Скачать 120.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования _____________________ Л.С. Гребнев “_____” _____________ 2001 г. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИРекомендуется Министерством образования Российской Федерации для специальности 030100 Информатика 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Развитие современных средств вычислительной техники, робототехники, аппаратуры цифровых коммуникаций основано на использовании достижений микроэлектроники в разработке и выпуске интегральных микросхем (ИМС), а также широком применении микропроцессоров и микрокомпьютеров, создаваемых на базе больших и сверхбольших интегральных схем (БИС и СБИС). Целью курса является обучение будущего учителя информатики продуктивному восприятию технических аспектов информатики настолько, чтобы он представлял суть современных электронных систем и творчески применял полученные знания на практике, например, в школьной кружковой работе. Основные задачи курса:
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом изучения курса должны стать:
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Этапы развития электроники. Основные положения и принципы микроэлектроники. История развития микроэлектроники. Факторы, определяющие развитие микроэлектроники. Классификация изделий микроэлектроники. Современные направления развития микроэлектроники.
Общие сведения о полупроводниках. Собственная и примесная проводимость. Основные и не основные носители заряда. Статистика подвижных носителей заряда. Кинетические процессы в полупроводниковых структурах. Поверхностные процессы в полупроводниковых структурах. Физика процессов в р-n переходе при отсутствии внешнего поля. Концентрация подвижных носителей заряда. Диффузия. Переход носителей заряда через р-n переход. Запирающий слой. Потенциальный барьер. Физика процессов в р-n- переходе при наличии внешнего поля. Дрейф носителей. Изменение высоты потенциального барьера. Процесс переноса носителей через р-n - переход. Зависимость между полным током через р-n - переход и приложенным напряжением. Полупроводниковый диод, его вольтамперная характеристика. Биполярные и униполярные транзисторы.
Сигнал, его информационная суть. Сигналы аналоговые и цифровые. Сигналы в системах автоматики и вычислительной техники. Цифровые сигналы: перепады и импульсы. Схемы преобразования сигналов: RC- цепи, диодные ключи, транзисторные ключи на биполярных транзисторах. Критерий насыщения. Транзисторные ключи на униполярных транзисторах Реализация базовых логических функций. Диодно-транзисторная логика. Транзисторно-транзисторная логика и её реализация на ТТЛ, ТТЛШ и КМОП-структурах. Быстродействие логических элементов. Серии интегральных схем. Триггер как элемент памяти. RS- триггер, синхронизируемый RS- триггер, D-триггер, JK- триггер. Комбинированные RS- и D- триггеры, RS- и JK- триггеры. Графическое изображение. Таблица истинности.
Узлы цифровой электроники. Дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры. Принцип работы, графические изображения. Одноразрядный двоичный полусумматор Полный одноразрядный двоичный сумматор. Принцип построения много разрядных сумматоров. Арифметико-логические устройства. Графическое изображение. Таблица истинности. Устройства памяти компьютера. Классификация запоминающих устройств (ЗУ) по назначению, способам записи, хранения и поиска информации. Оперативные ЗУ статического (SRAM) и динамического (DRAM) типов Принципы построения памяти большой разрядности и адресного пространства из интегральных схем ИС RAM. Структурная схема запоминающего устройства (ЗУ). Устройства памяти компьютера Постоянные, полупостоянные ЗУ и постоянные ЗУ (ПЗУ). Принципы записи и хранения информации. Структурная схема ЗУ. Долговременная память компьютера. Физические принципы хранения информации на магнитном носителе. Организация памяти на жёстком (HDD) и гибком (FDD) магнитном диске. Физические принципы записи и хранения информации на лазерном диске (CD ROM).
Микропроцессоры (МП) - основа персональных компьютеров. История развития: 4-хразрядные, 8-миразрядные, 16-тиразрядные 32-хразрядные микропроцессоры. Однокристальные МП. Тактовая частоты и принципы потактовой реализации команд, микрокоманды. Реализация функции МП: выборка команд из оперативного ЗУ, декодирование команд, выполнение операций, управление пересылкой информации между своими внутренними регистрами, оперативной памятью и периферийными устройствами, обработка прерываний, управление различными устройствами компьютера. Работа микропроцессора с внешними устройствами. Принципы микроэлектронной системо и схемотехники. Модель микрокомпьютера. Основные тенденции развития универсальных микропроцессоров: повышение тактовой частоты, увеличение пропускной способности подсистемы памяти, повышение степени внутреннего параллелизма.
Классификация ИМС. Полупроводниковые ИМС. Пленочные и гибридные ИМС. Большие интегральные микросхемы (СБИС). Особенности технологии и методы создания БИС и СБИС. Способы защиты ИМС. Качество ИМС. Надежность ИМС. Имитационные методы оценки надежности параметров ИМС. 4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения дисциплины необходимы: специально оборудованные аудитории и компьютерные классы; персональные компьютеры (модели: 386, 486, Pentium); электронный конструктор (зарегистрирован в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации, свидетельство на полезную модель №14420 от 27 июля 2000г. Авторы: Агафонцев В.В., Агафонцева О.Н.. Бутков В.В., Воробьёв А.Н., Воскресенский Ю.К.) или его аналоги; детали и узлы современных микроэлектронных приборов и компьютеров; различные технические и аудиовизуальные средства обучения. 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7.2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ
7.3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030100 Информатика. Программу составили: Жданов С.А. кандидат педагогических наук, профессор, МПГУ Благодарный В.В. кандидат технических наук, доцент, Борисоглебский педагогический институт Петропавловский М.Д. кандидат физико-математических наук, доцент, Барнаульский государственный педагогический университет Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по информатике УМО по специальностям педагогического образования от 23.11.2000 г., протокол №3. Председатель Совета УМО по специальностям педагогического образования ректор МПГУ, член-корр. РАН, академик РАО В.Л. Матросов |
Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо | Примерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... | ||
Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | Примерная программа учебной дисциплины информатика 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы терапии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы неврологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы фармакологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины оп. 03 основы электроматериаловедения Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Примерная программа учебной дисциплины основы хирургии с травматологией Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы микробиологии и иммунологии 2010г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Примерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины правовое обеспечение профессиональной деятельности Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |