Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»





НазваниеДиссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»
страница1/8
Дата публикации01.01.2015
Размер1.57 Mb.
ТипДиссертация
100-bal.ru > Информатика > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

Серикова Светлана Петровна

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Диссертация на соискание академической степени

магистра

Направление подготовки

05.0700.68 Педагогика,

программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»

Научный руководитель

кандидат педагогических наук, доцент Годовникова Л.В.

Рецензент

кандидат педагогических наук, доцент Алтухова Т.А.

Белгород 2012

РЕФЕРАТ

Несмотря на интерес ученых к значимости развития компетентности в общении, отдельные аспекты этого вопроса, в частности развитие коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования современных информационных технологий, еще в достаточной мере не изучены. Этим объясняется выбор темы нашего магистерского исследования: «Развитие коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий».

Проблема данного исследования - совершенствование системы коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий.

Цель исследования - разработать и апробировать систему коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетентности подростков посредством использования информационных технологий.

Объект исследования - коммуникативная компетентность подростков с речевыми нарушениями.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  • уточнено и углублено содержание понятия «коммуникативная компетентность» по отношению к подросткам с речевыми нарушениями;

  • раскрыты пути развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями в учебно-воспитательном процессе, внешкольной деятельности средствами информационных технологий;

  • уточнен механизм коррекционно-развивающего действия средств информационно-коммуникационных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована система развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий в коррекционно-развивающем педагогическом процессе речевого интернатного учреждения. Представленный материал может быть использован в коррекционно-развивающем педагогическом процессе, связанном с развитием коммуникативной компетенции подростков средствами информационных технологий в общеобразовательной школе при организации инклюзивного образования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы представлены и обсуждены на научно-практических конференциях Белгородского государственного университета «Проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения информатики» (2009г), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социально-психологической адаптации молодежи в условиях модернизации российского образования» (2011г.), II Всероссийской научно-практической заочной конференции «Коррекционно-развивающая среда как средство социализации детей с отклонениями в развитии» (ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»), «Молодые ученые - нашей новой школе» (ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет).

THE ABSTRACT

Research objective - to develop and approve system of korrektsionno-pedagogical work on formation of communicative competence of teenagers by means of information technology.
Object of research - communicative competence of teenagers with speech infringements.
Scientific novelty and the theoretical importance of research consists in the following:
- The concept maintenance «communicative competence» in relation to teenagers with speech infringements is specified and deepened;
- Ways of development of communicative competence of teenagers with speech infringements in educational, nonlearning, out-of-school activity by means of information technology are opened;
- The mechanism of korrektsionno-developing action of means of the information-communication technologies directed on development of communicative competence of teenagers with speech infringements is specified.
The practical importance of research consists that the system of development of communicative competence of teenagers with speech infringements by means of information technology in korrektsionno-developing pedagogical process speech интернатного establishments is developed and approved; the presented material can be used in the korrektsionno-developing pedagogical process connected with development of the communicative competence of teenagers by means of information technology at comprehensive school at the organization инклюзивного of formation.
Approbation of results of research. Substantive provisions and conclusions are presented and discussed at scientifically-practical conferences of the Belgorod state university «Problems of activization of informative activity of pupils in the course of training to computer science (2009г), the All-Russia scientifically-practical conference« Problems of socially-psychological adaptation of youth in the conditions of Russian education modernization »(2011г.), II All-Russia scientifically-practical correspondence conference« the Korrektsionno-developing environment as means of socialization of children with deviations in development»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................5

Глава I Теоретические обоснования проблемы развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий

1.1 Коммуникативная компетентность как объект психолого-педагогических исследований………….............................................................14

1.2 Коммуникативные особенности подростков, имеющих речевые нарушения..............................................................................................................30

1.3 Развитие коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий.............................................................................................................39

Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий

2.1 Организация и методы исследования коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий………………………………....56

2.2 Система работы по развитию коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий..............................................................................63

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетентности школьников с речевыми нарушениями……………………………………………………………….…… 71

Заключение..................................................................................................90

Список использованной литературы....................................................... .92

Приложения.................................................................................................97

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема общения, его индивидуальные и возрастные особенности, значимость развития компетентности в общении, механизмы протекания и изменения в последние годы стали предметом специального изучения психологов, педагогов, лингвистов (Е.А. Жадан, 1997; Н.В. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева, 1999; В.В.Соколова, 1999;Е.В. Коротаева, 2000; Н.А. Лемянскина, И.А. Стернин,2000; Щ.М. Казарцева, 2001; О.П. Кравчук, 2002; О.Н.Овсейчик, 2002). И тому существует множество причин. Развитие средств связи, глобальных компьютерных сетей и способов передвижения сблизило разные уголки планеты, сделало ее «маленькой», как сказал Ю.Гагарин, первым взглянувший на Землю из космоса. Но существует и другая проблема: стремительный и все убыстряющийся темп жизни одновременно вносит между людьми и отчуждение, развивает одиночество. Разрушение старого патриархального быта приводит к тому, что мы редко видимся с соседями и друзьями, теряем связь с родственниками. В условиях речевого интернатного учреждения, когда ученик общается с родителями только на выходных и каникулах, проблема организации и развития коммуникативной компетенции является наиболее острой. И одним из возможных способов общения выступают информационные технологии, не только обеспечивающие условия для реализации конституционных прав граждан на современное образование всех уровней и ступеней посредством доступа к мировым информационным ресурсам, но и тесное взаимодействие с социосредой .

Проблема умения общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми становится особо актуальной в подростковом возрасте (В.А. Петровский, А.Г. Рузская). Трудности общения подростков со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной их низкого статуса в коллективе, социальной дезадаптации, тревожности, поскольку нарушается основная тенденция личности как субъекта деятельности - потребность в самоактуализации, актуализации своих возможностей, внутренних ресурсов, гармоничном развитии своих способностей (Р.Е.Левина, СВ. Леонова, В.И. Селиверстов, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.).

Решение проблемы значимости развития компетенции в общении в современном обществе имеет важное значение, как для конкретного человека, так и для общества в целом.

Различные нарушения компонентов общения могут привести к замедлению темпа развития речи и образованию речевых расстройств (И.В. Дубровина, Г.М., Ф.А. Сохин, А.В. Запорожец, А.В. Брушлинский, Кучинский, М.И. Лисина, A.M. Матюшкин, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, и др.). У подростков с отклонениями в речевом развитии поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые еще и усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления и развития речевого опыта. Элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующей адаптации в социальной среде (Крысько В.Г.). Подросток - это промежуточная стадия между еще ребенком и взрослым человеком, которому в жизни очень скоро придется делать выбор, принимать решения и отвечать за свои поступки. Поэтому важным является дать старшеклассникам необходимые знания, умения и навыки коммуникативной компетентности, которые будут полезны им в «большой» жизни.

Таким образом, с одной стороны у подростков с речевыми нарушениями отмечаются трудности в формировании коммуникативной компетентности, с другой стороны отсутствует целостная система развития коммуникативной компетентности современными средствами информационных технологий. В связи с этим тема нашей работы «Развитие коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий» является актуальной.

Проблема данного исследования - совершенствование системы работы по развитию коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий.

Цель исследования - разработать и апробировать систему коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной компетентности подростков средствами информационных технологий.

Объект исследования - коммуникативная компетентность подростков с речевыми нарушениями.

Предмет исследования – процесс развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий.

Гипотеза исследования. Для развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий необходима целенаправленная, поэтапная коррекционно-педагогическая работа, включающая в себя:

  • создание в образовательном учреждении современной информационно-коммуникационной среды, способствующей интеграции подростка с речевыми нарушениями в мировое информационное пространство;

  • формирование коммуникационных компетенций в комфортных и здоровьесберегающих условиях;

  • организацию проектного обучения, включающего интегрированные уроки и внеклассные мероприятия с применением форм групповой и индивидуальной работы;

  • активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать с подростками;

  • включение всех специалистов сопровождения в систему работы

по развитию коммуникативной компетенции у подростков с нарушениями речи.

Исходя из цели, предмета и гипотезы были определены задачи исследо­вания:

1. Рассмотреть коммуникативную компетентность как психолого-педагогический критерий развития личности подростка;

2. Изучить особенности развития коммуникативной компетентности подростков с нарушениями речи.

3. Подобрать методы диагностики развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями;

4. Экспериментально проверить эффективность развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие положения:

  • Положения связи деятельности и общения, их ведущей роли в развитии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.Н. Ушакова и др.);

  • Междисциплинарные аспекты исследования феномена общения как коммуникативной деятельности (Г.М. Андреева, М.М. Бахтин, И.А. Зимняя и др.);

  • Исследования проблем социализации и индивидуализации личности учащихся (Л.С. Выготский, В.А. Сластенин и др.);

  • Теории развития коммуникативной компетентности подростков (Ю.Хабермас, А.А. Болдарев, Е.М. Милибурда и др.).

Методы исследования:

  • теоретические: анализ научной философской, психолого-педагогической и методической литературы;

  • эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся;

  • математические методы обработки экспериментальных данных.

База исследования: ГОУ «Корочанская общеобразовательная коррекционная школа-интернат для детей с нарушениями речи»

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе осуществлялся теоретический анализ философской, психолого педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; были определены объект, предмет, цель, основные задачи, рабочая гипотеза, методология и методика исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью определения уровней коммуникативных компетенций подростков с речевыми нарушениями.

На втором этапе разрабатывалась программа экспериментального исследования; проводился формирующий эксперимент. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой и уточнением гипотезы исследования, теоретических выводов и положений.

На третьем этапе осуществлялись математическая обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  • уточнено и углублено содержание понятия «коммуникативная компетентность» по отношению к подросткам с речевыми нарушениями;

  • раскрыты пути развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями в учебной, внеучебной, внешкольной деятельности посредством использования новых информационных технологий;

  • уточнен механизм коррекционно-развивающего действия средств информационно-коммуникационных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетентности подростков в условиях интернатного учреждения пятого вида.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована система развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями посредством использования информационных технологий в коррекционно-развивающем педагогическом процессе речевого интернатного учреждения; представленный материал может быть использован в коррекционно-развивающем педагогическом процессе, связанном с развитием коммуникативной компетентности подростков средствами информационных технологий в общеобразовательной школе при организации инклюзивного образования.

Достоверность результатов исследования обусловлена теоретическим анализом и обеспечена использованием комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Коммуникативная компетентность подростков с речевыми нарушениями включает в себя следующие виды коммуникативных компетенций: лингвистическая, дискурсивная, прагматическая, стратегическая, социокультурная.

  2. В становлении коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями различные виды информационных технологий (презентации, Web-сайты, базы данных, графические и текстовые редакторы, электронные таблицы, редакторы для работы с видео- и звуковой информацией, компьютерные телекоммуникационные сети, обучающие компьютерные программы) имеют высокий развивающий потенциал.

  3. Эффективность развития коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями средствами новых информационных технологий достигается при систематической работе всего педагогического коллектива (учителей-предметников, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования), родителей, социума для реализации внутренних ресурсов подростков, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях Белгородского государственного университета «Проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения информатике (2009г), «Учитель - учителю» (2010г), во II Всероссийской научно-практической заочной конференции «Коррекционно-развивающая среда как средство социализации детей с отклонениями в развитии» (ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социально-психологической адаптации молодежи в условиях модернизации российского образования» (2011г.), «Молодые ученые- нашей новой школе» (ГОУ «Московский городской психолого-педагогический университет), материалы исследования обсуждались на педагогических советах ГОУ «Корочанская школа- интернат для детей с нарушениями речи».

Все основные положения и выводы отражены в статьях и научных публикациях автора ( 6 статей):

  • «Формирование информационно-коммуникационных навыков детей с нарушениями речи как условие развития личности» ( ноябрь 2009г) ;

  • «Использование метода проектов при формировании информационно-коммуникационных навыков детей с нарушениями речи» (апрель 2010);

  • «Биологическая обратная связь, как средство оздоровления учащихся в Корочанской речевой школе-интернате» (октябрь 2010);

  • «Развитие коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями средствами информационных технологий» (ноябрь 2010г);

  • «Развитие коммуникативной компетентности подростков средствами информационных технологий в условиях интернатного учреждения Y вида» (март 2011 г);

  • «Роль информационных технологий в развитии коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями» (июнь 2011).

Структура работы: введение, две главы, заключение, литература, приложение.

Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методологические основы, методы и этапы исследования. Показана научная и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы проблемы развития коммуникативной компетентности у подростков с речевыми нарушениями» проанализированы взгляды ученых на понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «компетенция»; определены сущность понятия «коммуникативная компетентность», факторы, влияющие на коммуникативную компетентность подростков; рассмотрены подсистемы коммуникативной компетентности; рассмотрены психологические особенности подростков, имеющих речевые нарушения; выявлены возможности развития коммуникативной компетентности подростков с нарушениями речи средствами информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе интернатного учреждения.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями средствами информационных технологий» определен критерий и показатели эффективности работы по развитию коммуникативной компетентности подростков с речевыми нарушениями средствами информационных технологий; описана экспериментальная работа и проанализированы ее результаты.

В заключении приведены основные выводы и результаты диссертационного исследования. В приложении содержаться материалы, отражающие экспериментальную работу.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconПрограмма вступительных испытаний по магистерской программе «Психологическое...
Вступительные испытания в магистратуру по магистерской программе «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»...
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconДиссертация На соискание степени Магистра по направлению 030100 Философия...
Едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconВыходные данные: Диссертация на соискание ученой степени магистра....
Министерство обазования и науки Российской федерации Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов...
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. Вопросы к зачету «Психологическое...
Целью дисциплины дс. В. 01 (2) «Психологическое сопровождение коммуникативного процесса» является достижение коммуникативной компетентности...
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconСписок членов совета д 212. 232. 02 по защите диссертаций на соискание...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconДиссертация на соискание ученой степени
Защитное действие карнозина, включенного в состав нанолипосом, в условиях окислительного стресса in vitro и in vivo
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconПьесы исхаки на тему интеллигенции аспект «новой драмы» Диссертация...
Драма утраченного идеала
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием», квалификация — бакалавр
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология», квалификация — бакалавр
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconОсновы криминалистического учения о потерпевшем : Диссертация на...
Заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования форма обучения 10
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического...
Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения...
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconВоспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного...
Методические пособия 1 и 2, выданные на семинаре в мае 2011 г. (Правила международных соревнований по прыжкам на лыжах и лыжному...
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconСписок членов совета д 212. 232. 23 по защите диссертаций на соискание...
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Диссертация на соискание академической степени магистра Направление подготовки 05. 0700. 68 Педагогика, программа «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» iconИнформационные технологии в контексте постмодернистской философии...
Именно необходимость философского осмысления этих двух знаковых для нынешней эпохи феноменов и определяет актуальность настоящего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск