Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы?





Скачать 74.09 Kb.
НазваниеПроблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы?
Дата публикации18.12.2014
Размер74.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Педагогический проект «Азбука вежливости».
== Автор проекта ==

Гаврилина Галина Викторовна, учитель начальных классов, МОУ «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования» г. Ожерелье.
== Предмет, класс ==

Русский язык, 1 класс
-- Краткая аннотация проекта--

Проект подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты проекта непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Проект позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных. Выполняя проект, ребёнок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно – следственные связи.

Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:

  • Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;

  • Социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;

  • Оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;

  • Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений не достаёт;

  • Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;

  • Рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

  • Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

--Основополагающий вопрос--

Как разработать единую научно – обоснованную систему по организации самостоятельной работы учащихся, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук, развить интеллектуально – нравственной культуры учащихся в период обучения грамоте?
--Проблемные вопросы—

--Как применить различные формы самостоятельной работы?

--Что это позволит достичь высокого уровня интеллекта младших школьников, качества самостоятельной деятельности учащихся?

--Учебные вопросы--

создать собственную азбуку;

  • расширить кругозор детей на основе богатого содержания , отражающего мир природы, общества и человека;

  • активизировать внутреннюю и внешнюю речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками;

  • развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность детей;

  • вызвать у учащихся положительное отношение к учению;

  • обучить учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения;

  • научить оценивать результат своих действий;

Основные концептуальные положения
Одна из задач проекта заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Имея сумму знаний по теме, учащиеся через проектную работу показывают их практическое применение. Проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течении определённого времени. Нами этот метод был апробирован при работе с первоклассниками в период обучения грамоте. При использовании метода проектов в процессе работы над «Азбукой» решаются многие учебные задачи в период обучения грамоте, развиваются творческие, литературные способности школьников. В программных требованиях к уровню подготовки учащихся к концу периода обучения грамоте выделены не только позиции, которые касаются интеллектуального развития учащихся, но и задачи нравственного характера. В программе сказано, что обучающиеся должны владеть общеучебными умениями (соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми), уметь использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми. Решению интеллектуально – нравственных задач периода обучения грамоте способствовала проектная работа первоклассников «Азбука вежливости».

Этапы реализации проекта

Проектная работа включает в себя пять ступеней (этапов):

  1. Определение потребности и краткая формулировка задачи. На этом этапе определяется практическая значимая цель.

  2. Набор первоначальных идей и предварительное обсуждение путей реализации поставленной цели.

  3. Проработка одной или нескольких идей. На этом этапе дети должны окончательно решить, как будет реализовываться проект, что конкретно они будут выполнять.

  4. Изготовление одного или нескольких изделий.

  5. Обсуждение результатов и оценка проделанной работы.

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; непосредственная реализация проекта; презентация проекта; оценка проекта и своей деятельности в нём (самооценка).

Содержание деятельности

На первом этапе проектной работы нами была поставлена задача создания собственной азбуки. Этому способствовало задание: первоклассникам изобразить современные буквы. Проанализировав различные варианты современных азбук, ребята пришли к выводу, что нам необходимо создать «Азбуку вежливости», так как из – за незнания и неумения применять некоторые вежливые слова в классе иногда возникают конфликты; работа над такой азбукой поможет всем стать более культурными и воспитанными детьми.

На втором этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели школьники предложили на каждую букву русского алфавита придумать вежливое слово.

Третий этап в проекте коллективно не обсуждался, так как каждый участник этого проекта самостоятельно решал, как будет выглядеть оформление его собственной «Азбуки вежливости».

В реализации четвёртого этапа проекта (изготовление изделия) участвовали родители первоклассников: они поддерживали детей советом, помогали в оформлении работы.

На пятом, заключительном, этапе была организована выставка детских проектов. В течении двух недель родители, учащиеся, учителя имели возможность посмотреть детские работы. По окончании выставки работы были оформлены в виде альбома «Азбука вежливости учащихся 1 б класса МОУ « Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования» г. Ожерелье.

В коллективной книге на каждую букву алфавита дети с помощью взрослых записывали вежливые («ласковые») слова, а к отдельным буквам выполнили иллюстрации. Приведу в качестве примера некоторые детские высказывания.

А – аккуратность;

Б – будьте добры, благородный, благодарный, благодарю, будь здоров, благожелательный, браво.

В – вежливость, воспитанный, внимательный, всего хорошего.

Г – гордость, грамотный, галантность, гуманный, гостипреимный, героизм.

Д – доброта, доброе утро (день), дисциплинированный, деликатность, дружба, до свидания.

Е – единодушие, естественность, если вас не затруднит.

Ж – желанный, жизнерадостный, жалостливый.

З – здравствуйте, заботливый.

И – искренний, интересный, изобретательный, извините, идеальный. К – красота, культурный, красивый.

Л – любимый, ласковый, любящий, любезный, любознательный, любовь к людям, животным.

М – милый, миролюбивый, мудрость, милосердие, можно войти, мир, мягкость.

Н – нежный, настойчивый, нравственный, находчивость, на здоровье, норма, негрубый, надёжный.

О – очень ласковый, общительный, опрятный, отзывчивый, образованный, откровенность, обходительность, очарование, обаяние.

П – пожалуйста, приличный, примерный, приятный, прилежный, порядочность, привет, простите, приятного сна, правильный, предупредительный.

Р – радость, разговорчивый, работящий, рыцарство, рад вас видеть, родной, радушный.

С – спасибо, спокойной ночи, сообразительный, скромный, спокойный, сознательный, сердечность, счастливый, совесть, сдержанность, старательность.
Т – торжественный, трудолюбивый, терпение (терпимость), талантливый, такт.

У – утро доброе, умный, уступчивый, уважающий, усидчивость, уверенный, учтивый. Ф – фантастический, фантазия.

Х – хорошо, храбрость. Ц – ценный, целеустремлённый, цель, целомудренность.

Ч – честность, чувствительность, человечный.

Ш – шикарный, шалость, шутка. Щ – щедрость. Э – этикет, экстравагантность, экономный, эрудиция. Ю – юмор. Я – ясный, яркость.

На празднике прощания с первой учебной книгой - «Азбукой» были презентованы наиболее интересные в содержательном и оформительском плане работы. На этом же празднике прощания с «Азбукой» каждый участник проекта получил благодарственное письмо, написанное на специальном бланке.

Ожидаемый результат проекта

В целом работа над проектом «Азбука вежливости» заняла около месяца. В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширился тематический словарный запас, кругозор; развивались творческие, литературные способности; активизировалась внутренняя и внешняя речь; шло развитие в интеллектуально – нравственном плане; совершенствовалась техника чтения. Рукописная коллективная работа «Азбука вежливости» стала частью классной библиотеки. Дети обращаются к своей книге в случае необходимости: для разрешения спорных, конфликтных ситуаций в общении.

Впервые участвуя в проектной деятельности, учащиеся познакомились с новым для себя видом работы:

  • Узнали, что такое планирование, учились планировать работу;

  • Учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;

  • Познакомились с требованиями к работе и предъявляли требования к конечному продукту;

  • Учились оценивать конечный результат;

  • Анализируя свою работу, познавали суть проектного метода.

Таким образом, выступая в качестве субъекта деятельности, определяя её цель, открывая новые знания, экспериментируя, выбирая пути решения своих проблем, неся ответственность за свою работу, учащиеся сделали первые шаги в развитии проектных компетенций.

Список литературы

    1. Землянская Е.Н. Учебные проекты в экономической подготовке школьников // Народное образование. 2006. №6.

    2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. Самара, 2006.

    3. Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. №4.

    4. Воскобойникова Е.А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. // Начальная школа. 2007. №12.

    5. Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. // Начальная школа. 2009. № 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconПроблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности
Поэтому необходимо добиваться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconУмение формулировать проблемные вопросы и гипотезы для исследования
Защита проекта, как итог ученической работы, создает ситуацию успеха, дает силы и желание работать с увлечением дальше. Дети, освоившие...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconТесты для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы работы...
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этом уроке вы узнаете, как создать фотоманипуляцию с помощью нескольких стоковых изображений, как создать мрачную атмосферу и как...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconКак написать доклад
Доклад вид самостоятельной научно исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconМетодические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,...
Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconКонспект урока по химии в 10 классе
Цветкова Л. А. и Габриеляна О. С. На усвоение данного объемного материала предполагается только один урок, если это базовый уровень....
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconУчебно-тематический план по формам обучения (д/о,в/о) содержание...
Задания для самостоятельной работы по разделам курса: задачи и проблемные ситуации
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconУрока: Образовательные
Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconМетодические рекомендации к выполнению домашних письменных работ
Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических...
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? iconКонтрольные вопросы по курсу для самостоятельной работы 16 Часть...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск