Скачать 264.96 Kb.
|
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности воспитательной системы класса Консультант: Давлетшина А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования УИПКПРО. Одним из методов оценивания результативности функционирования воспитательной системы класса является портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: – поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; – поощрять их активность и самостоятельность; – расширять возможности обучения и самообучения; – развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; – формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; – и как результат: – способствовать повышению качества образования в целом. Введение портфолио мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников 4-го класса и вопросами оптимизации воспитательной работы классного руководителя в целом. Начать формировать портфолио с учащимися начальных классов можно уже со второго года обучения. В каждом конкретном случае определяющим будет являться готовность ученика к рефлексии собственных достижений. Важным условием эффективности воспитательной работы учителя в данном направлении будет выступать взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся. Цель воспитательной работы учителя – создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося. Основные задачи : – создать эмоционально-комфортную образовательную среду; – способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; – изучить интересы, потребности и склонности учащихся; – изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности; – соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы с учеником; – информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута; – способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения. Реализация программы рассчитана на три года, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, бесед и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом. К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу учитель начальных классов как классный руководитель. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Важно, чтобы на каждом этапе воспитательной работы в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом учителя является «Портфолио» ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения. Содержание портфолио: – официальные бланки портфолио; – диагностические материалы; – таблицы и схемы для ведения портфолио; – памятки и инструкции для учащихся; – методические рекомендации по ведению портфолио; – примерные варианты занятий с учащимися. Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах. В рамках данной программы воспитательной работы предполагается проведение серии занятий с классом, индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, классных часов, бесед с учащимися. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАПКИ 1. Титульный лист (обложка). 2. Содержание: I раздел «Мой портрет»; II раздел «Портфолио документов»; III раздел «Портфолио работ»; IV раздел «Портфолио отзывов»; V раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация). Раздел I. Информация о владельце портфолио. Мой портрет – цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография. Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует достижения. Также проводит самоанализ итогов года. Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д. Раздел II. Официальные документы. Портфолио документов – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.) В данном разделе допускается представление копий документов. Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша в аттестат, легко заполняется классным руководителем. Документы, представленные в данном разделе фиксируются в таблице. Сами документы или их копии (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. п. ) могут храниться дома у ученика или в файле Рабочей папки. Раздел III. Творческие работы, кружки и секции по выбору. Портфолио работ – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника. Портфолио работ может включать в себя: – проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде); – исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература); – техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы); – работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.); – различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность); – занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах; – участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В рабочую папку (портфолио) прилагается: 1. Перечень представленных творческих работ. 2. Таблица “Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях”. Учащийся фиксирует в бланке “Перечень творческих работ” и таблице “Мое участие в школьных праздниках и классных мероприятиях” виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения рабочей папки. Раздел IV. Отзывы и рекомендации. Портфолио отзывов – характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами; письменный самоанализ ученика своей конкретной деятельности и ее результатов на уровне возрастных психологических возможностей ребенка. Портфолио отзывов включает в себя перечень представленных отзывов и рекомендаций: – заключения о качестве выполненной работы; – рецензии; – отзывы; – резюме с оценкой собственных учебных достижений; – рекомендательные письма. Примечание. Данный раздел включает в себя характеристики отношения школьника к людям, событиям, различным видам деятельности. Они могут быть представлены в виде рекомендаций, заключений о качестве выполненной работы, например, в научном обществе школьников, рецензий на статью, опубликованную ребенком в СМИ; рекомендательных писем от учителей, родителей, друзей и т. д. В данный раздел прежде всего включаются следующие документы: 1. Резюме (собственный отзыв ребенка о своих достижениях) 2. Перечень представленных отзывов и рекомендаций Этот раздел дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и воспитанием. Рекомендации по оформлению некоторых страниц портфолио МОЕ ИМЯ Напиши о себе: Имя ______________________________________________________ Отчество __________________________________________________ Фамилия __________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________ Что означает твоё имя _______________________________________ Выясни у родителей, почему тебя так назвали? Есть ли в роду люди с таким же именем? Что ты о них знаешь? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Ты хорошо знаешь день своего рождения. А знаешь ли день своего имени – ИМЕНИНЫ? Узнай, запиши и запомни его __________________________________ Почему нужно дорожить своим именем? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ________________________________________________________
Напиши о своих родителях:
Кто ещё есть в твоей семье? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Чья забота необходима, чтобы семья была крепкой и дружной? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Есть ли у вас любимые семейные праздники? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Каковы общие увлечения? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ За что люди уважают твою семью? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ПЛАН ДОСТИЖЕНИЙ
|
Программа развития воспитательной компоненты в мбоу «исош №41» «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т д | План воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год. Целью... Целью воспитательной системы гимназии является формирование многосторонней,нравственно- полноценной, творчески- ориентированной личности,идущей... | ||
Планирование воспитательной работы на 2008/2009 учебный год Отчет классных руководителей о воспитательной работе проделанной в 1 четверти (5-6 класс) | Основные задачи воспитательной работы ... | ||
Отчет по воспитательной работе за 2011 -2012 учебного года Воспитательная работа строится на основании программы воспитательной работы школы через реализацию воспитательных задач | Сводный отчет по воспитательной работе за 2011/2012 учебный год муниципального... Следует отметить, что это направление деятельности педагогов нашей школы всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение... | ||
Примерная тематика рефератов по курсу «Педагогика воспитания» Диагностика учащихся класса как часть воспитательной работы учителя, классного руководителя: задачи, содержание, методы | Www src Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
Голованова Татьяна Петровна Заместитель директора по воспитательной... Всех собравшихся в этом зале мы спешим поздравить с замечательным праздником – Днем Учителя | Спонсируйте на расстоянии это просто! Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
Диалектическая психология – драма становления Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | Новинки библиотеки Благодарим за подаренные книги Кашину В. П., зам директора по учебно-воспитательной работе, Сыропятову Н. Е., учителя русского языка... | ||
Бюджетный процесс в сми за период 18. 01-24. 01. 2010 Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | Бюджетный процесс в сми за период 08. 11 – 14. 11. 2010 Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... | ||
Программа воспитательной компоненты мбоу сош №34 на 2013-2014 учебный год Приложение Утверждаю Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе | Программа семинара «максимальная защита здоровья птицы» Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы.... |