Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов





Скачать 71.73 Kb.
НазваниеМетодические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов
Дата публикации29.06.2014
Размер71.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9  КЛАССОВ


Содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных фотоальбомов, символов и талисманов. К уроку, или в ходе его учащиеся могут выполнить различные творческие задания.
Урок «Моя семья»
Оформление.На доске и ли на стенде — выдержки  из произведений художественной литературы, высказываний известных людей о семье, семейных ценностях (писателей, поэтов, ученых, мыслителей и т.д.). Пословицы и поговорки о семье. Рисунки, творческие работы детей.
Цель:формирование у детей отношения к семье как к высшей человеческой ценности, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и ценностей.
Вступительное слово учителя.
Семья является важнейшей  общечеловеческой ценностью на протяжении веков.
В традициях разных культур семья занимает первое место, ею всегда было принято гордиться,  на  семью надеялись в трудные моменты жизни.
 В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина (2007 год) была отмечена важная роль семьи в развитии государства и общества. В связи с этим, 2008 год  в России предложено провести  под знаком Года Семьи.
Во вступительном слове учителя можно использовать  выдержки из размышлений о семье, ее духовно-нравственном значении  для человека (И.А.Ильин,  В.Ю.Троицкий,  В.А.Караковский,  Л.И.Маленкова и т.д.)
Урок можно начать с выстраивания ассоциативного ряда со словом «семья».
На доске — слово «семья». Дети записывают и произносят слова, отражающие ассоциации с этим словом (мама, папа, обед, телевизор и т.д.).
Далее в соответствии с возрастом учащихся  детям предлагаются для обсуждения следующие вопросы (на выбор учителя):
1. Что для вас означает слово «семья»?
2. Знаете ли  вы  о своих предках ( по рассказам родных и близких)?
3. Сохраняются ли в вашей семье семейные предания, рассказы, легенды?
4. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиями ваших родителей и других родственников, о вашем детстве, детстве ваших родителей?
5.Есть ли в вашем доме семейный альбом, какие фотографии в нем хранятся, какие особенно дороги?
6.Хранятся ли в вашей семье письма, открытки, семейные реликвии?
8.Любители вы возвращаться домой из поездок, путешествий?
89.Отмечаете ли вы вместе праздники? Какие?
10.Как в вашей семье обращаются  друг к  другу, напутствуют,  приветствуют?
11. Есть ли в вашей семье шутливые прозвища? Как они появились?
12.Чью любовь и заботу вы ощущаете на себе больше всего?
13. Какие игры любят в вашей семье? С кем и во что вы играете?
В ходе урока детям можно предложить создать  «образ своей семьи»: нарисовать семейный герб, придумать девиз семьи, представить увлечения членов семьи, формы совместного отдыха и т.д.
В заключении урока детям предлагается творческое задание — написать открытое письмо родителям. Письмо может выражать отношение к родителям, мысли о совместных делах, ожиданиях детей от родителей.



МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11   КЛАССОВ


Урок – ролевая игра " Я — семьянин"
Оформление, оборудование.Таблички с обозначением семейных ролей, бумага, карандаши, бейджи.
Цель: формирование у детей умений взаимодействовать в семье, осознания значимости своей семейной роли (сына-дочери, брата, внука и т.д.).
Вступительное слово учителя означимости семьи в жизни человека,
Мы играем в жизни много ролей:  ребенок, ученик, гражданин и т.д.
Одна из самых важных ролей — роль семьянина. Какие роли играет человек в семье и какие обязанности выполняет?
1.Ассоциации к слову семья.
Вы помните, что такое ассоциации: это слова или понятия, которые первыми приходят вам в голову. Сейчас назовите, пожалуйста, с чем ассоциируется у вас слово «семья».
 Вы видите, что семья — очень многоплановое понятие.
Вы помните, что такое символ?   Какой символ у Санкт-Петербурга?  (Кораблик Адмиралтейства, Эрмитаж, шпиль Петропавловской крепости.) Видите, одно и тоже понятие может иметь разные символы. Попробуйте нарисовать символ семьи.
Положите рядом все ваши рисунки. Есть ли у каких – либо  из них общие черты?
Далее идёт разделение на 2 команды – семьи по общности, найденной в рисунках..
2.   Выбор игровой семьи и определение семейных ролей. Имидж семьи. Распределить таблички с семейными ролями.
Цель: нахождение общности и подчеркивание индивидуальности членов игровой семьи.
Ведущий: сейчас вы выберите фамилию для вашей семьи. Определите имя и семейную роль каждого. Запишите их каждый на карточке — бейджеи прикрепите себе.
Подумайте, какая общая черта есть у всех членов вашей семьи, и чем они отличаются.
Теперь каждый глава семьи по очереди представит свою  семью и расскажет немного о ее особенностях.
Примечание: В качестве главы семьи, может выступить не только отец, мать или дедушка, но и любой из детей.
Что вам понравилось в этом упражнении? Было ли что-то, что не понравилось?
3.   Конкурс для семей. Игры на обучение  взаимодействию в семье.
Цель: умение прожить особенности семейных взаимоотношений на невербальном уровне.
Игра «Карандаш».
Ведущий: Члены семьи обычно чувствуют настроения и переживания друг друга даже без слов. Они должны уметь уступать друг другу. Как это у вас получается, посмотрим  в следующей игре. Разделитесь на две пары. Каждая пара берет по карандашу и придерживая его указательными пальцами правой руки молча движется по комнате в течение 5 минут. Посмотрим, сколько раз у вас упадет карандаш. Теперь то же сделает вторая пара.
Задание«Найди предмет»
В семье очень часто понимают друг друга поим одним понятным  жестам. Сейчас вы договоритесь о таких жестах. Затем один из вас на несколько секунд выйдет из комнаты, а я спрячу  предмет  на глазах у другого. Ваша задача — с помощью отработанных вами предварительно жестов, одному показать, а другому найти спрятанный предмет. Запрещается говорить и показывать  непосредственно на то место, где спрятан предмет.
В заключении урока проходитобсуждение игр и заданий.
Учитель предлагает для обсуждения  следующие вопросы:
-  Что вы чувствовали, когда выполняли  эти задания и упражнения ?
— Что вам понравилось?
-  Что показалось интересным ?
— В чем, на ваш взгляд заключается ваша семейная роль? Как вы ее выполняете?
— Как вы видите  свои  роли в вашей будущей семье
Вывод о значимости семьи как важнейшей человеческой  ценности.


Урок для учащихся многонациональных классов 
«Семья – это значит мы вместе »
Цель:формирование толерантного отношения к национальным семейным традициям, знакомство с многонациональными семьями учащихся.
Вступительное слово учителя. Семья в традициях разных культур всегда признавалась важнейшей жизненной ценностью для человека. Знакомство с национальными традициями, которые бережно сохраняются   в  семьях дает нам возможность представит все многообразие культур семей наших учеников.
Далее детям предлагается  рассказать о своей семье:
— Какую национальность представляют члены  семьи
— Какие семейные традиции  передаются в вашей семье из поколения к поколению?
         — Где и когда вы собираетесь вместе, всей семьей?
— Какие праздники в вашей семье являются главными? Как вы их отмечаете?
— Расскажите о ваших семейных увлечениях.
Творческое задание. Нарисуйте герб своей семьи. Расскажите что на нем изображено. Что в нем указывает на связи поколений вашей семьи, вашего рода?.
В заключении урока на доске оформляется выставка рисунков детей с изображением семейных гербов.
Также можно запланировать дальнейшее знакомство с национальными традициями семей на классных часах, совместных с детьми родительских собраниях.
Урок    « Семейные ценности»
 Цель:формирование у старшеклассников отношения к семейным     ценностям и семейным традициям  как основы личностного и духовно-нравственного   развития человека.
Вступительное слово учителя.
   Мы часто говорим о семье, но что это такое? Как лично вы воспринимаете семью? Какие составляющие необходимы, чтобы называться семьей? Какие      семейные ценности являются значимыми для вас? А есть ли у вас идеал «семьи»?
  Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными  ценностями семейной жизни.
  Для обсуждения можно использовать размышления участников молодежного Форума «Что для Вас семья?» (2008 г.) :
-                   Для меня семья — это близкие мне люди. очень близкие. не обязательно это должны быть родственники, главное, что они — близкие… а близкие — те, чья любовь безусловна. безусловная любовь — тебя любят просто потому, что ты существуешь, ничего не требуя взамен, не судя (осуждать могут, но не судить, любовь исключает суд над человеком).
-                   Тебя любят просто потому, что ты существуешь.
-                   Для меня семья — почти все, моя семья — мои кровные родственники и те, кто входит в их семью (супруги, дети).
-                   Моя семья — это моя крепость, ибо моя семья — это и есть мой дом
-                    Очень долго у меня не было как такового осознания семья, внутри меня этого не было, а вот буквально месяц назад я действительно прочувствовала, что значит — «Семья».
-                   Я разграничиваю друзей, единомышленников и семью. Семья — «узы крови» для меня,
-                   Семья — самая прочная связь для меня. Для Семьи сделаю многое
-                    Семья не отвернется ни в каком из случаев, семья всегда будет за тебя. Семья это – «одна кровь»
-                   Это необъяснимо, но это «прочность, надежность, защита, верность
-                    Для меня семья — это нечто прекрасное и недостижимое, то, чего у меня никогда не было и то, что я хочу создать. Я хочу видеть, как люди держатся друг за друга, хочу быть звеном этой прочной цепочки, хочу доверять и доверяться.
-                   В семье от тебя не отмахнутся и не отвернутся, тебе помогут, будут сопереживать, сорадоваться, сочувствовать.
-                    Семья — это то, что требует усилий, ответственности, мудрости, доброты, осознанности
-                   Для меня семья — духовное родство, но так сложилось, что большинство членов моей семьи — и мои кровные родственники. Однако, для меня лично не кровь — объединяющий фактор, а именно родство душ, тогда семья не крепость, она — обитель счастья, спокойствия, понимания
Для более  предметного разговора о семейных ценностях есть необходимость  в определении  понятия ценностей и ценностных ориентаций (здесь можно учащимся предложить работу со словарями  и другими  литературными источниками).
В философском словаре ценности — это специфически социальные определения объектов окружающего мира, имеющие положительное или отрицательное значение для человека. Для человека ценности служат ориентиром его предметной, социальной деятельности, обозначениями его отношений с  окружающим  миром, людьми.
Ценностные ориентации — избирательное отношение к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженных в поведении.
Ценность – понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности. Система ценностей отражает идеологию и культуру общества, к которому индивид принадлежит. Ценность выражает внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.
Возможно организация групповой работы, выступление представителей групп  с представлением своей позиции, взгляда на семейные традиции и ценности( в своей семье, представление о будущей семье). Защита своей позиции.
Подведение итогов. Итак,  на протяжении веков cемейные ценности являлись основополагающими в жизни человека. На сегодняшний день, как мы видим из высказываний молодых людей,  несмотря на различные проблемы социального, экономического, политического характера, семья остается важнейшей ценностью в жизни человека.  


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconПрезиденте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает...
Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconФормирование семейных ценностей в образовательных учреждениях
В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconУрок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия
Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconВикторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке»
«Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconКонспект урока сбо (8 класс) по теме
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов icon«Урок семьи и семейных ценностей»
Цель: содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, сохранению и укреплению семейных традиций
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconПротокол № от 2011 г
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconТема. Цель
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов icon«Уроки семьи и ценности семьи»
Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на всемерное укрепление социального института...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconУрок (сбо, математика, основы информатики) «Экономическая игротека»
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск