МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания. Урок «Моя семья» Оформление.На доске и ли на стенде — выдержки из произведений художественной литературы, высказываний известных людей о семье, семейных ценностях (писателей, поэтов, ученых, мыслителей и т.д.). Пословицы и поговорки о семье. Рисунки, творческие работы детей. Цель:формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой ценности, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и ценностей. Вступительное слово учителя. Семья является важнейшей общечеловеческой ценностью на протяжении веков. В традициях разных культур семья занимает первое место, ею всегда было принято гордиться, на семью надеялись в трудные моменты жизни. В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина (2007 год) была отмечена важная роль семьи в развитии государства и общества. В связи с этим, 2008 год в России предложено провести под знаком Года Семьи. Во вступительном слове учителя можно использовать выдержки из размышлений о семье, ее духовно-нравственном значении для человека (И.А.Ильин, В.Ю.Троицкий, В.А.Караковский, Л.И.Маленкова и т.д.) Урок можно начать с выстраивания ассоциативного ряда со словом «семья». На доске — слово «семья». Дети записывают и произносят слова, отражающие ассоциации с этим словом (мама, папа, обед, телевизор и т.д.). Далее в соответствии с возрастом учащихся детям предлагаются для обсуждения следующие вопросы (на выбор учителя): 1. Что для вас означает слово «семья»? 2. Знаете ли вы о своих предках ( по рассказам родных и близких)? 3. Сохраняются ли в вашей семье семейные предания, рассказы, легенды? 4. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиями ваших родителей и других родственников, о вашем детстве, детстве ваших родителей? 5.Есть ли в вашем доме семейный альбом, какие фотографии в нем хранятся, какие особенно дороги? 6.Хранятся ли в вашей семье письма, открытки, семейные реликвии? 8.Любители вы возвращаться домой из поездок, путешествий? 89.Отмечаете ли вы вместе праздники? Какие? 10.Как в вашей семье обращаются друг к другу, напутствуют, приветствуют? 11. Есть ли в вашей семье шутливые прозвища? Как они появились? 12.Чью любовь и заботу вы ощущаете на себе больше всего? 13. Какие игры любят в вашей семье? С кем и во что вы играете? В ходе урока детям можно предложить создать «образ своей семьи»: нарисовать семейный герб, придумать девиз семьи, представить увлечения членов семьи, формы совместного отдыха и т.д. В заключении урока детям предлагается творческое задание — написать открытое письмо родителям. Письмо может выражать отношение к родителям, мысли о совместных делах, ожиданиях детей от родителей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Урок – ролевая игра " Я — семьянин" Оформление, оборудование.Таблички с обозначением семейных ролей, бумага, карандаши, бейджи. Цель: формирование у детей умений взаимодействовать в семье, осознания значимости своей семейной роли (сына-дочери, брата, внука и т.д.). Вступительное слово учителя означимости семьи в жизни человека, Мы играем в жизни много ролей: ребенок, ученик, гражданин и т.д. Одна из самых важных ролей — роль семьянина. Какие роли играет человек в семье и какие обязанности выполняет? 1.Ассоциации к слову семья. Вы помните, что такое ассоциации: это слова или понятия, которые первыми приходят вам в голову. Сейчас назовите, пожалуйста, с чем ассоциируется у вас слово «семья». Вы видите, что семья — очень многоплановое понятие. Вы помните, что такое символ? Какой символ у Санкт-Петербурга? (Кораблик Адмиралтейства, Эрмитаж, шпиль Петропавловской крепости.) Видите, одно и тоже понятие может иметь разные символы. Попробуйте нарисовать символ семьи. Положите рядом все ваши рисунки. Есть ли у каких – либо из них общие черты? Далее идёт разделение на 2 команды – семьи по общности, найденной в рисунках.. 2. Выбор игровой семьи и определение семейных ролей. Имидж семьи. Распределить таблички с семейными ролями. Цель: нахождение общности и подчеркивание индивидуальности членов игровой семьи. Ведущий: сейчас вы выберите фамилию для вашей семьи. Определите имя и семейную роль каждого. Запишите их каждый на карточке — бейджеи прикрепите себе. Подумайте, какая общая черта есть у всех членов вашей семьи, и чем они отличаются. Теперь каждый глава семьи по очереди представит свою семью и расскажет немного о ее особенностях. Примечание: В качестве главы семьи, может выступить не только отец, мать или дедушка, но и любой из детей. Что вам понравилось в этом упражнении? Было ли что-то, что не понравилось? 3. Конкурс для семей. Игры на обучение взаимодействию в семье. Цель: умение прожить особенности семейных взаимоотношений на невербальном уровне. Игра «Карандаш». Ведущий: Члены семьи обычно чувствуют настроения и переживания друг друга даже без слов. Они должны уметь уступать друг другу. Как это у вас получается, посмотрим в следующей игре. Разделитесь на две пары. Каждая пара берет по карандашу и придерживая его указательными пальцами правой руки молча движется по комнате в течение 5 минут. Посмотрим, сколько раз у вас упадет карандаш. Теперь то же сделает вторая пара. Задание«Найди предмет» В семье очень часто понимают друг друга поим одним понятным жестам. Сейчас вы договоритесь о таких жестах. Затем один из вас на несколько секунд выйдет из комнаты, а я спрячу предмет на глазах у другого. Ваша задача — с помощью отработанных вами предварительно жестов, одному показать, а другому найти спрятанный предмет. Запрещается говорить и показывать непосредственно на то место, где спрятан предмет. В заключении урока проходитобсуждение игр и заданий. Учитель предлагает для обсуждения следующие вопросы: - Что вы чувствовали, когда выполняли эти задания и упражнения ? — Что вам понравилось? - Что показалось интересным ? — В чем, на ваш взгляд заключается ваша семейная роль? Как вы ее выполняете? — Как вы видите свои роли в вашей будущей семье Вывод о значимости семьи как важнейшей человеческой ценности.
Урок для учащихся многонациональных классов «Семья – это значит мы вместе » Цель:формирование толерантного отношения к национальным семейным традициям, знакомство с многонациональными семьями учащихся. Вступительное слово учителя. Семья в традициях разных культур всегда признавалась важнейшей жизненной ценностью для человека. Знакомство с национальными традициями, которые бережно сохраняются в семьях дает нам возможность представит все многообразие культур семей наших учеников. Далее детям предлагается рассказать о своей семье: — Какую национальность представляют члены семьи — Какие семейные традиции передаются в вашей семье из поколения к поколению? — Где и когда вы собираетесь вместе, всей семьей? — Какие праздники в вашей семье являются главными? Как вы их отмечаете? — Расскажите о ваших семейных увлечениях. Творческое задание. Нарисуйте герб своей семьи. Расскажите что на нем изображено. Что в нем указывает на связи поколений вашей семьи, вашего рода?. В заключении урока на доске оформляется выставка рисунков детей с изображением семейных гербов. Также можно запланировать дальнейшее знакомство с национальными традициями семей на классных часах, совместных с детьми родительских собраниях. Урок « Семейные ценности» Цель:формирование у старшеклассников отношения к семейным ценностям и семейным традициям как основы личностного и духовно-нравственного развития человека. Вступительное слово учителя. Мы часто говорим о семье, но что это такое? Как лично вы воспринимаете семью? Какие составляющие необходимы, чтобы называться семьей? Какие семейные ценности являются значимыми для вас? А есть ли у вас идеал «семьи»? Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни. Для обсуждения можно использовать размышления участников молодежного Форума «Что для Вас семья?» (2008 г.) : - Для меня семья — это близкие мне люди. очень близкие. не обязательно это должны быть родственники, главное, что они — близкие… а близкие — те, чья любовь безусловна. безусловная любовь — тебя любят просто потому, что ты существуешь, ничего не требуя взамен, не судя (осуждать могут, но не судить, любовь исключает суд над человеком). - Тебя любят просто потому, что ты существуешь. - Для меня семья — почти все, моя семья — мои кровные родственники и те, кто входит в их семью (супруги, дети). - Моя семья — это моя крепость, ибо моя семья — это и есть мой дом - Очень долго у меня не было как такового осознания семья, внутри меня этого не было, а вот буквально месяц назад я действительно прочувствовала, что значит — «Семья». - Я разграничиваю друзей, единомышленников и семью. Семья — «узы крови» для меня, - Семья — самая прочная связь для меня. Для Семьи сделаю многое - Семья не отвернется ни в каком из случаев, семья всегда будет за тебя. Семья это – «одна кровь» - Это необъяснимо, но это «прочность, надежность, защита, верность - Для меня семья — это нечто прекрасное и недостижимое, то, чего у меня никогда не было и то, что я хочу создать. Я хочу видеть, как люди держатся друг за друга, хочу быть звеном этой прочной цепочки, хочу доверять и доверяться. - В семье от тебя не отмахнутся и не отвернутся, тебе помогут, будут сопереживать, сорадоваться, сочувствовать. - Семья — это то, что требует усилий, ответственности, мудрости, доброты, осознанности - Для меня семья — духовное родство, но так сложилось, что большинство членов моей семьи — и мои кровные родственники. Однако, для меня лично не кровь — объединяющий фактор, а именно родство душ, тогда семья не крепость, она — обитель счастья, спокойствия, понимания Для более предметного разговора о семейных ценностях есть необходимость в определении понятия ценностей и ценностных ориентаций (здесь можно учащимся предложить работу со словарями и другими литературными источниками). В философском словаре ценности — это специфически социальные определения объектов окружающего мира, имеющие положительное или отрицательное значение для человека. Для человека ценности служат ориентиром его предметной, социальной деятельности, обозначениями его отношений с окружающим миром, людьми. Ценностные ориентации — избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженных в поведении. Ценность – понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности. Система ценностей отражает идеологию и культуру общества, к которому индивид принадлежит. Ценность выражает внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка. Возможно организация групповой работы, выступление представителей групп с представлением своей позиции, взгляда на семейные традиции и ценности( в своей семье, представление о будущей семье). Защита своей позиции. Подведение итогов. Итак, на протяжении веков cемейные ценности являлись основополагающими в жизни человека. На сегодняшний день, как мы видим из высказываний молодых людей, несмотря на различные проблемы социального, экономического, политического характера, семья остается важнейшей ценностью в жизни человека.
|