Скачать 127.29 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа» 627050 Тюменская область, Ялуторовский район, с.Новоатьялово, ул.Школьная, 20 тел.34-160 Утверждена методсоветом от 05.09.12 г (протокол № 1) Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» для 11 класса на 2012-2013 учебный год Составитель: Хайруллина Р.А.- учитель истории и обществознания с.Новоатьялово Пояснительная записка. Большое значение в системе обществоведческих знаний имеет гносеология (теория познания). Предлагаемый элективный курс призван расширить диапазон знаний старшеклассников в этой области, дать ответ на ключевой вопрос: как человек познает мир? Актуальность данной программы состоит в том, что она решает одну из ключевых задач базового уровня. На основе диагностики знаний учащихся тема «Познание и знание» считается трудной при изучении обществознания в старших классах. Ведущей идеей, пронизывающей изучение познавательной деятельности человека, является тезис о множественности путей и способов познания мира и человека. Особое значение имеет осмысление учащимися философско-мировоззренческих проблем: возможности и границы познавательной деятельности, критерии истины, соотношение и взаимосвязь чувственного и рационального познания, соотношение объекта и субъекта деятельности применительно к особенностям познания. Данный курс рассчитан на учащихся 11 класса, которые решили сдавать государственный экзамен по обществознанию в формате ЕГЭ, и выбран инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов и профессиональной ориентации. Предметный курс создает широкие возможности для расширения межпредметных связей. При изучении тем школьники будут работать над рефератами, докладами, сообщениями, составлением презентаций к урокам. Это стимулирует самостоятельный поиск старшеклассниками дополнительной литературы. Курс призван способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной(умение работать с различными источниками информации, коммуникативной(умение выступать перед классом с докладом, рефератом, обсуждать, вести диалог). Формы работы: лекция учителя, самостоятельная работа учащихся, работа с текстом, документами, выполнение тестовых заданий, КИМов, написание эссе, семинарские занятия. Данная программа составлена на основе программы А.А.Князева-отличника народного образования РФ. (г. Богородицк Тульской области. «Вопросы теории познания. Элективный курс», ж. «Преподавание истории и обществознания в школе», №8-2006 г.) Цель Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Познание и знание», раскрыть значение науки в процессе познания человека и мира, роль практики в познании, помочь в подготовке к сдаче единых государственных экзаменов по обществознанию. Основные задачи -ученики должны усвоить основные обществоведческие понятия, уметь сопоставлять их, соотносить с различными категориями, .- способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной(умение работать с различными источниками информации, коммуникативной (умение выступать перед классом с докладом, рефератом, обсуждать, вести диалог, -развивать умения выполнять задания тестового. творческого характера путем выполнения практических заданий, КИМов ЕГЭ по обществознанию. Содержание курса Курс включает в себя четыре крупные темы, охватывающие основной круг проблем гносеологии и рассчитан на 17 часов учебного времени. При изучении первой темы курса-«Гносеология в системе философского знания»( 4 часа) рассматриваются происхождение термина «гносеология», ее предмет, круг базовых понятий и проблем, , значение идеи познаваемости мира, сущность, корни и формы скептицизма и агностицизма, приводятся сведения из истории гносеологии. В теме «Познание как процесс»(5ч.) раскрываются содержание термина»познание», субъект и объект познания, место и роль знания».Рассматриваются современные представления об отражении информации, основные ступени процесса познания, структура, роль и основные формы чувственного познания, сущность рационализма. В ходе изучения данной темы необходимо подчеркнуть неразрывное единство чувственного и рационального компонентов процесса познания, раскрыть проблемы объяснения, понимания и интуиции, роль самопознания. Важно также отметить роль и значение языка в познавательном процессе. Третья тема курса –«Гносеология об истине. Роль практики в познании» (4 ч.) дает ответ на вопрос о том, что есть истина. При ее изучении рассматриваются различные взгляды на сущность истины, подчеркивается объективность истины, соотношение абсолютной и относительной истины. В теме «Научное познание, его особенности и роль»(3 ч.) раскрывается значение науки в процессе познания человека и мира, сущность и специфика различных сфер научного знания, его структура и уровни, дается современная классификация наук, а также методы и средства научного познания, отличия научного познания от обыденного. Обобщение и систематизация изученного по курсу -1 ч. Тематическое планирование
Ожидаемые результаты - повышение качества знаний учащихся по обществознанию; -знание основных обществоведческих понятий по теории познания, особенностей научного и других форм познания; - уметь сопоставлять понятия и категории, анализировать и обобщать, работать с различными источниками информации, написать доклад, реферат, выполнять тестовые задания разноуровневого характера; -успешная сдача ЕГЭ. Система оценки Формы контроля: - текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся); -тематический контроль (тестовые задания, выполнение КИМов, написание эссе); -В конце курса знания учащихся оцениваются по системе зачет или незачет. Список литературы 1. Боголюбов Л.Н.Учебник по обществознанию. 10 класс.Базовый уровень. М.,»Просвещение», 2008. 2.Князев А.А.Вопросы теории познания. Элективный курс.(ж.»Преподавание истории и обществознания в школе», №8-2006,с.47-49 3.»ЕГЭ 2010 Обществознание.Сборник экзаменационных заданий. ФИПИ»М, «ЭКСМО», 2009 3.»Человек и общество», 10-11 кл. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Е.И.Жильцова. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.»Просвещение», 2007 г 4.Реальные задания ЕГЭ 2010.Федеральный институт педагогических измерений.М., «Астрель», 2010. 5. .Реальные задания ЕГЭ 2010.Федеральный институт педагогических измерений.М., «Астрель», 2011г. 6. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. Для быстрой подготовки к устному экзамену и ЕГЭ. П.А.Баранов.АСТ «Астрель», Москва, 2010 г. |
«Введение в магнитные измерения» Задачи и методы научного познания. Человек как основной инструмент познания окружающего мира. Роль теории и эксперимента | Учебника «Человек и общество» Обществознание О б щ е с т в о. Материал подготовила учитель Недосекина Н. В. на основе учебника «Человек и общество» Обществознание под ред. Л.... | ||
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»... Проблематика курса «Онтология и теория познания» является базовой для освоения программы подготовки студентов по специальности «Онтологии... | ||
Тема урока Кол-во часов Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в... | Вопросы к экзамену физика и научный метод познания Молекулярно – кинетическая теория. Основные положения молекулярно – кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической... | ||
Урок по обществознанию 11 класс (социально гуманитарного профиля) Программно-методическое обеспечение: Боголюбов Л. Н. «Человек и общество», Просвещение 2003 г. (Базовый уровень) | Законы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике» Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические... | ||
Урок обществознания в 10 классе. Тема: Человек Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 5 классов составлена на основе... О общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные... | Тематический план курса 7 Вопросы для подготовки к внутрисеместровым... Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ по курсу «Первобытное общество» 6 | ||
Тематический план курса 7 Вопросы для подготовки к внутрисеместровым... Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ по курсу «Первобытное общество» 6 | Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,... Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов | ||
5) Тема «Ищем ответы на вопросы в учебнике». Изучи таблицу. Объясни,... «Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения... | Программа вступительного экзамена в мгту га по обществознанию Человек как продукт биологической и социокультурной эволюции. Теории происхождения человека. Взаимоотношение биологического и социального... |