Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам





НазваниеМожет быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам
страница1/34
Дата публикации03.01.2015
Размер5.1 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
УДК 301.151(075.32)

ББК 88.53я723

П1167


Рецензенты:

проректор по учебной работе Института экономики и права кандидат юридических наук, профессор В. В.Домбровский; кандидат психологических наук, директор ГОУ «Колледж предпринимательства № 11» И. С. Павлов




Панфилова А. П.

П167 Теория и практика общения : учеб. пособие для студ. уч­реждений сред. проф. образования/ А. П. Панфилова. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 288 с.

ISBN 978-5-7695-8848-8
В учебном пособии характеризуются функции и специфика межлично­стного и делового общения в контексте групповою взаимодействия и вза­имовлияния: рассмотрены вербальные и невербальные средства общения, виды слушания и техники установления обратной связи; описаны сенсор­ные каналы и убеждающие технологии, устные и письменные коммуни­кации, ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими про­цессами, коммуникативная компетентность. Изложение теории сопровож­дается тестами, практическими заданиями и интерактивными упражнени­ями, нацеленными на самомаркетинг и развитие у читателя конкретных умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации.

Для студентов средних педагогических учебных заведений. Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия — учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам.

УДК 301.151(075.32)

ВК 88.53я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

Панфилова Л. П., 2007

(О Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 INIIN 478-5-7695-8848-8 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007



ПРЕДИСЛОВИЕ
Что представляет собой общение? Многие считают, что это исключительно передача и получение информации. Однако для того чтобы передать информацию, необходимо сначала вступить во взаимодействие. Следовательно, общение связано прежде всего с взаимоотношениями. Далее, общение — это непрерывная дея­тельность: любая передача информации предполагает взаимодей­ствие и потребность убедить других в тех или иных идеях, мнениях, решениях. Кроме того, общение необходимо, чтобы добиваться практических результатов.

Современная профессиональная деятельность практически вся построена на взаимодействии для обмена информацией, т.е. на коммуникативной компетентности (беседы, переговоры, дискус­сии, речи, совещания, презентации или виртуальное общение по Интернету и т.д.). Для того чтобы приобрести необходимые навы­ки общения, специалисты (учителя, врачи, менеджеры, банки­ры, торговые представители, специалисты по связям с обще­ственностью, диспетчеры, налоговые служащие, юристы, сек­ретари и т.д.) вынуждены проходить специальные тренинги, уча­ствовать в интерактивных играх, приглашать в организацию пси­хологов и консультантов для разрешения конфликтных ситуаций. Все это весьма дорогостоящее удовольствие. Гораздо выгоднее раз­вивать коммуникативную компетентность еще в детстве. Сегодня для этого есть практически все условия: огромное количество специалистов, психологов, людей, способных преподавать обще­ние, — позволяющие демонстрировать ниши и и пози­тивные примеры, обучать общению

В чем же проблема? Почему на предприятиях и в офисах при взаимодействии работников преобладает деструктивная коммуникация, почему школьные педагогические коллективы раздираемы противоречиями, отчего подростки и молодежь общаются агрессивно, используя сленг, нецензурную речь и почему так много

одиноких, никем не понятых детей? Одна из причин этих явле­ний, имеющих, на наш взгляд, глобальный характер, — негатив­ная коммуникативная культура, в которой живут молодые люди. Эта культура тиражируется телевидением, Интернетом, которые сегодня все более доступны детям. Кардинальные перемены в об­ществе вызвали ломку моральных ценностей и норм взаимодей­ствия, и этот опыт как губка впитывают молодые люди. Социоло­гическое исследование студентов, проведенное О.Д.Волчек в Санкт-Петербурге, показало, что телевидение негативно влияет на молодежь — навязывает отрицательные стереотипы поведения; снижает устойчивость нервной системы и психики, сказывается на самочувствии и настроении. Отрицательно действуют на моло­дых людей сцены насилия и неоправданной жестокости, в том числе в детских мультфильмах, в новостях и рекламе; наблюдает­ся нагнетание паники своеобразной подачей информационного материала. Телевидение уничтожает истинные человеческие цен­ности, внедряя ложные, разрушает личность, зомбируя поведе­ние.

Подростки и молодые люди, вместо того чтобы вести здоро­вый образ жизни, читать, заниматься спортом, часами просижи­вают у экранов телевизоров и мониторов компьютеров — в Ин­тернете, что в конечном итоге снижает уровень их культуры, раз­вращает, снимая многие табу, сводит чувство любви только к сексу и удовольствию, примитивизирует мышление и интеллект, вы­зывает, наконец, утрату любви к Родине и прививает стадный инстинкт.

К сожалению, и современная система образования главное вни­мание уделяет не столько развитию личности ребенка и его внут­реннего мира, сколько развитию его интеллекта и эрудированно­сти, освоению и переработке знаковой информации из окружаю­щего внешнего мира. Человек в системе школьного образования формируется в основном как потребитель информации. Уровень самосознания ребенка не успевает за уровнем его интеллектуаль­ного и образовательного развития. В результате ребенок не получа­ет опыта использования всех своих ресурсов, главный из которых — формирование своей личностной целостности и приобретение разнообразного житейского, социального опыта, пережитого и освоенною. При таком недоразвитии самосознания уже у взрос­лого человека формируется и закрепляется способность в процес­се взаимодействия смотрен, и не видеть, слушать и не слышать. Все это негативно сказывается на общении с другими людьми, порождает конфликтные ситуации.

Что можно противопоставить такому влиянию? Прежде всего систематическое обучение детей, подростков и молодых людей конструктивному общению, формирование у них коммуникатив­ной и психологической компетентности, развитие социального

л интеллекта. Представления о добре и зле, категории нравственно­сти, объективная информация (знания) — все это необходимые составляющие процесса формирования человека, его личности. И проявляются они лишь при взаимодействии с другими людь­ми, в конкретной деятельности. Р.Роллан справедливо отмечал, что добро — не наука, а действие. Именно в общении представля­ются и закрепляются конкретные нравственные ценности, при­нятые в обществе.

Однако освоить все эти ценности, научиться их применять не так-то просто. Недостаточно лишь прочесть лекцию на эту тему. Следует повсеместно внедрять в учебный и досуга вый процесс, а также в контекст различных обучающих программ для подростков специальные интерактивные психологические игры, тренинги и упражнения. Как отмечает немецкий психолог К. В. Фопель в кни­ге «Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе», основное отличие интерактивных игр от традиционных методов обучения состоит в том, что они не только обращаются к интеллекту участ­ника, но и затрагивают личность обучаемого в целом — его мыс­ли, чувства, знания, интерес и стремление к игре. Интерактив­ные имитационные игры, по свидетельству разных специалистов, позволяют организовывать интенсивное межличностное взаимо­действие и осваивать не только коммуникативную компетентность, но и нравственные нормы, принципы и ценности, развивать ду­ховные потребности, обучать сотрудничеству, партнерским взаи­моотношениям, пониманию друг друга и себя самого, корректи­ровке своего потенциала для успеха в личных и профессиональ­ных отношениях.

Данное учебное пособие как раз и направлено на всестороннее решение описанных выше задач. Главные цели пособия:

  1. охарактеризовать и рассмотреть основные понятия теории общения, показать значение для успешного построения межлич­ностных и деловых контактов и эффективного взаимодействия таких составляющих конструктивного общения, как функции, модели, стили, стратегии, средства, формы и методы, техники и технологии;

  2. расширить или развить личную психологическую и комму­никативную компетентность читателя, обогатив его специальны­ми знаниями, умениями и навыками, ибо, как заметил И.Гете, «чего человек не понимает, тем он не владеет»;

  3. показать несомненные преимущества использования таких умений и навыков при практическом взаимодействии;

  4. научить осуществлять самомаркетинг для понимания соб­ственного потенциала и рационального его использования в прак­тической деятельности при общении с другими людьми, для са­мокоррекции и развития тех характеристик, которые недостаточ­но сформипонят.!'

  5. приобрести коммуникативный опыт в процессе непосред­ственного участия в интерактивных играх и упражнениях и вы­полнения специальных заданий (вспомним слова Б. Паскаля: «Че­ловек, несомненно, сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни. И начать ему сле­дует с размышлений о себе самом»);

  6. помочь применить усвоенные знания в реальных жизнен­ных ситуациях, в общении с другими, повышая, таким образом, коммуникативную компетентность.

Пособие выстроено в соответствии с перечисленными целями: в каждой главе представлен теоретический материал по актуаль­ным проблемам общения, по ходу рассмотрения темы даются практические упражнения для самостоятельной и (или) группо­вой работы. В конце каждой главы предложен набор тестов, выяв­ляющих тот коммуникативный потенциал, который прописан в теории. Читатель должен ответить на все вопросы тестовых зада­ний и подвести итоги, которые помогут ему выявить свои досто­инства и недостатки. Ответы на контрольные вопросы и задания позволят проверить усвояемость теоретического материала главы.

Сводный анализ достижений на основе самооценки (по итогам тестирования), приобретенных знаний и ключевых умений (по итогам практического выполнения всех заданий и интерактивных упражнений) поможет читателю гибко и последовательно исполь­зовать их в реальном общении, добиваясь успехов и получая удов­летворение. Ибо, как писал Д.Дидро, «предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость».

По этому принципу написаны все восемь глав. В конце книги представлен глоссарий основных терминов, использованных в пособии, приведен список основной и дополнительной литерату­ры. Все это поможет дальнейшему закреплению полученных зна­ний и умений.



Глава I. ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО

ЗНАНИЯ
Лишь те действия могут быть призна­ны справедливыми, полезность которых подтверждается в потребностях взаимно­го общения людей.

Эпикур
Основные цели этой главы:

  • раскрыть категории и основные составляющие общения, по­казать его многоплановый, многофункциональный характер и востребованность;

  • рассмотреть виды и уровни, модели и стили общения;

  • развить практические умения, навыки самоанализа и само­диагностики читателя.

Категория «общение» в психологии

Способность общаться друг с другом — одно из величайших, если не самое главное, приобретение человека в ходе эволюции. Каждому человеку необходимо на протяжении всей жизни по­стоянно учиться общению, непрерывно обогащая свой комму­никативный опыт, совершенствуя свои умения и навыки, раз­вивая коммуникативную компетентность. Понимание законов общения и владение его техниками, мощным потенциалом род­ного языка, умение убеждать и позитивно влиять на других лю­дей, управлять конфликтными ситуациями приносит практиче­скую пользу во всех областях жизни, помогает в карьере, приво­дит к успеху.

Общение — это социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и матери­альных форм жизнедеятельности человека и является его насущ­ной потребностью. Слово «общение» происходит от латинского communis, означающего «общество, община, общий». Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь еди­ного понимания в процессе совместной деятельности.

Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.

В едином процессе общения социальные психологи (Б.Д.Парыгин, Г.М.Андреева) выделяют три стороны или функции: коммуникативную (передача, получение и обмен информацией); интерактивную (взаимодействие); перцептивную (восприятие и по­нимание или взаимопонимание). Отсюда, общение можно пред­ставить в виде своеобразной пирамиды, состоящей из нескольких граней. Каждая грань имеет самостоятельное значение и в разное время и в разных ситуациях может превалировать. Однако полно­ценным общение становится лишь тогда, когда проявляются все грани одновременно: обмен информацией, взаимодействие с дру­гими людьми, понимание и познание их, а также переживание, возникающее в ходе общения. Именно психический контакт ха­рактеризует общение как двустороннюю деятельность, предпола­гающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями, сопереживание, сострадание.

Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является та­кой же важной потребностью, как потребность в еде, одежде, воде и т.п. Известно, что в условиях изгнания из общества, т.е. полного одиночества, у человека уже на шестой день начинаются галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами и, если остается в изоляции, погибает. Для человека не существу­ет более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

Важно также определить предметную область общения. В пси­хологической литературе практически отсутствует четкое разде­ление понятий, включаемых в общение, что приводит к опреде­ленной путанице. Предметная область общения зависит от следу­ющих значений термина «общение»:

-объединение, создание общности, целостности; -передача сообщений, обмен вербальной и невербальной ин­формацией;

-встречное движение, взаимопроникновение, способствующее взаимопониманию.

Такие характеристики важны как для определения предмета группового и массового общения, его содержания, так и для меж­личностного общения. Кроме того, понятие «общение» не только указывает на межличностный характер взаимодействия, но и от­носится к деятельности особого рода, в результате которой воз­никает психологический контакт между участниками общения. Таким образом, возникающая в результате контакта и вступления во взаимодействие между людьми своеобразная психологическая окраска отношений является важнейшей характеристикой меж­личностного общения.

Общение — сложный многогранный процесс, изучаемый раз­ными науками. Социология рассматривает общение как челове­ческие контакты, приводящие к социальным результатам и по­следствиям. Психология изучает вопросы межличностного взаи­модействия, восприятия, взаимопроникновения людей. Лингвис­тика — язык и речь, слова и термины как инструмент коммуни­кации. Специалисты в сфере интерактивных технологий рассмат­ривают общение как предметное содержание обучения, развитие умений и навыков с помощью игр, тренингов, упражнений. Каж­дая из этих наук имеет свой подход к проблеме общения, уделяет большее внимание тем или иным ее аспектам.

Любое проявление общения независимо от отдельной личнос­ти или какой-либо группы в той или иной степени связано с содержанием общественных отношений, на которые, в свою оче­редь, оказывают влияние социальный опыт человека, психологи­ческие и деловые особенности личности, условия, в которых про­текает общение, его пространственный характер.

Для того чтобы общение было эффективным, удовлетворяю­щим обе стороны и соответствующим поставленным целям, лю­дям необходимо соблюдать целый комплекс условий. К ним отно­сятся прежде всего следование правовым, социальным, психоло­гическим и этическим нормам и правилам, принятым в обществе и в конкретной организации, соблюдение обычаев и традиций своей страны, организации. Обычаи, как известно, формируются у каждого народа, помогая приспособиться к окружающей обста­новке, многие из них закрепляются и передаются от поколения к поколению. Важным условием является владение умениями и на­выками конструктивного взаимодействия, техниками и техноло­гиями вербального и невербального контакта, которые реализу­ются в конкретных поступках, действиях, словах, жестах, позах, интонациях, влияющих на комфорт или дискомфорт общающих­ся, способствующих или мешающих их взаимопониманию. В сфе­ре делового взаимодействия условием его эффективности являет­ся профессионализм и вежливое отношение к сотруднику, парт­неру, клиенту, любому человеку. Это становится обязательной повседневной нормой культурного общения для всех его участни­ков, нормой делового этикета.

Социальные и правовые нормы общения разрабатываются и развиваются уже в профессиональной среде (деловой этикет, на­пример) и становятся нравственными нормами, соблюдение ко­торых необходимо каждому, но, как показывает практика, к со­жалению, не у всех они закрепляются и не всеми осваиваются. Это связано с накопленным отрицательным опытом и имеющи­мися негативными стереотипами поведения, сформированными в подростковом возрасте. Кроме того, коммуникативная компе­тентность в авторитарном обществе практически не была востре­бована, поэтому большинство людей остались коммуникативно неграмотными.

Коммуникативная компетентность, т. е. совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения, — это то, чему необ­ходимо специально обучать, используя при этом интенсивные технологии в условиях интерактивного взаимодействия. Исследо­вания ученых по проблемам коммуникации свидетельствуют, что научение таким умениям должно начинаться уже в школе, лицее и уж тем более быть обязательным предметом в вузе, так как умение общаться является важнейшей, а иногда и профилирую­щей составляющей для большинства профессий в системе чело­веческих отношений.

Литература по проблемам общения, теоретические обучаю­щие курсы и практические игровые занятия направлены на на­учение людей жить среди других, взаимодействовать с ними и достигать понимания, а также на оказание им помощи в приоб­ретении коммуникативной компетентности, респектабельности, позитивно воспринимаемого имиджа, т.е. всего того, что позво­ляет взрослым людям регулировать взаимоотношения друг с дру­гом и тем самым облегчать свою личную и профессиональную жизнь.
Подумай и выполни задание
Согласно древней мудрости, подлинное достижение духовной жизни доступно тому, кто одновременно связан дружескими узами (а не толь­ко должностными или семейными обязанностями) со многими разными людьми. В этот круг общения должны входить: родственники; ровесни­ки; люди помоложе вас; люди значительно моложе; совсем маленькие дети; люди старше вас; люди значительно старше вас; старики и пожи­лые женщины.

А теперь попробуйте заполнить предложенные ряды, написав иници­алы конкретных людей, с которыми вы связаны дружескими узами. Луч­ше, если в каждом ряду таких партнеров будет несколько.

Ровесники:

Люди помоложе вас:

Люди значительно моложе:

Совсем маленькие дети:

Люди старше вас:

Люди значительно старше вас: ___

Старики и пожилые люди:

Если останутся свободные места, то это «информация к размышле­нию». Ваш круг общения не полон, ищите новых друзей разных возраст­ных категорий для полного постижения их духовной жизни!




Многоплановый характер общения

Вступая в общение, т.е. взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели:

in

  • обмен или передача информации;

  • формирование профессиональных умений и навыков, разви­тие личностных и деловых качеств;

  • формирование отношения к себе, к другим людям, к обще­ству в целом;

  • обмен деятельностью, инновационными приемами и техни­ками, средствами и технологиями;

  • осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;

  • обмен эмоциональными состояниями и чувствами.

Все функции, которые реализуются в процессе общения, важ­ны, но для делового взаимодействия особую ценность представ­ляет обмен информацией между людьми. Даже мыслительные про­цессы, по мнению академика А. И. Берга, протекают более ре­зультативно при условии непрекращающегося информационного общения. Известно, что одним из наиболее трудных эксперимен­тов в программе подготовки космонавтов является пребывание в термосурдокамере даже в течение сравнительно короткого време­ни (около шести часов). Дело здесь не только в неудовлетворенной потребности в общении, но и в тяжелом переживании человеком различных нарушений восприятия окружающего мира.

В процессе коммуникации происходит общение как минимум двух человек, взаимное информирование каждого из которых пред­полагает налаживание совместной деятельности, а также жела­тельное достижение взаимопонимания. В процессе коммуникации происходит также психологическое воздействие на партнера. Для эффективности обмена информацией необходимо, чтобы оба участника общения обладали единой системой кодирования.

В практике общения между людьми зачастую возникает недо­понимание, порождаемое возрастными, социальными, профес­сиональными, психологическими и коммуникативными барьера­ми (от фр. barriere — преграда, препятствие), т.е. взаимонепонима­ние между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Барьеры психологичес­кого характера возникают вследствие индивидуальных психоло­гических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений. Коммуникативные ба­рьеры, как правило, являются следствием коммуникативной не­компетентности. Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванного глубокими различиями, существующими между партнерами.

Разная направленность, типы и виды общения позволяют вы­делить следующие его функции:

информационно-коммуникативная связана со всеми формами деятельности людей;

прагматическая реализуется при взаимодействии людей в про­цессе совместной деятельности;

формирующая проявляется в процессе развития человека и ста­новления его как личности;

функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести зна­комства, приветствия, оказание знаков внимания;

организация и поддержание межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение;

внутриличностная функция общения представляет диалог с са­мим собой, позволяющий обдумать принимаемые решения и по­ступать в той или иной ситуации более обдуманно и разумно.
Подумай и выполни задание
Заведите рабочую тетрадь и опишите коммуникативные эпизоды, в которых вы сегодня в течение дня принимали участие. Затем отнесите каждый эпизод к одной из перечисленных выше функций. Каждый эпи­зод может выполнять несколько функций. Вы будете удивлены многооб­разием коммуникаций, в которых приняли участие в столь небольшой промежуток времени!
Виды и уровни общения, формальное и неформальное общение
Общение различается по формам и видам, оно весьма много­образно. Психологи выделяют общение прямое и косвенное, опо­средованное и непосредственное, вербальное (речевое) и невер­бальное (язык тела).

Различают также общение межличностное и массовое. Меж­личностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. В межличностном общении различают двустороннюю направленность: с одной стороны, ин­струментальную направленность — на дело, на выполнение соци­ально-значимой задачи и на результат (такое общение часто на­зывают формальным, или деловым)-, с другой стороны, личностную направленность — на удовлетворение потребностей самих участ­ников общения (оно чаще осуществляется в рамках неформальных контактов).

Межличностным характеризуют такое взаимодействие между людьми, которое отличается следующими моментами:

-в нем участвует небольшое число людей (от 2 — 3 человек); - это непосредственное взаимодействие — его участники нахо­дятся в пространственной близости, могут соприкасаться, видеть и слышать друг друга, устанавливать обратную связь;

- это так называемое личностно ориентированное общение, т.е. партнеры стараются войти в положение другого, учитывать его состояние и особенности.

В отличие от дружественного деловое общение — это вид меж­личностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности, профессиональных целей и задач.

Межличностные отношения сконцентрированы в основном во­круг психологических проблем, интересов и потребностей, кото­рые касаются личности человека. Личные отношения могут быть как положительные (симпатия, дружба, любовь), так и отрицатель­ные (неприязнь, антипатия, ненависть, вражда). Они выражают сим­патии и антипатии, уважение и неуважение, доверие и недоверие к человеку, возникающие в процессе общения с ним. Эти отношения складываются между людьми вне зависимости от занимаемой долж­ности и статуса человека в обществе. Однако они непостоянны и могут меняться как в сторону укрепления, так и в сторону разрыва или перевода межличностных отношений в сугубо деловые.

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение (от лат. imperativus повелительный, не допускающий выбора) — это, как правило, авторитарная (си­ловая) форма воздействия на партнера по общению. Его основ­ной целью является подчинение одним из партнеров другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также при­нуждение к определенным действиям и решениям. В данном слу­чае партнер выступает обычно как пассивная сторона, как меха­низм, которым следует управлять. При этом принуждение парт­нера не скрывается, а в качестве средств влияния используются приказы, указы, постановления, а также требования и угрозы, следствием невыполнения которых становятся наказания, публич­ные порицания.

Манипулятивное общение (от лат. manipuler — производить манипуляции и от фр. manipulation манипуляция, мошенничес­кая проделка) сходно с императивным. Его основной целью яв­ляется также оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение намерений осуществляется скрытно, зака- муфлированно. Манипуляцию, так же как императив, объединяет стремление добиться контроля над поведением и мыслями друго­го человека. Отличие состоит лишь в том, что при манипулятив- ном общении партнер по общению не информирует о своих ис­тинных намерениях, имея, как правило, подспудную цель, и ис­пользует порой «грязные» технологии воздействия типа шантажа, угрозы, подмены ценностей, сталкивания с другими или ложных намерений, лести, укрывания фактов, вранья и пр.

При манипулятивном типе общения партнер обычно воспри­нимается не как целостная личность, имеющая право на уни­кальность, а как носитель определенных, нужных манипулятору способностей, свойств и качеств, которые он и использует в сво­их целях. Манипулятивное отношение к другому человеку, как правило, приводит к разрушению межличностных отношений и доверительных связей.
Подумай и выполни задание
Определите, какой тип общения и какой вид барьеров описан в дан­ном рассказе.

«Джонатан Свифт, любивший путешествовать пешком, поздно вече­ром добрался до какого-то маленького городка и решил устроиться на ночлег. Но в связи с ярмаркой все места в гостиницах были заняты. Наконец Свифту предложили в одном доме единственный вариант: спать в кровати вместе с прибывшим ранее фермером. Едва уставший за день путешественник прилег, как явился его сосед по ложу, который, будучи в изрядном подпитии, стал долго и нудно похваляться своими торговыми успехами.

  • А как ваши дела? — спросил затем фермер.

  • Не могу похвастать, — отвечал Свифт, смертельно хотевший спать, — за эту неделю вздернул только шестерых...

  • Как вздернул?! — оторопел тот. — Что же это за дела у вас та­кие?

  • Да так, не слишком для некоторых приятные: я папач. Здесь, прав­да, обещают набрать десяток...

Фермер в ужасе покинул своего собеседника, и счастливый Джона­тан Свифт с удовольствием растянулся на кровати».
Диалогическое общение (от гр. dialogos разговор между двумя или несколькими лицами) является альтернативой императивно­му и манипулятивному типам межличностного общения. Оно ос­новано на равноправии партнеров — участников общения и позволяет перейти от фиксированной установки на себе к уста­новке на партнера и учету его интересов и возможностей (я гово­рю — ты слушаешь, и наоборот).

Деловые отношения также делятся на две группы: позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные). К первым отно­сятся партнерство и сотрудничество, а ко вторым — конкуренция и соперничество, а также конфликтные взаимоотношения. Деловые отношения более постоянные, они обязательны для контактов, имеют предметно-целевой и функционально-ролевой характер. Деловые отношения имеют ограничения конвенционального, си­туативного, эмоционального и насильственного характера. Эти отношения часто называют формальными или официальными, так как они носят, кроме отмеченного выше, также и безличный характер и не зависят от индивидуальных и психологических со­стояний вступающих в них людей, могут осуществляться с помо­щью ролей и масок.

Массовое общение — это все множество связей и контактов не­знакомых людей в обществе, в том числе и общение через сред­ства массовой информации.

Кроме перечисленного выделяется также межперсональное об­щение — обычное общение людей, зависящее от индивидуальных особенностей каждого, и ролевое общение, когда участники де­монстрируют цели и характеристики носителей определенных ролей, например: руководитель — подчиненный, педагог — сту­дент и т.п. В ролевом общении человек вынужден действовать, исходя из заданной роли, порой скрывая свои собственные наме­рения и характеристики, и оценивают его, как правило, на осно­ве адекватности исполняемой роли.

В процессе общения происходит взаимное обогащение людей и индивидуальное развитие, так как каждым участником взаимо­действия приобретается жизненный и профессиональный опыт, усваиваются разнообразные знания, развиваются ценности и спо­собы деятельности, происходит адаптация к этическим и психо­логическим нормам и правилам поведения.
Подумай и выполни задание

В течение трех дней записывайте ваши роли в различных ситуациях. Например: «Обед с коллегой или близким другом», «Встреча с менед­жером по поводу подготовки к празднику», «Публичный отчет о резуль­татах работы».

Опишите роли и образы, которые вы выбрали в зависимости от об­становки. В конце периода проанализируйте свои ощущения: в какой степени различалось ваше поведение при общении и оставалось ли оно тем же самым на протяжении всех ситуаций? какие факторы в си­туации придавали уверенность вашему поведению? насколько вы удовлетворены «личностями», которые вы демонстрировали в каждой ситуации? где вы чувствовали себя наиболее приятно, где наименее и почему?



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconКак научить ребёнка читать
Эта книга написана для родителей. Хотя она будет интересна и специалистам (учителям начальных классов, воспитателям детских садов,...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconУчебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, может быть полезно практическим работникам
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В пособии изложены вопросы методики профессионального обучения учащихся профессиональных училищ и студентов колледжей. Пособие предназначено...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconПрограмма детской организации имени Саши Лысянского «Восхождение»...
«Саморазвитие в самоуправлении». Особое место в каждом разделе программы отводится заданиям самому себе. Программа предлагается воспитателям...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconЛеонид лесков, доктор физико-математических наук, профессор мгу, академик раен
Президиум Российской академии наук опубликовал экстраординарный документ "Не проходите мимо! Научным работникам России, профессорам...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconПредложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом,...
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем — либо и может иметь философский, историко—биографический,...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconПрограмма профессионального тренинга Московского Института Гештальт-Терапии и Консультирования
Программа адресована: практикующим психологам, психотерапевтам, медицинским и социальным работникам, педагогам, студентам старших...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconСоветы учителям
Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса)
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения,...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Школа России». Разработка также может быть полезна учителям, работающим и по другим умк
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconТрадиционные росписи туесов
Украшение берестяных туесков различными видами традиционной росписи – тема всё ещё малодоступная мастерам, желающим глубже постичь...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconВсем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран,...
Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconГендерная
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно...
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconВ. А. Голованов гироскопическое
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 090100 «Маркшейдерское дело» ислушателей факультета повышения квалификации....
Может быть полезно всем желающим постичь приемы, техники и механизмы конст­руктивного взаимодействия учителям, воспитателям, психологам, со­циальным работникам iconОбзор образовательных ресурсов Сети
Нынешняя колонка обращена к учителям технологии, вернее, только к одной их половине – к преподавателям «Обслуживающего труда». Но...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск