Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)»





Скачать 127.29 Kb.
НазваниеПрограмма предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)»
Дата публикации28.01.2015
Размер127.29 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»

627050 Тюменская область, Ялуторовский район, с.Новоатьялово, ул.Школьная, 20 тел.34-160

Утверждена методсоветом

от 05.09.12 г (протокол № 1)

Программа предметного курса по обществознанию
«Человек и общество (Вопросы теории познания)»
для 11 класса на 2012-2013 учебный год

Составитель: Хайруллина Р.А.-

учитель истории и обществознания

с.Новоатьялово

Пояснительная записка.

Большое значение в системе обществоведческих знаний имеет гносеология (теория познания). Предлагаемый элективный курс призван расширить диапазон знаний старшеклассников в этой области, дать ответ на ключевой вопрос: как человек познает мир? Актуальность данной программы состоит в том, что она решает одну из ключевых задач базового уровня. На основе диагностики знаний учащихся тема «Познание и знание» считается трудной при изучении обществознания в старших классах. Ведущей идеей, пронизывающей изучение познавательной деятельности человека, является тезис о множественности путей и способов познания мира и человека. Особое значение имеет осмысление учащимися философско-мировоззренческих проблем: возможности и границы познавательной деятельности, критерии истины, соотношение и взаимосвязь чувственного и рационального познания, соотношение объекта и субъекта деятельности применительно к особенностям познания.

Данный курс рассчитан на учащихся 11 класса, которые решили сдавать государственный экзамен по обществознанию в формате ЕГЭ, и выбран инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов и профессиональной ориентации.

Предметный курс создает широкие возможности для расширения межпредметных связей. При изучении тем школьники будут работать над рефератами, докладами, сообщениями, составлением презентаций к урокам. Это стимулирует самостоятельный поиск старшеклассниками дополнительной литературы. Курс призван способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной(умение работать с различными источниками информации, коммуникативной(умение выступать перед классом с докладом, рефератом, обсуждать, вести диалог).

Формы работы: лекция учителя, самостоятельная работа учащихся, работа с текстом, документами, выполнение тестовых заданий, КИМов, написание эссе, семинарские занятия.

Данная программа составлена на основе программы А.А.Князева-отличника народного образования РФ. (г. Богородицк Тульской области. «Вопросы теории познания. Элективный курс», ж. «Преподавание истории и обществознания в школе», №8-2006 г.)

Цель
Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Познание и знание», раскрыть значение науки в процессе познания человека и мира, роль практики в познании, помочь в подготовке к сдаче единых государственных экзаменов по обществознанию.
Основные задачи

-ученики должны усвоить основные обществоведческие понятия, уметь сопоставлять их, соотносить с различными категориями,

.- способствовать формированию у учащихся ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной(умение работать с различными источниками информации, коммуникативной (умение выступать перед классом с докладом, рефератом, обсуждать, вести диалог,

-развивать умения выполнять задания тестового. творческого характера путем выполнения практических заданий, КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Содержание курса
Курс включает в себя четыре крупные темы, охватывающие основной круг проблем гносеологии и рассчитан на 17 часов учебного времени.

При изучении первой темы курса-«Гносеология в системе философского знания»( 4 часа) рассматриваются происхождение термина «гносеология», ее предмет, круг базовых понятий и проблем, , значение идеи познаваемости мира, сущность, корни и формы скептицизма и агностицизма, приводятся сведения из истории гносеологии.

В теме «Познание как процесс»(5ч.) раскрываются содержание термина»познание», субъект и объект познания, место и роль знания».Рассматриваются современные представления об отражении информации, основные ступени процесса познания, структура, роль и основные формы чувственного познания, сущность рационализма.

В ходе изучения данной темы необходимо подчеркнуть неразрывное единство чувственного и рационального компонентов процесса познания, раскрыть проблемы объяснения, понимания и интуиции, роль самопознания. Важно также отметить роль и значение языка в познавательном процессе.

Третья тема курса –«Гносеология об истине. Роль практики в познании» (4 ч.) дает ответ на вопрос о том, что есть истина. При ее изучении рассматриваются различные взгляды на сущность истины, подчеркивается объективность истины, соотношение абсолютной и относительной истины.

В теме «Научное познание, его особенности и роль»(3 ч.) раскрывается значение науки в процессе познания человека и мира, сущность и специфика различных сфер научного знания, его структура и уровни, дается современная классификация наук, а также методы и средства научного познания, отличия научного познания от обыденного.

Обобщение и систематизация изученного по курсу -1 ч.

Тематическое планирование




Тема
занятия

кол.часов

срок

Понятия

Умения

Виды деятельности

контроль


1

Тема1. Вопросы гносеологии в системе философского знания. Урок №1Что изучает гносеология? Из истории гносеологии.


1

1нед.
сент.



гносеология

познание

знание


Умение рассуждать, выражать свое мнение


Беседа,

Лекция учителя


Повторение понятий, сообщение

2

Проблема познаваемости мира .Познавательный оптимизм.

1

2

нед.

сент.

Опти-

мизм, песси-мизм

Умение извлекать информацию анализиро-вать

Обсуждение, лекция учителя, выполнение тестов

Доклад «Гегель об идее познания»

3

Сущность и корни скептицизма и агностицизма.

Гносеология и логика.

1

3

нед

сент.

Скептики, агности-цизм

логика

Умение аргументировать, делать выводы

Выступления учащихся, выполнение практ.заданий

Сообщение по теме

4

Практическое занятие по теме «Вопросы гносеологии в философии».

1

4нед

сент.

Повторение понятий по теме

Умение рассуждать, анализировать

Выполнение практич.,творческих заданий, тестов

сообщение


5

Тема 2 .Познание как процесс. Познание. Объект и субъект познания. Ступени процесса познания



1



1нед

окт



Объект, субъект

Умение выделять особенности, извлекать информацию


Сообщения уч-ся, лекция учителя, практич.задания


Доклад» Что дает наука человеку в начале 3 тысячелетия»

6

Чувственное познание. Особенности и роль рационального познания, их структура, границы.

1

2 нед

окт

Ощуще-ние, представ-ление, восприя-тие Понятие, суждение,умозаклю-чение

Умение определять особенности

Обсуждение, ответы на вопросы, выполнение тестов

Сообщение

Эссе по предлож. теме

7

Познание как неразрывное единство чувственного и рационального познания

1

3

нед.

окт


Интуиция самопо-знание

умение выполнять творч. задания,

Лекция учителя, самост. работа, выполнение практич. заданий, тестов

Сообщение

8

Практическая работа по теме «Познание как процесс»

1

4 нед

окт




Выполнение КИМов, работа с текстом








9

Тема3.«Гносеоло-гия об истине. Роль практики в познании».

Что такое истина. Взгляды на сущность истины в истории гносеологии



1

1нед

нояб..



истина


Умение работать с текстом


Лекция учителя, обсуждение,практ.задания



сообщение

10

Практика и ее роль в познании.

1

2 нед

нояб.

практика

Умение выполнять творческие задания

Ответы на вопросы, самост. работа




11

Истина относительная и абсолютная.

1

3

нед.

нояб.

Истина относительная и абсолютная

Умение определять особенности, классифицировать

Лекция учителя, выполн. практич.заданий

Доклад по теме

12

Истина и ее достижения в различных сферах человеческого знания.

1

4 нед

нояб

Ценности, заблуждение

Умение работать с текстом, извлекать информацию из различных источников информации

Обсуждение,

Самост.работа, выполнение практич. заданий




13

Практическая работа по теме «Истина и ее критерии».

1

1 нед

дек.




Умение выполнять творческие задания

Написание эссе






14

Тема 4 –«Научное познание, его особенность и роль». Специфика различных сфер научного знания.


3 ч


1


2 нед

дек.


Социальные и гуманитарные знания


Умение определять общее и особенное




Доклад «место и роль эксперимента в научном познании»

15-16

Научное и обыденное знание. Гносеология и футурология.

2

3-4 нед

дек.

футурология

Умение обсуждать, выражать свое отношение

Ответы уч-ся, лекция учителя, выполнение творч. заданий

Доклад о футурологии

17

Обобщение и систематизация изученного.

1.

3 нед
янв.

Повторение понятий

Умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы

Опрос, выполнение тестов, прослушивание докладов, рефератов










17


















Ожидаемые результаты
- повышение качества знаний учащихся по обществознанию; -знание основных обществоведческих понятий по теории познания, особенностей научного и других форм познания;

- уметь сопоставлять понятия и категории, анализировать и обобщать, работать с различными источниками информации, написать доклад, реферат, выполнять тестовые задания разноуровневого характера;

-успешная сдача ЕГЭ.
Система оценки

Формы контроля:

- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся);

-тематический контроль (тестовые задания, выполнение КИМов, написание эссе);

-В конце курса знания учащихся оцениваются по системе зачет или незачет.

Список литературы
1. Боголюбов Л.Н.Учебник по обществознанию. 10 класс.Базовый уровень. М.,»Просвещение», 2008.

2.Князев А.А.Вопросы теории познания. Элективный курс.(ж.»Преподавание истории и обществознания в школе», №8-2006,с.47-49

3.»ЕГЭ 2010 Обществознание.Сборник экзаменационных заданий. ФИПИ»М, «ЭКСМО», 2009

3.»Человек и общество», 10-11 кл. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Е.И.Жильцова. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.»Просвещение», 2007 г

4.Реальные задания ЕГЭ 2010.Федеральный институт педагогических измерений.М., «Астрель», 2010.

5. .Реальные задания ЕГЭ 2010.Федеральный институт педагогических измерений.М., «Астрель», 2011г.

6. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. Для быстрой подготовки к устному экзамену и ЕГЭ. П.А.Баранов.АСТ «Астрель», Москва, 2010 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» icon«Введение в магнитные измерения»
Задачи и методы научного познания. Человек как основной инструмент познания окружающего мира. Роль теории и эксперимента
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconУчебника «Человек и общество» Обществознание
О б щ е с т в о. Материал подготовила учитель Недосекина Н. В. на основе учебника «Человек и общество» Обществознание под ред. Л....
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» icon«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»...
Проблематика курса «Онтология и теория познания» является базовой для освоения программы подготовки студентов по специальности «Онтологии...
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconТема урока Кол-во часов
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconВопросы к экзамену физика и научный метод познания
Молекулярно – кинетическая теория. Основные положения молекулярно – кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической...
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconУрок по обществознанию 11 класс (социально гуманитарного профиля)
Программно-методическое обеспечение: Боголюбов Л. Н. «Человек и общество», Просвещение 2003 г. (Базовый уровень)
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconЗаконы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике»
Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические...
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconУрок обществознания в 10 классе. Тема: Человек
Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся...
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в...
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconРабочая программа по обществознанию для 5 классов составлена на основе...
О общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные...
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconТематический план курса 7 Вопросы для подготовки к внутрисеместровым...
Примерная тематика рефератов, курсовых и диплом­ных работ по курсу «Первобытное общество» 6
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconТематический план курса 7 Вопросы для подготовки к внутрисеместровым...
Примерная тематика рефератов, курсовых и диплом­ных работ по курсу «Первобытное общество» 6
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,...
Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» icon5) Тема «Ищем ответы на вопросы в учебнике». Изучи таблицу. Объясни,...
«Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения...
Программа предметного курса по обществознанию «Человек и общество (Вопросы теории познания)» iconПрограмма вступительного экзамена в мгту га по обществознанию
Человек как продукт биологической и социокультурной эволюции. Теории происхождения человека. Взаимоотношение биологического и социального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск