Классный час, посвященный возрождению семейных традиций





Скачать 103.23 Kb.
НазваниеКлассный час, посвященный возрождению семейных традиций
Дата публикации21.12.2014
Размер103.23 Kb.
ТипКлассный час
100-bal.ru > Информатика > Классный час
Чти отца своего

К родителям нужно относиться так же, как

ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.
Сократ

Классный час, посвященный возрождению семейных традиций.
Цели: формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Форма проведения: час общения.

План классного часа


  1. Интерактивная беседа.

  2. Информационный блок «Отцы и дети».

  3. Проблемный афоризм.

  4. Воспитывающие ситуации.

  5. Дилемма: герой или преступник:

  1. Описание ситуации.

  2. Вопросы для обсуждения.

  3. Решение.

  1. Заключительное слово.

  2. Подведение итогов (рефлексия).



Ход классного часа
Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями.

(Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону ,сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. Д.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн. беспризорных детей. И у многих из них – нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

- Родители не дают свободы.

- Родители ненавидят своих детей.

- Родители все время работают, не занимаются с детьми.

- Родители жадничают, не дают денег.
Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

Примерные ответы родителей:

- Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

- Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

- Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.

- Дети не верят в Бога.
Классный руководитель. Сегодня мы не будем осуждать своих родителей. Попробуем их понять.
2. Информационный блок «Отцы и дети»
Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливы формы. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России – это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших всегда была сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам – стало нарицательным – так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Главное правило – это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости – могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех. Кто поднимал руку на своих родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».

В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать – не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Как Бог для людей, так отец до детей», «Птица радуется весне, а младенец матери». О том, что строго нужно относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости», О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». Советы и наставления родителей – драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

e:\алина ген\ssl10008.jpg
3. Проблемный афоризм
Классный руководитель. Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. (Читает.) «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую – дети». Как понять эти слова?
Примерные ответы детей и родителей:

- В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.

- Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.

- В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.
Классный руководитель. А может быть, не ко всем относится этот афоризм?

Примерные ответы детей и родителей:

- Нет, есть такие семьи, где родители и дети – настоящие друзья, в таких семьях и дети. Когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей.

- Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же.

- А если дети уважают родителей. То и их дети тоже станут их уважать.

- Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве.
Классный руководитель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?

(Дети отвечают.)

К счастью, есть такие семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.
Воспитывающие ситуации
Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама и сестра становятся рядом.)
e:\алина ген\ssl10005.jpg
Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
Мама.У нас закончился сахар. Ну-ка бросай своих монстров – и в магазин!
Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

А) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;

Б) « Пусть сестра сходит»;

В) «Завтра схожу»;

Г) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем».

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Может быть. у вас есть свой вариант – самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

Классный руководитель. Предлагаются такие варианты ответа:

А) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

Б) «Закончится уровень, и она сядет»;

В) «Может и от руки написать – подумаешь реферат!»;

Г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

Что можно выбрать?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают. Какой из них самый оптимальный.)

Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой уровень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.
Папа. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?
Классный руководитель. Можно предложить 1000вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем только четыре:

А) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

Б) «Захотел – и прогулял!»;

В) «У нас зачет был, а я не подготовился, вот и прогулял»;

Г) «Как вы меня все достали!»

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще будут варианты – самые достойные? (Сказать, что такого больше не повторится.)

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».
5. Дилемма: герой или преступник
Описание ситуации
Классный руководитель. Но родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца-пьяницу, вора, негодяя. Есть и такие отцы и матери. Неужели их нужно почитать и уважать? Иногда жизнь ставит человека перед сложным выбором. Послушайте, например, историю одного героического мальчика из давней советской легенды. Имя этого мальчика было известно каждому человеку в СССР. Этим именем называли улицы, кинотеатры, книги, песни.

… Павлик Морозов был обычным крестьянским мальчишкой. В трудные голодные годы в его село приезжали отряды, которые забирали у крестьян излишки зерна. Зажиточные крестьяне – кулаки – готовы были уничтожить , сжечь, спрятать зерно, чтобы не отдавать его в город. Кулакам за взятки помогал отец Павлика, который в этом селе был старостой и председателем сельсовета. Он продавал кулакам липовые справки о том, что они зерно уже сдали. У тех, кто не мог купить такую справку, выгребали весь хлеб, обрекая на голодную смерть. Павлик был верующим, и, когда милиционеры спросили его о делах отца, он сказал правду. Отца арестовали, а кулаки, подкараулив мальчика, зверски его убили. В дни советской власти, Павлика считали героем, а его поступок называли подвигом. Но в наше время зажиточный крестьянин, прятавший и сжигавший зерно, стал лишь просто хорошим хозяином, а Павлик Морозов – негодяем, который предал отца. Получается, что правильно его и убили…
Вопросы для обсуждения

Классный руководитель. Так кто же такой Павлик Морозов: герой или предатель? Два противоположных мнения. И третьего не дано. Такое суждение называется дилеммой. Перед этой дилеммой мы и стоим сейчас. Чтобы выбрать правильный ответ, обсудим некоторые вопросы.

(Учитель читает вопросы, дети предлагают ответы.)

  1. Если бы Павлик не заявил на отца, какие последствия это имело бы для жителей села?

Примерные ответы детей и родителей:

- Кулаки стали бы еще богаче, а все остальные крестьяне стали их рабами, работая за кусок хлеба.

- Все крестьяне утратили бы доверие к советской власти, так как она не смогла бы их защитить.

- Люди потеряли бы веру в справедливость.

- В городе начался бы голод, погибло бы много людей.

2. Павлик был простым деревенским мальчишкой. Вряд ли он мог дать политическую оценку поведению своего отца. Почему же мальчик все-таки выдал его?

Примерные ответы детей и родителей:

- Он был верующим, и не мог обманывать.

- Ему было жалко других крестьян, которые не смогли дать его отцу взятку.

- Он видел, что его отец обманывает государство, продавая липовые справки.

- Может быть, он даже и не задумывался, а просто сказал правду и все.

3. Можете ли вы представить себя на месте этого мальчика?

(Дети отвечают.)

4. Представим, что подобная история случается в наше время, скажем, в Чечне. И чеченский мальчик, узнав о том, что его отец и другие родственники готовятся совершить террористический акт, из чувства патриотизма и законопослушания идет в органы МВД или ФСБ и сообщает об этом. Как бы вы оценили поступок этого мальчика – предательство или героизм?

Примерные ответы детей и родителей:

- По отношению к отцу и родственникам – предательство, а по отношению к людям – героизм.

- Мальчик понимает, что террористы могут ему отомстить, - он герой.

- Родственников за терроризм просто арестуют и посадят в тюрьму, а от теракта погибнут люди. Он их спасает, значит, он герой.

5. Знал ли Павлик о том. Что нужно почитать своего отца?

Примерные ответы детей и родителей:

- Он ходил в школу, там говорили об уважении с старшим.

- Он же был верующим, читал Библию, значит, знал заповеди.

e:\алина ген\копия ssl10003.jpg


Решение

Классный руководитель. Обсуждение закончено. Можете ли вы теперь решить эту дилемму: Павлик Морозов – герой или предатель?

Примерные ответы детей и родителей:

-Надо уважать своих отца и мать, уважать старших. Но и покрывать зло нельзя.

- Нужно всегда бороться со злом. И если творят зло отец или мать, а сын наберется мужества выступить против этого, то честь ему и хвала.

- Павлик Морозов совершил геройский поступок и пострадал за это. Павлик открыто выступил против зла. Это мужественный поступок, а крестьяне, которые прятали и укрывали зерно, чтобы не отдать другим, - кулаки, которые заботятся только о своем кармане.

- Те, кто убили мальчика – преступники, а Павлик – герой.
Классный руководитель. Это очень непростая дилемма. В жизни, как правило, все намного сложнее. Родители дали нам жизнь, и их надо почитать и уважать. Но не все родители ведут себя достойно, некоторые, случается, даже преступают закон. Не дано детям перевоспитывать собственных родителей. Но бороться против зла нужно. Хотя такая борьба может окончиться трагедией.
6. Заключительное слово
Классный руководитель. Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.

Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной – долг возвращает, вторую – в долг дает.

Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение – вот единственное, чем можно заплатить за это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность.»


  1. Подведение итогов (рефлексия)



Классный руководитель. Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми мнениями?

Примерные ответы детей:

- Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.

- Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.

- Все это хорошо, но не для нашего времени.

- Как можно обидеть родителей? Они сами кого хочешь обидят!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час, посвященный возрождению семейных традиций
К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области»
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час, посвященный обсуждению семейных ценностей
Предлагаемое мероприятие не требует длительной подготовки. Учитель организовывает общение, комментирует реплики детей. Разнообразные...
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час «Судьба и Родина едины!» для учащихся 5-х классов
Классный час, посвященный обсуждению проблем, которые позволят учащимся осознать свою сопричастность с историей большой и малой Родины,...
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час в 11 классе Форма проведения
Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о семейных ценностях в современных семьях
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций icon«Урок семьи и семейных ценностей»
Цель: содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, сохранению и укреплению семейных традиций
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час «Урок семьи и семейных ценностей»
Разработка классного часа по теме самообразования «Нравственное воспитание школьников» в 2012-13 учебном году
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение...
Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconПлан работы на I четверть 26. 08. 2013
Единый классный час, посвященный 20-летию Российской конституции. Встреча с депутатом Гос. Думы Н. И. Макаровым
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"
Сегодня наш классный час я хочу начать словами из стихотворения В. В. Маяковского
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классный час по профориентации «Через тернии к звездам», посвященный Году Космонавтики
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconИнтервью «Расскажи о своем друге». Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconКлассный час в 3 классе
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Давайте прочитаем, что написано...
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классный час «Страницы, писаные кровью», посвященный Дню снятия блокады Ленинграда
Классный час, посвященный возрождению семейных традиций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематический классный час, посвященный празднованию Международному деню охраны озонового слоя, 1-11 кл


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск