Скачать 450.85 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО (название ВУЗа) Кафедра иностранных языков
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б.1.1. Английский язык Направление – 080100.62 – Экономика Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Количество зачётных единиц – 10 Трудоёмкость – 360 час. Разработчик программы_____________ст. преподаватель Васильева Д.А. Рецензент: Умерова М.В., к.ф.н., доцент кафедры английского языка при факультете права НИУ «Высшая школа экономики» Екатеринбург 2013
(приложения: их количество определяются УМО вуза) 1. Введение Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения и является составной частью Общей образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО), нацеленной на подготовку высококвалифицированных кадров, способных успешно решать профессиональные задачи в условиях глобализации рыночной экономики на уровне мировых стандартов. Данная Программа рассчитана на курс обучения английскому языку общей трудоемкостью 10 зачётных (кредитных) единиц (360 академических часов: 162 часа аудиторной работы, 162 часа самостоятельной работы и 36 часов итоговой аттестации). Целевая группа данного курса - выпускники общеобразовательных школ, успешно закончившие обучение и обладающие коммуникативной компетенцией в области английского языка на уровне А2 согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО). По окончании вузовского курса обучения выпускники со степенью бакалавра должны владеть профессионально ориентированной межкультурной коммуникативной компетенцией на уровне В1+ - В2 (каждый уровень согласно общеевропейской шкале), который предусматривает степень сформированности соответствующих умений во всех видах речевой деятельности для пользования языком в профессиональных целях. Программа адресована широкому кругу пользователей:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Программа соответствует современной образовательной парадигме, ориентированной на внедрение в учебный процесс инновационных подходов. В этой связи в Программе представлены параметры образовательного контекста, которые учитывают последние тенденции в развитии методики и технологий. 2. Программа основывается на компетентностном подходе, суть которого сводится к следующим положениям: - ориентация на результативную составляющую учебного процесса; - определение совокупности компетенций, обеспечивающих успешное межкультурное профессиональное общение; - формирование компетенций, релевантных для общения в условиях реальной коммуникации; - соотнесенность коммуникативных умений с общепризнанными уровнями владения анлийским языком; - соответствие содержания обучения современной образовательной парадигме; - соучастие преподавателей и студентов в планировании и оценке достигнутых результатов; - делегирование студентам задач организации самостоятельной / совместной учебной деятельности. 3. Настоящая Программа обеспечивает реализацию компетентностного подхода с опорой на следующие принципы: - личностная ориентация процесса преподавания и изучения английского языка; - аутентичность используемых учебных материалов (аудитивных, визуальных, графических); - направленность на формирование коммуникативных умений, релевантных для понимания инокультурного дискурса (при слушании / чтении) и самостоятельного порождения иноязычного дискурса (в ходе устного и письменного общения); - опора на самостоятельность и ответственность студента; - использование в учебном процессе рефлексии и самооценки, способствующих развитию автономности студентов; - интегративность овладения речевыми умениями и речевыми средствами; - учет междисциплинарных связей при отборе компонентов содержания обучения. 4. Инновации в данной Программе распространяются на целевой, структурно - содержательный, организационно - технологический и оценочно -контрольный аспекты, что в полной мере соответствует расстановке акцентов в последнем поколении ФГОСа ВПО. 5. Программа нацелена на последовательную реализацию компетентностного подхода в содержательном плане и включает, согласно современным методическим тенденциям, следующие компоненты: а) корпус типов аутентичных текстов: - для рецепции (понимание при чтении и слушании); - продукции (порождение текста в ходе устного / письменного общения); б) реестр тем и ситуаций, соотнесенных с разными сферами общения; в) перечень проблем для обсуждения, определяющий отбор лексических единиц для устного общения; г) обзор речевых средств, подлежащих овладению в рецептивном и продуктивном плане. 6. Программа ориентирована на использование современных технологий в организации учебного процесса. Предполагается внедрение модульной технологии, которая обеспечивает: а) гибкое управление процессом самостоятельного овладения студентами английским языком; б) обязательное использование потенциала медийных средств; в) индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса; г) развитие самостоятельности и ответственности студентов за собственный процесс овладения иноязычной прфессиональной компетенцией. 7. Программа внедряет современную модель взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель выполняет функции консультанта, советчика, помощника. Совместно со студентами преподаватель оценивает ход и результат овладения коммуникативными умениями на основе листов оценивания (см. Книгу для учителя). 8. Данная Программа предусматривает использование в качестве инструмента оценки набора стандартизованных тестов (см.Digibook), направленных на выявление уровня / качества сформированности ОК 14 (см. п. 4 данной программы). Применение тестовых технологий обеспечивает: - большую объективность оценки (участие студентов в оценивании); - преемственность школьного и вузовского формата оценки достижений; - ориентацию на оценку владения речевыми действиями, на контроль усвоения языкового материала; - сопоставимость и прозрачность достигнутых результатов для преподавателей и студентов; - экономию времени при осуществлении контроля; - оперативность и объективность оценки качества преподавания и изучения английского языка. 9. В Программе содержатся основные типы тестовых заданий1, которые должны использоваться в контрольно-оценочной деятельности преподавателя, нацеленной на оценку коммуникативных умений студентов в разных видах речевой деятельности, и интернет-сайты, содержащие материалы и рекомендации для проведения тестов. (1- образцы этих заданий преподаватель может представить в приложениях) 10. Программа для преподавателей и студентов является инструментом организации современного компетентностно-ориентированного процесса овладения межкультурной коммуникативной компетенцией в силу того, что она обладает такими важными для пользователей характеристиками, как конкретность, конструктивность, прозрачность, обозримость, динамичность. 11. Предлагаемая Программа дает возможность кафедре / преподавателю самостоятельно расставлять акценты и выбирать приоритеты по каждому виду речевой деятельности внутри каждой темы в соответствии со спецификой вуза благодаря детальному описанию всех параметров учебного процесса (см. Книгу для учителя). 12. Общепрофессиональная ориентация курса овладения АЯ позволяет отнести его к интегративной модели, предполагающей использование средств английского языка для овладения профессионально значимыми элементами предметного содержания, свойственного другим дисциплинам. В этом смысле Программа направлена на реализацию междисциплинарных связей, что создает дополнительную мотивацию в ходе изучения английского языка. Программа изучения «Английский Язык» (с использованием УМК “Skillful”) будущими бакалаврами предполагает внедрение современных форм организации учебного процесса, к числу которых относится модульная технология, позволяющая включить в учебный процесс на правах обязательного компонента значительную часть учебной деятельности студентов в формате самостоятельного (автономного) овладения иноязычной компетенцией. Учебный модуль выстраивается с учетом следующих параметров: - обязательный объем аудиторных занятий; - задания для самостоятельной проработки определенного учебного материала с указанием частных целей (электронный ресурс); - поисковые задания в Интернете / творческие задания; - индивидуальные / групповые проекты; - выполнение стандартизованного теста (электронный ресурс); - оценка результатов теста; - самооценка с учётом опор самооценивания. Количество «включенных» модулей, соотнесенных с «базовым» модулем может варьироваться. Помимо двух названных типов модулей в структуру курса входит контрольно-оценочный модуль, который завершает каждый семестр. Формат оценочного модуля определяется задачами мониторинга качества формируемых коммуникативных умений, объём и характер которых варьируется в зависимости от решения кафедры иностранных языков вуза. В рамках контрольно-оценочного модуля используются традиционно принятые организационные формы:
В качестве объекта оценки выступают конкретные коммуникативные умения, а также соответствующие действия с речевым материалом в рецепции и продукции. К числу обязательных требований к объектам оценки относятся: 1) соответствие формату коммуникативных умений в том или ином виде речевой деятельности; 2) корреляция с целевыми и содержательными параметрами конкретной части учебного курса (книга для студента); 3) соотнесенность с конкретным уровнем межкультурной коммуникативной компетенции, предусмотренным для соответствующего семестра; 4) принадлежность к перечню коммуникативных компетенций, представленному в разделе «Конечные требования». Содержательную основу контрольно-оценочного модуля составляют стандартизованные тесты, результаты которых позволяют оценить сформированность конкретных умений по каждому виду речевой деятельности. В рамках контрольно-оценочного модуля оценка качества освоения образовательной программы должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Форма проведения теста ориентирована как на устное, так и на письменное выполнение заданий в зависимости от доминирующего вида речевой деятельности. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ОВЛАДЕНИЯ английскиМ ЯЗЫКОМ Общая цель овладения английским языком в курсе бакалавриата заключается в формировании зрелой гражданской личности, обладающей системой ценностей, взглядов, представлений и установок, отражающих общие концепты российской культуры, и отвечающей вызовам современного общества в условиях конкуренции на рынке труда. В рамках указанной общей цели приоритетными являются такие качества будущих бакалавров, как: способность эффективно осуществлять межкультурные контакты в профессиональных целях, конкурентоспособность, стремление к самосовершенствованию в постоянно меняющемся многоязычном и поликультурном мире, мобильность и гибкость в решении задач производственного и научного плана, потребность в самообразовании. В учебном процессе общая цель курса «Английский Язык» (с использованием УМК «Skillful») состоит в том, чтобы помочь студентам овладеть умениями учиться, думать критически и высказывать суждения по проблеме. Конечная цель курса овладения английским языком заключается в формировании межкультурной коммуникативной профессионально ориентированной компетенции, которая представлена перечнем взаимосвязанных и взаимозависимых компетенций, представленных в формате умений. Задачи курса состоят в последовательном овладении студентами совокупностью компетенций (см.п. 4 «Требования к результатам освоения дисциплины»). Перечисленные компетенции раскрывают спектр задач, которые решаются в рамках компетентностного подхода и, в значительной мере, детерминируют расстановку акцентов в курсе овладения английским языком как в содержательном, так и в технологическом плане. Имея полное представление о компетенциях, которые отражают степень владения иностранным языком, преподаватель, используя УМК «Skillful» может варьировать задания как в рамках аудиторных занятий, так и в ходе самостоятельной работы, отдавая предпочтение развитию той или иной компетенции. 3. Место дисциплины в структуре ООП (Где? – найти в стандарте по направлению) Дисциплина « Английский язык» изучается в рамках базовой части цикла Б.1.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» 4. Требования к результатам освоения дисциплины Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) (берётся из ФГОСа)
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
В результате изучения дисциплины «Английский Язык» обучающийся должен: знать: - базовые правила грамматики (на уровне морфологии и синтаксиса); - базовые нормы употребления лексики и фонетики; - требования к речевому и языковому оформлению устных и письменных высказываний с учетом специфики иноязычной культуры; - основные способы работы над языковым и речевым материалом; - основные ресурсы, с помощью которых можно эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы словарей, справочников, компьютерных программ, информационных сайтов сети ИНТЕРНЕТ, текстовых редакторов и т.д.); уметь: в области аудирования: - воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных деловых, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (сообщение, рассказ), а также выделять в них значимую /запрашиваемую информацию; в области чтения: понимать основное содержание аутентичных текстов деловой корреспонденции, публицистических и прагматических текстов (информационных буклетов, брошюр/проспектов), блогов/веб-сайтов; детально понимать публицистические (медийные) тексты; выделять значимую/запрашиваемую информацию из прагматических текстов справочно-информационного и рекламного характера; - в области говорения: начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог-расспрос об увиденном, прочитанном, диалог-обмен мнениями и диалог-интервью/собеседование, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости используя стратегии восстановления сбоя в процессе коммуникации (переспрос, перефразирование и др.); расспрашивать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника (принятие предложения или отказ); делать сообщения и выстраивать монолог-описание, монолог-повествование и монолог-рассуждение; - в области письма: заполнять формуляры и бланки прагматического характера; вести запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения), а также запись тезисов устного выступления/письменного доклада по изучаемой проблематике; поддерживать контакты при помощи электронной почты (писать электронные письма делового характера); необходимые при приеме на работу, выполнять письменные проектные задания (письменное оформление презентаций, информационных буклетов, рекламных листовок, коллажей, постеров и т.д.); владеть: - стратегиями восприятия, анализа, создания устных и письменных текстов разных типов и жанров; - компенсаторными умениями, помогающими преодолеть «сбои» в коммуникации, вызванные объективными и субъективными социокультурными причинами; - стратегиями проведения сопоставительного анализа факторов культуры различных стран; - приемами самостоятельной работы с языковым материалом (лексикой, грамматикой, фонетикой) с использованием справочной и учебной литературы (электронные ресурсы как компонент УМК). 5 Объём дисциплины и виды учебной работы Трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц (или 360 часов). Трудоемкость дисциплины в зачетных единиц и часах
Трудоемкость дисциплины в зачетных единиц и часах по семестрам
6. СТРУКТУРА КУРСА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 1Курс 1-й семестр: вводно-адаптивный курс (содержательно-целевая доминанта: коммуникативные умения в сфере повседневного общения). Исходный уровень: А2. Конечный уровень: А2 +. В конце семестра проводится зачет |
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 7 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Паспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание... У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины... |