Скачать 74.09 Kb.
|
Педагогический проект «Азбука вежливости». == Автор проекта == Гаврилина Галина Викторовна, учитель начальных классов, МОУ «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования» г. Ожерелье. == Предмет, класс == Русский язык, 1 класс -- Краткая аннотация проекта-- Проект подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты проекта непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Проект позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных. Выполняя проект, ребёнок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно – следственные связи. Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
--Основополагающий вопрос-- Как разработать единую научно – обоснованную систему по организации самостоятельной работы учащихся, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук, развить интеллектуально – нравственной культуры учащихся в период обучения грамоте? --Проблемные вопросы— --Как применить различные формы самостоятельной работы? --Что это позволит достичь высокого уровня интеллекта младших школьников, качества самостоятельной деятельности учащихся? --Учебные вопросы-- создать собственную азбуку;
Основные концептуальные положения Одна из задач проекта заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Имея сумму знаний по теме, учащиеся через проектную работу показывают их практическое применение. Проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течении определённого времени. Нами этот метод был апробирован при работе с первоклассниками в период обучения грамоте. При использовании метода проектов в процессе работы над «Азбукой» решаются многие учебные задачи в период обучения грамоте, развиваются творческие, литературные способности школьников. В программных требованиях к уровню подготовки учащихся к концу периода обучения грамоте выделены не только позиции, которые касаются интеллектуального развития учащихся, но и задачи нравственного характера. В программе сказано, что обучающиеся должны владеть общеучебными умениями (соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми), уметь использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми. Решению интеллектуально – нравственных задач периода обучения грамоте способствовала проектная работа первоклассников «Азбука вежливости». Этапы реализации проекта Проектная работа включает в себя пять ступеней (этапов):
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; непосредственная реализация проекта; презентация проекта; оценка проекта и своей деятельности в нём (самооценка). Содержание деятельности На первом этапе проектной работы нами была поставлена задача создания собственной азбуки. Этому способствовало задание: первоклассникам изобразить современные буквы. Проанализировав различные варианты современных азбук, ребята пришли к выводу, что нам необходимо создать «Азбуку вежливости», так как из – за незнания и неумения применять некоторые вежливые слова в классе иногда возникают конфликты; работа над такой азбукой поможет всем стать более культурными и воспитанными детьми. На втором этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели школьники предложили на каждую букву русского алфавита придумать вежливое слово. Третий этап в проекте коллективно не обсуждался, так как каждый участник этого проекта самостоятельно решал, как будет выглядеть оформление его собственной «Азбуки вежливости». В реализации четвёртого этапа проекта (изготовление изделия) участвовали родители первоклассников: они поддерживали детей советом, помогали в оформлении работы. На пятом, заключительном, этапе была организована выставка детских проектов. В течении двух недель родители, учащиеся, учителя имели возможность посмотреть детские работы. По окончании выставки работы были оформлены в виде альбома «Азбука вежливости учащихся 1 б класса МОУ « Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования» г. Ожерелье. В коллективной книге на каждую букву алфавита дети с помощью взрослых записывали вежливые («ласковые») слова, а к отдельным буквам выполнили иллюстрации. Приведу в качестве примера некоторые детские высказывания. А – аккуратность; Б – будьте добры, благородный, благодарный, благодарю, будь здоров, благожелательный, браво. В – вежливость, воспитанный, внимательный, всего хорошего. Г – гордость, грамотный, галантность, гуманный, гостипреимный, героизм. Д – доброта, доброе утро (день), дисциплинированный, деликатность, дружба, до свидания. Е – единодушие, естественность, если вас не затруднит. Ж – желанный, жизнерадостный, жалостливый. З – здравствуйте, заботливый. И – искренний, интересный, изобретательный, извините, идеальный. К – красота, культурный, красивый. Л – любимый, ласковый, любящий, любезный, любознательный, любовь к людям, животным. М – милый, миролюбивый, мудрость, милосердие, можно войти, мир, мягкость. Н – нежный, настойчивый, нравственный, находчивость, на здоровье, норма, негрубый, надёжный. О – очень ласковый, общительный, опрятный, отзывчивый, образованный, откровенность, обходительность, очарование, обаяние. П – пожалуйста, приличный, примерный, приятный, прилежный, порядочность, привет, простите, приятного сна, правильный, предупредительный. Р – радость, разговорчивый, работящий, рыцарство, рад вас видеть, родной, радушный. С – спасибо, спокойной ночи, сообразительный, скромный, спокойный, сознательный, сердечность, счастливый, совесть, сдержанность, старательность. Т – торжественный, трудолюбивый, терпение (терпимость), талантливый, такт. У – утро доброе, умный, уступчивый, уважающий, усидчивость, уверенный, учтивый. Ф – фантастический, фантазия. Х – хорошо, храбрость. Ц – ценный, целеустремлённый, цель, целомудренность. Ч – честность, чувствительность, человечный. Ш – шикарный, шалость, шутка. Щ – щедрость. Э – этикет, экстравагантность, экономный, эрудиция. Ю – юмор. Я – ясный, яркость. На празднике прощания с первой учебной книгой - «Азбукой» были презентованы наиболее интересные в содержательном и оформительском плане работы. На этом же празднике прощания с «Азбукой» каждый участник проекта получил благодарственное письмо, написанное на специальном бланке. Ожидаемый результат проекта В целом работа над проектом «Азбука вежливости» заняла около месяца. В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширился тематический словарный запас, кругозор; развивались творческие, литературные способности; активизировалась внутренняя и внешняя речь; шло развитие в интеллектуально – нравственном плане; совершенствовалась техника чтения. Рукописная коллективная работа «Азбука вежливости» стала частью классной библиотеки. Дети обращаются к своей книге в случае необходимости: для разрешения спорных, конфликтных ситуаций в общении. Впервые участвуя в проектной деятельности, учащиеся познакомились с новым для себя видом работы:
Таким образом, выступая в качестве субъекта деятельности, определяя её цель, открывая новые знания, экспериментируя, выбирая пути решения своих проблем, неся ответственность за свою работу, учащиеся сделали первые шаги в развитии проектных компетенций. Список литературы
|
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности Поэтому необходимо добиваться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого... | Умение формулировать проблемные вопросы и гипотезы для исследования Защита проекта, как итог ученической работы, создает ситуацию успеха, дает силы и желание работать с увлечением дальше. Дети, освоившие... | ||
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания | Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания | ||
Тесты для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы работы... Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этом уроке вы узнаете, как создать фотоманипуляцию с помощью нескольких стоковых изображений, как создать мрачную атмосферу и как... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень... | Положение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов... Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,... | ||
Как написать доклад Доклад вид самостоятельной научно исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки... | Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,... Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,... | ||
Конспект урока по химии в 10 классе Цветкова Л. А. и Габриеляна О. С. На усвоение данного объемного материала предполагается только один урок, если это базовый уровень.... | Учебно-тематический план по формам обучения (д/о,в/о) содержание... Задания для самостоятельной работы по разделам курса: задачи и проблемные ситуации | ||
Урока: Образовательные Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные... | Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | ||
Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | Контрольные вопросы по курсу для самостоятельной работы 16 Часть... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... |