Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса





Скачать 264.96 Kb.
НазваниеПортфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса
страница1/3
Дата публикации10.12.2014
Размер264.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса

Консультант: Давлетшина А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования УИПКПРО.
Одним из методов оценивания результативности функционирования воспитательной системы класса является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

– поощрять их активность и самостоятельность;

– расширять возможности обучения и самообучения;

– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

– формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

– и как результат:

– способствовать повышению качества образования в целом.

Введение портфолио мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников 4-го класса и вопросами оптимизации воспитательной работы классного руководителя в целом.

Начать формировать портфолио с учащимися начальных классов можно уже со второго года обучения. В каждом конкретном случае определяющим будет являться готовность ученика к рефлексии собственных достижений. Важным условием эффективности воспитательной работы учителя в данном направлении будет выступать взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.

Цель воспитательной работы учителя – создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.

Основные задачи :

– создать эмоционально-комфортную образовательную среду;

– способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

– изучить интересы, потребности и склонности учащихся;

– изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;

– соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы с учеником;

– информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;

– способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.

Реализация программы рассчитана на три года, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, бесед и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.

К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу учитель начальных классов как классный руководитель.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Важно, чтобы на каждом этапе воспитательной работы в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом учителя является «Портфолио» ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.

Содержание портфолио:

– официальные бланки портфолио;

– диагностические материалы;

– таблицы и схемы для ведения портфолио;

– памятки и инструкции для учащихся;

– методические рекомендации по ведению портфолио;

– примерные варианты занятий с учащимися.

Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.

В рамках данной программы воспитательной работы предполагается проведение серии занятий с классом, индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, классных часов, бесед с учащимися.

СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАПКИ
1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел «Мой портрет»;

II раздел «Портфолио документов»;

III раздел «Портфолио работ»;

IV раздел «Портфолио отзывов»;

V раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).
Раздел I. Информация о владельце портфолио.

Мой портрет – цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует достижения. Также проводит самоанализ итогов года.

Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.
Раздел II. Официальные документы.

Портфолио документов – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.)

В данном разделе допускается представление копий документов.

Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша в аттестат, легко заполняется классным руководителем.

Документы, представленные в данном разделе фиксируются в таблице. Сами документы или их копии (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. п. ) могут храниться дома у ученика или в файле Рабочей папки.
Раздел III. Творческие работы, кружки и секции по выбору.

Портфолио работ – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.

Портфолио работ может включать в себя:

– проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);

– исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);

– техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);

– работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);

– различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);

– занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;

– участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.

В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

В рабочую папку (портфолио) прилагается:

1. Перечень представленных творческих работ.

2. Таблица “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях”.

Учащийся фиксирует в бланке “Перечень творческих работ” и таблице “Мое участие в школьных праздниках и классных мероприятиях” виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки.
Раздел IV. Отзывы и рекомендации.

Портфолио отзывов – характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ ученика своей конкретной деятельности и ее результатов на уровне возрастных психологических возможностей ребенка.

Портфолио отзывов включает в себя перечень представленных отзывов и рекомендаций:

– заключения о качестве выполненной работы;

– рецензии;

– отзывы;

– резюме с оценкой собственных учебных достижений;

– рекомендательные письма.
Примечание. Данный раздел включает в себя характеристики отношения школьника к людям, событиям, различным видам деятельности. Они могут быть представлены в виде рекомендаций, заключений о качестве выполненной работы, например, в научном обществе школьников, рецензий на статью, опубликованную ребенком в СМИ; рекомендательных писем от учителей, родителей, друзей и т. д.
В данный раздел прежде всего включаются следующие документы:

1. Резюме (собственный отзыв ребенка о своих достижениях)

2. Перечень представленных отзывов и рекомендаций

Этот раздел дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и воспитанием.

Рекомендации по оформлению некоторых страниц портфолио
МОЕ ИМЯ
Напиши о себе:

Имя ______________________________________________________

Отчество __________________________________________________

Фамилия __________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________

Что означает твоё имя _______________________________________

Выясни у родителей, почему тебя так назвали? Есть ли в роду люди с таким же именем? Что ты о них знаешь?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Ты хорошо знаешь день своего рождения. А знаешь ли день своего имени – ИМЕНИНЫ?

Узнай, запиши и запомни его __________________________________

Почему нужно дорожить своим именем?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

________________________________________________________








СЕМЬЯ


Напиши о своих родителях:

Папа




Мама




Имя







Отчество







Дата рождения







Профессия




Кто ещё есть в твоей семье?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Чья забота необходима, чтобы семья была крепкой и дружной?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Есть ли у вас любимые семейные праздники?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Каковы общие увлечения?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

За что люди уважают твою семью?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

ПЛАН ДОСТИЖЕНИЙ


Предмет,

тема

Я хочу
научиться

В настоящее время я…

Я могу (обратиться за помощью, …)

Я буду

Линейка

достижений
















0___________10
















0___________10
















0___________10
















0___________10
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconПрограмма развития воспитательной компоненты в мбоу «исош №41»
«воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т д
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconПлан воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год. Целью...
Целью воспитательной системы гимназии является формирование многосторонней,нравственно- полноценной, творчески- ориентированной личности,идущей...
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconПланирование воспитательной работы на 2008/2009 учебный год
Отчет классных руководителей о воспитательной работе проделанной в 1 четверти (5-6 класс)
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconОсновные задачи воспитательной работы
...
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconОтчет по воспитательной работе за 2011 -2012 учебного года
Воспитательная работа строится на основании программы воспитательной работы школы через реализацию воспитательных задач
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconСводный отчет по воспитательной работе за 2011/2012 учебный год муниципального...
Следует отметить, что это направление деятельности педагогов нашей школы всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение...
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconПримерная тематика рефератов по курсу «Педагогика воспитания»
Диагностика учащихся класса как часть воспитательной работы учителя, классного руководителя: задачи, содержание, методы
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconWww src
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconГолованова Татьяна Петровна Заместитель директора по воспитательной...
Всех собравшихся в этом зале мы спешим поздравить с замечательным праздником – Днем Учителя
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconСпонсируйте на расстоянии это просто!
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconДиалектическая психология – драма становления
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconНовинки библиотеки
Благодарим за подаренные книги Кашину В. П., зам директора по учебно-воспитательной работе, Сыропятову Н. Е., учителя русского языка...
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconБюджетный процесс в сми за период 18. 01-24. 01. 2010
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconБюджетный процесс в сми за период 08. 11 – 14. 11. 2010
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconПрограмма воспитательной компоненты мбоу сош №34 на 2013-2014 учебный год Приложение Утверждаю
Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса iconПрограмма семинара «максимальная защита здоровья птицы»
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск