«Урок семьи и семейных ценностей»





Скачать 121.77 Kb.
Название«Урок семьи и семейных ценностей»
Дата публикации14.09.2014
Размер121.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
МБОУ «Смородинская основная общеобразовательная школа»


Совместный с родителями классный час

«Урок семьи и семейных ценностей»

Классный руководитель – Юрьева В.И.

Цель: содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, сохранению и укреплению семейных традиций.

Наглядность: карточки с пословицами, фотографии, карточки с заданиями, плакат, материалы для конкурсов.
Ход мероприятия:

Благослови, Господь, семью – творения венец.

На головёночках детей покоится земля.

Святая Троица земли – Ребёнок, Мать, Отец.

И человечество само не что-нибудь – семья.

Е. Евтушенко
Здравствуйте, наши уважаемые гости. Я не случайно начала нашу встречу словами Евгения Евтушенко. Сегодня мы будем говорить с вами о семье. О том, чем была семья для наших предков, как строились отношения в семье. И какова же роль семьи в наши дни. А пока обратимся к истории.
Сценка

Татьяна:

Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне.

Няня:

Что, Таня, что с тобой?

Татьяна:

Мне скучно,

Поговорим о старине.

Няня:

О чём же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти немало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц;

А нынче всё мне темно, Таня:

Что знала, то забыла. Да,

Пришла худая череда! Зашибло…

Татьяна:

Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года;

Была ты влюблена тогда?

Няня:

«Не враз женились предки наши».
Браки обдумывались не только самими молодыми, но и их родителями и другими старшими родственниками. Смотрели, каковы родители в работе, каков достаток в доме избранника или избранницы. Народные сказки да любовные романы заканчиваются весёлым свадебным пиром, а в жизни семьи как раз с этого всё и начинается. Жизнь в старческих воспоминаниях делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы. Ещё не стихли песни и не зачерствели свадебные пироги, как весь уклад, весь быт человека резко менялся. Замужество и

женитьба – не развлечение и не личная прихоть, а естественная жизненная

необходимость, связанная с новой ответственностью перед миром… Это так

же необходимо, как, например, восход солнца, как наступление осени. Здесь

для человека не существовало свободы выбора. А женившись в семье порядок держали. Жили по заповедям «Домостроя». «Следует мужьям воспитывать жён своих с любовью, примерным наставлением; жёны мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой по добру устроить, и во всём покоряться мужу: а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению…»

Учитель:

На отца семейства ложится большая ответственность, чем на матерей. Обратите внимание - воспитывать жён своих с любовью, примерным наставлением. В 50-х годах был объявлен девиз: «Всё лучшее – детям» Мы к этому привыкли, но отсюда все и беды. Кому в вашей семье достаётся лучший кусок? Начнём с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Отмечу, ещё раз, не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше – матери, а далее всем остальным. Так всегда было в семьях с традиционным семейным укладом. Вот послушайте, как протекал обед в старых семьях.

Ученик:

На стол ставился чугунок с супом. Один на всех! Никаких лучших кусков, все ели из одного чугунка. Первым начинал есть отец, до него никто не мог лезть своей ложкой за супом. Мяса никто вначале из супа не брал. Наконец, когда уже вся жидкость будет выхлебана, отец стукнет один раз по чугунку, и это было сигналом к тому, что можно есть мясо. За столом никто не разговаривал, и до окончания обеда самовольно выходить из-за стола никто не мог.

Учитель:

Дети, вы должны это помнить и чётко иметь представления об иерархии в

семье: « отец – мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сёстры – я –

младшие братья и сёстры» (плакат на доске)

А в ваших семьях, как складываются отношения?

Ответы детей

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина пронизана добром. А история Отечества складывается из истории каждой отдельной семьи. 19 декабря на Руси отмечают день Николая Угодника, одного из самых почитаемых святых. В этот день начинали праздновать «Никольщину» - семейный праздник, во время которого особое внимание уделяли самым старшим членам семьи. Ведь именно они были хранителями родовых предприятий, связей. Длилось празднование 3-4 дня. Приглашались ближайшие родственники, соседи. Сейчас возобновляется традиция прослеживать родословную семьи и передавать из поколения в поколения.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

Веселись, расти и пой,-

Родословная с тобой.

Родитель:

Помним ли мы, совершая те или иные поступки, о своих предках, думаем ли о потомках? Наследую фамилию, дети должны усваивать и понятие «фамильная честь». Фамильная честь обязывает твёрдо помнить, чей ты сын и чей ты внук. Глубокое и чёткое осознание своих корней – это мощный дисциплинирующий сдерживающий фактор, заставляющий действовать по принципу: «Я не могу совершить поступка, который позорит семью, ложиться на неё пятном».

Мы, родители, никогда не должны забывать, что каждый из нас – звено в цепи поколений, наши подвиги окрыляют детей и внуков, а просчёты, ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, форму носа и рта, но и историю нашей жизни. Не зря же церковь говорит, что грехи отцов наших тяжким бременем лягут на плечи детей. Их рода в род грехи будут переходить по цепочке, пока не искупятся окончательно. Помните об этом!

Учитель:

В каждом доме есть свои традиции, передаются рассказы о дедах, прадедах, хранятся бережно талисманы, семейные реликвии. А что это такое?

Ответы детей

Учитель:

Семейная реликвия – это любая вещь, предмет, обитающий в доме хотя бы два поколения. Реликвия является свидетельницей жизни семьи, памятью о близких родственниках. У А. С. Пушкина был прадед по фамилии Ганнибал. Пушкин, как известно, хранил трость с инкрустированной в неё пуговицей с кафтана своего прадеда. Пуговица Ганнибала жила с Пушкиным, с тростью совершал он свои знаменитые прогулки. Я знаю, что в ваших семьях есть место таким реликвиям.

Учитель:

В каждом доме хранятся старые фотографии. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы – их продолжение. Одной из самых распространённых реликвий являются военные фотографии.

Ученик:

Вот глядят на тебя

С деревянной стены

Лица русских солдат,

Не пришедших с войны.

Перед ними всегда

В неоплатном долгу…

И от снимков свой взгляд

Оторвать не могу.

Ученик (рассказ о прадедушке):

Память многих лиц не сохранила,

Но, как луч сквозь непроглядный мрак,

Светит образ дедушки Василия

И не меркнет в памяти никак.

Ученик:

В старину дети с самого раннего возраста участвовали во всех работах.

Трудиться начинали с 4-х летнего возраста. Мальчишки помогали отцам в поле, девочки - мамам по дому. 6-летние мальчишки управляли лошадкой и боронили землю. Вспомните Н. Некрасова «мужичок с ноготок». Дети купцов с малолетства приучались помогать отцам вести хозяйство. Благочестивые цари воспитывались в нескольких поколениях. Мудрым правителем становился тот, кто ещё с детских лет был посвящён во все внутренние и внешние проблемы государства, кто видел своего родителя, принимающего решения, видел, к чему приводят эти решения через много лет.

Учитель:

Однажды женщина – врач сказала, что хороший врач может вырасти только

в третьем-четвёртом поколении. С детства ребёнок впитывает заботливое отношение к больным людям, которое перенял от своих родителей. А чему вы учитесь у своих родителей?

Ответы детей

Учитель:

Мы говорили, что глава семьи – папа. А душа семьи - мама. Материнская

любовь греет нас всегда, потому что самое дорогое для матери – дети. Она готова вынести ради своего ребёнка всё. И нет дороже и роднее человека, чем мама. М Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви. Без матери нет ни поэта, ни героя. Вся гордость мира от матерей!»

Ученик:

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!

Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём исток всего. Ему конца нет.

Встаньте, я произношу его: мама!

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто

Жизни существо.

В нём исток всего.

Ему конца нет.

Встаньте! … Я произношу его

МАМА!

Ученик:

Мама! Мамочка! Сколько тепла таит магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей жизненной дорогой. Материнская любовь греет нас до глубокой старости.

Ученик:

Люблю тебя, мама, за что – я не знаю,

Наверно, за то, что живу и мечтаю, И радуюсь солнцу, И светлому дню.

За что тебя я, родная, люблю?

За небо, за ветер, за воздух вокруг.

Люблю тебя, мама, ты – лучший мой друг.

Ученик:

Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама

Всё тревожится о нас.

Нас баюкала, кормила.

У кровати пела нам.

Первой нас она учила

Добрым, радостным словам.

Ученик:

Каждую секунду в мире рождается три человека. С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку. В этом смысл её жизни. Любовь к своему малышу так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребёнка. В уста ребёнка мама вкладывает родной язык. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогая постичь духовные ценности. Не это ли держит мир? Делает его вечным? Не в этом ли связь поколений? У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.

Ученик:

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

Дети зачитывают сочинения о маме.

Учитель:

Надо беречь и щадить здоровье самых близких нам людей. И как бы вы не пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные минуты вы

всё равно обратитесь к родным людям.

Ученик:

Чтобы жизнь не жгла нас сквозь года,

Чтобы от раскаянья не плакать,

Вовек нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Ученик:

Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись - сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года,

Мы станем старше.

Но кто-то губы сжав, опять

Возьмёт бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать».

И, может быть, его услышат.

Учитель:

Все знают, что дети любят смотреть мультфильмы. А знают ли родители,

какие мультфильмы смотрят их дети.
Загадки о сказочных мамах (загадывают дети мамам)

1. Она спасла шестерых. Обманул серый волк детей знаменитой рогатой мамы, ворвался в дом и съел 6 малышей. Но многодетная мать не сложила рога и копыта! Она заманила разбойника-волка в яму, где горел костёр, брюхо его от жара лопнуло, и все шестеро съеденных вышли целыми и невредимыми! Назовите маму. (мама Коза. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)
2. Она отстояла приёмного сына. Лягушонок, так ласково назвала Волчица человеческого детёныша. Она была готова защищать его столь яростно, что все другие волки стаи и даже Тигр-людоед Шер-Хан не посмели тронуть её приёмыша. Кто автор этой книги? (Р. Киплинг «Маугли»)
3. Она нашла сыну красивую невесту. Заботливая мать-жаба увидела чудную крошку и решила осчастливить её: выдать замуж за своего милого пупырчатого сынка. Кто эта невеста? ( Дюймовочка. Из одноимённой сказки Г. Х. Андерсена.)

4. Ребёнок потерял маму. Он плывёт «по синему морю к зелёной земле». Его не пугают ни волны, ни ветер, потому что он плывёт к «единственной маме на свете» О какой песне идёт речь? (муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего)

Учитель:

Именно бабушки и дедушки своей теплотой, любовью, лаской учат своих

внучат быть добрыми, чуткими людьми.

Родитель:

В жизни многое перевидели

Поседевшие наши родители,

И в карманах у них не редко

Валидоловые таблетки.

Что же с ними такое сталось?

Ничего… Просто близко старость…

Но порою, ничем не отмечен,

Наступает внезапно вечер

И людей собирает, как праздник,

Самых близких и очень разных.

Ученик:

Волос её прядки

Пушистого снега белей,

И ласковый голос

У бабушки старой моей.

То слышен он в доме,

То возле сестрёнки в саду.

И бабушку нашу

По голосу сразу найду.

Хлопочет бабуля,

Никак не присядет с утра.

Вчера постирала,

Сегодня ей гладить пора.

Учитель:

Но разве можно представить семью без веселья,

юмора, смеха.

Дети рассказывают весёлые истории из жизни и

показывают фотографии.

Задание: ученики разыгрывают по карточкам весёлые сценки:

- Что ты делаешь?

- Я пишу письмо подруге.

- Ты ещё маленькая, ты не умеешь писать.

- Ничего! Моя подруга тоже маленькая, она не умеет читать.
- Папа, купи мне, пожалуйста, барабан.

- Ты будешь мне мешать работать.

- Но я же буду играть только тогда, когда ты будешь спать.
- Что ты плачешь?

- Пропала моя собака.

- Напиши объявление, и она найдётся.

- Но она, бедная, не умеет читать.
- Коля, почему ты так поздно вернулся из школы?

- Потому что Егор дрался после уроков.

- И поэтому ты опоздал домой?

- Да, ведь он дрался со мной.
- Мама, дай мне резиновые сапожки.

- Зачем? Иди в ботинках. На улице сухо. Грязи нет!

- Ничего. Я её найду.
Конкурсы для групп

1. Закончи пословицу:

Не красна изба углами, а…. (красна пирогами)

Каково на дому…(таково и самому)

В гости ходить - …(надо и к себе водить)

В гостях хорошо… (а дома лучше)

В своём доме и стены… (помогают)

В тесноте…(да не в обиде)

Закончи пословицу:

Мир да лад -…(большой клад)

Где родился… (там и пригодился)

Не плюй в колодец…(пригодиться воды напиться)

Нет ничего краше…(чем Родина наша)

Чем богаты…(тем и рады)

Какова мать…(такова и дочь)

Игра со зрителями

Восстанови пару

Клад – лад.

(На что семье клад, коли в семье лад)

Яблоня – яблочко

(Яблоко от яблони недалеко падает)

Платье – честь.

(Береги платье снову, а честь смолоду)

Дело – потеха

(Делу время – потехе час)

Дружба – служба

(Дружба дружбой, а служба службой)

2. Найдите лишний продукт (огурец)

Масло, соль, капуста, картошка, лук, огурец, морковь, томат, мясо

Найдите лишний продукт (капуста)

Мука, сахар, молоко, капуста, яйцо, соль, сода, масло

3. Одна команда имитируют работу по дому, другая отгадывает.

Учитель:

Какой же вы представляете счастливую семью? Называем по одному

слову от группы.

Коллективное рисование счастливой семьи.

Учитель:

Вот и подведён итог нашей сегодняшней встречи. Как бы не было трудно,

каким неустроенным и беспокойным не был бы окружающий нас мир, только

семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные

устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких

делает нас богаче, чище, добрее. Семья – это тот родник, из которого мы

черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательнее к своим

близким!

Берегите близких. Берегите.

Жизнь, она торопится, не ждёт.

На крутом изломе поддержите,

Знайте беды их наперечёт

Сохраняйте письма. Ждите в гости.

Иногда дарите им цветы.

Это очень трудно, очень просто.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Близкие от нас уходят в вечность.

Каждому свой час и свой черёд.

Пусть жестокость или бессердечность

Поздним вас раскаяньем не жжёт.

Вы ещё успеете. Спешите

Окружить их множеством забот.

Будьте снисходительны к ошибкам

И прощать умейте в свой черёд.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Урок семьи и семейных ценностей» iconПрезиденте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает...
Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и...
«Урок семьи и семейных ценностей» iconУрок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия
Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;...
«Урок семьи и семейных ценностей» iconФормирование семейных ценностей в образовательных учреждениях
В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых...
«Урок семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
«Урок семьи и семейных ценностей» iconВикторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке»
«Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях...
«Урок семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием...
«Урок семьи и семейных ценностей» icon«Уроки семьи и ценности семьи»
Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на всемерное укрепление социального института...
«Урок семьи и семейных ценностей» icon«Урок семейных ценностей»
Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи
«Урок семьи и семейных ценностей» iconКлассный час «Урок семьи и семейных ценностей»
Разработка классного часа по теме самообразования «Нравственное воспитание школьников» в 2012-13 учебном году
«Урок семьи и семейных ценностей» iconУрок семьи. Семейные
Что такое семейные ценности? Недвижимость и счет в банке или что-то другое? Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных...
«Урок семьи и семейных ценностей» iconКонспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»
Семейный кодекс рф, конвенция о правах ребенка, конспект урока, презентация, видеофрагмент, музыкальное сопровождение
«Урок семьи и семейных ценностей» iconСведения о проведенных мероприятиях 09. 2012г на тему семьи и семейных ценностей

«Урок семьи и семейных ценностей» iconМетодические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов

«Урок семьи и семейных ценностей» iconИнформация о проведении Первого звонка «Урок семьи и семейных ценностей»
Абдразакова Х. М. – бабушка Абдразаковых Заура и Таштимира, Котлыбаева Р. Ш. – многодетная мама и бабушка Котлыбаева Марселя
«Урок семьи и семейных ценностей» iconСодружество семьи и школы
Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»...
«Урок семьи и семейных ценностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России является охрана и защита семьи, семейных ценностей и семейных традиций как основы основ российского общества и государства,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск