Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с примерными программами общего образования на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Н.Д.Угриновича для 7 класса.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 7 классе:
Изучение информатики и информационных технологий на данном уровне обучения направлено для достижения следующих целей:
-освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики 7 класса выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса направлена на изучение компьютера как универсального устройства обработки информации, и программного обеспечения. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Последовательность изучения тем и разделов:
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса основной школы – 50х50. При выполнении практикумов предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов.
Основное содержание курса состоит из следующих разделов:
Компьютер как универсальное устройство обработки информации:
-Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
-Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
-Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы и их функции. Загрузка компьютера.
-Данные и программы. Файлы и файловая система.
-Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Обработка текстовой информации:
-Создание и простейшее редактирование документов (вставка, замена и удаление символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
-Проверка правописания.
-Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
-Параметры шрифта, параметры абзаца.
-Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
-Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
-Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
-Запись и выделение изменений.
-Распознавание текста.
-Компьютерные словари и системы перевода текстов.
-Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Обработка графической информации:
-Растровая и векторная графика.
-Интерфейс графических редакторов.
-Рисунки и фотографии.
-Форматы графических файлов.
Мультимедийные технологии:
-Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
-Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
-Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
-Использование простых анимационных графических объектов. Перечень проверочных и практических работ, предусмотренных программой:
-Практическая работа «Работа в текстовом редакторе»
-Практическая работа «Ввод и редактирование текста в ТР»
-Практическая работа «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти»
-Практическая работа «Форматирование текста»
-Практическая работа «Установка разрешающей способности монитора»
-Практическая работа «Форматирование текста»
-Практическая работа «Создание таблиц в текстовом процессоре»
-Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
-Практическая работа «Работа с файлами»
-Практическая работа «Форматирование таблиц в текстовом процессоре»
-Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»
-Практическая работа «Знакомство с графическим интерфейсом операционной системы»
-Практическая работа «Рисование в растровом графическом редакторе»
-Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
-Практическая работа «Работа в векторном графическом редакторе в составе текстового процессора»
-Практическая работа «Компьютерные презентации»
-Практическая работа «Дизайн презентации и макеты слайдов»
-Практическая работа «Создание анимации, встроенной в презентацию»
-Практическая работа «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
-Практическая работа «Разработка презентации «История развития ВТ»
-Контрольная практическая работа «Форматирование текста в текстовом процессоре»
-Проверочная работа «Основные устройства компьютера»
-Проверочная практическая работа «Работа в растровом графическом редакторе»
-Проверочная практическая работа «Работа в векторном графическом редакторе»
-Проверочная практическая работа «Создание мультимедийной интерактивной презентации» Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика. 7 класс» включают:
- Учебник. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 7 класс. – М.: БИНОМ
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий:
Учащиеся должны:
знать/понимать:
-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры безопасности;
-оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-создавать информационные объекты, в том числе:
-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
-создавать чертежи, рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-создавать презентации на основе шаблонов;
-пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с примерными программами общего образования на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Н.Д.Угриновича.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 8 классе:
Изучение информатики и информационных технологий на данном уровне обучения направлено для достижения следующих целей:
-углубление знаний, полученных в 7 классе, в области информационных технологий и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
-овладение умениями работать профессионально с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики 8 класса выступают информационные процессы и информационные технологии. Особое внимание уделяется информации, ее количеству и единицам измерения. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Последовательность изучения тем и разделов:
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса основной школы – 50х50. При выполнении практикумов предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.
Основное содержание курса состоит из следующих разделов:
Информация и информационные процессы:
-Информация. Информационные объекты различных видов.
-Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Роль информации в жизни людей.
-Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Обработка текстовой информации:
-Создание и редактирование документов (вставка, замена и удаление символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
-Проверка правописания.
-Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
-Параметры шрифта, параметры абзаца.
-Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
-Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
-Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
-Запись и выделение изменений.
-Распознавание текста.
-Компьютерные словари и системы перевода текстов.
-Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Представление числовой информации:
-Представление числовой информации в различных системах счисления.
-Компьютерное представление числовой информации.
Обработка числовой информации:
-Табличные расчеты и электронные таблицы.
-Типы данных: числа, формулы, текст.
-Абсолютные и относительные ссылки.
-Встроенные функции.
Перечень проверочных и практических работ, предусмотренных программой:
-Практическая работа «Набор текста. Правила набора текста. Настройка окна текстового процессора»
-Практическая работа «Создание и форматирование текстового документа»
-Практическая работа «Колонтитулы. Нумерация страниц»
-Практическая работа «Вставка формул в текстовый документ»
-Практическая работа «Создание и форматирование списков в текстовом документе»
-Практическая работа «Вставка оглавления в документ»
-Практическая работа «Создание текстовых документов. Шаблоны и Мастера»
-Практическая работа «Гиперссылки в текстовом документе»
-Практическая работа «Знакомство с электронными таблицами»
-Практическая работа «Основные типы и форматы данных в электронных таблицах»
-Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
-Практическая работа «Встроенные функции в электронных таблицах»
-Практическая работа «Таблица значений функции. Табулирование функции средствами электронных таблиц»
-Практическая работа «Логические функции»
-Практическая работа «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
-Проверочная работа «Информация и информационные процессы»
-Проверочная работа «Создание комплексного текстового документа»
-Домашняя самостоятельная работа «Двоичное кодирование чисел в компьютере»
-Проверочная практическая работа «Адресация в электронных таблицах»
-Проверочная практическая работа «Логические функции»
-Итоговая практическая работа «Обработка числовых данных»
-Самостоятельна практическая работа «Создание кроссворда средствами электронной таблицы»
-Самостоятельная практическая работа «Создание теста в электронной таблице»
Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика. 7 класс» включают:
- Учебник. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 8 класс. – М.: БИНОМ
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий:
Учащиеся должны:
знать/понимать:
-виды информационных процессов;
-единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-знать суть содержательного и алфавитного подхода к измерению количества информации;
-программный принцип работы компьютера;
-принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-измерять количество информации при содержательном и алфавитном подходе;
-представлять числовую информации в виде двоичного кода; оперировать двоичными числами, переводить числа из одной системы счисления в другую;
-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты;
-создавать комплексные текстовые документы с использованием: нумерации страниц, списков, ссылок, оглавлений;
-проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения, математические формулы, диаграммы, колонтитулы;
-обрабатывать числовую информацию средствами электронных таблиц: форматировать таблицы, использовать различные типы данных в ячейках таблицы, производить вычисления по формулам, использовать встроенные функции; строить диаграммы и графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для создания простейших моделей объектов и процессов в виде динамических (электронных) таблиц;
-создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с примерными программами общего образования на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Для разработки программы использовалась авторская программа Н.Д.Угриновича.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 9 классе:
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные технологии управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено для достижения следующих целей:
-освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программа рассчитана на 68часов в год (2 часа в неделю).
Последовательность изучения тем и разделов:
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса основной школы - 50x50. При выполнении практикумов предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Основу курса составляют следующие разделы: Обработка графической информации: - Растровая и векторная графика. - Интерфейс графических редакторов. -Рисунки и фотографии. -Форматы графических файлов. -Анимация.
Мультимедийные технологии: -Кодирование и обработка звуковой информации -Использование простых анимационных графических объектов. Обработка числовой информации: -Табличные расчеты и электронные таблицы. -Типы данных: числа, формулы, текст. -Абсолютные и относительные ссылки. -Встроенные функции. Представление информации:
-Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации, -Компьютерное представление текстовой информации.
-Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). -Кодирование звуковой информации.
-Представление числовой информации в различных системах счисления. -Компьютерное представление числовой информации. Алгоритмы и исполнители:
-Алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. -Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
-Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
-Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. -Языки программирования и их классификация. -Основы объектно-ориентированного программирования.
-Основы алгоритмического программирования.
-Правила представления данных.
-Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. -Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Формализация и моделирование:
-Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Информационные технологии в обществе:
-Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
-Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. -Этика и право при создании и использовании информации. -Информационная безопасность. -Правовая охрана информационных ресурсов. -Основные этапы развития средств информационных технологий.
Перечень проверочных и практических работ, предусмотренных программой:
-Практическая работа «Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов»
-Практическая работа «Редактирование векторных рисунков»
-Практическая работа «Создание анимации»
-Практическая работа «Кодирование и обработка звуковой информации»
-Практическая работа «Использование программы Калькулятор для работы в системах счисления»
-Практическая работа «Основные типы и форматы данных в электронных таблицах»
-I фактическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
-I фактическая работа «Встроенные функции в электронных таблицах»
-Практическая работа «Таблица значений функции. Табулирование функции»
-Практическая работа «Использование логических функций в электронных таблицах»
-Практическая работа «Построение диаграмм и графиков средствами электронных таблиц»
-Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
-Практическая работа «Создание кроссворда средствами электронной таблицы»
-Практическая работа «Создание теста в электронной таблице»
-Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащего алгоритмическую конструкцию следование»
-Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащего алгоритмическую конструкцию ветвление»
-Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащего алгоритмическую конструкцию цикл»
-Практические работы по теме « Объектно- ориентированное и структурное программирование»:
Проект «Калькулятор»
Проект «Даты и время»
Проект «Сложение строк»
Проект «Строковый калькулятор»
Проект «Сравнение кодов символов»
Проект «Отметка»
Проект «Коды символов»
Проект «Слово-перевертыш»
Проект «Графический редактор»
Проект «Система координат»
Проект «Анимация»
Проект «Бросание мячика в площадку»
Проект «Графическое решение уравнения»
Проект «Распознавание удобрений»
Проект «Информационные модели управления объектами» -Проверочная работа «Обработка графической и звуковой информации» -Проверочная практическая работа «Обработка числовых данных» -Самостоятельная работа «Логические функции» -Самостоятельная работа «Адресация в электронных таблицах»
Компоненты учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика. 7 класс» включают:
- Учебник. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс. - М: БИНОМ
Требования к подготовке школьников в области информатики н информационных технологий: В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать:
-виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-разновидности и уровни языков программирования; принципы объектно-ориентированного и структурного программирования;
-программный принцип работы компьютера;
-назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и
разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры безопасности;
-создавать чертежи, рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием
основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку
цифровых изображений;
-обрабатывать числовые данные средствами электронных таблиц; представлять числовые данные в виде диаграмм и графиков;
-составлять блок-схемы алгоритмов; реализовывать алгоритмы на одном из языков программирования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ
(в том числе и форме блок-схем);
-проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; - создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; - передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. |