Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине





Скачать 318.62 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
страница1/3
Дата публикации05.07.2015
Размер318.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БАРЫШСКИЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов по дисциплине

"Физика" для специальности 140448.51 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

2013


Рассмотрена и одобрена

цикловой комиссией

общих естественных и общепрофессиональных

дисциплин
Председатель Н.А. Золина







Зам. директора по учебной работе

И.И.Шмелькова



Автор: Преподаватель Барышского колледжа – филиала УлГТУ Аюпова Ф.Х.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение физики в образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входит:

  • развитие мышления студентов, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение студентами знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение студентами идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.

Важная роль в процессе изучения физики принадлежит самостоятельной работе студентов. Изучая материал учебников и учебных пособий, анализируя лекционный материал, студенты должны освоить и получить глубокие знания по данной дисциплине. Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;

  • формирования умений использовать справочную и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности студентов.

Задания самостоятельной работы оформляются в зависимости от типа заданий. Конспекты, вопросы к теме, тезисы оформляются в рабочей тетради студента. Кроссворды оформляются на отдельных листах формата А4 с указанием заданий и отдельным приложением идут ответы на вопросы. Доклады оформляются на отдельных листах формата А4 и содержат: тему, план, основное содержание, список литературы. Самостоятельная работа выполняется и сдается в соответствии со сроками установленными в календарно-тематическом плане и графиком выполнения самостоятельных работ.

Данная методическая разработка содержит:

  • тему самостоятельной работы;

  • задание;

  • план изучения темы;

  • вопросы для самоконтроля;

  • список рекомендуемой литературы.

Методические указания.

Приступая к выполнению самостоятельной работы, студент должен, прежде всего уяснить содержания задания. При выполнение необходимо обратить внимание на следующие моменты: Тестовое задание состоит из тестового утверждения с одним элементом и множеством допустимых вариантов ответа, один или несколько из которых являются правильным. Требования к заданиям:

-не должно быть заведомо ложных, а также явно выделяющиеся обособленных ответов, правильные и неправильные ответы должны быть сходны по содержанию, структуре и общему количеству слов, рекомендуется применять правдоподобные ошибочные варианты.

-недопустимо применение всех правильных или всех неправильных вариантов ответов.

-количество вариантов ответов в тестовых заданиях должно быть не менее 3-х, но не более 10.

-лучше длинный вопрос и короткие ответы, чем наоборот.

Пример: Какими носителями электрического заряда создаётся электрический ток в металлах? А.электронами и положительными ионами.

Б.положительными и отрицательными ионами.

В.положительными, отрицательными ионами и электронами.

Г только электронами.

Конспект- это краткое письменное изложение содержания текста. Составление конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свои знания. Прежде чем конспектировать текст:

-составьте его подробный, развёрнутый план,

-проанализируйте план текста и сократите в нём те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нём не исчезнет.

-запишите сокращённый план, некоторые его части объедините;

-в каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращенно).

Связующим звеном при составление конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Он должен содержать не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. При этом следует организовать текст таким образом, чтобы можно было впоследствии легко разобраться, где авторская, а где ваша личная читательская трактовка вопроса.

Подготовка устного выступления: главная задача устного выступления - это обобщение, возможность донести до слушателя информацию, убедить его.

На первом этапе необходимо определить главную идею, сформулировать для себя целевую установку. С этой целью подбирается черновое название выступления, подготавливается начало, намечается структура изложения материала, продумывается концовка. После этого составляется рабочий план выступления.

На 2-ом этапе составленный план пополняется актуальным содержанием. Он становится проспектом выступления. При составлении проспекта следует стремиться каждое теоретическое положение подкрепить фактом, примером.

На 3-м этапе заканчивается подготовка к выступлению. Намечается способ изложения темы. Вся речь должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя, завладеть его вниманием. При небольшом опыте выступлений текст целесообразно повторить несколько раз про себя или вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов является:

  • Оформление материала в соответствии с методическими рекомендациями;

  • Обоснованность и чёткость изложения ответа;

  • Умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;


Уровень освоения студентом учебного материала;

  • Сформированность общеучебных умений.

Оценка «5» ставится при условии, если полностью выполнено задание, а ответы при собеседовании полные и правильные.

Оценку «4» студент получает при условии, если работа выполнена в соответствии с требованиями, но в ответах при собеседовании допущены неточности или ошибка.

Оценка «3» ставиться, если работа не полностью соответствует методическим указаниям, а в ответах допущены ошибки.

Оценку «2» заслуживает работа, которая не соответствует указанным требованиям, а ответы при собеседовании были неверными.

Тема 1. КИНЕМАТИКА. БАЛЛИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Цель: изучить тему «Баллистическое движение».

Студент должен: Знать:

  • понятия: траектория, баллистическое движение,

  • законы: равномерного движения, равнопеременного движения, баллистического движения.

Уметь:

- находить путь, перемещение, скорость, дальность полета тела, брошенного
горизонтально, под углом к горизонту, время полета.

Задание:

  1. Составить конспект по теме «Баллистическое движение».

  2. Составить кроссворд «Баллистика».

  3. Написать доклад по теме «Баллистическое движение».

План изучения темы.

  1. Возникновение баллистики.

  2. Траектория движения тела в поле тяжести.

  3. График баллистического движения.

  4. Скорость при баллистическом движении.

  5. Баллистическое движение в атмосфере.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Какая идеализированная модель используется для описания баллистического движения тела?

  2. Почему перемещение тела по различным координатным осям можно рассматривать независимо?

  3. Почему при баллистическом движении тело движется по горизонтали равномерно, а по вертикали равнопеременно?

  4. Какой угол должна составлять начальная скорость тела с горизонтом, чтобы дальность полета в отсутствии сопротивления воздуха была максимальной?

  5. Как сила сопротивления воздуха влияет на баллистическое движение и на максимальную дальность полета снарядов и пуль?

  6. Определите угол, при котором максимальная высота подъема снаряда равна максимальной дальности полета.

Форма отчета:

  1. конспект

  2. кроссворд

  3. доклад

Тема 2. СИЛЫ В ПРИРОДЕ.

Цель: изучить механизм возникновения и значение сил упругости, трения, тяжести и веса.

Студент должен:

Знать:

  • понятия: сила действия, сила противодействия, упругое воздействие, гравитация,

  • физические величины: сила, сила реакции опоры, сила натяжения, сила трения, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения, сила тяжести, вес тела. Понимать:

  • физический смысл жесткости пружины, гравитационной постоянной,

  • физическую суть явлений перегрузки, невесомости. Уметь:

  • раскрывать смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, Гука.

Задание:

  1. Составить конспект по теме «Силы в природе».

  2. Подготовить сообщения:

а) сила упругости;

б) сила трения;

в) сила тяжести и вес.

3. Написать доклад «Силы в природе».

План изучения темы.

  1. Сила упругости. Сила трения. Их электромагнитная природа.

  2. Механическая модель кристалла.

  3. Закон Гука.

  4. Закон трения скольжения.

  5. Трение качения.

  6. Гравитационная сила.

  7. Закон всемирного тяготения.

  8. Сила тяжести.

  9. Вес тела.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Следствием какого взаимодействия являются силы упругости?

  2. Почему механическая модель кристалла правильно описывает упругие силы, возникающие при его сжатии и растяжении?

  3. Какое воздействие на тело называют упругим?

  4. Что называется силой реакции опоры и силой натяжения?

  5. Определите границы применимости закона Гука.

  6. Какое фундаментальное взаимодействие определяет силу трения?

  7. Перечислите возможные виды трения.

  8. В чем причина трения?

  9. Сформулируйте определение силы трения.

  10. Как находится трение покоя?

  11. Куда направлена сила трения скольжения?

  12. Что такое дальнодействие?

  13. Сформулируйте закон всемирного тяготения.

  14. В чем заключается физический смысл гравитационной постоянной?

  15. Что такое сила тяжести?

  16. Что называют весом тела?

17. Где расположены точки приложения силы тяжести и веса тела?
Форма отчета:

  1. конспект

  2. сообщение

  3. доклад.

Тема 3. ДВИЖЕНИЕ В ГРАВИТАЦИОННОМ ПОЛЕ.

Цель: рассмотреть траекторию движения тела в гравитационном поле, вычислить 1 и 2 космические скорости.

Студент должен: Знать:

  • понятия: периодическое движение, 1 космическая скорость, 2 космическая скорость. Уметь:

  • вычислять 1 и 2 космическую скорость.

Задание:

  1. Составить конспект по теме.

  2. Составить конспект и решить задачи № 6* - 9*.

  3. Написать доклад «Движение в гравитационном поле Земли».

План изучения темы.

  1. Траектория тел, движущихся с малой скоростью.

  2. Первая космическая скорость.

  3. Траектория движения тел с первой космической скоростью.

  4. Перигей и апогей орбиты.

  5. Вторая космическая скорость.

  6. Траектория движения тел со второй космической скоростью.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Какую скорость называют 1 космической?

  2. Какова траектория движения тела с первой космической скоростью?

  3. Какую скорость должно иметь тело, чтобы его траектория стала параболической?

  4. Когда тело движется по эллипсу?

  5. Дайте определение перигея и апогея.

6 * Какой фактор способствует стягиванию всех тел во Вселенной в одно сплошное образование и какой фактор препятствует этому объединению?

7.* Солнце притягивает Луну сильнее, чем Земля. Почему в таком случае Луна -
спутник Земли, а не самостоятельная планета?

  1. * Вычислить 1 космическую скорость для Луны, если радиус Луны 1700 км, а ускорение свободного падения на Луне 1,6 м/с2.

  2. * Какую скорость должен иметь искусственный спутник, чтобы обращаться по круговой орбите на высоте 900 км над поверхностью Земли? Каков период его обращения?

Форма отчета:

  1. конспект

  2. решение задач.


Тема 4. АБСОЛЮТНО НЕУПРУГОЕ И АБСОЛЮТНО УПРУГОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ.

Цель: изучить виды столкновений: абсолютно неупругий и абсолютно упругий удар.

Студент должен: Знать:

  • понятия: полная механическая энергия системы, абсолютно неупругий удар, абсолютно упругий удар;

  • законы: сохранения импульса, сохранения механической энергии. Уметь:

  • описывать преобразование энергии при упругих и неупругих столкновениях тел.

Задание:

  1. Выписать краткие тезисы по плану изучения темы.

  2. Составить конспект по теме.

  3. Составить конспект и письменно ответить на вопр. 6* - 8*.

План изучения темы.

  1. Виды столкновений.

  2. Абсолютно неупругий удар.

  3. Абсолютно упругий удар.

  4. Примеры абсолютно неупругих и абсолютно упругих столкновений.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Какой удар является абсолютно неупругим? Приведите примеры.

  2. Какой удар считается абсолютно упругим? Приведите примеры.

  1. Почему в результате абсолютно неупругого удара шаров их суммарная кинетическая энергия уменьшается?

  2. Покоящийся шар приобретает скорость в результате центрального соударения с другим шаром. При каком ударе (упругом или неупругом) эта скорость больше? Почему?

  3. Почему в результате абсолютно упругого столкновения одинаковых шаров, шар, движущийся с большей скоростью, замедляется, а шар, движущийся с меньшей скоростью ускоряется?

6.* Какой молоток (легкий или тяжелый) при ковке теряет большую часть своей .. энергии? Почему?

7. Во сколько раз скорость, приобретаемая при ударе двух одинаковых шаров
неподвижным шаром, больше при упругом ударе, чем при неупругом?

8. Какую часть своей первоначальной энергии теряет электрон при центральном
соударении с неподвижным атомом? Масса электрона те много меньше массы
атома та.

Форма отчета:

  1. тезисы

  2. конспект

  3. конспект, решение задач.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Процессы формообразования...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Ностранный язык является подготовка к практическим занятиям и экзамену по дисциплине, а также, совершенствование навыков чтения текстов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодическая разработка на тему: Рекомендации по организации внеаудиторной...
Рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Химия
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск