Скачать 352.21 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ___________ Волосникова Л.М. __________ _____________ 2011г. ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ С ОСНОВАМИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300.62 «Картография и геоинформатика» очной формы обучения, профиль геоинформатика, картография «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы _____________ Гузеева С.А. «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры картографии и ГИС от ________ 2011г. протокол № _______ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 16 стр. Зав. кафедрой ______________Новохатин В.В. «______»___________ 2011г. Рассмотрено на заседании УМК института математики, естественных наук и информационных технологий от ______ 2011г. протокол № _____ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _________ Столярова О.А. «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ________ Федорова С.А. «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра картографии и геоинформационных систем Гузеева С.А. ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ С ОСНОВАМИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300.62 «Картография и геоинформатика» очной формы обучения, профиль «Геоинформатика», «Картография» Тюменский государственный университет 2011 Гузеева С.А. ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ С ОСНОВАМИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300.62 «Картография и геоинформатика» очной формы обучения, профиль «Геоинформатика», «Картография». Тюмень, 2011г., 16 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Электронные геодезические средства измерений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой картографии и геоинформационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой картографии и геоинформационных систем, д.т.н. Новохатин В.В. © Тюменский государственный университет, 2011. © Гузеева С.А., 2011. 1. Пояснительная записка 1.1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «География почв с основами почвоведения», как одного из основных курсов в системе подготовки по направлению бакалавриата «Картография и геоинформатика», состоит в том, чтобы дать общие и специальные знания об основных понятиях почвоведения и географии почв. Почва – естественное историческое тело, незаменимое достояние и источник богатств человечества. Мир ее не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений, животных, минералов и горных пород. Студенты должны разбираться в строении почв, их свойствах, уметь определять типы и подтипы почв, знать условия их формирования, знать принципы классификации почв, структуру географического районирования территории, закономерности географического распространения почв, представления о почвенном покрове как подсистемы Биосферы. Задачи дисциплины:
1.2 Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «География почв с основами почвоведения» входит в блок физико-географических дисциплин таких как: биогеография, ландшафтоведение, землеведение и др. Дисциплина «География почв с основами почвоведения» в учебном плане направления бакалавриата входит в блок «Естественнонаучные дисциплины» базовой части ООП. Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «География почв с основами почвоведения» с другими частями ООП определяется совокупностью общепрофессиональных компетенций, получаемых студентами в результате её освоения. Изучение предмета география почв с основами почвоведения тесно взаимосвязан с базовыми географическими дисциплинами: биогеография, ландшафтоведение, землеведение, геология, минералогия, климатология и т.д. Поэтому для усвоения данной дисциплины необходимо владеть базовыми компетенциями, основанными на знании общих основ географии, биологии, математики. Освоение дисциплины «География почв с основами почвоведения» необходимо в качестве предшествующей для всех дисциплин, оперирующих пространственно распределённой информацией, как эколого-географического, так и экономико-географического направления. 1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающейся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
2. Структура и трудоёмкость дисциплины Дисциплина преподаётся в 4 семестре. Форма аттестации – экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы 72 часа. 3. Тематический план Таблица 1
Таблица 2 Виды и формы отдельных оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Таблица
5. Структура и содержание дисциплины Модуль 1. 1. ВВЕДЕНИЕ. Предмет географии почв. Понятие о почве. Методы изучения почв и история изучения. В.В.Докучаев – создатель науки о почве, генетического почвоведения. Роль российских и зарубежных ученых в развитии науки. Связь с другими науками. Ученики Докучаева (Сибирцев, Высоцкий Т.Н., Глинка К.Д., Прасолов М.М. и др.) Первые почвенные карты. Основные проблемы, цели и задачи дисциплины. 2. ФАКТОРЫ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ Биологический, климатический, орографический. Роль микроорганизмов в почвообразовании. Роль высших растений. Биологический круговорот. Поступление тепла на земную поверхность. Водный баланс почвы. Типы водного режима. Роль рельефа в образовании почв. Их значение в географическом распространении почв. 3. ОБЩАЯ СХЕМА ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ Сущность почвообразовательного процесса, морфологические признаки почв. 4. ФАЗОВЫЙ СОСТАВ ПОЧВЫ Фазовый состав почвы, минеральная часть твердой фазы почвы (минералогический и химический состав почвообразующих пород и почв). Органическая часть почвы и ее формы. Гумус, его значение. Основные компоненты гумуса. Содержание гумуса в различных типах почв. Модуль 2. 5. ТОНКОДИСПЕРСНАЯ ЧАСТЬ ПОЧВЫ Почвенные коллоиды. Виды поглотительной способности почв: механическая, молекулярно-сорбционная, обменная (физико-химическая), химическая, биологическая. 6. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЧВ Законы почвенно-географического районирования (почвенно-биоклиматические пояса, зоны, подзоны, области, фации). Классификация, номенклатура и диагностика почв. Модуль 3. 7. ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ ПОЛЯРНОГО ПОЯСА И БОРЕАЛЬНОГО ПОЯСА Границы, площадь. Почвы арктической, тундровой, таежно-лесной зон. Условия образования почв этих зон. Основные типы почв их генезис. Вопросы использования, охрана почв. 8. ПОЧВЫ СУББОРЕАЛЬНОГО И СУБТРОПИЧЕСКОГО ПОЯСА Границы, площадь. (Области, зоны, подзоны, фации). Почвы лесостепной, степной зон, сухих степей и полупустынь, зоны сухих субтропиков, влажных субтропиков. Генезис, классификация почв. Почвы аналогичных широт северного полушария. Вопросы использования, охрана почв. 9. ПОЧВЫ ТРОПИЧЕСКОГО И ЭКВАТОРИАЛЬНОГО ПОЯСОВ. ПОЧВЫ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ Границы, площадь. Факторы почвообразования. Свойства и генезис ферролитных, латеритных почв их использование, охрана. Почвы горных областей (провинций); горизонтальная зональность. 6. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ЗАДАНИЕ: Анализ механического (гранулометрического) состава почв. Лабораторный и полевой методы. ТЕМА 2: ФАКТОРЫ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ЗАДАНИЕ: Агрегатный (структурный) состав почв, определение водопрочности агрегатов. ТЕМА 3: ОБЩАЯ СХЕМА ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 ЗАДАНИЕ: Определение водно-физических свойств почвы (влажность, влагоемкость, плотность, пористость (методом насыщение в патронах)). ТЕМА 4: ФАЗОВЫЙ СОСТАВ ПОЧВЫ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 ЗАДАНИЕ: Определение основных видов поглотительной способности почв. Определение PH водной и солевой вытяжек почвы. ТЕМА 5: ТОНКОДИСПЕРСНАЯ ЧАСТЬ ПОЧВЫ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 ЗАДАНИЕ: Определение различных форм гумуса (фракционный состав). Морфологические признаки почв. ТЕМА 6: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЧВ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 ЗАДАНИЕ: Описание профилей различных типов почв, почвенно-климатических зон России СНГ. ТЕМА 7: ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ ПОЛЯРНОГО ПОЯСА И БОРЕАЛЬНОГО ПОЯСА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7 ЗАДАНИЕ: Почвы таежно-лесной зоны. Описать и защитить по предложенному плану (морфология, география, условия образования, процессы образования, химический состав и свойства) образцы различных подтипов почв зоны. ТЕМА 8: ПОЧВЫ СУББОРЕАЛЬНОГО И СУБТРОПИЧЕСКОГО ПОЯСА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 ЗАДАНИЕ: Почвы степей и прерий. Почвы сухих степей и полупустынь. Описать и защитить по предложенному плану (морфология, география, условия образования, процессы образования, химический состав и свойства) образцы различных подтипов почв зоны. ТЕМА 9: ПОЧВЫ ТРОПИЧЕСКОГО И ЭКВАТОРИАЛЬНОГО ПОЯСОВ. ПОЧВЫ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 ЗАДАНИЕ: Почвы влажных и сухих субтропиков. Почвы тропических и экваториальных областей. Описать и защитить по предложенному плану (морфология, география, условия образования, процессы образования, химический состав и свойства) образцы различных подтипов почв зоны. 7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. 7.1 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ 1. Методы почвенных и почвенно-геохимических исследований; 2. Сущность простейших микропроцессов почвообразования. Элементарные процессы; 3. Газообразная и жидкая фаза почвы и их свойства; 4. Биогеохимия почвенного покрова; 5. Арктические и тундровые почвы; 6. Серые лесные почвы; 7. Бурые лесные почвы; 8. Лугово-черноземные почвы; 9. Интразональные почвы 10. Аллювиальные почвы; 7.2 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. История развития почвоведения. 2. Факторы почвообразования. 3. Биогеохимия почвенного покрова. 4. Поглотительная способность почв. Почвенные коллоиды. 5. Почвенный воздух и его формы. 6. Вода в почве. Категории (формы) почвенной влаги. 7. Минеральная часть почвы. Ее химический состав и свойства. 8. Первичные и вторичные минералы и их влияние на почвообразование. 9. Почвенный гумус, его типы, состав и свойства. 10. Природа почвенных процессов. 11. Элементарные (компонентные) процессы почвообразования. 12. Общие (тотальные) макропроцессы почвообразования. 13. Почвообразующие породы. Влияние породы на гранулометрический и минералогический состав почв, на скорость почвообразования. 14. Методы почвенных и геохимических исследований. 15. Основные типы почв, их распространение и свойства. 7.3 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
8. Образовательные технологии |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Шепелева Н. А. Компьютерный дизайн. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика». Профили подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения Н. Г. Осипова. Базы пространственных геоданных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании умк института математики, естественных наук и информационных технологий от | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во... Попова т. В. Биогеография. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 05. 03. 03 «Картография и геоинформатика»... | В. Л. Гусельников инженерная экология В. Л. Гусельников. Инженерная экология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография... | ||
Пояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из... Чубарева И. С. Фотограмметрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500. 62 «Картография... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Г. Осипова. Информатика: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления «География и картография».... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Боев В. А общая биология с основами экологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для направления 020500. 62 География... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 |