МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Московский государственный институт электроники и математики (технический университет)
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе
_____________ А.Ф. Каперко
"____"_____________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины: Системное администрирование
Направление подготовки: 230100 Информатика и вычислительная техника
Профиль: Информационно-коммуникационные технологии
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Факультет: Автоматики и вычислительной техники
Кафедра: Информационно-коммуникационные технологии
Москва 2011 1. Цели и задачи дисциплины:
Цель – профессиональное освоение средств и навыков управления современными вычислительными системами.
Задачи – изучение программного обеспечения вычислительных систем, выполнение практических заданий и лабораторных работ по эксплуатации и администрированию программного обеспечения.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Системное администрирование» относится к профессиональному циклу и является дисциплиной по выбору. Для изучения курса требуются знания, умения и компетенции, полученные при изучении курсов: «Корпоративные информационные системы» и «Сетевое администрирование». Данная дисциплина является предшествующей для курсов: «Управление ИТ-инфраструктурой» и «Администрирование корпоративных информационных систем».
(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей) 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-11.
(указываются в соответствии с ФГОС ВПО)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: архитектуру и детальные особенности взаимодействия объектов современных вычислительных систем.
Уметь: профессионально выполнять настройку и управлять программным обеспечением современных вычислительных систем.
Владеть: навыками самостоятельной и совместной работы по управлению действующими вычислительными системами. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| 7
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 90 / 2,5
| 90
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 36 / 1
| 36
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18 / 0,5
| 18
|
|
|
| Семинары (С)
| 0
| 0
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 36 / 1
| 36
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 126 / 3,5
| 126
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| 0
| 0
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| 0
| 0
|
|
|
| Реферат
| 0
| 0
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 90 / 2,5
| 90
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| Э
|
|
|
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 216
| 216
|
|
|
| 6
| 6
|
|
|
| (Виды учебной работы указываются в соответствии)
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)
Установка и настройка обновления системного программного обеспечения.
Управление загрузкой системного программного обеспечения.
Виртуализация программного обеспечения вычислительных систем.
Управление службами вычислительных систем, режимы функционирования ядра, профили системы.
Служба расписания задач вычислительной системы.
Журналирование событий и мониторинг производительности работы вычислительной системы.
Планирование и распределение вычислительной нагрузки. Программные и аппаратные решения.
Масштабирование вычислительных систем.
Процессы резервного копирования и восстановления в вычислительных системах.
Управление пользователями вычислительных систем, распределение прав и разрешений.
Системные политики и распределение задач администрирования.
Организация взаимодействия участников процессов администрирования.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 1.
| Управление ИТ-инфраструктурой
| 1
| 2
|
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
|
|
| 2.
| Администрирование корпоративных информационных систем
|
|
|
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин.
| СРС
| Все-го
| 1.
| Установка и настройка обновления системного программного обеспечения.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 2.
| Управление загрузкой системного программного обеспечения.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 3.
| Виртуализация программного обеспечения вычислительных систем.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 4.
| Управление службами вычислительных систем, режимы функционирования ядра, профили системы.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 5.
| Служба расписания задач вычислительной системы.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 6.
| Журналирование событий и мониторинг производительности работы вычислительной системы.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 7.
| Планирование и распределение вычислительной нагрузки. Программные и аппаратные решения.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 8.
| Масштабирование вычислительных систем.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 9.
| Процессы резервного копирования и восстановления в вычислительных системах.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 10.
| Управление пользователями вычислительных систем, распределение прав и разрешений.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 11.
| Системные политики и распределение задач администрирования.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
| 12.
| Организация взаимодействия участников процессов администрирования.
| 3
| 1,5
| 3
| 0
| 7,5
| 15
|
| Итого
| 36
| 18
| 36
| 0
| 90
| 180
|
6. Лабораторный практикум
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудо-емкость
(часы/зачетные единицы)
| 1.
| 1, 2, 3
| Системное программное обеспечение и виртуальные машины.
| 9
| 2.
| 4, 5, 6
| Системные службы. Журналирование и производительность работы системы.
| 9
| 3.
| 7, 8, 9
| Масштабирование и резервное копирование
| 9
| 4.
| 10, 11, 12
| Системные политики и организация администрирования
| 9
|
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Michael Vogt. Synaptic - graphical management of software packages
Scott James Remnant. Init - Upstart process management daemon
Paul Vixie. Cron - daemon to execute scheduled commands
Erik Troan, Preston Brown, Paul Martin. Logrotate - rotate, compress, and mail system logs
Rainer Gerhards. Rsyslogd - reliable and extended syslogd
Bill Day. System Monitor
Andrew Tridgell, Paul Mackerras, Wayne Davison. Rsync - a fast, versatile, remote and local file-copying tool
Guy Maor. Debian Policy
б) дополнительная литература
Maurice J. Bach. Архитектура операционной системы UNIX
в) программное обеспечение
Linux, Microsoft Windows server
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Руководство Linux: man, /usr/share/doc 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Персональные ЭВМ, объединённые локальной вычислительной сетью. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)
Текущий контроль успеваемости желателен после проведения каждого практического занятия, если существует такая возможность. Если возможность текущего контроля ограничена, следует выполнять его как минимум после проведения практических занятий по разделам 3, 6, 9. Также, текущий контроль успеваемости обязателен после проведения каждой лабораторной работы.
Промежуточную аттестацию следует выполнять после проведения занятия по разделу 6.
Примеры оценок:
«удовлетворительно» - задания практических занятий и лабораторной работы выполнены в соответствии с поставленными требованиями, разработанное решение работоспособно;
«хорошо» - в разработанном решении учтены дополнительные требования по оптимизации;
«отлично» - разработано полноценное законченное решение поставленной практической задачи, получено экспериментальное подтверждение проведённой оптимизации, составлена документация.
Составитель: / А.Г. Харламов /
Рецензент: / /
Заведующий кафедрой ИКТ: / В.Н. Азаров /
Декан факультета АВТ: / К.О. Петросянц / |