Скачать 67.4 Kb.
|
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности Тема моей работы не нова, но она всегда актуальна, особенно в наше время, когда резко падает уровень грамотности не только школьников, но и взрослого населения нашей страны. Исчезает интерес молодёжи к чтению, к книге, сознательному отношению к овладению знаниями, умениями и навыками. И, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Поэтому необходимо добиваться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого из них, дать любому школьнику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха. В современной методике преподавания русского языка проблемы изучения лексики и словарной работы в школе рассматриваются в работах таких ученых, как М.Т.Баранов, А.В.Прудникова, Т.А.Ладыженская и других. Особое внимание уделяется созданию системы работы по лексике и обогащению словарного запаса. Изучив литературу по этой проблеме, я систематизировала и обобщила материал, изложенный в работах таких авторов, как Т.Н.Кошкарова, Л.И.Новикова, С.Н.Пименова и других. Цель моей работы - формирование навыков грамотного письма через организацию словарной работы - обусловила необходимость решения следующих задач: Слайд 2
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Особую актуальность приобретает организация словарной работы, направленная на анализ различных значений слова в толковом словаре. Предлагаемая система работы с непроверяемыми написаниями обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при слушании радио- и телепередач. Саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса. Слайд 3 Чтобы правильно употребить и написать слово, необходимо осознать его лексическое значение. Толкование значения слова проводится различными способами: с помощью словаря, исторического комментария, подбора синонимов. Тем более, что сейчас этого требуют задания ГИА и ЕГЭ. Большинство слов запоминается лучше, если использовать исторический или этимологический комментарий. Слайд 4 Основным приёмом в работе над проверяемыми написаниями является этимологический анализ, он, по словам Д.Н.Богоявленского, «на помощь памяти приводит могучие силы сознательной интеллектуальной деятельности ученика, изучение трудных слов превращается в сознательный процесс», и это ценнее механического запоминания, так как сознательная работа приносит человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая. Правда, в школьной практике мы применяем его несколько упрощённо, чтобы научить детей правильно писать трудные слова. Поэтому он может быть не полным, а частичным, упрощённым. Элементарный анализ на уроке проводим в таком объёме, в каком это необходимо для решения практической задачи. Иногда необходимы устные, более пространные пояснения к этим справкам, в которых раскрывается, доводится до сознания учащихся смысловое родство слов. Но в языке много слов, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, они находятся как бы «вне правил». К ним относятся непроверяемые написания гласных и согласных, различные исключения из правил, а так же вариантность словоформ (носков, но чулок; узбеков, но туркмен, грузин, татар). Для таких слов может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить!» и вот тут на помощь ученику и учителю приходят мнемонические приёмы, или приёмы мнемотехники. Слайд 5 Мнемоника, или мнемотехника (от греч. искусство запоминания). – признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания – обычно того, что не поддаётся обобщению и алгоритмизации. Слайд 6 Дидактически целесообразны на уроках русского языка приёмы мнемотехники, которые основаны на ассоциативных связях между запоминаемыми объектами. Слайд 7 Среди элементов запоминания важно выделить признаки, стороны, грани, которые легко сопрягаются с определёнными сторонами или признаками других предметов. Слайд 8 Из числа «естественных» связей на первое место следует поставить смысловые. Слайд 9 Смысловые ассоциации с мнемоническими целями нетрудно закрепить при соответствующей группировке слов, морфем, словоформ. Слайд 10 Особенно популярным мнемоническим средством считаются рифма и ритм. Слайд 11 Мнемонические стихи, или рифмованные строчки помогают запомнить правило, исключения из правил. Слайд 12 Например, широко известна ритмизация и рифмовка глаголов II спряжения. Слайд 13 Видеть, слышать и смотреть, И зависеть, и терпеть, Гнать, дышать, держать, обидеть, И вертеть, и ненавидеть. Слайд 14 Разнообразие форм словарного диктанта вносит в уроки элементы новизны, способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки. Слайд 15 Важно обеспечить закрепление орфографических навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Такая целенаправленная работа над словом приносит свои результаты. С 2008-2009 учебного года по 2010-2011 учебный год в классах, с которыми работала, наблюдалось следующее качество знаний, то есть грамотность, (в процентах) по русскому языку: Слайд 16
Анализ результатов учебных достижений обучающихся по русскому языку позволяет отметить: - процент справившихся с предложенными заданиями на уровне обязательных требований по учебным годам составил: в 2008-2009 – 44%, что на 3% выше по сравнению с результатами стартового контроля; в 2009-2010 – 47,5%, что на 3% выше по сравнению с результатами стартового контроля; в 2010-2011 – 50%, что на 5% выше по сравнению с результатами стартового контроля. На государственной итоговой аттестации одним из сложнейших является задание В1 – подобрать стилистически нейтральный синоним. В 2010-2011 учебном году из 23 сдававших девятиклассников справились 18 человек, что составляет 83%. С определением орфограмм в слове связаны и задания В2-В4: с В2и В3 справились по 22 человека (96%), с В4 – 18 человек (83%). Слайд 17 В результате целенаправленной работы над словарными словами повышается качество знаний учащихся, формируются прочные орфографические навыки их написания. Такая систематическая работа вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию и правильному употреблению в речи. Слайд 18 |
Проблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы? Гаврилина Галина Викторовна, учитель начальных классов, моу «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования»... | Умение формулировать проблемные вопросы и гипотезы для исследования Защита проекта, как итог ученической работы, создает ситуацию успеха, дает силы и желание работать с увлечением дальше. Дети, освоившие... | ||
Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П.... Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной... | Конспект урока по химии в 10 классе Цветкова Л. А. и Габриеляна О. С. На усвоение данного объемного материала предполагается только один урок, если это базовый уровень.... | ||
Урока: Образовательные Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные... | Обучение аудированию на уроке иностранного языка Аудирование как средство обучения иностранному языку и как один из способов реализации воспитательной, образовательной и развивающей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | Проблемные вопросы по педагогике (4 курс заочное отделение) Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них | ||
План оценивания: 8 Сведения о проекте 9 Материалы для дифференцированного обучения 9 Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик... | Анализ методической работы школы за 2011 2012 учебный год Модернизация методической работы как средство повышения профессионального мастерства с целью улучшения результатов обучения и воспитания... |