примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика
2011г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: 060502 «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кисловодский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Разработчики: Фалин Валерий Геннадьевич, преподаватель ФГОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздравсоцразвития России
Гимро Дина Николаевна, руководитель отделения информационных технологий, ФГОУ СПО «Томский медико-фармацевтический колледж» Минздравсоцразвития России
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| условия реализации примерной программы учебной дисциплины
| 10
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11
|
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины «Информатика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060502 «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) Примерная программа учебной дисциплины «Информатика» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в области информационного обеспечения профессиональной деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Информатика» входит в состав Математического и естественнонаучного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Использовать информационные технологии, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной и повседневной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной и повседневной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
работу печатающих устройств по системе Брайля;
работу с устройством «Брайлевская строка», принципы работы с «говорящими» программами.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины по специальности СПО: 060502 «Медицинский массаж»
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 66
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 44
| в том числе:
|
| практические занятия
| 34
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 22
| в том числе:
|
| написание доклада, реферата по конкретной теме;
домашняя работа (работа с учебником, учебно-методическим пособием, рабочей тетрадью, составление таблиц, схем, диаграмм, решение или составление кроссвордов, подготовка к практическим занятиям и др.);
работа с обучающе - контролирующей программой;
поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet;
учебно – исследовательская работа
|
|
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
| 8
|
| Тема 1.1. Понятие информации. Архитектура персонального компьютера.
| Содержание учебного материала
Понятие информации. Виды и свойства информации. Классификация ЭВМ. Архитектура персонального компьютера, назначение и характеристики основных устройств. Внутренние и внешние устройства персонального компьютера. Понятие вычислительной системы. Применение информационных технологий в системе здравоохранения. Техника безопасности при работе с персональным компьютером.
| 2 2
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат по теме: "История возникновения и развития вычислительной техники".
| Тема 1.2. Информация. Единицы измерения информации. Обработка информации.
| Содержание учебного материала
Единица измерения информации. Носители информации. Сбор, обработка, хранение и передача информации. Выбор способа хранения информации. Обработка информации. Изменение способа представления информации. Взаимодействие системы с внешней средой. Передача информации между отдельными подсистемами системы. Передача информации из системы во внешнюю среду. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.
| 2
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат по теме: «Запоминающие устройства. Принципы работы».
| 2
|
| Раздел 2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
| 40
|
| Тема 2.1. Программное обеспечение.
| Содержание учебного материала
Программный принцип управления компьютером. Структура программного обеспечения. Назначение операционной системы и программ-оболочек. Виды прикладных программ. Понятие файла, каталога (папки). Шаблоны имен файлов. Путь к файлу. Командная строка. Инсталляция программ. Работа с каталогами и файлами. Языки программирования.
| 2
| 1
| Тема 2.2. Основные принципы работы с «говорящей» программой Jaws.
| Практическое занятие
Использование Jaws, как программы экранного доступа. Получение необходимых подсказок с помощью основных комбинаций клавиш. Перемещение по Рабочему столу. Настройка синтеза речи и параметров работы. Запуск приложений.
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Практические навыки работы с «говорящей» программой Jaws.
| 2
| Тема 2.3. Работа с устройством «Брайлевский дисплей»
| Практическое занятие
Знакомство с устройством «Брайлевский дисплей». Настройка взаимодействия программы экранного доступа с дисплеями разных моделей. Выбор шрифта Брайля, скоропись, регулировка времени автоматического обновления информации в ячейках, выбор атрибутов текста, которые должны быть представлены на дисплее.
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Практические навыки работы с устройством «Брайлевский дисплей»
| 2
| Тема 2.4. Операционные системы. Графический интерфейс операционной системы Windows
| Практическое занятие
Возможности и отличия существующих операционных систем. Основные элементы рабочего стола и окна Windows. Управление окнами. Основные элементы главного и контекстного меню. Запуск программ в Windows различными способами. Переключение между программами. Настройка специальных возможностей операционной системы. Обмен данными между приложениями. Выполнене операций с каталогами и файлами. Работа с функциональными клавишами. Печать документов.
| 2
|
| Тема 2.5. Файловые менеджеры: Проводник Windows, FAR Manager, Total Commander.
| Практическое занятие
Типы файловых менеджеров (навигационные и пространственные). Интерфейс и настройки Проводник Windows, FAR Manager, Total Commander. Управление панелями в FAR Manager, Total Commander. Управление при помощи функциональных клавиш.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат по теме «Развитие файловых менеджеров»
| 2
| Тема 2.6. Программы – архиваторы 7zip, WinRar.
| Практическое занятие
Методы сжатия информации. Установка и запуск программ – архиваторов. Архивирование и извлечение данных.
| 2
|
| Тема 2.7. Технологии обработки текстовой информации. Текстовый процессор.
| Практическое занятие
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Форматирование шрифта, абзаца, параметры страницы, системы оптического
распознавания документов. Вставка таблицы. Создание списка. Колонтитулы. Установка параметров печати. Вывод документа на печать.
| 8
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Практические навыки работы с текстовым процессором
| 4
| Тема 2.8. Информационная безопасность. Антивирусные средства защиты информации. Электронная подпись.
| Практическое занятие
Методы обеспечения информационной безопасности. Необходимость защиты информации. Криптографические методы защиты. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы. Основные понятия об электронной подписи.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат по теме «Компьютерные вирусы и защита от них».
| 2
| Тема 2.9. Работа с программами медицинского назначения.
| Практическое занятие
Работа с компьютерными программами медицинского назначения "Поликлиника", "Питание", "Аптека", «Стационар", "Медкарта". Введение информации о пациентах, работа со справочниками, формирование отчетности по формам.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат по теме: "Использование компьютеров в медицине"
| 2
| Тема 2.10. Автоматизированные системы обработки информации.
| Содержание учебного материала
Структура автоматизированных информационных систем. Классификация автоматизированных систем обработки информации. Понятие баз данных. Состав программного обеспечения автоматизированных информационных систем.
| 2
|
| Раздел 3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
| 18
|
| Тема 3.1. Сетевые технологии обработки и передачи информации.
| Содержание учебного материала
Способы передача информации. Топология компьютерных сетей. Общие сведения об аппаратных средствах. Локальные и глобальные компьютерные сети. Особенности эксплуатации вычислительных сетей различных типов. Идентификация компьютера в сети. Обмен данными между компьютерами. Особенности защиты информации в сети.
| 2
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат по теме «История создания компьютерных сетей».
| 2
|
| Тема 3.2. Глобальная сеть Internet.
| Практическое занятие
История создания сети Internet. Методы подключения: Dial-Up, xDSL, Wi-Fi, GPRS, Wap. Адресация в сети Internet. Сервисы сети: Web-паутина, электронная почта, телеконференция, форумы, социальные сети, IP-телефония, электронные деньги и др. Web-сайты и web-страницы. Работа с программами-браузерами. Программы общения в реальном времени: ICQ, Skype. Защита конфиденциальности.
| 4
|
| Тема 3.3. Электронная почта.
| Практическое занятие
Принципы работа с электронной почтой. Адрес электронной почты. Программы для работы с электронной почтой. Создание, получение и отправка сообщений. Использование адресной книги. Особенности корпоративной почты. Правила сетевого этикета.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Практические навыки работы с альтернативными почтовыми программами Mozilla Thunderbird, The Bat!
| 2
|
| Тема 3.4. Информационно-поисковые системы.
| Практическое занятие
Понятие об автоматизированной информационной системе (АИС). Виды АИС. Назначение и возможности информационно-поисковых систем. Структура типовой системы. Информационно-поисковые системы, представленные на отечественном рынке и доступные в сети Internet. Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой. Понятие об автоматизированном рабочем месте (АРМ). Стратегии поиска информации. Запросы по ключевым словам. Программы «докачки» файлов. Работа с web-страницами в автономном режиме. Сохранение ссылок. Публикация в сети. Правовые основы использования и размещения информации в сети.
| 4
|
| Итоговое занятие
| Содержание учебного материала
Повторение, систематизация знаний. Итоговый контроль в устной форме или форме тестирования.
| 2
|
|
| Всего
| 66
|
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики
Оборудование учебного кабинета:
Учебные столы и стулья; учебно-наглядные пособия: планшеты, слайды, таблицы, DVD, CD - диски по темам предмета; шкаф для хранения наглядных пособий, раздаточного материала; классная доска; компьютерные столы. Технические средства обучения: компьютеры с мониторами, принтеры, модем, сетевой концентратор, Брайлевский дисплей, мультимедийные средства обучения (презентации, видеофильмы); лекционный материал, в том числе в аудио формате; учебные пособия в электронном виде.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий:
1. Информатика, персональный компьютер и Интернет. И. Н. Куринин, В. И. Нардюжев, И. В. Нардюжев (Российский университет дружбы народов, 2008г.) 2. Информатика и информационные технологии. Ю.Д. Романова (Эксмо, 2009 г.) 3. Информационные системы. Г.Н. Федорова (Академия, 2010 г.) Перечень дополнительной литературы:
Информатика. Соболь Б.В. и др. (3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.)
Информатика и информационные технологии. Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. (2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009.) Информатика. Теория и практика. Острейковский В.А., Полякова И.В. (М.: Оникс, 2008.) Основы информационной безопасности. Сычев Ю.Н. (М.: ЕАОИ, 2007.)
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Использовать информационные технологии, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной и повседневной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные понятия автоматизированной обработки информации;
-методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи информации;
-базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
-состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной и повседневной деятельности;
-работу печатающих устройств по системе Брайля;
-работу с устройством «Брайлевская строка», принципы работы с «говорящими» программами.
|
При изучении дисциплины «Информатика» следует использовать следующие формы контроля знаний:
* индивидуальный;
* групповой;
* комбинированный;
* самоконтроль;
* фронтальный;
* зачет по темам дисциплины;
Методы контроля знаний: * тестовый контроль с использованием информационных технологий;
* решение ситуационных задач;
* оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
* фронтальный опрос;
* индивидуальный опрос;
* работа по индивидуальным карточкам
|
|