Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика»





Скачать 332.42 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика»
страница1/2
Дата публикации10.06.2015
Размер332.42 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

___________ Волосникова Л.М.

__________ _____________ 2011г.


Системы мониторинга и дистанционного зондирования

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021300.62 «Картография и геоинформатика»

очной формы обучения, профиль картография

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы _____________ Пупырев М.А.

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры картографии и ГИС

от ________ 2011г. протокол № _______

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ________ Новохатин В.В.

«______»___________ 2011г.

Рассмотрено на заседании УМК института математики, естественных наук и информационных технологий от ______ 2011г. протокол № _____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _________ Ларин С.И.

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ________ Федорова С.А.

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра картографии и геоинформационных систем
Пупырев М.А.

Системы мониторинга и дистанционного зондирования


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021300.62 «Картография и геоинформатика» очной формы обучения, профиль «Картография»


Тюменский государственный университет

2011

Пупырев М.А. Системы мониторинга и дистанционного зондирования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300.62 «Картография и геоинформатика» очной формы обучения, профиль «Картография». Тюмень, 2011г., 26 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Системы мониторинга и дистанционного зондирования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой картографии и геоинформационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой картографии и геоинформационных систем, д.т.н. Новохатин В.В.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Пупырев М.А., 2011.
1. Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины «Системы мониторинга и дистанционного зондирования», как одного из основных курсов в системе подготовки по направлению бакалавриата «Картография и геоинформатика», состоит в том, чтобы дать общие и специальные знания о системах мониторинга, дешифрировании и обработке аэрокосмических снимков Земли, возможностях применения их для решения прикладных географических задач, выработать методические и практические навыки камеральной обработки космических снимков и аэрофотоснимков.

Задачи дисциплины:

- познакомить с теорией и технологией применения аэрокосмических снимков для получения тематической информации о состоянии и изменениях географических объектов и картографирования, с основными свойствами аэрокосмических снимков и факторами, их определяющими;

- сформировать представление о существующих системах мониторинга, методических приемах дешифрирования и оценки надежности результатов, обучить навыкам распознавания на снимках объектов земной поверхности;

- научить конкретным практическим приемам дешифрирования изображений при мониторинге природных явлений и процессов;

- познакомить студентов с программными комплексами по мониторингу и дешифрированию данных дистанционного зондирования;

- научить студентов использовать аэрокосмические снимки для создания и обновления топографических и тематических карт.
1.2 Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Системы мониторинга и дистанционного зондирования» является базовой в общей профессиональной подготовке специалистов в области картографии и геоинформатики. Понимание общих положений, владение навыками технологий обработки и интерпретации данных аэрокосмического зондирования в мониторинге необходимо будущим специалистам для выполнения комплекса картосоставительских и научно-исследовательских работ по разработке и актуализации топографических и тематических карт, формированию картографических баз данных и специализированных геоинформационных продуктов, решению прикладных географических и экологических задач. Дисциплина дает фундаментальные знания и умения по геометрически и географически корректной интерпретации данных аэрокосмического зондирования в мониторинге. Курс является одним из ведущих в подготовке картографов в современных условиях.

Для освоения материала дисциплины необходимы знания основ географии, физики и математики, топографии, экологии, владение информационными технологиями.

Освоение дисциплины «Системы мониторинга и дистанционного зондирования» необходимо в качестве предшествующих для всех дисциплин, оперирующих данными дистанционного зондирования Земли, курсов географического картографирования, а также для прохождения учебных и производственных практик.

1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Процесс изучения дисциплин модуля направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

- обладать базовыми знаниями в области информатики, компьютерных и мультимедийных технологий, программных средств, методов работы в компьютерных сетях, уметь создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет для целей картографирования, получения и обработки снимков; владеть средствами глобального позиционирования (ПК-15);

* в части использования Интернет-ресурсов для создания цифровых фотограмметрических моделей местности, поиска и выбора снимков по Интернет каталогам и электронным библиотекам.

- владеть технологиями в области аэрокосмических методов исследования в географии, геоэкологии, общегеографическом и тематическом картографировании (ПК-16).

В результате освоения дисциплин модуля обучающийся должен:

Знать:

* методы мониторинга и дистанционного зондирования;
* факторы, влияющие на надежность и достоверность дешифрирования и мониторинга;

* параметры аэросъемки, влияющие на результаты дешифрирования;

* сущность и особенности экологического мониторинга;

* эталонирование объектов ландшафтов и виды эталонов;

Уметь:

* создавать цифровые модели местности и использовать их для экологического мониторинга;

* выбирать наиболее подходящие съемочные материалы, распознавать на снимках географические объекты по их дешифровочным признакам, оценивать надежность результатов дешифрирования;

* взаимодействовать с организациями – поставщиками космических снимков по их заказу и получению; уметь найти и получить необходимые снимки через Интернет.

Владеть:

* навыками аналитической обработки материалов дистанционного зондирования для целей экологического монторинга;

* методическими приемами визуального и компьютерного дешифрирования снимков;

* методами оценки пригодности снимков для решения конкретных задач мониторинга.
2. Структура и трудоёмкость дисциплины

Дисциплина преподаётся в 8 семестре. Форма аттестации – зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы 108 часов.

3. Тематический план

Таблица 1.

N

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоёмкость

(в часах)

Из них в интерактивных формах, час.

Итого количество баллов













Л

Лаб.

СР

ОТ










Модуль 1

























1.

Введение.

8

1

2

-

2

4

2

0 - 2

2.

Дистанционное зондирование как инструмент мониторинга

8

2-4

6

4

10

20

4

0 - 8




Всего




5

8

4

12

24

6

0 - 10




Модуль 2

























3.

Системы мониторинга и ДЗ в землепользовании и сельском хозяйстве

8

6-7

4

6

10

20

4

0 - 20

4.

Системы мониторинга и ДЗ в исследовании грунтовых вод и борьбе с наводнениями

8

8-9

4

6

10

20

6

0 - 20




Всего




4

8

12

20

40

10

0 - 40




Модуль 3

























5.

Системы мониторинга и ДЗ в экологических исследованиях

8

10-11

6

6

10

22

6

0 - 15

6.

Системы мониторинга и ДЗ в региональном планировании

8

12-13

6

6

10

22

4

0 - 25




Всего




5

12

12

20

44

10

0 - 50




Итого

8

14

28

28

52

108

34

0 -100




Из них в интерактивной форме







8

10

8




26





Таблица 2.

Виды и формы отдельных оценочных средств в период текущего

контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итогоколичествобаллов

номенклатура

собеседование

коллоквиум

лабораторнаяработа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерноготестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикум




Модуль 1

1. Введение.

-

0-1

-

-

-

0-1

-

-

-

-

0 - 2

2. Дистанционное зондирование как инструмент мониторинга

0-1

0-1

0-1

0-1

-

0-1

0-1

-

0-1

0-1

0 - 8

Всего

0-1

0-2

0-1

0-1

-

0-2

0-1

-

0-1

0-1

0-10

Модуль 2

3. Системы мониторинга и ДЗ в землепользовании и сельском хозяйстве

-

0-1

0-3

0-4

0-2

-

0-2

0-1

0-2

0-3

0 - 20

4. Системы мониторинга и ДЗ в исследовании грунтовых вод и борьбе с наводнениями

-

0-1

0-3

0-4

0-2

-

0-2

0-1

0-2

0-3

0 - 20

Всего

-

0-2

0-6

0-8

0-4

-

0-4

0-2

0-4

0-6

0 - 40

Модуль 3

5. Системы мониторинга и ДЗ в экологических исследованиях

-

0-2

0-4

0-4

0-2

0-2

0-2

0-2

0-3

0-4

0 - 25

6. Системы мониторинга и ДЗ в региональном планировании

-

0-2

0-4

0-4

0-2

0-2

0-2

0-2

0-3

0-4

0 - 25

Всего

-

0-4

0-8

0-8

0-4

0-4

0-4

0-4

0-6

0-8

0 - 50

Итого

0-1

0-8

0-15

0-17

0-8

0-8

0-11

0-6

0-11

0-15

0 -100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.

Введение.

собеседование

подготовка сообщений к докладу

1

4

0-2

2.

Дистанционное зондирование как инструмент мониторинга

исследовательская работа

решение примеров

2-3

8

0-2

Всего по модулю 1:


12

0-4

Модуль 2
















3.

Системы мониторинга и ДЗ в землепользовании и сельском хозяйстве

исследовательская работа

решение

примеров

4-5

10

0-2

4.

Системы мониторинга и ДЗ в исследовании грунтовых вод и борьбе с наводнениями

реферат

подготовка сообщений к докладу

6-7

10

0-2

Всего по модулю 2:


20

0-4

Модуль 3

















5.

Системы мониторинга и ДЗ в экологических исследованиях.

исследовательская работа

решение

примеров

8-9

10

0-3

6.

Системы мониторинга и ДЗ в региональном планировании

расчётно-графическая

решение

примеров

10-12

10

0-3


Всего по модулю 3:

20

0-8


ИТОГО:

52

0-24


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с

обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплины

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин




1

2

3

4

5

6







1.

Основы геоинформатики

+

+

+

+

+

+

2.

Фотограмметрия

-

+

+

+

+

+

3.

Геодезические основы карт

-

-

+

-

+

+

4.

Создание геоинформационных систем

-

+

+

+

+

+

5.

Основы спутникового позиционирования

-

+

+

+

-

+

6.

Оформление компьютерных и электронных карт

-

-

+

-

+

-

7.

Базы пространственных геоданных

-

-

-

+

+

+

8.

Тематическое картографирование

-

+

+

+

+

+


5. Структура и содержание дисциплины
Модуль 1.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Термины и определения, цель и задачи курса, связь с другими дисциплинами картографического профиля, краткий исторический обзор.
2. Дистанционное зондирование как инструмент мониторинга.

Применение дистанционного зондирования в мониторинговых исследованиях. Классификация данных дистанционного зондирования Земли для различных мониторинговых исследований. Методы и приемы дистанционного зондирования в экологическом мониторинге.
Модуль 2.

3. Системы мониторинга и ДЗ в землепользовании и сельском хозяйстве.

Выбор материалов дистанционного зондирования Земли для мониторинга землепользования и сельского хозяйства. Этапы мониторинга землепользования и сельского хозяйства. Методика обработки материалов дистанционного зондирования для мониторинговых исследований землепользования и сельского хозяйства. Периодичность мониторинга землепользования и сельского хозяйства.
4. Системы мониторинга и ДЗ в исследовании грунтовых вод и борьбе с наводнениями

Выбор материалов дистанционного зондирования Земли для мониторинга грунтовых вод и наводнений. Этапы мониторинга грунтовых вод и наводнений. Методика обработки материалов дистанционного зондирования для мониторинговых исследований грунтовых вод и наводнений. Периодичность мониторинга грунтовых вод и наводнений.
Модуль 3.

5. Системы мониторинга и ДЗ в экологических исследованиях.

Выбор материалов дистанционного зондирования Земли для мониторинга экологического состояния территории. Этапы мониторинга экологического состояния территории. Методика обработки материалов дистанционного зондирования для мониторинговых исследований экологического состояния территории. Периодичность мониторинга экологического состояния территории.
6. Системы мониторинга и ДЗ в региональном планировании.

Выбор материалов дистанционного зондирования Земли для мониторинга регионального планирования. Этапы мониторинга регионального планирования. Методика обработки материалов дистанционного зондирования для мониторинговых исследований регионального планирования. Периодичность мониторинга регионального планирования.

6. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ТЕМА: Дистанционное зондирование как инструмент мониторинга.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Задание: разобрать на примерах этапы экологического мониторинга и применение дистанционного зондирования на разных этапах.
ТеМА: Системы мониторинга и ДЗ в землепользовании и сельском хозяйстве

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Задание: дешифрирование типов земель и сельхозугодий на панхроматических и спектрозональных АФС.
ТЕМА: Системы мониторинга и ДЗ в исследовании грунтовых вод и борьбе с наводнениями

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
Задание: индикационное дешифрирование грунтовых вод по АФС и КС.
ТЕМА: Системы мониторинга и ДЗ в экологических исследованиях

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Задание: дешифрирование по спектрозональным АФС нефтяных разливов и лесных пожаров.
ТЕМА: Системы мониторинга и ДЗ в региональном планировании

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Задание: дешифрирование космических снимков высокого разрешения на предмет «отклонения» от проектных решений.

7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
7.1 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ
1. Дистанционное зондирование в мониторинговых исследованиях.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Шепелева Н. А. Компьютерный дизайн. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика». Профили подготовки...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения
Н. Г. Осипова. Базы пространственных геоданных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании умк института математики, естественных наук и информационных технологий от
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Попова т. В. Биогеография. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 05. 03. 03 «Картография и геоинформатика»...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconВ. Л. Гусельников инженерная экология
В. Л. Гусельников. Инженерная экология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconПояснительная записка Программа курса рассчитана на 50 часов. Из...
Чубарева И. С. Фотограмметрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020500. 62 «Картография...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Н. Г. Осипова. Информатика: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления «География и картография»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Боев В. А общая биология с основами экологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для направления 020500. 62 География...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография и геоинформатика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 021300. 62



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск