Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика





НазваниеМетодические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика
страница1/5
Дата публикации08.12.2014
Размер0.76 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов

по организации самостоятельной работы
Дисциплина: Физика
Специальности: 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)»

230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»

140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования»

150203 «Сварочное производство»

151001 «Технология машиностроения»

230106 «Техническое обслуживание средств

вычислительной техники и компьютерных сетей»

080110 «Экономика и бухгалтерский учет»

080501 «Менеджмент»

Саранск

2009

Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ

на заседании комиссии математических Зам.директора по УР

и естетсвеннонаучных дисциплин « ____»_____________2006 г.

_____________А.В.Максимова

Протокол № ____

от «___»_______200 г.

Председатель П(Ц)К

_____________А.Н.Еркина

Составитель: Еркина А.Н., преподаватель физики СГПЭК

Рецензент : Ваганова Л.Н.., преподаватель спецдисциплин СГПЭК

В методической разработке представлен материал

в помощь преподавателю физики в повседневной работе по обучению студентов самостоятельному поиску решения задач, самостоятельному овладению знаниями и умению их применять

Содержание



Пояснительная записка

  1. Общие положения о самостоятельной работе студентов по физике

  2. Самостоятельная работа студентов при изучении нового материала

  3. Самостоятельная работа студентов при решении задач

  4. Самостоятельные работы и индивидуальные задания, тесты – виды работы, обеспечивающей повышение уровня самостоятельной деятельности студентов

  5. Лабораторные занятия студентов

  6. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике

  7. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

  8. Памятки по работе с математическим текстом и решению задач – залог успешной самостоятельной работы студент

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

Рецензия
на методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине «Физика» преподавателя Саранского государственного промышленно-экономического колледжа Еркиной А.Н.
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине "Физика", разработанные Еркиной А.Н. составлены в соответствии с учебной программой и позволяют не только исследовать работу полупроводниковых приборов и вычислительной техники, а также расширить и закрепить теоретические знания по дисциплине. В методических рекомендациях четко сформулированы задачи самостоятельной работы, порядок ее выполнения, требования к результатам работы и критерии оценки. В методических рекомендациях даны памятки студентам по правильному оформлению самостоятельной работы, титульного листа и рекомендации по составлению конспекта, что несомненно поможет студентам в организации своей самостоятельной работы..

Представленные на рецензию методические рекомендации соответствуют дополнительным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования и позволяют студентам правильно организовать свою самостоятельную работу по техническим дисциплинам.

Рецензент



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность студентов при обучении физике» составлена в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО (Приложение к письму Минобразования РФ от 29 декабря 2000 г. № 16-52 138 ин\16-13).

Формирование умений самостоятельной работы студентов – важная задача всех преподавателей, в том числе и для преподавателя физики.

На каждом уроке преподавателю наряду с планированием учебного материала необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получат на уроке студент.

Если студент научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. И в дальнейшем студент сможет самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении практических задач.

Цель данной методической разработки – ознакомить преподавателя с общими положениями о самостоятельной работе студентов по физике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового материала и в процессе закрепления на уроке, при выполнении лабораторных работ, при решении задач, при выполнении самостоятельной работы внеаудиторно.

Общие положения о самостоятельной работе студентов по физике

Самостоятельная работа по физике – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.

Выделяют два вида самостоятельной работы :

  • аудиторная, выполняется на занятиях под руководством преподавателя и по его заданию;

  • внеаудиторная, выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основные виды аудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Физика»:

- ответы на проблемные вопросы преподавателя;

  • формулировка вопросов студентам, преподавателю;

- выполнение письменных заданий, тестирование;

- выполнение творческих работ;

- выступление с сообщением по новому материалу;

- конспектирование, работа с книгой;

- выполнение лабораторных работ.

.Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Физика»:

- работа с учебником;

- конспектирование отдельного вопроса пройденной темы;

- работа со справочной литературой;

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре;

- подготовка рефератов;

-составление кроссвордов;

  • решение задач;

  • изготовление наглядных пособий, приборов;

  • использование Интернета.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью :

-систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • - формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;

  • - развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развития исследовательских знаний.

Лимит времени для проведения самостоятельной работы студентов аудиторно отводится преподавателем непосредственно на уроке, для каждого вида работы определенный.

Время на внеаудиторную самостоятельную работу студентов берется в расчете 30% от всего учебного времени отведенного на изучение дисциплины. Это составляет 37 часов для технических специальностей и 25 часов для экономических специальностей. Аудиторная самостоятельная работа студентов преобладает над внеаудиторной самостоятельной работой.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студента являются семинарские, практические и лабораторные занятия, защита творческих работ и рефератов на лекциях.

Контрольные работы, проводимые в соответствии с КТП и рабочей программой дисциплины, являются важным средством проверки уровня знаний, умений и навыков.

Массовой формой контроля являются зачеты и экзамены.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • умение студента использовать теоретические знания при решении задач;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями.


Самостоятельная работа студентов при изучении нового материала
Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение студентом нового материала, нужно начинать на уроке. Можно предложить группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы, во-первых, преподаватель должен быть убежден, что каждый студент готов к ней, во-вторых, студент должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы. Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений преподавателю следует подготовить необходимую базу, обеспечивающую самостоятельность в этой работе. Специальные вопросы и задания, ориентирующие студентов и ведущие к конечной цели данной работы, заранее можно написать на доске (или проецировать на экран). При наличии вопросов в учебнике можно просто указать, на какие вопросы студент должен уметь ответить, изучив данный материал. Среди вопросов к работе можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и поэтому требуются некоторые размышления студента. Возможно, не все студенты сумеют ответить на них. Однако, каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. Желательно, чтобы самостоятельно изученный на уроке материал был и закреплен здесь же. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным студентам, и перегрузки домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько времени придется тратить на выполнение домашнего задания, во многом зависит от того, как понят студентом материал на уроке и как он закреплен. А это, в свою очередь, обеспечивается наличием у студентов умений и навыков самостоятельной работы и навыков учебного труда.

Необходимо рационально выделить материал для самостоятельного изучения в сочетании с другими формами работы.

Самостоятельная работа студентов при решении задач



В процессе изучения физики наряду с некоторыми теоретическими сведениями студенты овладевают определенными приемами решения задач. Обычно с такими приемами знакомит сам преподаватель, показывая решение задач нового образца. Наиболее эффективным при этом является такой подход, при котором преподаватель раскрывает перед студентами технологию решения задачи, показывает, чем мотивировано применение некоторого метода решения, чем обусловлен выбор того или иного пути.

Работа над задачей тоже может быть полностью самостоятельной работой студентов. Она преследует несколько целей:

  • продолжить формирование умений самостоятельно изучать текст, который в данном случае представляет собой задачу;

  • обучить рассуждениям;

  • обучить оформлению решения задач. К тому же студенты будут знать, что у них имеется образец рассуждений и оформления задачи, к которому они могут обратиться при решении другой задачи или при проверке правильности своего решения.

Непременным условием усвоения новых теоретических сведений и овладения новыми приемами решения задач является выполнение студентами тренировочных упражнений, в ходе которого приобретенные знания становятся полным достоянием студентов. Как известно, существуют две формы организации такой тренировочной работы — фронтальная работа и самостоятельная работа. Фронтальная работа на уроках физики — это традиционная, давно сложившаяся форма. Схематически ее можно описать так: один из студентов выполняет задание на доске, остальные выполняют это же задание в тетрадях. Самостоятельная работа студентов на уроке состоит в выполнении без помощи преподавателя и товарищей некоторого задания.

Большие возможности для подготовки студентов к творческому труду и самостоятельному пополнению знаний имеет самостоятельное выполнение заданий. В этом случае студент без какой-либо помощи должен наметить пути решения, правильно выполнить все построения, преобразования, вычисления и т. п. В таком случае мысль студента работает наиболее интенсивно. Он приобретает практический навык работы в ситуации, с которой ему неоднократно придется сталкиваться в последующей трудовой деятельности. Вместе с тем самостоятельная работа студентов на уроках физики имеет и свои недостатки. Усилия студента могут оказаться напрасными и не привести к результату, если он недостаточно подготовлен к решению поставленной задачи. Студент не слышит комментариев к решению, а рассуждения, которые он проводит мысленно, могут быть не всегда правильными и достаточно полными, причем возможности обнаружить это студент не имеет. Вообще при самостоятельном выполнении заданий мыслительные процессы не могут быть проконтролированы преподавателем. Поэтому даже верный ответ может оказаться случайным. Исправление ошибок, допущенных при самостоятельной работе, происходит в ходе ее проверки по окончании всей работы. Поэтому, выполняя упражнение самостоятельно, студент, не усвоивший материал, может повторять одну и ту же ошибку от примера к примеру и невольно закрепить неправильный алгоритм.

Самостоятельные работы и индивидуальные задания, тесты – виды работы, обеспечивающие повышение уровня самостоятельной деятельности студентов

Наиболее распространенной формой работы, обеспечивающей повышение самостоятельной деятельности студентов, являются самостоятельные работы и индивидуальные задания.


По своему дидактическому назначению самостоятельные работы и индивидуальные задания можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие.

В нашем колледже по физике разработан ряд самостоятельных работ и индивидуальных заданий разных видов. Они составляют дидактические материалы, которые являются составной частью комплексного методического обеспечения дисциплины.

Тесты обеспечивают информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений студентов. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тестовые задания с выбором ответов особенно ценны тем, что каждому студенту дается возможность четко представить себе объем обязательных требований к овладению знаниями по теме (нескольким темам, всей дисциплине), объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной и индивидуальной работы.

Лабораторные занятия студентов

Недостаточность одного демонстрационного эксперимента учителя и безусловно необходимость и важность лабораторных занятий по физике. Пока студент только со стороны следит за явлением, воспроизводимым другим, оно может оставаться ему чуждым, далеким, еще недостаточно понятным. Надо дать студенту в руки прибор, поставить его лицом к лицу с самим явлением. Сам участвуя в опытных исследованиях, сам наблюдая и воспроизводя явления, самостоятельно пытаясь выяснить зависимость между ними, преодолевая встречающиеся трудности, студент усваивает тверже, отчетливее, сознательнее основные понятия и законы физики, от неполных и неточных знаний приходит к более полным и более точным.

В курсе физики найдется много вопросов, которые трудно или невозможно исследовать без самостоятельного эксперимента студентов. Так, не может быть полностью, помимо самостоятельных занятий, освещена количественная сторона явлений. Только путем лабораторных работ можно ознакомить студентов с физическими измерениями и методами нахождения физических постоянных.

Студенты, проходя лабораторную практику, приобретают своего рода «грамотность», позволяющую им увереннее следить за опытами учителя, не относится к ним, как к «фокусам», которые всецело зависят от ловкости и умения экспериментатора. Вместе с тем у студентов создаются суждения об окружающих явлениях, на которые они смотрят уже своими глазами, а не сквозь призму чужих слов.

Знания студентов часто формальны, носят отвлеченный характер, оторваны от всего того, что окружает студентов в практической жизни. Уверенно формулируя законы физики и помня различные определения, они часто не умеют объяснить самых простых физических явлений, применить известные им законы для разрешения частных проблем и выяснения действия различных механизмов. Отсутствует самостоятельность мысли и действия.

Те специфические черты, которые привносят с собой лабораторные занятия в восприятие студентами явлений, становятся надежным орудием в борьбе с формализмом при изучении физики.

Расширяя и углубляя базу самостоятельных работ студентов, мы сумеем преодолеть разрыв теории и практики, сделаем для студентов более очевидной связь, которая существует между наукой и техникой, более очевидной основную важнейшую мысль, что законы, изучаемые в физике, являются отображением реальной, окружающей нас действительности.

Придавая ряду лабораторных работ техническую направленность, мы будем углублять политехнические знания студентов, пойдем по пути расширения их политехнического кругозора.

Окончившие среднюю школу часто не владеют приемами экспериментальной работы и встречают, особенно на первых порах, большие затруднения при занятиях в вузе или на практической работе по той или иной специальности. Среди школьников и окончивших среднюю школу мы наблюдаем своего рода «приборобоязнь». Они не знают, как «подойти к прибору», не умеют совершенно обращаться со спиртовыми лампочками, примусами, электронагревательными приборами, стеклянной посудой, амперметрами, вольтметрами и пр.

Только при правильно организованных и систематически проводимых лабораторных занятиях студенты приобретают многие притом разнообразные умения и навыки по постановке и технике эксперимента в обращении с приборами, ведении наблюдений и измерений.

Cсамостоятельные лабораторные занятия являются одним из важнейших средств политехнического обучения студентов.

В процессе самостоятельной практической работы студенты развивают органы своих чувств и повышают свою наблюдательность. Сами проделывая опыты, производя наблюдения, измерения, пробы, внимательно следя за происходящими явлениями, обдумывая каждый шаг в работе, студенты развивают способности логического мышления, приучаются глубже проникать в явления природы, отличать главное и существенное от второстепенного и случайного.

При проведении каждого эксперимента студентам прежде всего должна быть ясна цель его. Часто они проводят работу чисто механически, по шаблону, не представляя себе ясно целевой установки поставленного эксперимента. Это происходит потому, что преподаватели не обращают достаточно внимания на эту сторону в поставке лабораторных работ.

Работа может проводится по твердой инструкции, данной учителем; план и порядок работы могут составляться при активном участии студентов; разработка плана и порядка работы может быть предоставлена самим студентом. При постановке лабораторных работ надо практиковать все приемы.

Как общее правило, лабораторные работы проводятся студентами на приборах фабричного изготовления или самодельных, сделанных преподавателем, лаборантом и студентом во внеурочное время. На уроках, отведенных для лабораторных занятий, готовить приборы не предоставляется возможным, так как это отнимало бы слишком много времени потребовало бы специального оборудования и обучения. Но вообще работы технологического порядка, связанные с изготовлением простейших физических приборов, моделей, чертежей монтажей и прочего, предоставляют большую ценность для студентов, в особенности в свете задач для политехнического обучения. Студенты, сами изготовляя и собирая приборы, лучше и глубже поймут те явления, которые они должны будут потом пронаблюдать и изучать с помощью изготовленных приборов. Кроме того, при таких работах студенты приобретают знания свойств материалов и навыки их использования, познают принципы устройства и действия различных инструментов и научаются их рационально применять. Такие работы студенты могут проводить на кружковых занятиях, дома и во внешкольных детских учреждениях. Но и во время лабораторных занятиях на уроках физики, там, где это предоставляется целесообразным, надо дать возможность студентам самим производить сборку приборов из отдельных частей и установку их для наблюдения и опытов.

Правильно организованные и умело проводимые лабораторные занятия по физике оказывают на студентов огромное воспитательное влияние. Воспитывая в каждом студенте личную ответственность за порученное дело, они вместе с тем осуществляют задачу развития прочных навыков коллективной работы, позволяют привить студентам ценные навыки по культуре труда.

Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике



Наблюдения и эксперимент являются важными методами исследования в научном познании. Умения ставить опыты и вести наблюдения необходимы специалистам самых различных профессий, вносящим вклад в совершенствовании.

Эксперимент является средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов, важнейшим средством проверки годности технических проектов и усовершенствования технологических процессов. Поэтому формированию у студентов умения вести наблюдения и ставить опыты уделяется большое внимание на уроках физики в Саранском государственном промышленно-экономическом колледже.

Организация наблюдений и опытов студентов в процессе обучения преследует следующие цели: развитие у студентов наблюдательности как черты личности; ознакомление студентов с особенностями наблюдения и эксперимента как методом научного исследования: развитие познавательных способностей.

Значительная часть работы по физике выполняется студентами дома. Они, пользуясь записями в своей рабочей тетради, учебником, задачником, научно-популярной литературой, решают задачи, вычерчивают графики и диаграммы, подготавливают рефераты, составляют отчеты к проведенным лабораторным работам. Нередко предлагается студентам и самостоятельно, по учебнику, без предварительных объяснений преподавателя, изучить какой-либо вопрос, самостоятельно ознакомиться с какой-либо технической установкой. Очевидно, только при условии, если студент проявляет максимум самостоятельности и инициативы при домашней работе по физике, наибольшая эффективность будет и всей работы по физике, проделанной в стенах колледжа.

Сказанное о роли домашней работы студентов по физике естественно приводит к мысли о домашних экспериментальных работах студентов.

Выполнение студентами опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, проводимых ими на занятиях.

Особое значение домашние опыты и наблюдения имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей студентов, для формирования у них экспериментальных умений и навыков.

Роль домашнего эксперимента и наблюдений особенно велика при формировании понятий, где необходима опора на конкретный материал, на чувственное восприятие предметов и явлений.

Домашние опыты и наблюдения, лабораторные работы, экспериментальные задачи студенты выполняют охотнее и с большим интересом, чем другие виды домашних заданий. Их знания становятся более осмысленными, глубокими, повышается интерес к физике и технике. Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и конструировать становятся составной частью в подготовке студентов к дальнейшему творческому труду в различных областях производства.

Дидактические цели применения домашних опытов и наблюдений заключаются в повышении качества обучения студентов, в развитии творческих способностей.

Таким образом, домашний физический эксперимент способствует реализации основных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, повторительно-закрепляющей и контролирующей.

Обучающая функция домашних экспериментов и наблюдений проявляется в том, что они служат средством приобретения новых знаний; способствует более глубокому пониманию студентами физических явлений, процессов, теорий; способствует приобретению умений и навыков в обращении с приборами, измерительными инструментами, таблицами; позволяет привить умение и навыки в составлении плана проведения наблюдений и опытов; развивают навыки измерения физических величин и анализа их взаимосвязи; служат средством практического ознакомления с наблюдением и экспериментом как методами научного познания.

Развивающая функция заключается в том, что домашний эксперимент вызывает у студентов интерес к физике и технике, развивает способности к изобретательству и техническому творчеству.

Воспитательная функция домашнего эксперимента позволяет выработать внимательность, наблюдательность, аккуратность, приучает к сознательному целенаправленному труду и воспитывает самостоятельность как черту личности.

Повторительно-закрепляющая функция домашних опытов и наблюдений состоит в том, что они являются средством повторения и закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков.

Контролирующая функция состоит в том, что позволяет преподавателю судить о качестве усвоения знаний студентами и уровне сформированности умений применять их на практике, а также о развитии познавательных интересов и их творческих способностей.

На начальном этапе преподавателю физики необходимо познакомить студентов со структурой и правилами выполнения домашних экспериментальных заданий. С этой целью необходимо объяснить порядок выполнения заданий, правила записи результатов измерений и наблюдений; обратить внимание на цель эксперимента или наблюдения, на ее формулировку, выводы, полученные из опытов, их контроль.

На первых уроках физики, когда студенты еще не получили необходимых умений, целесообразно дать подробный устный инструктаж, при этом важную роль играет показ приемов выполнения отдельных действий и операций.

По мере развития у студентов экспериментальных умений устное инструктирование сокращается и в дальнейшем прекращается. при этом преподаватель ограничивается четкой формулировкой задания.

Получив навыки самостоятельного экспериментирования, студенты могут более активно участвовать в планировании проведения опытов, в этом случае достаточно поставить перед ними учебную задачу, а пути ее решения они находят самостоятельно.

Чаще всего домашние экспериментальные задания проводятся для закрепления и повторения изученного на уроке материала. Эту функцию выполняют экспериментальные задачи, для решения которых все данные студенты получают из опытов и измерений, в таких заданиях им предлагается не воспроизведение изученного материала, а применение полученных знаний и умений в новых ситуациях.

Ниже приводятся примеры экспериментальных домашних опытов, которые можно предложить студентам при изучении давления.

Задание 1. “Тяжелая газета”

Положите на середину стола тонкую деревянную рейку длиной 60-70 см так, чтобы ее конец выступил за край стола на 10 см. На рейку положите полностью развернутую газету. Если газета плотно прилегает к столу, то при резком ударе по концу рейки последняя ломается, причем противоположный ее конец с газетой не поднимается. Объясните опыт.
Задание 2. “Яйцо в графине”

Сварите яйцо вкрутую. Очистите его от скорлупы. Возьмите небольшой лист бумаги (примерно 1\2 листа тетради), сверните его, подожгите и опустите в бутылку. Через 2-3 с горлышко бутылки накройте яйцом и пронаблюдайте, как яйцо постепенно будет втягиваться в нее. Объясните, почему это происходит.
Задание 3. “Присасывающиеся стаканы”.

Вырежьте резиновое кольцо, учитывая внутренний и внешний диаметры граненого стакана, и положите его на стакан. В последний опустите кусочек горящей бумаги и через 1-2 с, прикройте его вторым стаканом. Через несколько секунд поднимите верхний стакан, за ним поднимается и нижний. Объясните наблюдаемое явление. Зачем в этом опыте нужно резиновое кольцо?

Для создания проблемной ситуации, для стимуляции студентов на изучение нового материала можно предложить следующие опыты.
Задание 4.

Возьмите капроновый (или из другой пластмассы) сосуд, ополосните его горячей водой и закройте плотно крышкой. Через некоторое время наблюдается деформация флакона.

Объясните наблюдаемое явление.
Задание 5. “Удивительное яйцо”

Опустите яйцо в сосуд, наполовину заполненный насыщенным раствором соли. Оно плавает на поверхности.

Подливайте осторожно воду через воронку по стенке сосуда, пока он не заполнится.

Яйцо останется на прежнем уровне. Почему?
Задание 6.

Возьмите молочную бутылку, уравновесьте на ней деревянную рейку длиной 50-70 см, затем поднесите к ней наэлектризованную пластмассовую линейку. Рейка будет притягиваться к линейке, и поворачиваться за ней. Почему?
Задание 7.

На поверхность воды положите две спички, и куском мыла коснитесь этой поверхности между ними. Повторите опыт, коснувшись воды кусочком сахара. Результаты опытов объясните.
Задание 8.

Намажьте маслом горлышко бутылки и попробуйте отмерить из нее воду каплями. Результаты опыта объясните.
Задание 9.

На поверхность воды осторожно положите плашмя лезвие безопасной бритвы. Почему лезвие плавает ?
Задание 10.

Определите коэффициент жесткости резиновой нити и рассчитайте период колебаний подвешенного на ней груза массой 50 гр. ответ проверьте на опыте.
Задание 11.

Подвесьте два маятника одинаковой длины и, отклонив их в разные стороны на одинаковое расстояние, приведите в движение. Какова разность фаз колебаний маятников? Изменяется ли она со временем?

При проведении домашних опытов и наблюдений преподаватель не должен забывать о контроле за выполнением этих заданий. Обсуждение результатов такой работы является одним из важных моментов в проведении домашних опытов, требование пересказать содержание опыта и сообщить его результаты способствуют развитию логического мышления студентов, приучает их к анализу фактов, преподавателю нужно довести умозаключение студентов до необходимого научного уровня. Поэтому все вместе корректируют полученные результаты, направляют их на формулировку правильных выводов.

Особенностью домашних опытов и наблюдений является то, что для их проведения не нужно специального оборудования и приборов. Необходимые предметы и материалы имеются в доме у каждого студента.

При организации домашних опытов и наблюдений необходимо придерживаться следующих дидактических требований:

1.Опыты должны быть доступны по содержанию и методам выполнения.

2. Задания должны строиться на принципе субъективной новизны и требовать от студентов оригинального подхода к постановке опыта и решению проблемы.


Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
ВВЕДЕНИЕ

Задание 1.

Подготовка сообщений «Физика в моей профессии»

Цель задания :

  • углубление и расширение знаний о предмете и необходимости его изучения для будущей специальности;

  • формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;

  • развитие познавательных способностей, ответственности.

Содержание задания :

  • чтение указанной литературы;

  • написание сообщений;

  • подготовка устного сообщения на данную тему.

Срок выполнения:

подготовит к следующему теоретическому занятию

Ориентированный объем работы :

Устный доклад на 5-7 минут.

Основные требования к результатам работы :

в сообщении должны быть освещены следующие моменты

  • сущность понятия «Физика – наука о природе»;

  • связь физики с другими предметами и дисциплинами;

  • необходимость и важность изучения предмета для будущей специальности.

Критерии оценки:

уровень освоения студентами учебного материала и дополнительной литературы

Форма контроля:

Проверка наличия сообщений у каждого студента и опрос устно несколько человек.

Задание 2.

Подготовка к сочинению-изложению «Физика важна, физика нужна»

Цель задания:

- углубление и расширение вводных знаний;

- формирование умений использовать специальную литературу;

-развитие познавательных способностей: самостоятельности, ответственности;

Содержание задания:

- чтение указанной литературы;

- написание плана сочинения-изложения;

Срок выполнения:

Подготовить к следующему теоретическому занятию.

Ориентированный объем работы:

Произвольный

Основные требования к результатам работы:

в сочинении-изложении должны быть освещены следующие моменты : сущность понятия «Физика – наука о природе»;

связь предмета с другими дисциплинами;

необходимость изучения предмета для данной специальности.

Критерии оценки:

-уровень освоения студентом учебного материала.

Форма контроля:

- написание сочинения-изложения на уроке

Список литературы

    1. Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика с основами астрономии. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1995.

    2. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика . Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1990

    3. Дмитриева В.Ф. Физика// Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1993

    4. Пинский А.А.,Граковский Г.Ю. Физика с основами электротехники.\\ Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1986

    5. Енохович А.С. Краткий справочник по физике. М.,1983

    6. Глухов Н.Д., Камышанченко Н.В., Самойленко П.И. Беседы о физике и технике. М.,1990.


ТЕМА 1.1 КИНЕМАТИКА

Задание 3

Решение задач

Цель задания :

-формирование умений использовать учебную литературу;

-развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности;

- умение подготовиться к рубежному контролю

\Содержание задания

-повторение пройденного материала раздела

- чтение конспекта и учебного материала

Срок выполнения:

Подготовиться к следующему теоретическому занятию


Ориентированный объем работы:

Прорешать пять задач из учебника


Основные требования к результатам работы:

-добросовестность подготовки:

- умение сконцентрироваться во время рубежного контроля, повторение основных формул кинематики;

- умение аргументировать свои ответы

Критерии оценки:

-оформление письменного задания в соответствии с установленными требованиями;

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении контрольной работы.

Форма контроля:

проверка правильности письменного задания в тетрадях с конспектами и у доски

Список литературы

1. Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика с основами астрономии. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1995.

  1. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика . Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1990

  2. Дмитриева В.Ф. Физика// Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1993

  3. Пинский А.А.,Граковский Г.Ю. Физика с основами электротехники.\\ Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1986

  4. Енохович А.С. Краткий справочник по физике. М.,1983

6. Сборник задач по физике. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений.\ Под ред. Р.А.Гладковой.- М.:Наука,1996

    1. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом решения.- М.: Просвещение, 1996

    2. Рябоволов Г.И., Дадалова Н.Р., Самойленко П.И., Сборник дидактических заданий по физике. М.,1990

    3. Гладкова А.А., Кутыловская Н.И. Сборник задач по физике\ \Учебное пособие для заочных средних специальных заведений. М.,1986

    4. Сборник задач, упражнений и лабораторных работ по физике \ Под ред. Н.Д.Глухова . М.,1989


ТЕМА 1.2 ДИНАМИКА

Задание 4

Подготовка сообщений «Силы в природе»

Цель задания :

-формирование умений использовать учебную и дополнительную литературу;

-развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности;

-углубление и расширение теоретических знаний

Содержание задания:

-чтение указанной литературы;

-написание докладов;

-подготовка устных сообщений по данной теме

Срок выполнения

Подготовить к следующему теоретическому занятию


Ориентированные объем работы

2-4 страницы печатного текста

Основные требования к результатам работы

В сообщении должны быть освещены следующие моменты :

  • определение силы, как физической величины;

  • классификация сил в природе;

  • формулы нахождения различных видов сил;

  • значение различных видов сил для природы, техники.

  • полезное и вредное действие сил

Критерии оценки :

оформление сообщения в соответствии с требованиями:

умение использовать подготовленный материал для доклада перед

однокурсниками

Форма контроля

Проверка правильности оформления задания и выслушивание его


на уроке перед однокурсниками

Список литературы

1. Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика с основами астрономии. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1995.

2.Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика . Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1990

3.Дмитриева В.Ф. Физика// Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1993

4.Пинский А.А.,Граковский Г.Ю. Физика с основами электротехники.\\ Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1986

5.Енохович А.С. Краткий справочник по физике. М.,1983

6.Глухов Н.Д., Камышанченко Н.В., Самойленко П.И. Беседы о физике и технике. М.,1990.

РАЗДЕЛ 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА

ТЕМА 2.1 Основы МКТ

Задание 5

Подготовка реферата «М.В.Ломоносов – основоположник МКТ»

Цель задания :

  • формирование умений использовать учебную и энциклопедическую литературу;

  • развитие познавательных способностей, самостоятельности,

ответственности;

  • умение пользоваться сетью Интернет;

Содержание задания:

  • чтение указанной литературы:

  • оформление рефератов соответственно требованиям:

  • подготовка устных сообщений на уроке

Срок выполнения:

Подготовиться к следующему теоретическому занятию


Ориентированный объем работы:

4-6 страниц печатного текста

Основные требования к результатам работы:

В реферате должны быть раскрыты следующие вопросы:

  • жизнь и деятельность М.В. Ломоносова;

  • его вклад в развитие МКТ

Критерии оценки:

уровень соответствия оформления указанным требованиям

уровень усвоения студентами дополнительной информации

Форма контроля

Опрос подготовившихся студентов на занятии


Список литературы

1. Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика с основами астрономии. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1995.

2.Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика . Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1990

3.Дмитриева В.Ф. Физика// Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1993

4.Пинский А.А.,Граковский Г.Ю. Физика с основами электротехники.\\ Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1986

5.Енохович А.С. Краткий справочник по физике. М.,1983

6.Глухов Н.Д., Камышанченко Н.В., Самойленко П.И. Беседы о физике и технике. М.,1990.

Задание 6

Решение задач
Цель задания:

- формирование умений использовать учебную литературу;

-развитие познавательных способностей: самостоятельности, ответственности;

- умение подготовиться к рубежному контролю

Содержание задания:

- повторение пройденного материала темы;

- чтение конспекта и учебного материала

Срок выполнения:

Подготовиться к следующему теоретическому занятию

Ориентированный объем работы:

Пять задач в рабочей тетради

Основные требования к результатам работы:

- добросовестность подготовки;

- умение сконцентрироваться во время рубежного контроля;

- умение аргументировать свои ответы

Критерии оценки:

- оформление письменного задания в соответствии с установленными требованиями;

-умение студента использовать теоретические знания при выполнении самостоятельной работы.

Форма контроля:

- проверка правильности письменного задания на уроке
Список литературы

1. Сборник задач по физике. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений.\ Под ред. Р.А.Гладковой.- М.:Наука,1996

  1. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом решения.- М.: Просвещение, 1996

  2. Рябоволов Г.И., Дадалова Н.Р., Самойленко П.И., Сборник дидактических заданий по физике. М.,1990

  3. Гладкова А.А., Кутыловская Н.И. Сборник задач по физике\ \Учебное пособие для заочных средних специальных заведений. М.,1986

  4. Сборник задач, упражнений и лабораторных работ по физике \ Под ред. Н.Д.Глухова . М.,1989

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconРеспублики Коми «Усинский политехнический техникум»
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы дисциплины – «Физика»
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
Физика для специальности 140448. 51 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по...
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Процессы формообразования...
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной...
При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий...
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов Философия
Кочеткова, Е. Н. Экономика отраслей народного хозяйства: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов/Е. Н. Кочеткова....
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Дисциплина: Физика iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск