Скачать 75.77 Kb.
|
Урок обществознания по теме «Семья и быт» в 10 классе (2 часа) (как вариант внеклассное мероприятие) Цель урока: Сформировать представление учащихся о нравственных основах брака, семьи; Дать более глубокие (по сравнению с основной) знания о семье; познакомить с функциями семьи реализацией. Ход урока: Учитель: Важнейшим элементом социальной структуры социальным институтом является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья является отражением процессов происходящих в обществе… Семью можно рассматривать с различных сторон объединение родителей и детей (малая группа), как социальный институт, с точки зрения брака… С некоторыми вопросами семьи и семейных отношений мы с вами познакомились в 9 классе. Сегодня мы повторим то, что уже знаем, а также расширим свои познания. Кроме этого попробуем поставить вопросы по данной теме и на будущее (в 11 классе), когда мы ещё раз вернёмся к этой теме… Для этого Вам предлагается к концу урока заполнить таблицу состоящую из трёх пунктов;
Которая и завершит наш урок. А сейчас давайте мы вспомним уже известные нам положения о семье и браке.
Учитель: Брак регистрируется в ЗАГСе. Помимо этих условий в семейном законодательстве есть возможность «оформить» свой союз, вступающих в брачные отношения, с помощью договора. Нам о нём, мало что известно. Давайте познакомимся с ним. (На урок приглашен юрист специализирующийся на семейном праве или родитель с тем же профилем) После знакомства с брачным договором, учащиеся отвечают на поставленные вопросы: Каковы основные положения брачного договора? Когда его можно заключить? Имеет ли он юридическую силу если брак не заключен? Учитель: Подчеркнём тот факт, что брачный контракт можно заключить только по имущественным отношениям. Такие договоры стали нормой на Западных странах. У нас же они только входят в жизнь. А может ли брачный договор создать семью? Как её в таком случае рассматривать? (через имущественные отношения?) Вспомним понятие семья… (Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью) Такая форма закрепления союза носит название гражданский брак. (западное определение) А у нас? ... Что бы выяснить это давайте рассмотрим несколько примеров.
И так мы видим, что семья возникает при (подсказывайте) условиях (когда брак заключен и когда возникает кровное родство (дети), общий быт, взаимная помощь, ответственность моральная и правовая. Перед нами два положения союза мужчины и женщины, когда образуется семья: так называемый гражданский брак и брак зарегистрированный в государственном органе (ЗАГСе). кроме того мы видим, что не всякий гражданский брак может быть семьёй. Но таких браков у нас не мало. Плохо это или хорошо? Давайте попробуем определить их положительные и отрицательные стороны.
Исходя из этого какой вывод можно сделать? … (семью стремятся образовать, вступив в брак, только «настоящие» женщина и мужчина. Кто же они такие? Спросим родителей; которые читают стихи Е.Евтушенко и Р.Газматова. Современная женщина! Современная женщина! Суетою замотана, но как прежде Божественна! Пусть немного усталая, но как прежде прекрасная! До сих пор непонятная, никому не подвластная! Современная женщина! Современная женщина- Так грустна и задумчива, то светла, то торжественна, Доказать её слабости, побороть её дерзости Зря мужчины стараются, понапрасну надеются Не бахвалимся силою, но на ней тем не менее И заботы служебные, и заботы семейные Всё на свете познавшая, все невзгоды прошедшая Остаётся загадкою, современная женщина. Я спросил на вершине, поросшей кизилом: Что мужского достоинства служит мерилом? Отношение к женщине! Молвило небо в ответ. Чем измерить, - спросил я – у древней былины Настоящее мужество в сердце мужчины? Отношение к женщине! Мне ответила она. Чем любовь измеряется сердца мужского? Отношением к женщине! Нету мерила оного Отвечали хранители мер и весов. И так взаимоотношения – главный критерий семьи. У одних они складываются, у других не очень, у третьих и вовсе плохо на этой стезе. К сожалению у нас в стране, да и в республике не всё благополучно на семейном фронте. А что в результате? … (беспризорщина, преступность и т.д.) Об этой стороне семейной жизни нас расскажет: (нас проинформирует) представитель детской комнаты милиции, работник комиссии по делам несовершеннолетних, участковый (родители работающие в этих службах). И так. Вывод однозначен. Нужна крепкая семья, которая могла бы полностью выполнять свои функции. Таких семей большинство, иначе общество просто исчезло бы. Есть такие семьи и у нас в классе. Как они справляются со своими задачами мы увидим и услышим сейчас. Своими «секретами» воспитания, крепких уз делятся приглашённые родители (многодетных семей). Учащиеся показывают «успехи» этих секретов (демонстрируются умения, навыки, черты досугового, трудового и т.д. воспитания) В процессе данной деятельности на уроке, учащиеся определяют и называют представленные функции семьи, делают выводы о том какой должна быть семья. После выводов учитель предлагает провести тренинг «Чудо-семья». Для этого образуется несколько групп из трёх человек. Один исполняет роль отца, который вечером должен отдохнуть перед трудным и ответственным для него днём. Второй исполняет роль старшего ребёнка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером (настояли друзья, поскольку у него сегодня день рождения). Третий – это младший ребёнок, у которого какие-то свои проблемы, он погружен в свои мысли, он нуждается в поддержке, совете, участии. Участники должны договорится, как пройдёт вечер в семьею. Когда решение будет принято, каждая группа рассказывает: удалось ли им договорится; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый почувствовал в процессе игры; о чём сожалеют участники; что хотели бы изменить. Далее учащимся предлагается прокомментировать высказывание Л.Н.Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Интерпретация высказывания не вызывает затруднений, но зато ещё раз заставляет задуматься о семье и быте. Перед заключительной фразой урока классу предлагается игровой психологический тест «Список претензий». Учащийся должен поставить себя на место родителей и ответить на вопросы. Психологический тест «Список притензий».
Если преобладает вариант а), то вы относитесь к деспотическому типу личности. Вам абсолютна неинтересна дальнейшая судьба ваших родителей. Для вас важно, чтобы «сейчас было всё хорошо». Вы не понимаете, что в результате такого обращения у ваших родителей может развится так называемый комплекс вины. Постоянно опасаясь наказания или грубости с вашей стороны, они будут стараться избежать его любой ценой. Начнут лгать, хитрить, изворачиваться, приспосабливаться. Немного повзрослев, начнут на ваши «решительные» действия отвечать грубостью. Не исключено, что вы сможете ощутить и силу ответного удара. Тогда беда – вам уже некогда не пользоваться авторитетом. Если преобладает ответ б) вы относитесь к безвольному типу. Вам кажется, что если вы никаких действий в отношении явных нарушений предпринимать не будете, то «всё само собой образуется». Вы сами формируете у своих родителей ощущение полной вседозволенности и безнаказанности. Это приводит к развитию расхлябанности и беспорядочности поведения. Родители никогда не поймут, когда нужно включать тормоза, когда нужно себя пересилить, когда необходимо взять себя в руки и начать работать над собой. Преобладает вариант в) – вы относитесь к морализаторскому типу. В завершение учитель возвращает класс к таблице (в ходе урока следовало напоминание о ней). Несколько учащихся отвечают на поставленные в ней вопросы. Записываются вопросы, факты, проблемы, которые заинтересовали детей. К ним обязательно возвращаемся в 11 классе по данной теме. Заканчивается урок словами О.Бальзака: «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга». Или Сократа «К родителям относитесь так, как желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». Литература: С.Н.Степанко «Обществознание» 9 класс, Волгоград, 2005г. Т.А. Корнева «Обществознание» 10-11 классы, Волгоград, 2006г. Разработал учитель истории и обществознания Кононеров С.М. ГОУ Политехнический лицей-интернат РМЭ |