Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»





Скачать 86.25 Kb.
НазваниеКонспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»
Дата публикации04.09.2014
Размер86.25 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему:

«Урок семьи и семейных ценностей»

Моя семья. Всему начало – отчий дом.

Цель: отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

Способствовать формированию культуры общения родителей и

детей;

Тренировать коммуникативные умения детей как членов семьи;

Воспитание уважительного отношения друг к другу, распространение

положительного опыта семейного воспитания.

Необходимые материалы:

Семейный кодекс РФ, конвенция о правах ребенка, конспект урока, презентация, видеофрагмент, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

  1. Вступление.

  2. Постановка темы классного часа (музыкальное сопровождение – песня «Дом»).

  3. Происхождение слова «СЕМЬЯ».

  4. Теоретические основы понятия «СЕМЬЯ».

  5. Структура семьи.

  6. Функции семьи в современном обществе.

  7. История эволюции семьи:

- Древняя Русь;

- Домострой (XVI – XIX вв.);

- XX-XXI вв.

8. Проблемы семьи.

9. Просмотр фильма «Имею право на семью».

10. Вывод об основных семейных ценностях.

11. Итог классного часа. Стихотворение.

1.Вступление.

- Добрый день. Я рада приветствовать вас сегодня на первом уроке в этом учебном году, который пройдет в форме дружеской беседы.

В народе говорят: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Есть такая притча.

Поселил Бог женщину и мужчину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий! Приду через год, посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе солнца, видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними – колыбель, а в ней – ребенок. А мужчина и женщина смотрят то небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него

красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота эта до того потрясла, удивила, ошеломила Бога, что он сказал: «Как же так! Я слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой красоты. Откуда же она взялась и что такое эта красота? Это – любовь. Именно она соединила ваши судьбы в одну. Это – любовь. Именно она дала жизнь вашим детям. И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот это и есть счастье».

2. Постановка темы классного часа.

- Итак, сегодня мы будем говорить на тему «Моя семья. Всему начало – отчий дом». У каждого человека есть свой дом. А что же такое дом?

(Ответы учащихся.)
3.Происхождение слова «СЕМЬЯ».

- А вы когда-нибудь задумывались над происхождением слова «Семья»?

(Ответы учащихся.)

- Познакомимся с двумя наиболее распространенными версиями этимологии данного слова.

1.

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»! (Е. Шварц)

2.

Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя??
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.

4.Теоретические основы понятия «СЕМЬЯ».

- В современной социологии существует достаточно четкое определение понятия «Семья». Обратимся к нему.

(Читают дети.)

Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

5. Структура семьи.

Структура семьи состоит из трёх взаимосвязанных блоков отношений:

1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные;

2 - экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности;

3 - духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.

- Обратите внимание, что все три блока находятся в тесном взаимодействии. Не будь хотя бы одного из компонентов – весь «паззл семейных отношений» попросту разрушится.

6.Функции семьи.

- Именно данные блоки отношений позволяют формировать различные социально значимые функции семьи.

Функции семьи –  это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Во всех обществах  семья выполняла основные функции:

воспроизводства  населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

 -  воспитательная   функция   –   социализация   молодого   поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая  функция  - поддержание  физического  здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

 - экономическая – получение материальных средств  одних  членов  семьи для других, экономическая поддержка  несовершеннолетних  и  нетрудоспособных членов общества;

- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

- социально-статусная – предоставление  определенного  статуса  членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая  –  организация  рационального  досуга,  взаимообогащение интересов;

- эмоциональная – получение психологической защиты,  эмоциональной поддержки,  эмоциональная  стабилизация  индивидов  и   их   психологическая терапия;

- сфера первичного  социального  контроля  –  моральная  регламентация поведения  членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях  между  супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.

7. История эволюции семьи.

- Безусловно, семейные ценности в разные исторические времена были различны.

Древняя Русь.

Большое влияние на взаимоотношения между членами семьи оказала христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский.

            Семейно-брачные  отношения  до  Крещения   Руси регулировались нормами обычая. Основа организации семьи – отношения между родственниками, а не между мужем и женой. Заключение  брака  осуществлялось  путем  похищения невесты женихом ("умычка"). Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на  игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест. "Умычка" совершалась  по предварительной договоренности жениха и невесты, так что  слово  "похищение" здесь, в общем-то, не подходит. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме.

Крещение, принесло на Русь многие нормы византийского права, в  том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет для женщин. Христианство запретило практиковавшееся на Руси   многоженство. Стремясь укрепить брачные  узы,  церковные  уставы  запрещали  скрытые формы  нарушения  брачного  законодательства, например,  супружескую  измену. Церковь рассматривала брак не только  как  плотский  союз,  но  и  как духовный, поэтому браки  допускались  лишь  между  христианами.  Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить  в форме церковного венчания.

Домострой (XVI – XIX вв.)

В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой». Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко.

Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием  и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они  должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

 Эпоха  правления  Петра  положила  начало  развития  семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц,  вступающих  в  брак,  обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.

Возраст для вступления в брак  был  установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак  необходимо  было  получить  согласие  родителей независимо от  возраста  жениха  и  невесты.  Женщина  получает  возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

Таким образом, с XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в  компетенцию  церкви  по брачно-семейным  делам.  Создаются органы, регулирующие эти отношения.

XX-XXI вв.

 Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к включению молодого поколения в культурную традицию общества. Семья уже не выглядит структурой, подавляющей индивидуальность личности.

8. Проблемы семьи.

- К сожалению, созданные семейные союзы подвержены действию разрушительных факторов, влияющих на прочность брака и семьи в современном обществе. Какие проблемы современной семьи вы считаете основными?

(Ответы учащихся.)

  • Увеличение числа разводов;

  • Уменьшение рождаемости;

  • Большое количество неполных семей;

  • Социальное сиротство (родители лишены родительских прав, дети воспитываются в детских домах);

  • Конфликт поколений, вынужденных жить зачастую в стесненных жилищных условиях и приспосабливаться друг к другу;

  • Смена приоритетов с воспитательного на экономический и др.


9. Просмотр презентации «Семья».

(Мнения учащихся.)

10. Вывод об основных семейных ценностях.

- Какие ценности, на ваш взгляд, лежат в основе семейного счастья?

(Ответы учащихся.)

11. Итог классного часа. Стихотворение.

На Руси это издавна чтимо,
Это в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина
Шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви.

Чтоб его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исподволь напоминала:
Мы не просто вдвоем, мы - семья.

Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь пред сыновним лицом,
Повторить с материнскою силой:
"Посоветуйся, сыне, с отцом!"

Чтоб, все страхи снося в одиночку,
Говорила, измаясь вконец:
"Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец..."

И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят.

Мы - семья.
Это значит - мы вместе.
Кто напросится к нам во враги?!
Дети вырастут.
Сложатся песни.
Только ты себя побереги.

Мы - семья.
По-отечески строги
К нам бывают родные края.
И Отечество тоже в итоге -
Нет, не просто народ, а - семья.

Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.

В дом, где, робкую нежность не пряча,
Я твои повторяю шаги.
Ты любим.
Ты добьешься удачи.
Только ты себя побереги. (Т.Кузовлева)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconКлассный час «Урок семьи и семейных ценностей»
Разработка классного часа по теме самообразования «Нравственное воспитание школьников» в 2012-13 учебном году
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconПрезиденте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает...
Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconУрок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия
Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconФормирование семейных ценностей в образовательных учреждениях
В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» icon«Урок семьи и семейных ценностей»
Цель: содействие духовно-нравственному воспитанию обучающихся, сохранению и укреплению семейных традиций
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconСведения о проведенных мероприятиях 09. 2012г на тему семьи и семейных ценностей

Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconВикторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке»
«Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» icon«Уроки семьи и ценности семьи»
Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на всемерное укрепление социального института...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconКонспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи»
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» icon«Урок семейных ценностей»
Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconУрок семьи. Семейные
Что такое семейные ценности? Недвижимость и счет в банке или что-то другое? Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconУрок по теме «семья и семейные ценности»
В наших российских школах уже сложилась хорошая традиция начинать учебный год с тематических уроков, актуализирующих определенные...
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconКонспект Классного часа на тему: Берегите Воду!
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей» iconМетодические особенности организации урока семьи и семейных ценностей для учащихся 5-9 классов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск