food. Microbial contamination of food. Environmental pollution as a risk factor for the development of endemic goiter. The organization works for Environmental Epidemiology in Russia and in industrialized countries. International programs of WHO, the EU and other organizations on environmental epidemiology. The main types of environmental epidemiological work. Statistical treatment.

The teaching materials on the course provide extensive use of active, creative and interactive lessons, combined with private study in order to create and develop the professional skills of the students.

The total number of the course’s credits – 4 credits (144 hours).

These teaching materials on the course include the following materials:

  1. Course syllabus;

  2. Lectures notes;

  3. Materials for practical training lessons;

  4. Materials for students’ private study;

  5. Test and examination materials;

  6. Reading list;

  7. Glossary;

  8. Additional materials.


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. уССУРИЙСКЕ

scan0001.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий
Направление – 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа - Экологическое образование
Форма подготовки очная


Школа педагогики

Кафедра естественнонаучного образования

курс 1,2 семестр 2,3

лекции 8 (час.)

практические работы 42 (час.)

семинарские занятия не предусмотрены

лабораторные занятия не предусмотрены

консультации не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 50 (час.)

самостоятельная работа 94 (час.)

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет 2 семестр

экзамен 3 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры естественнонаучного образования протокол № 10 «27» июня 2012 г.scan0001.jpg

Составитель (ли): к.б.н., доцент Соболева Е.В.
Оборотная сторона титульного листа


I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Е.А. Литвинова

(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Е.А. Литвинова

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ



Курс «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» предназначен для студентов магистратуры 1 и 2 курса направления подготовки 050100.68 Педагогическое образование, программа подготовки Экологическое образование, изучается во 2 и 3 семестре. Данная учебная дисциплина относится к вариативной части «Профессионального цикла» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, что означает формирование в процессе обучения у студента знаний и компетенций: демонстрирует базовые представления о профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности, а также навыков самостоятельной работы в области экологической эпидемиологии. Учебная дисциплина является частью дисциплин в области биологии и экологии.

Целью изучения дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» является понимание освоение основ современной экологической эпидемиологии – науки, изучающей связь неблагоприятных естественных и антропогенных факторов

среды с распространением экопатологических состояний в популяциях животных и человека с целью их профилактики путем оптимизации качества среды обитания человека.

Задачи:

  1. Формирование комплексного, междисциплинарного подхода к изучению экопатологии, отражающей отклонения от эволюционно сложившегося равновесного состояния «организм - окружающая среда»;

  2. Изучение современных проблем санитарно-экологической безопасности;

  3. Изучение основных понятий, принципов и методов проведения эколого-эпидемиологических исследований;

  4. Приобретение навыков планирования и проведения эколого-эпидемиологических расследований на примерах анализа конкретных экотоксикологических ситуаций.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- современные проблемы санитарно-экологической безопасности;

Уметь:

- применять методы эколого-эпидемиологических исследований;

Владеть навыками:

- планирования и проведения эколого-эпидемиологических расследований на примерах анализа конкретных экоэпидемиологических ситуаций.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества (ПК-2);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

- в области проектной деятельности: готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14).

Практические занятия по дисциплине ориентированы на применение

эпидемиологических методов в экологии.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Экологическая токсикология» и «Медицинская экология».

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (8 час.)



Тема 1. Экопатология как эволюционный фактор. Эпидемии и цивилизация (2 часа).

Вопросы:

  1. Экопатология как эволюционный фактор.

  2. Эпидемии и цивилизация.


Тема 2. Патогены в окружающей среде. Классификация (биологические, биотические, химические, физические). Природная и техногенная очаговость болезней. Виды массовых поражений людей (краевая патология, эндемические болезни, эпидемии, пандемии). 2 часа

Вопросы:

  1. Патогены в окружающей среде. Классификация.

  2. Природная и техногенная очаговость болезней.

  3. Виды массовых поражений людей.


Тема 3. Эпидемиологический процесс. Пути передачи инфекции. Естественное течение эпидемиологических заболеваний. Типы эпидемий в зависимости от особенностей заражения(2 часа).

Вопросы:

  1. Эпидемиологический процесс. Пути передачи инфекции.

  2. Типы эпидемий.


Тема 4. Особенности неинфекционных эпидемических поражений. Подходы к изучению техногенных эпидемий. Понятие «случай». Выборки. Ошибки и мешающие факторы. Стандартизация(1 час).

Вопросы:

  1. Особенности неинфекционных эпидемических поражений.

  2. Выборки. Ошибки и мешающие факторы.

  3. Стандартизация.


Тема 5. Показатели популяционного здоровья,

используемые в ЭЭ. (1 час).

Вопросы:

  1. Относительные показатели.

  2. Типы эпидемиологических исследований.

  3. Управление рисками. Принципиальные подходы.

  4. Оценка рисков пороговых и беспороговых эффектов.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА



Практические занятия (42 часа)
Занятие 1. Соотношение популяции и выборки. 6 часов

Рабдомизация.

Вариационные ряды.

Исчисление средних значений в выборке.
Занятие 2. Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. 6 часов

Экономический ущерб и способы его расчета.

Способы снижения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.
Занятие 3. Ошибки и мешающие факторы. Методы

стандартизации. 6 часов

Критерии Хилла

Мешающие факторы

Исследования случай – контроль
Занятие 4. Дизайн и анализ кагортных исследований. 6 часов

Сопоставление показатели заболеваемости (смертности) в когорте с показателями в контрольной когорте.

Расчет стандартизованного отношения заболеваемости (СОЗ) или смертности (СОС).
Занятие 5. Дизайн и анализ исследований случай-контроль. 6 часов

Случай-контроль внутри когорты (гнездовое исследование или метод вложенной выборки).

Популяционные исследования.
Занятие 6. Оценка рисков пороговых эффектов. 6 часов

Оценка риска.

Идентификация опасности.

Оценка экспозиции.

Оценка зависимости "доза – ответ".

Характеристика риска.
Занятие 7. Управление риском. 6 часов

Этапы управления риском на промышленных предприятиях.

Статотчетность 2-ТП (воздух).

  1. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ ЦЕЛЕЙ КУРСА



Контроль качества прохождения курса предполагает использование следующих средств.

  1. Контроль посещения лекционных и практических занятий.

  2. Контроль выполнения заданий на практических занятиях.

  3. Зачет в конце второго семестра.

  4. Экзамен в конце третьего семестра в форме отчета о проделанной работе в ходе выполнения практических заданий.

Итоговый контроль

Формой итогового контроля является экзамен, который представляет собой отчет о проделанной работе в ходе выполнения практических заданий

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconДоклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения...
Произошедшие в последние годы радикальные социально-экономические и политические перемены потребовали принципиально новых подходов...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической...
Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической географии
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconГосударственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического...
Российской Федерации в 2012 году» в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23. 05. 2012 №513 «О государственном...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического...
Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теоретические основы информатики»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080700 «Бизнес-информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconТ. В. Сазанова теоретические основы и технологии по естествознанию
В. Сазанова. Теоретические основы и технологии по естествознанию. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В icon1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа)
Вишняков Я. Д., Вагин В. И., Овчинников В. В., Стародубец А. Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические проблемы квалификации преступлений»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080105 «Финансы и кредит»
Данный учебно-методический комплекс предусматривает изучение 7 тем, содержание которых изложено в четвертом разделе. Во избежание...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы искусственного интеллекта» студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconИтоговое заявление Четвертого совещания глав служб государств-членов...
Рспектив совместной работы по предупреждению распространения инфекционных болезней на пространстве Шанхайской организации сотрудничества,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теоретические основы эпидемиологического благополучия населения урбанизированных территорий» Разработчик: Соболева Е. В iconПодготовка к проведению Европейской недели иммунизации
Вынести на повестку заседания координационного совета по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Волгоградской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск