Метод проектов как способ формирования ключевых компетенций
Путилова Татьяна Вячеславовна, учитель технологии,
МАОУ «СОШ№3» г.Краснокамска В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, основным результатом деятельности образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
Одним из способов формирования компетенций является метод проектов.
«Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно – познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности», (Е.С.Полат). Классификация проектов (по Е.С.Полат)
Критерии
| Виды проектов
| Доминирующая в проекте деятельность
| 1.Исследовательские
2.Творческие
3.Игровые (ролевые)
4.Информационные
5.Практикоориентированные
| Количество дисциплин (предметов) в проекте
| 1.Монопроект
2.Межпредметные (комбинированные)
3.Надпредметные (социальные, воспитательные)
| Количество участников
| 1.Групповые
2.Парные
3.Индивидуальные
| Продолжительность выполнения
| 1.Кратковременные (1-2 урока)
2.Проекты средней продолжительности (от 1 недели до 1 месяца)
3.Долговременные (до 1 года)
|
Требованиями к методу учебного проекта:
1.Наличие проблемы (трудноразрешимой задачи), проблема должна быть актуальна и интересна.
2.Исследовательская работа учащихся, осуществляется поиск информации о проблеме, вариантов решения проблемы и анализ вариантов с обоснованием.
3.Планирование этапов технологической деятельности по разрешению проблемы, продумывание способов и методов работы, определение вида продукта и формы презентации. Планирование деятельности группы, распределение обязанностей.
4.Результатом работы над проектом является продукт. Продуктом проектной деятельности может быть изделие, презентация, видеофильм, газета, реферат, праздник, сценарий...
5.Презентация проекта общественности (защита проекта). Оценка проекта, выводы.
6.Предоставление портфолио (папка с документами по проектной деятельности). Учитель технологии имеет широкие возможности для реализации метода проектов на уроках, т.к. само содержание программы предусматривает работу учащихся по проектной деятельности. Каждый учащийся в течение учебного года выполняет 1-2 проекта средней продолжительности.
Избираемые темы должны быть интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.
В процессе выполнения творческого проекта учащиеся воплощают собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать их деятельность, по возможности поощрять самостоятельность.
Большинство проектов могут выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
Защита проекта может проходить перед детской аудиторией, на научной конференции, предметной олимпиаде, конкурсе. Лучшие работы учащихся (изделия, выполненные в процессе проектной деятельности) размещаются на выставках.
Реализация проектов в урочной деятельности
Класс
| Раздел программы
| Темы проектов
| 5 класс
| Художественные ремёсла (вышивка)
Кулинария
| «Подарок маме»
«Оформление стола к празднику»
| 6 класс
| Художественные ремёсла
| «Швейное изделие в технике лоскутного шитья», «Роспись ткани»
| 7 класс
| Художественные ремёсла (вязание крючком)
Создание изделий из текстильных материалов
| «Изготовление сувенира», «Изготовление украшения»
«Юбочка на лето»
| 8 класс
| Оформление интерьера
Современное производство и профессиональное самоопределение
| «Интерьер кухни», «Интерьер детской комнаты»
«Личный профессиональный план»
|
Реализация проектов во внеурочной деятельности
Мероприятия
| Темы проектов, класс
| Курс по выбору «Кухня народов Прикамья»
| «Блюда национальной кухни», 9 класс
| Региональный конкурс
проектных и исследовательских работ учащихся «Есть идея» в ПГГПУ
Муниципальный этап ХХХIII Регионального конкурса исследовательских работ учащихся
в области эколого-биологических наук
| «Влияние текстильных материалов на здоровье человека», 9 класс
| Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии
| «Ажурный палантин»
«Берет-трансформер»
«Мягкая шкатулка»
«Сваг с де жабо»
«Деревце счастья и удачи»
«Лоскутное покрывало», 8-10 класс
| Районный конкурс видеофильмов «Мой компас в мире профессий»
| Видеофильм «Профессия учитель», 8 класс
| Районный конкурс стенгазет по профориентации
| «Шкатулка с драгоценностями» (газета о Краснокамской картинной галерее)
«Краснокамская шкатулка с драгоценностями» (Издательство газеты «Краснокамская звезда»)
«Emercom» (о работе МЧС), 8-10 класс
| Выставка мастеров декоративно-прикладного искусства «Красота руками детей» в Краснокамской картинной галерее
| «Лоскутное покрывало», 9 класс
| Районная выставка декоративно-прикладного творчества «Разноцветная палитра»
| «Панно Павлин» (вязание крючком), 7 класс
| Районный конкурс художественных работ из растительного материала «Флора-декор», номинация «Фитодизайн»
| «Цветочное панно», 8-9 класс
| Районная выставка «Новогодний вернисаж»
| «Новогодняя игрушка», 5-6 класс
|
Компетенция (в переводе с латинского языка) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Работа в проектной технологии направлена на формирование ключевых компетенций, так, например, работая над проектом «Влияние текстильных материалов на здоровье человека» формируются учебно-познавательные, личностные компетенции, «Мой компас в мире профессий» - информационные компетенции, «Красота руками детей» - трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
Анализируя опыт своей работы по использованию метода проектов в урочной и внеурочной деятельности, я делаю вывод, что у учащихся формируются следующие компетенции через определённые виды деятельности:
Компетенции
| Виды деятельности при проектировании
| Учебно-познавательные компетенции
| Умение самостоятельно выделять и формулировать цели, задачи,
определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие.
Оценка идеи на основе выбранных критериев, с учётом времени, оборудования, материалов.
Планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Анализ изучаемого материала, конструкции изделия, результатов исследований.
Определение затраты на изготовление изделия.
Испытание изделия на практике.
Оценка качества изделия.
Предложение путей усовершенствования изделия.
| Информационные компетенции (ИКТ)
| Поиск информации в библиотеке, электронных энциклопедиях, Интернете.
Представление информации в разных формах (рисунок, текст, таблица, схема), в том числе используя ИКТ.
Создание презентации, буклета, публикации и т.д.
Рекламирование изделия.
| Коммуникативные компетенции
| Умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, понимать позицию другого, корректировать своё мнение,
преодолевать конфликты.
Организовывать работу в паре, группе.
Осуществлять взаимоконтроль.
Выступать с сообщением, формулировать ответы на вопросы.
Адекватно оценивать свою роль в коллективной деятельности.
| Ценностно-смысловые компетенции
| Интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Положительное отношение учащегося к школе, уроку.
Осознание ответственности за выполнение учебных действий, заданий. Способность к самооценке.
Ориентация на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.
Понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
| Компетенции личностного самосовершенствования
| Развитие качеств в проектной деятельности: деловитость, предприимчивость, ответственность за результаты своего труда.
Реализация интересов и способностей учащихся.
Формирование убеждения, что успех в деле зависит от личностного вклада учащегося.
|
Метод проектов обладает большими потенциальными возможностями, т.к. ребёнок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению осознаёт смысл и результат своих усилий, приобретая тем самым компетенции. Для подтверждения сказанного, приведу несколько примеров:
участие в краевом этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии с проектом «Лоскутное покрывало», учащаяся награждена Дипломом II степени;
участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии с проектом «Мягкая шкатулка» заняли I место, учащаяся награждена Дипломом;
участие в муниципальном этапе XXXIII Регионального конкурса исследовательских работ учащихся в области эколого-биологических наук, подготовлен проект «Влияние текстильных материалов на здоровье человека», заняли I место, принимали участие в Региональном конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Есть идея» в ПГГПУ.
Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными. Список литературы
1.Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вента-графф, 2003.
2.Письмо МО РФ №585/11-13 от 12.04.2000 «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»»
3.Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М. : Просвещение, 2010.
4.Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций (Электронный ресурс)//Режим доступа http:www.eidos.ru/ |