Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.01.2014
Размер75.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок обществознания по теме
«Семья и быт» в 10 классе (2 часа)
(как вариант внеклассное мероприятие)

Цель урока: Сформировать представление учащихся о нравственных основах брака, семьи; Дать более глубокие (по сравнению с основной) знания о семье; познакомить с функциями семьи реализацией.

Ход урока:

Учитель: Важнейшим элементом социальной структуры  социальным институтом является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья является отражением процессов происходящих в обществе…

Семью можно рассматривать с различных сторон  объединение родителей и детей (малая группа), как социальный институт, с точки зрения брака…

С некоторыми вопросами семьи и семейных отношений мы с вами познакомились в 9 классе. Сегодня мы повторим то, что уже знаем, а также расширим свои познания. Кроме этого попробуем поставить вопросы по данной теме и на будущее (в 11 классе), когда мы ещё раз вернёмся к этой теме…

Для этого Вам предлагается к концу урока заполнить таблицу состоящую из трёх пунктов;

Что знал?

Что узнал?

Что хотел бы знать?










Которая и завершит наш урок.

А сейчас давайте мы вспомним уже известные нам положения о семье и браке.

  1. Что такое брак?  Это надлежащим образом оформленный (юридический акт) добровольный союз мужчины и женщины имеющий целью создание семьи. Если этой цели нет, то брак считается недействительным. Заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и детям.

  2. Какие условия необходимы для вступления в брак?  Достижение совершеннолетнего возраста-18 лет, взаимное согласие; обе стороны должны быть дееспособны; не должны быть уже зарегистрированном браке; не должны быть усыновителями и усыновлёнными…)

Учитель: Брак регистрируется в ЗАГСе. Помимо этих условий в семейном законодательстве есть возможность «оформить» свой союз, вступающих в брачные отношения, с помощью договора. Нам о нём, мало что известно. Давайте познакомимся с ним. (На урок приглашен юрист специализирующийся на семейном праве или родитель с тем же профилем)

После знакомства с брачным договором, учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
Каковы основные положения брачного договора? Когда его можно заключить? Имеет ли он юридическую силу если брак не заключен?

Учитель: Подчеркнём тот факт, что брачный контракт можно заключить только по имущественным отношениям. Такие договоры стали нормой на Западных странах. У нас же они только входят в жизнь.

А может ли брачный договор создать семью? Как её в таком случае рассматривать? (через имущественные отношения?)

Вспомним понятие семья…
(Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)

Такая форма закрепления союза носит название гражданский брак. (западное определение) А у нас? ... Что бы выяснить это давайте рассмотрим несколько примеров.

  1. Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством скреплены не были. Можно ли эту группу считать семьёй? Почему?

  2. Он и она полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации брака не было. Можно ли эту пару считать семьёй? Измениться ли что-нибудь после рождения ребёнка?

  3. Брак заключен не был, но родился ребёнок. Через некоторое время мужчина-отец ребёнка и женщина-мать ребёнка решили разорвать отношения. Обязан ли отец ребёнка помогать бывшей семье материально?

  4. При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности перед друг другом и детьми?

И так мы видим, что семья возникает при (подсказывайте) условиях (когда брак заключен и когда возникает кровное родство (дети), общий быт, взаимная помощь, ответственность моральная и правовая.

Перед нами два положения союза мужчины и женщины, когда образуется семья: так называемый гражданский брак и брак зарегистрированный в государственном органе (ЗАГСе). кроме того мы видим, что не всякий гражданский брак может быть семьёй. Но таких браков у нас не мало. Плохо это или хорошо? Давайте попробуем определить их положительные и отрицательные стороны.

Положительные

Отрицательные

Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опят совместной жизни.

Временная форма личной жизни (Спасение от одиночества, безделья и т.д.)

Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве своём распадаются через 3-7 лет.

Нет ощущения прочности своего положения, серьёзности отношений, неблагожелательное общественное мнение.

Не защищены имущественные и прочие права супругов и детей.

Болезненная реакция детей на зыбкий статус родителей.

Исходя из этого какой вывод можно сделать? … (семью стремятся образовать, вступив в брак, только «настоящие» женщина и мужчина. Кто же они такие? Спросим родителей; которые читают стихи Е.Евтушенко и Р.Газматова.

Современная женщина! Современная женщина!
Суетою замотана, но как прежде Божественна!
Пусть немного усталая, но как прежде прекрасная!
До сих пор непонятная, никому не подвластная!
Современная женщина! Современная женщина-
Так грустна и задумчива, то светла, то торжественна,
Доказать её слабости, побороть её дерзости
Зря мужчины стараются, понапрасну надеются
Не бахвалимся силою, но на ней тем не менее
И заботы служебные, и заботы семейные
Всё на свете познавшая, все невзгоды прошедшая
Остаётся загадкою, современная женщина.
Я спросил на вершине, поросшей кизилом:
Что мужского достоинства служит мерилом?
Отношение к женщине! Молвило небо в ответ.
Чем измерить, - спросил я – у древней былины
Настоящее мужество в сердце мужчины?
Отношение к женщине! Мне ответила она.
Чем любовь измеряется сердца мужского?
Отношением к женщине! Нету мерила оного
Отвечали хранители мер и весов.

И так взаимоотношения – главный критерий семьи. У одних они складываются, у других не очень, у третьих и вовсе плохо на этой стезе. К сожалению у нас в стране, да и в республике не всё благополучно на семейном фронте. А что в результате? … (беспризорщина, преступность и т.д.)

Об этой стороне семейной жизни нас расскажет: (нас проинформирует) представитель детской комнаты милиции, работник комиссии по делам несовершеннолетних, участковый (родители работающие в этих службах).

И так. Вывод однозначен. Нужна крепкая семья, которая могла бы полностью выполнять свои функции. Таких семей большинство, иначе общество просто исчезло бы. Есть такие семьи и у нас в классе. Как они справляются со своими задачами мы увидим и услышим сейчас.

Своими «секретами» воспитания, крепких уз делятся приглашённые родители (многодетных семей). Учащиеся показывают «успехи» этих секретов (демонстрируются умения, навыки, черты досугового, трудового и т.д. воспитания)

В процессе данной деятельности на уроке, учащиеся определяют и называют представленные функции семьи, делают выводы о том какой должна быть семья.

После выводов учитель предлагает провести тренинг «Чудо-семья». Для этого образуется несколько групп из трёх человек. Один исполняет роль отца, который вечером должен отдохнуть перед трудным и ответственным для него днём. Второй исполняет роль старшего ребёнка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером (настояли друзья, поскольку у него сегодня день рождения). Третий – это младший ребёнок, у которого какие-то свои проблемы, он погружен в свои мысли, он нуждается в поддержке, совете, участии. Участники должны договорится, как пройдёт вечер в семьею. Когда решение будет принято, каждая группа рассказывает: удалось ли им договорится; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый почувствовал в процессе игры; о чём сожалеют участники; что хотели бы изменить.

Далее учащимся предлагается прокомментировать высказывание Л.Н.Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Интерпретация высказывания не вызывает затруднений, но зато ещё раз заставляет задуматься о семье и быте.

Перед заключительной фразой урока классу предлагается игровой психологический тест «Список претензий». Учащийся должен поставить себя на место родителей и ответить на вопросы.

Психологический тест «Список притензий».

  1. Папа не вымыл после себя грязную посуду. Вы:

    1. Хватаетесь за ремень;

    2. Моете сами;

    3. Начинаете «читать мораль».

  2. Мама не заправила за собой постель и не убрала учебники со стола. Вы:

    1. Сбрасываете одеяло и учебники на пол;

    2. Всё убираете сами;

    3. Проводите воспитательную работу.

  3. Папа разбросал свои вещи (одежду и обувь) по всей квартире. Вы:

    1. Всё разбросанное начинаете пинать ногами;

    2. Всё собираете сами;

    3. Объясняете, как вы вели себя в их годы.

  4. Когда вы делали уроки мама включила музыку на всё громкость. Вы:

    1. Выдернули шнур из розетки;

    2. Заткнули уши;

    3. Объяснили, что так поступать не этично.

  5. Папа пришёл домой за полночь, а вы не сомкнули глаз, ожидая его. Вы:

    1. Даёте ему пощёчину;

    2. Предлагаете поесть и скорее спать;

    3. Объясните, что в его возрасте так не поступают.

  6. Мама не хочет делать работу, которую ей поручили сделать дома. Вы:

    1. хватаете шнур от утюга;

    2. очень просите не подводить вас;

    3. звоните сослуживцу мамы и спрашиваете, что было поручено;

  7. Папа в очередной раз устроил дома сборище друзей, пока вас не было дома. Вы:

    1. всех вытолкали за порог;

    2. тихо отсидитесь на кухне;

    3. поговорили с папой с глазу на глаз;

  8. Папа и мама без разрешения взяли вашу одежду (куртку, пальто, перчатки) и испачкали её. Вы:

    1. устроили скандал;

    2. пошли стирать испачканную вещь;

    3. объяснили, что это не этично и не гигиенично;

  9. Мама на час «повисла на телефоне», ведёт совершенно бездумные разговоры с подругами. Вы:

    1. отключаете телефон;

    2. покорно ждёте;

    3. объясните предназначение телефона;

  10. Папа «до упора» смотрит телевизор. Вы:

    1. выключите телевизор;

    2. изредка подсаживаетесь и смотрите те же передачи;

    3. объясните вред длительного просмотра телепередач.

Если преобладает вариант а), то вы относитесь к деспотическому типу личности. Вам абсолютна неинтересна дальнейшая судьба ваших родителей. Для вас важно, чтобы «сейчас было всё хорошо». Вы не понимаете, что в результате такого обращения у ваших родителей может развится так называемый комплекс вины. Постоянно опасаясь наказания или грубости с вашей стороны, они будут стараться избежать его любой ценой. Начнут лгать, хитрить, изворачиваться, приспосабливаться. Немного повзрослев, начнут на ваши «решительные» действия отвечать грубостью. Не исключено, что вы сможете ощутить и силу ответного удара. Тогда беда – вам уже некогда не пользоваться авторитетом.

Если преобладает ответ б) вы относитесь к безвольному типу. Вам кажется, что если вы никаких действий в отношении явных нарушений предпринимать не будете, то «всё само собой образуется». Вы сами формируете у своих родителей ощущение полной вседозволенности и безнаказанности. Это приводит к развитию расхлябанности и беспорядочности поведения. Родители никогда не поймут, когда нужно включать тормоза, когда нужно себя пересилить, когда необходимо взять себя в руки и начать работать над собой.

Преобладает вариант в) – вы относитесь к морализаторскому типу.

В завершение учитель возвращает класс к таблице (в ходе урока следовало напоминание о ней). Несколько учащихся отвечают на поставленные в ней вопросы. Записываются вопросы, факты, проблемы, которые заинтересовали детей. К ним обязательно возвращаемся в 11 классе по данной теме.

Заканчивается урок словами О.Бальзака: «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга». Или Сократа «К родителям относитесь так, как желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

Литература:

С.Н.Степанко «Обществознание» 9 класс, Волгоград, 2005г.

Т.А. Корнева «Обществознание» 10-11 классы, Волгоград, 2006г.

Разработал учитель истории и обществознания Кононеров С.М. ГОУ Политехнический лицей-интернат РМЭ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск