Скачать 349.85 Kb.
|
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи Исследовательская деятельность (методические материалы в помощь педагогам дополнительного образования для руководства научно-исследовательской деятельностью учащихся). Научно-методический центр г. Норильск Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. И в этом случае многое зависит от семьи и от образовательного учреждения, дополнительного в частности. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, педагога – подержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще в школьную пору. Поэтому так важно именно в данный период выявить всех, кто интересуется такими знаниями, которые выходят за рамки школьных программ, помочь им осуществить их планы и замыслы, вывести на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели создаются научные общества учащихся, главной задачей которых является предоставление возможности развить им свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности; с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательская деятельность учащихся в НОУ представляет собой хорошую школу умственного туда с высоким содержанием творчества. Для того чтобы полноценно организовать и направить деятельность учащихся в области научного исследования, определить основное направление и содержание деятельности участников в ходе исследования, грамотно представить результаты этой деятельности предлагаем ознакомиться и использовать в работе представленные методические материалы. Формы представления исследовательских работ Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением. ДОКЛАДДоклад — это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.). СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАДДанная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 мг. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду. В верхней части стенда крепится полоска 840X100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации. Требования к стендовому докладу 1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы. 2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см. 3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты. 4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме. Структура стендового доклада • Цели и задачи работы. • Описание сделанного в процессе исследования. • Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности. • Основные результаты и выводы.. • Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе. Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОРЛитературный обзор — это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые. При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления — прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно: • составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи; • выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные. После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада. РЕЦЕНЗИЯРецензия (от лат. recensio — рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале. НАУЧНАЯ СТАТЬЯНаучная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить: • описание проблемы и ее актуальности для теории и практики; • краткие данные о методике исследования; • анализ собственных научных результатов и их обобщение; • выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем; • ссылки на цитируемую литературу. НАУЧНЫЙ ОТЧЕТНаучный отчет—документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени. Структура научного отчета 1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы. 2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость. 3. Характеристика применявшихся методов исследования. 4. Описание результатов исследования. 5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы. 6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем. РЕФЕРАТСогласно словарю иностранных слов реферат (от лат. геfегге — докладывать, сообщать) представляет собой: • краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.; • доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего, учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учащихся над рефератами. 1.Готовность учащегося к работе над рефератом Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учащихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность учащегося в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности. 2.Функции педагога при руководстве реферативной работой учащегося Руководство реферативной работой предполагает оказание педагогом помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. Такая форма деятельности учащихся не должна носить массовый характер — не каждый воспитанник даже при поддержке педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации. Несомненно, педагог должен полноценно руководить работой учащихся над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам исследователь. 3.Сроки выполнения реферата Как правило, работа над рефератом занимает у учащегося не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как педагог ознакомится с черновым вариантом реферата, учащемуся может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию педагогу, руководившему работой учащегося. 4.Структура реферата Первоначально готовится развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам: • введение; • основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.; • заключение; • список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом); • приложения (в случае необходимости). Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц. Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых (статьи, научная литература и т.п.) источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки. В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц. Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата. 5.Процедура защиты реферата На процедуре защиты работы педагог зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется учащемуся. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика. Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении докладчик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы. Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы, и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время докладчик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы. 6. Оценка реферата Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы: • содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.); • оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.); • представление на процедуре защиты (как докладчик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.). ПРОЕКТПроект (от лат. proiectus— брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа. Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния. Виды проектов 1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в учебную деятельность по направлению обучения. 2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к учебной деятельности. 3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания как школьных предметов, так и обучения по дополнительной образовательной программе. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования. Типы проектов:
Структура проекта.
Методика работы над проектом включает 4 этапа:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача... | Программа развития одаренных детей (Для учителей начальных классов)... Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.... | ||
Доклад учителя истории мбоу сош №8 Яровой О. А ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья... | ||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать... | Муниципальное казенное образовательное учреждение У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает... | ||
Философское место старта при выборе нового монитора состоит в том,... Различные бродяги из мира дисплеев используют их способности, чтобы идти вне общего строя, соединяя их с собственными частными адаптерами... | Урок, направленный на развитие творческих способностей У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы... | ||
Урок 28 Тема урока: Семья Актуальность темы урока Семья для каждого человека нужна. И для каждого ребёнка важно, чтобы у него были мама и папа. Чтобы в семье... | Кульчицкая Надежда Львовна Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону... | ||
Газета №4 дюо «Радуга» мкоу сош №15 Х. Садовый Декабрь 2014г Она считает, что важно подготовить благодатную почву: внимание и любовь учителя, терпение к неординарности ребёнка, всесторонние... | Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых... Работая со студентами колледжа, которые выбрали себе профессию педагога, невольно задумываешься о том, как сохранить идеалы и любовь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия хореографией стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-13 лет», разработанная А. М. Прихожан, помогает выработать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Однако вызывающие восхищение в наших условиях творят обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард) |