Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи»





Скачать 102.25 Kb.
НазваниеКонспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи»
Дата публикации28.09.2013
Размер102.25 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Право > Конспект
Конспект урока по обществознанию в 10 классе

«Правовые основы брака и семьи»



Учитель истории и обществознания

Филобок Елена Ивановна

Тема: Правовые основы брака и семьи.

Учитель:

Ситуация: В наши дни среди молодых влюбленных, да и людей старшего поколения, стал популярен гражданский брак. К такому виду брака прибегают и те люди, которые уже побывали в браке. Они пытаются вместе жить с новым избранником или избранницей, вести общее хозяйство, воспитывать детей от предыдущих браков и рожают совместных. Спустя некоторое время они в большинстве случаев регистрируют свои отношения.

Молодежь чаще всего практикует такой брак исходя из правила «Не понравилось – разбежались». А еще новоиспеченные влюбленные перед вступлением в брак решают пожить вместе годик-другой в арендованной квартире, чтоб убедиться в правильности выбора партнера. Но если считают, что любят и уверены во взаимных чувствах, то зачем проверять? Как-то нелогично. И все-таки: нужно ли регестрировать семейно-брачные отношения? Что об этом говорится в Семейном кодексе РФ? Не за горами то время, когда вам надо будет создавать свою семью. Что вам необходимо знать по этому поводу?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель: давайте сегодня с вами сформулируем

тему нашего урока.

Предложения учащихся: Правовые основы брака и семьи.

Далее озвученная тема записывается на доске и в тетрадях учащихся.

Учитель: Давайте вместе составим цель и задачи, которые нам предстоит решить на уроке, исходя из темы.

Цель:

1.Обучающая:

уметь ставить цель и находить способы её достижения.

1.Воспитывающая: Формирование у обучающихся понятия о правовых основах семейно - брачных отношений ( порядок и условия заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные правоотношения супругов);

содействие правовому воспитанию обучающихся, воспитанию у молодого поколения чувства ответственности за свои поступки и решения, осознанию важности юридической защиты семейно-брачных отношений. Привитие навыков самостоятельной работы с использованием консультаций учителя.

2.Развивающая: выработка компетентности обучающихся анализировать источники, развитие опыта публичных выступлений.
Задачи урока:

  1. Опираясь на статьи Семейного кодекса РФ, показать, как семейное законодательство отражает интересы супругов;

  2. Развивать навык работы самостоятельной работы с документами;

  3. Развивать умение применять на практике полученные знания.

Тип урока: исследовательский

Форма урока: практикум (анализ Семейного кодекса РФ, решение задач на закрепление изученного материала).

Оборудование урока: Семейный кодекс РФ и листы с заданиями для каждой группы учащихся.

План урока.

  1. Семья и брак. Порядок и условия заключения брака.

  2. Имущественные правоотношения супругов.

  3. Брачный контракт.

  4. Расторжение брака.

Эпиграф урока: Семейный лад – самый лучший клад

Поговорка

Организационный момент

Ход урока.

  1. Семья и брак. Порядок и условия заключения брака.

Учитель подводит учащихся к формулированию цели урока, к определению задач, которые помогут решить её. Далее обучающимся предлагается высказаться по поводу суждения: «Любовь- это большой труд двоих, а создание семьи- это не конечная, а отправная точка к счастью».

Учитель: Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми.

Выяснить разницу между понятиями «семья» и «брак» можно при помощи следующих вопросов:

  1. Мужчина и женщина встретились . Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения не были зарегистрированы государством. Можно ли считать эту группу семьей?

  2. Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что- либо после рождения ребенка?

  3. Брак заключен не был, но в семье родился ребенок. Через некоторое время отец ребенка и мать ребенка решили разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье материально?

  4. При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и перед детьми?

Ответив на вопросы, мы выяснили различие между понятиями «брак» и «семья».

Брак- это оформленный юридическим образом добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, порождающий права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.

Семья- это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности

Самостоятельная работа учащихся с семейным кодексом.

Обучающиеся самостоятельно изучают Семейный кодекс РФ (5- 7 минут), учитель после окончания самостоятельной работы с документом проводит фронтальную беседу по следующим вопросам:

  1. С какого момента возникают права и обязанности супругов?

  2. Каков порядок и условия заключения брака?

  3. Может ли быть отказано в заключении брака:

  4. Кому может быть отказано в заключении брака?

После беседы учитель подводит обучающихся к выводу, что брак - ответственное

  1. Имущественные правоотношения супругов.

Рассмотрение этого вопроса плана урока проводится в форме практической работы обучающихся с Семейным кодексом РФ. Обучающиеся работают со ст. 34, , 36, 40-42 Семейного кодекса РФ. После прочтения указанных статей Семейного кодекса РФ обучающиеся самостоятельно заполняют результаты таблицы на индивидуальных листах с заданиями. Один из учеников заполняет таблицу у доски.

Имущество супругов.


Собственность каждого супруга

Совместная собственность супругов

Имущество, принадлежащее супругу до вступления в брак, полученное во время брака в дар, по наследству. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь), кроме драгоценностей.

Имущество, нажитое в период брака; пенсии, пособия, приобретенные за счет общих доходов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, доля в капитале.
После заполнения таблицы происходит обсуждение результатов по следующим вопросам:

  1. Какое имущество является собственностью супругов и почему?

  2. Что не является совместным имуществом супругов и почему?

  3. Будет ли автомобиль, полученный мужем в период брака по наследству, общей собственностью супругов?

Динамическая пауза: за 1 минуту вспомнить как можно больше пословиц о семье (Не нужен и клад коли в семье лад; В семье и каша гуще; Вся семья вместе так и душа на месте; Вместе тошно, а врозь скучно; Русский человек без родни не живет).

  1. Брачный контракт.

Учитель: Положения закона, относящиеся к совместной собственности супругов или личной собственности каждого из них , могут быть изменены соглашением сторон путем заключения брачного договора.

Брачный договор (контракт)- это добровольное соглашение, которое заключают вступающие или уже вступившие в брак люди; оно закрепляет их права на имущество, приобретенное в браке или до брака, а также распределение бремени финансовых расходов в браке.

Коллизии, которые могут возникать при вступлении в брак, при его расторжении или в случае смерти одного из супругов, давно было принято заранее оговаривать. Иудеи всегда гарантировали жене право на собственность в случае смерти мужа. В Европе люди, вступающие во второй брак, старались заранее договориться о финансовых правах детей от первого брака. А аристократы и в первый брак старались не вступать, не посоветовавшись со своими адвокатами о том, как распорядиться семейным состоянием. Брачные контракты заключали в свое время Наполеон Бонапарт, Вольфганг Амадей Моцарт.

Современная мода на брачные контракты началась на Западе в 1980- ые годы. До этого вся собственность автоматически отходила к тому, на кого была записана. Но в один прекрасный день нью- йоркский суд постановил, что брак- это форма деловых отношений и при его расторжении обе стороны имеют равные права при разделе нажитого имущества. Такой подход к браку постепенно стал общепринятым, и чтобы обезопасить себя, состоятельные граждане принялись заключать брачные контракты.

По статистике, чаще всего брачный контракт заключается в случае неравного брака, когда пожилой богатый мужчина женится вторым или третьим браком на бедной девушке и не хочет делить с ней свое богатство. Но бывают и другие ситуации, при которых возникает необходимость в контракте. В браки стали вступать позже, уже имея собственность, свое дело или просто сбережения. Увеличилось число деловых женщин, которые с самого начала играли существенную экономическую роль в семье. Возможность заключения брачного контракта в России появилась в 1996 году, когда был принят новый Семейный кодекс.

Самостоятельная работа учащихся с Семейным кодексом.

Обучающимся предлагается самостоятельно изучить 40-42 и ответить на вопросы:

  1. Где заключается брачный договор?

  2. В какой период времени можно заключать брачный договор?

  3. Имеет ли брачный договор силу, если брак не зарегистрирован?

  4. Каково содержание брачного договора?

4.Расторжение брака.

Учитель знакомит обучающихся с высказыванием В. А. Сухомлинского «Жить в браке- это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости.» обсудить его

- Как вы считаете, почему не все люди смогли сохранить семью? Чем опасен развод?

Я предлагаю вам ознакомиться самостоятельно со ст. 17-21, 25 Семейного кодекса РФ, а после изучения обсудить их. Обсуждение изученных статей проводится по вопросам:

  1. Каков порядок расторжения брака в России?

  2. Почему в некоторых случаях расторжение брака производится в органах ЗАГСа?

Закрепление изученного материала.

Обучающиеся отвечают на вопросы теста и решают две практические задачи по изученному материалу, листы с заданиями находятся у школьников. На выполнение задания отводится 5-7 минут. После выполнения задания учитель зачитывает вслух правильные ответы на вопросы теста и решения задач, а обучающиеся проверяют правильность выполнения своих работ и самостоятельно их оценивают.

Тест.

  1. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак:

А. разные национальности

Б. одна из сторон уже состоит в браке

В. отсутствие у жениха счета в банке

Г.Кровное родство жениха и невесты

2. Закончите следующее предложение: «Нарушением порядка регистрации брака является…»:

А. подача заявления о вступлении в брак по почте

Б. регистрация брака через месяц после подачи заявления

В. личное присутствие сторон при заключении брака

3. Брачный договор определяет:

А. неимущественные отношения между супругами

Б. имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения

В. права и обязанности супругов в отношении детей

4. Где заключается брачный договор:

А. в ЗАГСе

Б. в суде

В. в нотариальной конторе

5. Для заключения брака необходимо:

А. добровольное согласие мужчины и женщины

Б. согласие родителей жениха и невесты

В. наличие новых обручальных колец

6. При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить все имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую ее супруг получил в дар от родителей. Какое решение примет суд:

А. разделить поровну имущество

Б. разделить поровну все имущество, кроме дачи, полученной в дар.

7. Какое из перечисленных ниже прав является личным правом супругов, а не имущественным:

А. право владеть имуществом, приобретенным до брака

Б. право выбора места жительства и места работы

В. право на предметы, полученные в подарок8. Может ли быть заключен брачный договор между супругами в отношении имущества, которого у них нет, но , возможно, будет:

А. да

Б. нет

9. Обязана ли жена после заключения брака взять фамилию мужа:

А. обязана в любом случае

Б. не обязана

10. При разделе имущества в связи с разводом гражданин Иванов потребовал, чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти все имущество было приобретено на его деньги, так как в течение пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд:

А. о разделе имущества между супругами поровну

Б. все имущество принадлежит гражданину Иванову

В. 2/3 имущества принадлежит гражданину Иванову

КЛЮЧ К ТЕСТУ:

1. б

2. а

3. б

4. в

5. а

6.б

7. б

8. а

9.б

10.а

Решите следующие задачи:

Задача 1.

После регистрации брака гражданин Ищенко запретил жене посещать работу, так как она связана с ночными дежурствами, мужу это не нравится. Прав ли Ищенко?

Ответ: Нет, Ищенко не прав в данной ситуации, так как право на выбор места работы является личным правом его супруги.

Задача 2.

Супруги Зайцевы решили произвести раздел совместно нажитого имущества. Супруга заявила, что драгоценности она с супругом делить не будет, так как она их носит, а дом будет принадлежать ей, а автомашина - мужу. С таким разделом муж не согласился. Куда им необходимо обратиться?

Ответ: Супругам необходимо обратиться в суд, так как имущественные споры между супругами рассматриваются и решаются в судебном порядке.

После проверки результатов работы обучающиеся делают вывод о том, что закон не содержит юридических санкций, нарушающих право человека на невмешательство в его личную (семейную) жизнь, и закрепляет право равноправия супругов.

Рефлексия.

Домашнее задание

Написать эссе на тему «Семья и брак - личное дело?»

Подведение итогов урока, выставление отметок

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconБрак и семья. Правовые основы брака и семьи
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать представление учащихся о нравственных основах брака, семьи; Дать более глубокие (по сравнению с основной)...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconКонспект классного часа в 5 «А» классе на тему: «Урок семьи и семейных ценностей»
Семейный кодекс рф, конвенция о правах ребенка, конспект урока, презентация, видеофрагмент, музыкальное сопровождение
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconКонспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Международное...
Оборудование: современная политическая карта мира, раздаточный материал, словари
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconКонспект открытого урока по обществознанию в 9 классе Тема урока:...
Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconПлан конспект урока по обществознанию в 11 классе. Тема урока: «Политическое поведение»
Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л. Н. Боголюбова
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconКонспект открытого урока учителя технологии средней школы №1 Ханбикова...
Задача урока: Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconПлан-конспект открытого урока соревнования по английскому языку в 4 классе Тема: «Семья»
Сд в акушерстве и гинекологии с курсом планирования семьи (заочная форма обучения)
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconКонспект урока по обществознанию в 8 классе Тема «Развитие общества»
Совершенствование навыков употребления глаголов в речи. Повторить и обобщить знания по орфоэпии
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconТема: Семейное право План
Заключение брака было назначено на 6 августа. Однако 24 июля Журавлев заболел и был направлен на лечение в больницу. Чтобы не откладывать...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconКонспект урока ртс в 7 классе
Цель: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность,...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconМетодические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей...
Новый век внес свои коррективы в восприятие, казалось бы, незыблемых основ жизни. Образ семьи, брака все больше дискредитируется...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи» iconРеферат по правоведению на тему: Семейное Право
Препятствия к регистрации брака и недействительность брака


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск