Скачать 141.89 Kb.
|
Тема 4. Классификация информационных систем Классификация – это система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Задача классификации — создать некие удобные образы, позволяющие, например, при выборе систем ограничиться определенным классом или типом. Основная проблема классификации ИС заключается в том, что единой системы оснований для классификации выработать не удалось. Предлагается классифицировать информационные системы по следующим признакам:
Опр. Степень формализации – это степень математического описания задачи, от которой, во многом зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.Чем точнее математическое описание задач, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.Различают три типа задач, для которых создаются ИС: структурированные (формализуемые); не структурируемые (не формализуемые); частично структурируемые. Рис. 1. Классификация ИС по признаку структурированности задачСтруктурированные задачиСодержание может быть выражено в форме математической модели, имеющей алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер (например, расчет на прочность стандартизированных деталей). Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю. Пример: Задача расчета заработной платы. Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения, Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих. Неструктурированные задачиЭто задачи, в которых решение связано с большими трудностями из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников. Пример: Формализация взаимоотношений в студенческой группе. Задача, не решаемая в связи с тем, что для нее существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически. Частично структурированные задачиЭто задачи, в которых известна лишь часть их элементов и связей между ними. В практике работы любого предприятия существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. На большинстве предприятий персонал сталкивается с частично структурированными задачами. Пример: Требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например:
В данной ситуации ИС может помочь человеку принять то или иное решение, если снабдит его информацией о ходе выполнения работ по всем необходимым параметрам. Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, обычно подразделяются на два вида:
Создание отчета путем обработки данных (поиск, сортировка, агрегирование, фильтрация). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, специалист принимает решение. ИС, создающие отчеты обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в ИС должны обеспечивать следующие возможности:
Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив. ИС, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.
- сравнение текущих показателей с прошлыми; - составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне; - обеспечение доступа к архивной информации; - и т.д.
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС. Автоматизированные ИС (АИС) предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «Информационная система» вкладывается обязательно понятие автоматизированной системы. Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Информационно - поисковые системы (ИПС) ориентированны на решение задач поиска информации, документа или факта в некотором множестве источников. Содержательная обработка информации в таких системах отсутствует. В таких системах хранится информационный массив, из которого по требованиям пользователей выдается нужная информация. Поиск информации по требованию пользователя осуществляется автоматически, полуавтоматически, либо вручную.Информационно-поисковые системы делятся на два типа.
Информационно-решающие системы не только производят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя, но и осуществляют операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.
Файловые системы. Обычно обеспечивают хранение слабо структурированной информации, оставляя дальнейшую структуризацию прикладным программам. Пример: электронные архивы. Проблемы: согласование данных, хранимых в разных файлах, обеспечение коллективного доступа к данным, модификации структуры данных. Автоматизированные банки данных. Банк данных — это система специальным образом организованных данных (баз данных), а также программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования. В настоящее время понятие «Банк данных» и «База данных» часто используют как синонимы, хотя это не совсем точно. Все функции по работе с БД сосредоточены в специальном компоненте – системе управления базами данных (СУБД). Решена проблемы коллективного доступа к данным. Недостаток: не всегда удается получить достаточное информационное обеспечение для принятия решений («информационно-аналитический голод»). Интеллектуальные банки данных (банки знаний, БЗ). Сравнительно новый способ построения ИС. Особенности: информация о предметной области условно делится между двумя базами: базой данных и базой знаний. БД содержит сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов. БЗ содержит сведения о закономерностях в предметной области, позволяющих выводить новые факты из уже имеющихся. Существенную роль в ИБД играет форма представления информации для пользователя – она должна быть как можно ближе к естественным для человека способам обмена данными. Хранилища данных (ХД). Хранилище данных – это предметно-ориентированный, интегрированный, неизменчивый, поддерживающий хронологию набор данных, организованный для целей поддержки управления. В ХД набор данных разделен на два компонента: оперативная БД хранит текущую информацию, квазипостоянная БД содержит исторические данные, например, в оперативной БД могут содержаться данные о продажах за текущий год, а в квазипостоянной БД хранятся систематизированные годовые отчеты и балансы за все время существования предприятия. Подсистема оперативного анализа данных позволяет эффективно и быстро анализировать текущую информацию. Подсистема принятия решений пользуется обобщенной и исторической информацией, применяет методы логического вывода. Для общения с пользователем служит универсальный интерфейс.
|
1*. Типы информационных систем Фактографические и документированные информационные системы Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления | Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных систем Курс «Проектирование автоматизированных информационных систем» направлен на изучение современных методов и средств проектирования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных... Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование... | Принципы доступа к данным через ado. Net. Вопросы по темам рефератов Основные понятия и определения корпоративных информационных систем. Классификация кис по характеру использования. Стратегии развития... | ||
Программа дисциплины «Проектирование информационных систем» «Проектирование информационных систем» для направления 080700. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавра | Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в экономике» Сформировать у студентов знаний и навыков в области использования информационных технологий и информационных систем для решения экономических... | ||
Лекция: Основные понятия технологии проектирования информационных... Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области 61 | Курсовая работа по дисциплине «Проектирование информационных систем в образовании» I. Теоретические основы проектирования информационных систем в образовании. 7 | ||
Реферат на тему: «Вакансии по специальности экономическая кибернетика» Занимается в области применения информационных систем, решает функциональные задачи, а также управляет информационными, материальными... | Информационное обеспечение систем управления Целью изучения дисциплины является обучение студентов основам современных информационных технологий в части разработки логических... | ||
1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом... Изучение курса «Инструментальные средства проектирования информационных систем» имеет целью- получение базовых знаний по применению... | Использование информационных технологий в маркетинге В связи с этим зарубежные авторы рассматривают растущую необходимость в развитии и внедрении новых информационных систем, основанных... | ||
Программа дисциплины «Современные erp-системы» «Теория информационных технологий и систем», «Архитектура корпоративных информационных систем» а также иметь представление о современных... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Классификация информационных технологий, используемых при подготовке проектов нормативных правовых актов 6 | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» По мнению большинства экспертов, прогнозирующих развитие науки и техники, двадцать первый век должен стать “веком коммуникаций”,... | Российской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный... Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы... |