Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации





Скачать 353.37 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации
страница1/2
Дата публикации17.02.2015
Размер353.37 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2


ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра технической механики и машиноведения


О.В. ШАТУНОВА


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для самостоятельной работы студентов педвуза

с различными источниками информации




Елабуга

2003


УДК 681.142.2

ББК 74.262.9

Ш 28

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического института

(Протокол № 7 от 27 февраля 2003 г.)

Рецензенты: ПУПЫШЕВА Е.Л.,

зав. кафедрой русского языка и лингвистических

дисциплин ЕГПИ, кандидат педагогических наук,

ИВАНОВА И.А.

учитель информатики Елабужской средней школы № 6.
Составитель: ШАТУНОВА О.В.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации. – Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2003. – 32 с.

Методическое пособие предназначено для студентов младших курсов педагогических вузов и может быть полезным для старшеклассников, занимающихся самообразованием и самосовершенствованием.

© Шатунова О.В., 2003

© Издательство ЕГПИ, 2003

Технология составления записей при работе

с различными источниками информации



При работе с книгами, учебниками, журналами, газетами целесообразно делать следующие виды записей: беглые заметки, выписки, планы, тезисы, конспекты, рефераты, обзоры.

Беглые заметки набрасывают для сиюминутной помощи по ходу чтения. В такого рода записях могут содержаться следующие сведения: незнакомые термины и непонятные слова, смысл которых не удается сразу же выяснить с помощью подручных справочников и словарей; вопросы к книжным текстам, иногда в форме планов.

В беглых заметках (набросках) объясняют значение непонятного, а затем решают самостоятельно или с помощью специалиста этой предметной области, оставить ли проясняющую запись на долгий срок в виде справки, перенести ли разъяснение в сохраняемую запись, например, в конспект, или же просто выбросить, если смысл неизвестной информации прояснился, хорошо запомнился и не требуется принимать особых мер для закрепления материала.

Беглые заметки – это хорошая заготовка для будущих планов, конспектов, тезисов.

Очень полезно при чтении делать выписки. Выписки нужны, чтобы выбирать из читаемого материала наиболее существенное, они помогают накопить нужные сведения по различным вопросам, облегчают запоминание. Выписки особенно удобны в том случае, когда требуется собрать материал из разных источников на одну тему.

Выписки могут быть дословными (цитаты) и свободными, когда мысли автора излагают своими словами. Следует учесть, что очень полезно приобрести умение кратко и не в ущерб содержанию формулировать мысли. Результаты экспериментов свидетельствуют, что собственная формулировка запоминается в семь раз быстрее. В тех случаях, когда надо активизировать свою память, следует самим формулировать то, что нужно обязательно запомнить, а не стараться зубрить, пассивно запечатлевая в памяти чужие мысли.

Выписки удобно организовывать по карточной системе. С ними легко работать, подобрать по темам, сгруппировать по фамилиям авторов, использовать их целый набор.

На каждой выписке указываются ее тема, фамилия автора, название книги, год издания, страница с цитатой. Ссылочные данные потребуются для уточнения и проверки подлинного смысла и значения цитат в контексте. Следует обратить внимание на то, что изучая источник информации, не всегда уместно сразу же делать выписки. Нужно прочесть, поразмыслить, поделиться мыслями с кем-либо, и только после этого целесообразно переписать цитату.

Чтение нередко сопровождается составлением (в уме или письменно) плана, когда определяются опорные пункты, отражающие содержание, логику и последовательность изложения. Это способствует углубленному пониманию прочитанного, выборке нужного материала, его запоминанию и усвоению.

План – весьма важное средство организации умственного труда. Примером плана, самого простого и очень общего, отмечающего лишь узловые разделы, служит обычное оглавление. Просматривая его, без чтения самого источника можно получить представление о содержании и схеме построения излагаемого материала. План более подробно передает содержание чем оглавление. Удачно составленный план говорит в конечном итоге об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.

План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его наряду с конспектами, тезисами, рефератами и обзорами во вполне самостоятельную, независимую форму записи. Перечислим преимущества плана по сравнению с другими видами записи:

  • самая краткая запись;

  • отражает последовательность изложения и обобщает;

  • раскрывает содержание;

  • восстанавливает в памяти содержание источника;

  • заменяет конспекты и тезисы;

  • помогает составлению других записей;

  • улучшает сделанную запись;

  • ускоряет переработку книг;

  • помогает при длительной работе над источником;

  • организует самоконтроль;

  • сосредотачивает внимание и стимулирует занятия.

План способствует активизации чтения, поэтому в отличие от конспектов и тезисов, которые готовятся, как правило, только после полного ознакомления с материалом, пункты плана можно фиксировать уже при первом прочтении. Далее план может исправляться и уточняться. Составляя план, прежде всего следует определить те места, где кончается одна мысль и начинается другая.

Планы могут быть простыми и сложными. Сложный план в отличие от простого имеет, кроме основных пунктов, еще и подпункты, которые детализируют материал, разъясняют содержание. Рекомендуется составлять сложный план по одному из следующих способов работы:

  1. Составляется подробнейший простой план, а далее он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общими заголовками.

  2. Составляется краткий простой план, а затем при повторном чтении он разворачивается в сложный с детализирующими частями.

Эти способы подходят для продолжительной работы над фундаментальными источниками, они требуют много времени.

Пункты плана не обязательно записывать только в вопросительной или только в утвердительной форме. Приемлема и та, и другая форма. Пункты частично или полностью могут текстуально совпадать с отдельными фразами источника.

План имеет смысл записывать в двух-трех вариантах, особенно тогда, когда появляется желание пришедшие в голову удачные формулировки записать тут же, не откладывая, чтобы не забыть.

Тезисы повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное или излагаемое устно. Это положения, вбирающие в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, в чем он стремится убедить читателя. В отличие от выписок, содержащих иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда имеют доказательства. Формулировки тезисов должны быть четкими и краткими. Они должны выявлять суть содержания. Однако, следует заметить, что краткость не должна быть в ущерб содержанию.

Процесс составления тезисов позволяет продумать, изучить тот или иной вопрос, используя несколько источников информации.

Тезисы облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям исследуемых авторов. Цель исследования – выявить суть суждений и сделать нужные выводы, даже если они не были явно сформулированы в источнике.

Основные тезисы – принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, которые в своей совокупности иногда носят характер главных выводов. Они могут составить отдельную самостоятельную запись, при необходимости отображающую содержание всего материала. Основные тезисы составляются, как правило, к крупным законченным разделам или же целиком ко всему тексту.

Простые тезисы выделяются из многих частей материала вне зависимости от его общей направленности, причем это можно сделать при первоначальном прочтении. Основные тезисы, наоборот, можно успешно составить лишь после уяснения сути всего текста в целом. К каждому основному тезису может быть приложено несколько простых, разъясняющих тезисов. Если тезисы составляются к сложному плану, то главным пунктом такого плана могут соответствовать основные, а подпунктам – простые тезисы.

Запись, включающая два вида тезисов – простых и основных , называется сложными тезисами. Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными идут простые, раскрывая и поясняя их содержание.

В самих тезисах не приводятся обосновывающие факты, примеры. Но тезисы сами по себе всегда должны быть обоснованы, доказаны.

Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при подготовке рецензий и аннотаций, для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах.

В противоположность простым тезисам, которые в большинстве случаев могут быть составлены из цитат, основные тезисы чаще всего формулируют самостоятельно. После предварительного ознакомления текст необходимо читать вторично. При этом следует его разбить (с помощью плана или без него) на ряд логически завершенных частей. В этих частях определяют, а затем выписывают главные идеи. Затем, хорошо обдумав эти идеи, формулируют отдельные положения.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Первый, открывающий записи, или последний, завершающий их, определяют содержание остальных тезисов или подытоживают все предыдущие.

Предварительно составленный план оказывает существенную помощь в подготовке тезисов, в частности при совершенствовании формулировок. План – необходимое пособие в дальнейшей работе над тезисами и с помощью тезисов. Его можно использовать для раскрытия тезисов при подготовке докладов, выступлений, повторении пройденного к экзаменам. Вспомогательные пункты плана помогут обосновать, проиллюстрировать содержание.

В окончательном виде тезисы нумеруют по порядку. Рациональная последовательность позволяет сделать их краткими, избежать повторений. Все это ведет к коренной переработке записей, к их совершенствованию, то есть к улучшению восприятия материала, его глубокому изучению, анализу и к проверке усвоения пройденного.

Понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов или двух любых этих форм. Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логически связной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим. По этой же причине к правильно составленному конспекту можно обратиться спустя некоторое время после его написания.

При составлении конспекта обычно стремятся к форме связного пересказа, но делают это, учитывая два других важных качества конспекта – ясность и краткость. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять пространными словесными переходами.

Конспекты содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры.

Конспекты условно можно разделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные, тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Если какой-либо пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником информации, обобщая содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект – незаменимое пособие при необходимости быстро подготовить доклад, выступление. Качество такого конспекта зависит от качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать его содержание, но и дополнять его по существу. Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются между собой логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора. Целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Текстуальный конспект при последующей его обработке или в процессе составления может превратиться в свободный конспект, сочетающий в себе выписки, цитаты, тезисы. Часть его может быть снабжена планом.

Специфика тематического конспекта состоит в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отражает всего содержания каждого из используемых текстов. Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизировать свои знания.

Обзор на определенную тему с использованием нескольких источников называют обзорным тематическим конспектом.

Чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, первоначально следует овладеть методикой подготовки выписок, затем составлением планов, и в дальнейшем тезисов. Конспекты помогают использовать в нужном объеме различные формы работы над текстом, подходящие для каждого конкретного случая.

Слово «реферат» в переводе с латинского означает «пусть он доложит». Реферат при индивидуальной работе с источниками информации представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Обычно рефераты готовят, чтобы передать идеи аудитории.

Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, учит вести дискуссии. Для этого необходимо иметь свое собственное твердое мнение на определенную тему, то есть требуется хорошо знать материал.

При подготовке и защите реферата перед аудиторией особенно важно определить четкое назначение работы, установить задание самому себе. Излагаемое должно быть полностью осознано составителем. В случае, если в реферате излагаются идеи сомнительного характера, их преднамеренно выносят на обсуждение. Очень часто оказывается, что реферат – плод коллективного творчества, так как его идеи формулируются не только автором, но и аудиторией. К обсуждению реферата должны готовиться не только референт, но и аудитория, и что особенно важно, готовиться в контакте друг с другом. В этом случае очень полезно напечатать текст реферата на бумаге и дать заранее ознакомиться с ним оппонентам.

Реферат может стать пособием для устного выступления с элементами импровизации или же дословно зачитываться вслух. В последнем случае особое внимание следует обращать на стиль изложения.

Одна из главных задач референта – умение довести идеи до аудитории. Совершенствованию этого умения помогает литература о лекторском мастерстве и ораторском искусстве, что очень важно для будущего учителя.

Чтобы рационально организовать подготовку к написанию реферата, следует подобрать несколько источников. Значительно облегчает работу организованный предварительный просмотр материала. В тексте реферата или в плане своего выступления указывают, в какой момент и каким именно страницам какого источника следует обратиться. При составлении реферата желательно учесть последние публикации по теме.

Кроме планов, выписок, тезисов, конспектов, рефератов, очень полезен еще один вид записей – обзор литературы, то есть обзор разных точек зрения, высказанных в ряде публикаций. В рекомендациях ГОСТа сказано: «Обзор … должен полно и систематизировано излагать состояние вопроса …, позволять объективно оценивать научно-технический уровень работы, правильно выбирать пути и средства достижения поставленной цели и оценивать как эффективность этих средств, так и работы в целом. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований …, данные экономического характера, возможные пути решения задач … Противоречивые сведения, содержащиеся в различных исходных документах, должны быть проанализированы и оценены с особой тщательностью».

Собрав библиографию, составляют рубрики и планируют чтение. Читают от конца к началу, то есть в первую очередь наиболее свежие работы, в которых говорится о предыдущих. Имеет смысл читать родственные работы в течение одного дня. В этом случае легче сопоставить их содержание.

Цель конспекта не только в записи, но и в обязательной предварительной обработке и анализе фактов, аргументов. При этом важно строго разграничивать факты от мнений о них. Следует записывать не столько выводы, сколько их обоснования.

Важно также рационально организовать текст записей. Например, личные замечания, вносимые в конспект, следует заключать в квадратные скобки, чтобы затем по ошибке не приписать их автору. Соотношение между объемом статьи и ее конспектом в общем случае должно быть 1:10.

Обзор – своего рода тематический конспект, составленный на основе ряда конспектов отдельных статей. Идя от конспекта к тексту обзора, надо пройти стадию перегруппировки материала конспектов в соответствии с планом обзора. В этом случае данные из одной статьи могут распределяться по разным пунктам плана обзора, куда в конечном итоге попадут факты и из других статей. Для этого берут большие листы бумаги, каждый из которых предназначается для сбора материала лишь по одному из пунктов плана обзора. На этих же листах записывают и подпункты. Далее, читая все конспекты, отмечают нужные факты на соответствующих листах. После того, как сводная запись на листах будет готова, приступают к сравнению и анализу фактов.

Запись может быть сделана и в виде графиков, диаграмм, карт и т.п. Их лучше сравнивать путем наложения друг на друга, в этом случае графики лучше всего чертить на кальке или другой прозрачной основе и привести их к единому масштабу. Полезен и сводный график, включающий кривые, взятые из ряда работ.

Следует отметить, что если у составителя обзора под рукой имеется компьютер, то этот вид работы успешно можно проделать, используя программные средства.

Если факты из разных источников окажутся противоречащими, не следует без оговорок выбирать один из них. Всегда нужно отметить, чем руководствовался составитель, делая выбор.

Отметим, что все виды записей должны быть убористыми, компактными, чтобы на страницах разместилось как можно больше текста, тогда он становится более обозримым. Записи следует разделять разными способами. Интервалы между строками и поля должны быть достаточными для того, чтобы вписывать дополнения.

Выделения и разграничения можно и нужно делать сразу на всех этапах подготовки текста. Обычно указывают взаимосвязь положений и частей самого текста, а также связь между текстом и источником. Отсутствие выделений и разграничений мешает быстро улавливать логические связи при чтении записей.

К приемам выделений и разграничений текста относят прежде всего абзацные отступы. Они обозначают переход к новой микротеме. Также используют пробельные (пустые) строки, отделяющие заголовки от основного текста. Это помогает чтению записи.

Тезисы и пункты плана следует нумеровать. Иногда делают сплошную (сквозную) нумерацию, которая облегчает ссылки.

Иногда текст подчеркивают горизонтально или вертикально, выделяя главное, необходимое. Иногда ключевые слова пишут на полях или выделяют другим цветом. Символические выражения, формулы, зависимости, законы, правила обычно заключают в рамки.

При первой записи все выделения лучше делать тем же цветом, которым пишется текст. При последующей его проработке новые выделения отмечают другим цветом.

Перечисленные способы расчленения текста применяются комбинированно. Любое из выделений в каждом отдельном случае можно усилить. Например, заголовок написать прописными буквами и подчеркнуть, формулы заключить в цветные рамки и пронумеровать. Использовать цветные выделения нужно разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать от смыла написанного. Назначение цветных обозначений иногда следует оговорить в заглавном листе, чтобы со временем не забыть их первоначальный смысл.

Очень полезно при составлении различного рода записей выработать для себя неизменную систему сокращений. Условные сокращения, или аббревиатуры вводятся для выигрыша времени и места при письме и для выражения меньшим числом знаков большего числа мыслей. Также применяют символы для более образного, выразительного восприятия. Иногда применяют временную символику, например, вводят сокращения: нд – никогда, мд – между и т.д. В этом случае, не полагаясь на собственную память, целесообразно сделать пометку, раскрывающую значение сокращений или условных написаний. Чтобы не спутать свои краткие буквенные обозначения слов, понятий, терминов с обычными буквами, например, с предлогами, их можно записывать особым образом, например, класть букву-символ набок или переворачивать, обводить кружком.
Технология совершенствования навыков чтения

Навыки чтения различны у разных людей. Это зависит прежде всего от уровня образования человека. Для переработки большого количества информации и экономии времени необходимо развивать навыки чтения. Особенно это необходимо студентам высших учебных заведений.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы. В соответствии с этим процесс чтения складывается из 2-х этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления прочитанного.

На этапе зрительного восприятия важную роль играют следующие понятия. Фиксация взгляда – остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного. Движение глаз – передвижение взгляда с одного участка текста на другой. Поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. Обычно поле зрения человека составляет 1,5-2 слова (10-15 букв) за одну фиксацию.

На этапе осмысления (интерпретации) прочитанного происходит понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста. Иногда это происходит последовательно, а в отдельных случаях – одновременно.

Основными показателями уровня владения навыками чтения являются общий уровень чтения и скорость чтения.

Скорость чтения это показатель, который характеризует не только количество слов, прочитанных в минуту, но и качество усвоения прочитанного. Скорость чтения определяется по следующей формуле:
,

где Q – объем текста в словах;

T – время чтения в минутах;

K – коэффициент понимания (или усвоения прочитанного).

K определяется следующим соотношением:

,

где N – количество правильных ответов по содержанию прочитанного;

M - общее количество вопросов по содержанию прочитанного текста.

В учебных пособиях по чтению приводится следующая шкала скорости чтения:

150 слов/мин и менее

очень медленная

200 слов/мин

медленная

250 слов/мин

средняя

300 слов/мин

выше средней

450 слов/мин

быстрая

550 слов/мин

очень быстрая

650 слов/мин и более

сверхбыстрая


Цифры приведены для чтения «про себя» и служат оценкой скорости чтения взрослых людей.

Для успешной учебной и профессиональной деятельности необходимо работать над собственными навыками чтения, над устранением недостатков традиционного чтения.

Выделяют следующие основные особенности чтения, которые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочитанного:

  1. Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному. При традиционном чтении количество регрессий составляет 10-15 на каждые 100 слов.

  2. Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста. Движения губ, языка и других органов речи при чтении «про себя» затормаживаются лишь внешне. На самом деле они постоянно скрыто осуществляются. Внутреннее проговаривание тормозит скорость чтения, поскольку скорость говорения в 4 раза меньше скорости работы мысли.

  3. Малое поле зрения. При традиционном чтении, когда за одну фиксацию взгляда воспринимается одно-два слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, поэтому процесс чтения более эффективен.

  4. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки называют явлением антиципации. При отсутствии такого умения человек вынужден прочитывать каждое слово, слог, букву, хотя иногда при прочтении лишь первых 2-3 букв смысл слова становится достаточно ясным. Точно так же по сочетаниям слов в предложении часто можно судить о том, какое слово будет написано дальше.

  5. Низкий уровень организации внимания. Внимание называют катализатором процесса чтения. Скорость чтения большинства людей намного ниже той, которую бы они могли бы иметь без ущерба для понимания, если бы могли контролировать свое внимание. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое необходимо тренировать для совершенствования навыков чтения.

  6. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Обычно люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. Многие не помнят название книги или статьи, автора, не могут выделить основные идеи, сжато изложить содержание прочитанного. Одним из важнейших приемов чтения является использование различных программ чтения, т.е. алгоритмов чтения.

Прежде чем начать чтение, необходимо выбрать определенный режим, в котором вы будете читать. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. В этой связи выделяют следующие способы или виды чтения:

  1. Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали текста, производится их анализ и оценка. Иногда такой способ чтения называется аналитическим, изучающим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Вы не просто читаете текст и выясняете непонятные места, а, основываясь на своем знании, опыте, рассматриваете вопрос критически, творчески, находите сильные и слабые стороны в объяснениях, даете самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал. Таким образом читаются учебники, тексты по незнакомой, сложной тематике.

  2. Ознакомительное чтение. Цель такого способа чтения – общее знакомство с содержанием текста, выявление его основной идеи и проблем, затрагиваемых в нем. Здесь необходимо уделять внимание только основной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Такой способ чтения обычно используется при чтении текстов публицистического стиля.

  3. Чтение-просмотр. Такой способ чтения используется для предварительного ознакомления с книгой. Он заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие, по оглавлению выбираются наиболее важные положения автора, читается заключение для того, чтобы определить, нужно ли читать эту книгу; если нужно, то каким способом и т.п.

  4. Сканирование. Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, факта. Человек, обученный этому способу (как правило, владеющий навыками скорочтения), может усваивать его в 2-3 раза быстрее, чем читающий традиционно.

  5. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. Выделяют: панорамное быстрое чтение и выборочное чтение. Панорамное быстрое чтение основывается на увеличении оперативного поля зрения, что достигается путем тренировки. Выборочное чтение – чтение, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста. Такой метод часто используется при повторном чтении книги после ее предварительного просмотра.

Для устранения недостатков традиционного чтения рекомендуются следующие упражнения.
Упражнение для преодоления регрессий

Запишите содержание приводимого ниже правила чтения в двух экземплярах на отдельном листочке небольшого формата. Повторите его несколько раз и постарайтесь запомнить. Один экземпляр укрепите над рабочим столом на вашем экране мысленного взора. Второй экземпляр постоянно носите с собой в записной книжке. Открывая записную книжку, вы будете постоянно натыкаться на это правило:

Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
Упражнения для расширения поля зрения

Упражнение 1. Посмотрите в окно и зафиксируйте свой взгляд на одном из увиденных объектов (дерево, антенна на крыше, балкон и т.п.). Не двигая зрачками, назовите как можно больше предметов, окружающих избранный объект. Результат сверьте с данными при фиксировании каждого предмета в отдельности.

Упражнение 2. Выберите любое слово в тексте. Глядя только на него, не двигая зрачками, постарайтесь прочитать как можно больше близлежащих слов.

Упражнение 3. Выберите самую узкую газетную колонку. Проведите по ее центру сверху вниз яркую линию. Скользя взглядом по этой линии сверху вниз, старайтесь, не двигая зрачками, читать по всей ширине строки. Когда вы научитесь считывать узкие колонки, выбирайте более широкие, постепенно осваивая навык охватывать взглядом всю ширину страницы книги, журнала.
Упражнения для подавления артикуляции

Упражнение 1. Читайте про себя со сжатым зубами языком, рот закрыт.

Упражнение 2. Читайте про себя с зажатым в зубах предметом, рот закрыт.

Упражнение 3. Попробуйте прочитать текст про себя с одновременным произнесением вслух, например, алфавита, счета, стихотворения и т.д.

Упражнение 4. При чтении текста вслух рекомендуется простукивать карандашом ритм любой знакомой вам мелодии (например, на восемь ударов).
Упражнения для тренировки внимания

Упражнение 1. «Пальцы»

Сядьте удобно, переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными, медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые две недели следует выполнять упражнение ежедневно по 5 минут, затем по 10 минут. Постепенно нужно довести время выполнения упражнения до 15 минут. Упражнение дает возможность проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев. Нужно заставить себя преодолеть трудность концентрации внимания на этом движении. Необходимость постоянно контролировать свое состояние.

Упражнение 2. «Стрелка»

В течение 3 минут наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако, очень скоро вы обнаружите, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке. Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день.
Упражнения для тренировки памяти

Упражнение 1. За 6 секунд прочитайте и запомните названия столиц 12 государств и одновременно сгруппируйте их по частям света: Багдад, Париж, Вена, Каир, Гавана, Осло, Хошимин, Кабул, Бразилиа, Прага, Пекин, Тегеран.

Упражнение 2. Пусть для вас заготовят отпечатанный список из 10 неоднородных слов под порядковыми номерами. Осмотрите его в течение 20 секунд. Затем по памяти запишите запомнившиеся слова и их номера. Если слова и номер совпадают, оценивайте такой ответ в 10 баллов. Если вспомнилось только одно слово – 5 баллов. Суммируйте набранные баллы и вы получите процент эффективности вашей зрительной памяти.

Для большей достоверности данное упражнение проделайте несколько раз, а за основу возьмите средний показатель. Повторяйте тест после каждой недели тренировок.

Упражнение 3. Вырежьте из картона небольшие карточки (не менее 40-50 штук) и нанесите на них различные слова, знаки, разложите их на столе надписями вниз и перемешайте. Откладывайте последовательно 5, 7, 9 карточек и, закрыв глаза, переворачивайте их надписями вверх. Открывайте глаза и смотрите на карточки не более 2-3 секунд, пытаясь запомнить увиденное. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете за это время запоминать обозначения одновременно на 7-9 карточках.
Упражнение для выработки смысловой догадки

Возьмите любой текст. Закройте полосками бумаги по 2-3 буквы справа и слева страницы. Затем постарайтесь быстро его прочитать, домысливая недостающее. Проверьте правильность своих догадок.

Приведенные комплексы упражнений при условии регулярных занятий помогут усовершенствовать технику чтения. Но эти приемы не являются единственными и главными. Основными приемами техники рационального чтения являются так называемые алгоритмы чтения, которые содержат правила обработки текста в соответствии с поставленной целью.

Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели.

Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным, так как его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает иногда 75 %. Эта избыточность возникает, с одной стороны, по объективным причинам – она заложена в самой структуре языка. Например, окончания слов иногда избыточны. С другой стороны, избыточность часто возникает из-за склонности людей к многословию, из-за стремления придать своей речи наукообразный стиль.

Использование интегрального алгоритма чтения позволяет извлечь из текста действительно полезную информацию. Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текста (статьи, книги и т.п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. В основе интегрального алгоритма чтения лежат следующие блоки:

  1. Наименование читаемого источника (Н).

  2. Автор (А).

  3. Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п. (В).

  4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы (О).

  5. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т.п. (Ф).

  6. Новизна материала, его критическая оценка (К).

  7. Возможность использования на практике (П).

Чтобы закрепить процесс чтения по интегральному алгоритму, сделать его автоматическим, рекомендуется использовать образное представление алгоритма в виде рисунков или геометрических фигур, содержащих условные обозначения блоков алгоритма, например:

Н А В




О
Ф К


П


Закончив заполнение блоков алгоритма, нужно вновь зрительно представить себе его образ и проверить, все ли блоки заполнены. В зависимости от цели чтения и жанра текста допустимо исключать некоторые блоки или, наоборот, детализировать их. Заключительный процесс анализа и синтеза прочитанного помогает лучше усвоить и запомнить текст.

Методика освоения интегрального алгоритма чтения заключается в выполнении следующих упражнений.

  1. Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

  2. Ежедневно читайте одну-две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом.

Эти упражнения надо выполнять регулярно в течение 2-3 недель. Когда чтение по интегральному алгоритму станет привычным, оно будет протекать почти незаметно для человека.

Дифференциальный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основного смысла текста или его отрезка. Необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения. Главная информация содержится в ключевых словах текста, которые называются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге мозг выделяет основной смысл, доминанту текста.

Дифференцированный алгоритм чтения содержит следующие блоки:

  1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. Ключевые слова обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения.

  2. Составление смысловых рядов. Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется.

  3. Выявление доминанты. Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения почти бессознательно. Знание алгоритма еще не означает умения им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по заданному алгоритму, то есть доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст.

Осваивая технику дифференцированного алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. Второе чтение – построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной (самостоятельной)...
Методические рекомендации по осуществлению поиска информации в интернет-источниках 21
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Целью данного спецкурса является: ознакомление с различными видами угроз информационным ресурсам, каналами утечки информации, моделью...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствовать навыки самостоятельной, парной, групповой работы с различными источниками географической информации
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов Философия
Кочеткова, Е. Н. Экономика отраслей народного хозяйства: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов/Е. Н. Кочеткова....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации по написанию реферата по курсу
«Рынки капитала» является углубленное освоение студентом материала учебного курса в процессе самостоятельной работы над различными...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика
Специальности: 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов правоведение
Прищепа, Е. В. Правоведение: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов/Е. В. Прищепа. – Хф фгбоу впо красгау....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов правоведение
Прищепа, Е. В. Правоведение: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов/Е. В. Прищепа. – Хф фгбоу впо красгау....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов Социология
Орлова, А. А. Социология: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов/А. А. Орлова – хф фгбоу впо красгау. – Абакан,...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconУрок с использованием интерактивных карт. Знакомство с политической картой Зарубежной Азии
Азии. Обучать учащихся приемам работы с различными источниками информации, в том числе с интерактивными картами. Работать над формированием...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов педвуза с различными источниками информации iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск