Информационное общество и компоненты информационного менеджмента





НазваниеИнформационное общество и компоненты информационного менеджмента
страница1/16
Дата публикации09.03.2015
Размер2.96 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
РАЗДЕЛ 1

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В любом государстве принципиально важно создать условия беспрепятственного движения по всей территории не только товаров и людей, но и информации. Есть все основания утверждать, что создание информационного общества (единого информационного пространства) является таким же необходимым условием, как и сохранение ее целостности.

Информационное пространство — совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

• информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

• организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

• средств информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технических средств и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.
Информационное общество
Информационное общество (Information society) — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты информационного общества:

• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

- эффективное информационное взаимодействие людей;

- их доступ к мировым информационным ресурсам;

-удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Целевое направление информационного менеджмента — создание нового информационного общества. Традиционно с момента возникновения в конце 60-х — начале 70-х годов «информационное общество» рассматривалось как футурологическая концепция, описывающая будущее общество, наделявшая его во многом утопическими чертами — постепенным исчезновением рутинного труда и заменой его творческим, ведущей ролью знания, гуманизацией государства.

В работах И. Масуды, О. Тоффлера, Д. Белла (р. 1919) — информационное общество практически синонимично постиндустриальному обществу. При этом в качестве фактора, определяющего направление общественной трансформации, еще в конце 70-х — начале 80-х годов придавалось большое значение «конвергенции

электронно-вычислительной техники с техникой средств связи», т.е. фактически еще не изобретенному в то время Internet.

Исходя из тенденций опережающего развития четвертого сектора экономики, связанного с производством, распространением и передачей информации, делались выводы об изменении структуры экономического производства, из сокращения издержек электронных коммуникаций прогнозировалось развитие новых форм занятости и политической активности, изменения в сфере средств массовой информации и досуга.

С массовым распространением технологий электронной почты, а затем и Internet прогнозы, носящие несколько отвлеченный «футурологический» характер, перешли в плоскость предельно практического приложения — на уровень экономического планирования и программирования.

Идея справедливого, гуманного и свободного «информационного общества», естественно, дала название многочисленным правительственным программам информатизации и развития социально-экономических приложений Internet-технологий.

Социальные последствия информатизации. Развитие новых социально-технологических институтов: телемедицины и дистанционного образования, электронной торговли и дистанционной занятости, Internet-СМИ и «электронного правительства» видимо и очевидно изменяют структуру важнейших секторов экономики.

Однако наряду с экономическими последствиями следует выделять и последствия социальные, ускоряющаяся информатизация — предсказуемый, наиболее видимый сейчас вектор воздействия новых технологий на социальную структуру общества. Такое воздействие можно разбить на две группы.

1. Непосредственное воздействие новых информационных технологий на сознание человека, в первую очередь за счет значительного расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей1. При этом малопредсказуемыми являются ответы на вопрос о влиянии (прямом или косвенном) распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей.
2. Воздействие информационных технологий на социальную организацию за счет использования новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания географически распределенных социальных групп, характеризующихся преобладанием неиерархических «горизонтальных» коммуникаций, возможностью общения «всех со всеми».
С точки зрения экономического анализа первый вектор — развитие индивидуальных возможностей человека — можно интерпретировать как увеличение человеческого капитала. Наряду с количественным эффектом снижения издержек на тиражирование образовательных программ осуществим переход к новому качеству образования. К непрерывному, продолжающемуся всю жизнь образованию для взрослых и к многократному ускорению процесса разработки и внедрения инноваций в образовательные программы, а значит, и росту их эффективности.
Второй вектор — развитие сетевой формы организации — способствует в экономической сфере росту эффективности внутрифирменного менеджмента и межфирменных взаимодействий. В политической и социальной сфере он создает предпосылки развития институтов и организаций гражданского общества, обеспечивающих наращивание социального капитала.
В целом распространение новых информационно-коммуникативных технологий действительно стало доминирующим фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации общества. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован и в значительной степени зависит от целенаправленных усилий людей. Новые технологии создают лишь новые возможности, спектр которых постоянно расширяет поле выбора каждого отдельного человека.
Информатизация — лишь одна из важнейших тенденций общественного развития, сопровождающая переход к новой постиндустриальной, постэкономической цивилизации, связанных и со значительным ростом доходов в большинстве развитых стран мира за последние десятилетия, и с принципиальным увеличением доли лиц, получивших высшее образование. На стыке изменений в коммуникационных технологиях в мотивации человеческой деятельности нашими общими усилиями продолжает формироваться информационное общество текущего XXI в.
Создание нового информационного общества возможно сегодня только на базе технологий информационного менеджмента, включая автоматизированные информационные системы как базовый компонент информационного менеджмента и информационного общества.
Информационная экономика
Понятие информационной экономики. Информационная экономика (Information economy; Knowledge economy) — экономика, основанная на знаниях, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

Понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для инноваций и формирования квалифицированной рабочей силы. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне приходится в среднем более половины ВВП ведущих индустриальных стран; именно эти отрасли отличаются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Достижения науки и техники выступают ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг; экономии трудовых и материальных затрат, увеличения производительности труда, совершенствования организации производства. Все это в конечном счете предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках.
По своим свойствам информационная экономика носит глобальный характер и является основой формирования и развития информационного общества. В условиях информационного общества процессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи для того чтобы успеть усвоить нарастающий объем информации и не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни, индивиду, специалисту и персоналу необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. Такая возможность превращается в реальность, если проведены в жизнь основные принципы информатизации, имеется достаточно высокая информационная культура и развитый разветвленный рынок информационных услуг.
Классификация экономик. Наступление новой информационной экономики на позиции старой промышленной экономики выражает собой закономерный, естественно-исторический и объективно неизбежный процесс. При всем многообразии классифицируемых экономик исторически и логически можно условно и укрупненно разделить их на земледельческую, промышленную, информационную, а также традиционно смешанные переходные формы между ними. Общим моментом и преемственностью этих экономик является степень декодирования особенной экономической информации. Отличаются между собой они тем, что критическим ресурсом первой является земля, второй — энергия, третьей — человек и информация. В соответствии и параллельно с этим история знает условную трехвидовую объективизацию субъективной информации: письменную, печатную и компьютерную. Вот так исторически, через насыщение воспроизводственных фаз хозяйственных процессов целесообразной информацией и информационной деятельностью формировались и формируются условия перехода к информационной экономике.
Изменились характер и содержание общественного труда. Последний превратился в информационную деятельность. Такая деятельность носит глубокий рутинно-творческий противоречивый характер: с одной стороны, она сугубо индивидуальная, а с другой стороны, глобально-массовая и общественная. Глубокая индивидуальность определяется так называемой «работой на дому», или информационной деятельностью в одиночку в электронном телекоммуникационном коттедже. На самом же деле индивид, работая, или, точнее, занимаясь информационной деятельностью, общается со всем миром. Да и современную фирму надо представить не иначе, как организованную и самоорганизованную корпорацию знаний. В насыщенной информационной среде выживают фирмы, интенсивно занимающиеся инновационной деятельностью. Тем самым ускоряется накопление и обновление знаний, формируется единая глобальная социопланетарная память и, расширяясь, углубляясь, интенсивно развиваются различные виды интеллектуальной формы собственности.
Информационная индустрия. Это индустрия производства, сбора, распространения и передачи всех видов информации, наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики: ее рост составляет 7—8% в год.
Роль и место информационной индустрии не ограничивается только прямым вкладом в валовой внутренний продукт:

• прогресс и развитие всех секторов экономики напрямую связаны с развитием информационной индустрии, так как прирост национального дохода в развитых странах на 60% обеспечивается новыми технологиями (инновационным потенциалом), на 10% — трудом, на 15% — капиталом и на 15% — природными ресурсами;

• экспортный потенциал, конкурентоспособность продукции, создание новых рабочих мест напрямую зависят от развития информационной инфраструктуры;

• главное богатство любого общества — это человек. Уровень жизни, образования, культуры любого члена общества зависит от возможности получения и обработки информации. Традиционные источники знаний (книги, периодические издания), культурная и развлекательная информация (печать, радио, телевидение), средства общения (телефон) сливаются в единую информационную среду, с помощью которой человек получает доступ к необъятным ресурсам цифровой информации, представляющей собой как тексты, так и аудио-, видео-, графическую и мультимедийную информацию. Эта же среда используется и для обмена и распространения информации;

• современная информационная инфраструктура предоставляет неизвестные ранее возможности по дистанционному образованию, медицинскому обслуживанию, работе на дому, телемагазинам, создавая качественно новый образ жизни;

• информационная инфраструктура и информационные технологии позволят качественно изменить функционирование органов государственной власти и управления всех уровней путем:

-повышения эффективности работы госаппарата (автоматизация документооборота, внедрение телематических служб — электронной почты, факсимильной связи, видеоконференций и т. д.);

- обеспечения всей необходимой для принятия управленческих решений информацией;

- обеспечения оперативной связи между управленческими структурами и общественностью (с одной стороны, деятельность государственных органов становится более «прозрачной» для общественности, с другой стороны, появляется возможность для оперативного учета общественного мнения и воздействия на него, в том числе по отдельным слоям и категориям населения).
Информационные ресурсы
Понятие информационного ресурса. Информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство и т.д.). К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, социальная сфера и т.д.). Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы с помощью средств вычислительной техники и связи приобретают качественно новое состояние, становятся доступными для оперативного воспроизводства необходимой информации и превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития общества.
Информационный ресурс — базовая составляющая информационного менеджмента.
Формирование информационных ресурсов и их грамотное системное использование во все большей степени становятся объектом политических и экономических интересов как на национальном, так и на международном уровнях. Такими интересами объясняется глобальная конкуренция за господство на информационном рынке, приведшая к стремительным темпам роста телекоммуникационных систем и информационных технологий. При этом огромные средства выделяются ежегодно на разработку технологий работы с информационными ресурсами. По данным «Financial Times», за 1998 г. в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% составляют компании, специализирующиеся в области создания и непосредственного использования информационных ресурсов.
Государство на основе грамотного системного использования информационных ресурсов всех сфер жизнедеятельности обеспечивает:

• поступательное развитие производительных сил общества и высокий уровень жизни граждан;

• национальную безопасность;

• защиту прав и свобод личности.
Проблемы обеспечения информационными ресурсами. Особо выделяются проблемы обеспечения информационными ресурсами управления экономическими процессами, национальной безопасностью, социальной и общественно-политической сферами.
Информационные ресурсы в управлении экономическими процессами охватывают:

• общегосударственный (макро) уровень;

• отраслевой уровень;

• территориальный уровень;

• уровень экономических агентов.
Задачи и цели управления на каждом из уровней определяют состав и объем необходимых информационных ресурсов и способы их использования.
На общегосударственном уровне управления решаются задачи:

• макроэкономического мониторинга, анализа и прогнозирования;

• обеспечения экономической безопасности;

• контроля за деятельностью органов государственного, местного и отраслевого управлений.

Обеспечение экономической безопасности государства включает в себя предотвращение острых кризисных явлений в экономике, защиту экономических интересов и борьбу с экономическими преступлениями.
Это реализуется оперативным мониторингом:

• хозяйственной деятельности экономических агентов и сферы индивидуального потребления;

• уровня доходов и потребления граждан;

• движения денежных средств в валюте;

• информационных ресурсов банковской сети, Государственного таможенного комитета, Национального банка, железной дороги и других транспортных организаций.
Эффективная борьба с экономическими преступлениями обеспечивается более детальной оперативной информацией о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, позволяющей выявить аномалии в экономическом поведении. Мониторинг за хозяйственной деятельностью предприятий требует оперативного доступа к соответствующим информационным ресурсам.
Система контроля за деятельностью органов государственного, местного и отраслевого управления обеспечивает анализ качества исполнения возложенных на них функций, расходования выделяемых на их нужды бюджетных средств, выявления и пресечения нарушений законодательства.
На отраслевом уровне управления решаются задачи обеспечения научно-технического прогресса, повышения производительности труда, качества продукции, роста объема производства. Решение этих задач обеспечивается следующими типами информационных ресурсов: научно-техническим, маркетинговым и нормативно-справочным.
На территориальном уровне задачи управления и требования к информационным ресурсам аналогичны задачам общегосударственного уровня.
Информационные ресурсы в области национальной безопасности должны обеспечить предотвращение оперативных и стратегических угроз национальной безопасности:

• внезапных кризисов в жизненно важных отраслях (энергетика, транспорт, банковская система и др.), вызванных, в том числе, забастовками;

• социальных взрывов, обусловленных ростом безработицы и падением жизненного уровня;

• прихода к власти криминальных или экстремистских группировок;

• перехода под контроль иностранного капитала жизненно важной части национальных ресурсов;

• разрушения национальной науки и культуры, снижения образовательного и культурного уровня населения, распространения идеологии насилия, различных сектантских религиозных течений;
• утечки за границу финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;

• банкротства на государственном уровне, вызванного резким ростом внутреннего и внешнего долга;

• потери стратегических интересов в международном сообществе.
Информационные ресурсы в управлении социальной и общественно-политической сферами обеспечивают решение следующих задач:

• социальное измерение, регулирование и уменьшение социальной расслоенности и напряженности в обществе;

• социальная защита населения (пенсионное страхование, социальное страхование, страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и т.д.);

• анализ и управление общественным мнением;

• защита национального информационного и культурного пространства;

• развитие культурно-образовательного уровня населения.
Основной ресурс (элемент) общественной системы, состояние которого обеспечивается информационным ресурсом в социально-политической сфере, — это человеческий ресурс. Основное назначение информационного ресурса в данной сфере — обеспечить социальную защиту, а также необходимый для развития общества культурный, образовательный и политический уровень населения.

Основные источники информации о состоянии человеческих ресурсов:

• данные индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования;

• данные переписи населения;

• выборочное обследование домашних (семейных) хозяйств;

• опросы общественного мнения;

• социальные измерения (уровень потребления, доходов и сбережений по категориям населения, индексы потребительских цен, прожиточный минимум, стоимость потребительской корзины и т.п.).
В заключение можно сделать следующие основные выводы:

1) формирование и использование информационных ресурсов — одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства любого государства;

2) информационные ресурсы создаются в процессе функционирования автоматизированных информационных систем всех сфер жизнедеятельности государства:

• органов власти и управления;

• органов местного самоуправления;

• юридических лиц;

• физических лиц.
Информационные технологии
Понятие информационной технологии и ее виды. Информационная технология — совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.
Информационная технология — совокупность методов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.
Информационные технологии — базовый инструмент информационного менеджмента.
Анализ рынка информационных компонентов позволяет распределить перечень информационных технологий на два обширных класса — базовые информационные технологии и прикладные информационные технологии. Причем граница этого деления является условной.
Базовые информационные технологии — это технологии, которые реализуются на уровне взаимодействия элементов вычислительных систем. К этому классу относятся следующие основные системы.

Операционные системы. Технологии управляют непосредственно работой средств вычислительной техники. Для класса машин общего назначения (mainframe) — ОС ЕС, СВМ, MVS. Для персональных компьютеров на базе универсальных процессоров INTEL — MS DOS, Windows, UNIX-системы и др. Для локальных сетей — сетевые операционные системы Novell, Windows NT и др.

Языки программирования. В развитие классических процедурных языков программирования — Fortran, Cobol, С, Pascal появились их объектно-ориентированные расширения с интегрированными средами разработки. В настоящее время в связи с бурным началом использования Internet-технологий все большее использование получает язык Java.

Технологии архитектуры «клиент-сервер». Технологии реализуются в корпоративных системах на основе локальных сетей на основе разделения функций обработки, управления сетью, хранения данных, обеспечения внешних связей и т.д. на специально предназначенных для этого компьютерах (серверах). Эти технологии реализованы практически во всех используемых в настоящее время программных продуктах.

Технологии многопроцессорной обработки. Данные технологии на основе специализированных персональных ЭВМ наращивают мощности этих машин (масштабирование) за счет расширения их вычислительной структуры. К этому классу относятся серверы с симметричным мультипроцессированием (SMP-серверы).

Технологии нейровычислений. Они эффективно реализуют определенные виды сложной обработки информации на специально созданных программно-технических устройствах, входящих в состав персональных ЭВМ и работающих по принципам нейронных сетей.

Технологии автоматизированного проектирования (CASE-технологии). Технологии позволяют осуществлять разработку систем информатизации, практически не используя для этих целей языки программирования.

Телекоммуникационные технологии. Технологии дают возможность обеспечить взаимодействие в сетях на основе единых правил. Этот класс — весьма широкий и обеспечивает реализацию таких стандартов, как ISO/OSI, EDIFACT, Х.500 и др.

Базовые технологии Internet. Среди наиболее широко используемых технологий — электронная почта, служба ftp (пересылка файлов), технология формирования информационных серверов на основе гипертекстовых документов (WWW) и др.

Intranet-технологии. Они позволяют строить ведомственные (корпоративные) системы информатизации на основе базовых технологий Internet.

Технологии обработки текстов. Эти технологии наиболее широко используются и уже позволили наладить во многих организациях электронную подготовку корреспонденции. Они выступают элементами систем электронного документооборота и требуют унификации.

Системы управления базами данных (СУБД). Эти технологии предназначены для хранения и обеспечения эффективного доступа к массивам информации. Для реализации систем различного масштаба применяются СУБД, поддерживающие язык запросов SQL и эффективно реализующие передовые технологии обработки. Наиболее широкое использование получают такие СУБД, как Oracle, SQLServer.

Технологии информационных хранилищ. Они обеспечивают хранение и обработку больших массивов разнородной информации и, как правило, строятся на основе уже апробированных СУБД, значительно расширяя их возможности.

Экспертные системы (ЭС). Технологии позволяют на основе определенных правил вывода осуществлять анализ информационного описания объектов и вырабатывать на основе этих правил соответствующие заключения. Эти технологии — базовые для систем представления знаний.

Геоинформационные технологии (ГИС). Технологии позволяют осуществлять обработку графической информации: карты, планы городов, космо- и аэроснимки, данные дистанционного зондирования земной поверхности, чертежи и т.п.

Мультимедиа-технологии и технологии создания виртуальной реальности. Эти системы осуществляют совместную обработку текстовой, графической информации, звука, изображений. Технологии виртуальной реальности дают возможность моделировать в динамике пространственное представление объектов.

Технологии цифроаналоговых преобразований. Они позволяют осуществлять преобразования данных из цифрового в аналоговый вид и обратно, что позволяет производить компьютерную обработку получаемой от приборов информации и выдавать соответствующие управляющие решения.

Технологии криптозащиты. Эти технологии осуществляют по специальным алгоритмам преобразование информации, которая становится доступной только обладающему соответствующими ключами субъекту. Их разработка и применение должны регламентироваться соответствующими государственными службами.

Технологии человеко-машинного интерфейса. Обеспечивают унификацию действий человека при взаимодействии с различными видами вычислительных средств. Предложенные базовые информационные технологии позволяют формировать программно-технические решения по созданию интегрированных систем информатизации субъектов, реализации телекоммуникационной среды, обеспечивающей взаимодействие этих систем.
Классификация прикладных информационных технологий. Прикладные информационные технологии — это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в конкретных предметных областях. Предлагается следующая условная классификация:

• по реализации информационных ресурсов;

• в системах массового обслуживания населения;

• в процессах экоинформатизации;

• в сфере организационного управления;

• в сфере интеллектуального потенциала;

• в производственных процессах;

• по поддержке управляющих решений в социальной, политической, экономической сферах и безопасности государства.
Информационные технологии в производственных процессах, например, можно подразделять на следующие основные подклассы:

• интегрированные автоматизированные системы управления;

• информационно-аналитические системы координации деятельности предприятий;

• автоматизированные системы управления предприятиями;

• системы автоматизированного проектирования;

• автоматизированные системы управления технологическими системами;

• автоматизированные системы управления гибкими производственными системами.
В заключение отметим, что рассмотренные выше информационные технологии позволяют формировать программно-технические решения по созданию автоматизированных информационных систем субъектов, реализации телекоммуникационной среды, обеспечивающей взаимодействие этих систем, и, следовательно, содействуют созданию единого информационного пространства.
Информационные системы
Греческое слово systema означает целое.
Весь окружающий нас мир состоит из систем. Это атомы и галактики, молекулы и живой организм, звездные и социальные системы. Такие образования сплошь и рядом встречаются в окружающем мире.
Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, то, из чего образованы системы, называется элементом до тех пор, пока имеет какую-либо связь с системой.
Взаимосвязь элементов системы обусловливает ее целостность. Если элемент системы теряет связь с системой, то он превращается в новую систему. Точно так же, как и другая часть системы превращается в новую систему.
Живые и неживые системы. Первая и очень большая группа систем — группа неживых, или абиотических, систем. Эта группа систем является первой потому, что все живое в конечном счете состоит из неживых систем. Иначе говоря, мертвая природа лежит в основе живой. К этой группе систем относится множество космических образований и множество различных систем микромира. Это атомы, молекулы и более крупные предметы, образованные сочетанием неживых систем.
Вторая группа — большая совокупность живых, или биологических, систем. Живые системы представляют собой частный случай неживого мира.
Всю совокупность живых систем можно разделить на множество групп в зависимости от целей исследования. Но мы выделим из них группу информационных систем. Эта совокупность систем распространена в природе, пожалуй, немного меньше, чем вся группа живых систем.
Информационные системы являются частным случаем живых и появляются только на определенной стадии развития биосистем.
Информационная система — организованная совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующая единое целое (СТБ 982-94).
Информационная система (Information System) — система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информацию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99).
Информационные системы всех видов — база для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях, т.е. базовая компонента информационного менеджмента.
Открытые информационные системы. Ход развития информационных технологий в развитых странах мира за последние 40 лет позволяет сделать вывод, что мировое сообщество переходит на технологии создания открытых информационных систем.
Открытая система (Open System) — это система, реализующая открытые спецификации (стандарты) на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:

• возможность переноса (переносимость) прикладных систем, разработанных должным образом, с минимальными изменениями, на широкий диапазон систем (на различные платформы);

• совместную работу (масштабируемость) с другими прикладными системами на локальных и удаленных платформах в целях расширения ее функциональных возможностей и (или) придания системе новых качеств;

• взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем последним переход от системы к системе (мобильность пользователей).
Исторический ход создания и развития вычислительной техники в XX в. можно условно разделить на три этапа, каждый из которых занимал 10—12 лет. Первый этап (50-е гг.) считается этапом больших вычислительных машин типа БЭСМ-2, —4 и 6; ЭВМ М-20, Урал-1, -4, -14, -16; ЕС 1060, ЕС1061, ЕС1066. Этими машинами оснащались вычислительные центры крупных городов. Второй (60-е гг.) этап — средних вычислительных машин типа СМ 1, СМ 2 и т. д., ими оснащались вычислительные центры в городах, районах, отраслях и крупных организациях. Однако производство даже достаточно большого количества вычислительных машин этого типа не могло удовлетворить всех потребителей, так как объем памяти машин составлял всего лишь несколько сотен килобайт, а для их установки и монтажа требовались значительные площади.
В начале 70-х гг. начался третий этап — малых персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ). Стремительный рост количества ПЭВМ и возрастающий объем памяти, исчисляемый мега- и гигабайтами, привели в конце 70-х гг. к массовой разработке сетевых технологий, так как у пользователей возникла настоятельная потребность в обмене информацией на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.
Исторически складывалось так, что каждая страна и даже фирма развивали свою собственную сетевую концепцию: System Network Architecture (SNA) — CILIA, Nippon Network Architecture (NNA) — Япония; Digital Network Architecture (DNA) — Европа и др. В основу каждой из них были положены одни и те же принципы, однако они оказались несовместимыми ни друг с другом, ни с существовавшими тогда международными сетевыми концепциями (например, с протоколом Х.25). Каждая отрасль разрабатывала свои собственные протоколы и форматы обмена данными, например были созданы различные виды архитектуры обмена документами: архитектура учрежденческих документов (Open Document Architecture — ODA); архитектура банковских документов (межбанковская электронная система передачи информации и совершения платежей — Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications (SWIFT); архитектура документов в торговле, промышленности и на транспорте (Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport (EDIFACT) — электронный обмен данными для администрации, торговли и транспорта) и др. Несмотря на то, что специфика каждой отрасли отражалась лишь на небольшой части соответствующих протоколов, их независимое развитие привело к тому, что они стали во многом несовместимыми между собой. Точно так же форматы и структуры файлов в разных системах оказывались полностью несовместимыми, хотя существовала практическая потребность в их объединении.
К концу 70-х годов из-за отсутствия взаимодействия и совместимости между различными машинами стали возникать острые проблемы в коммуникационной сфере. Пользователи были «замкнуты» на конкретные решения поставщиков, стоимость разработки собственного программного обеспечения была очень высокой, небольшие фирмы не могли конкурировать на всемирном рынке изделий и т.п. Для обеспечения взаимодействия между любыми двумя машинами в 70-х необходимо было разрабатывать специальные интерфейсы, с ростом числа машин количество необходимых интерфейсов возрастало до неприемлемо высокого уровня.
Кроме того, на начальном этапе развития информационных технологий многие небольшие изменения, модификации или расширения сети (например, замена телеграфного канала связи на телефонный) потребовали существенных переделок остальной части сети: замены целых устройств, адаптеров или разработки новых программ.
Основы технологии открытых систем. Необходимость развития вычислительных сетей привела к тому, что оказались наиболее продвинутыми работы по взаимодействию открытых информационных систем, в то время как проблема переносимости программ не решалась столь успешно. Эти два качества — 1) взаимодействие открытых систем и 2) переносимость программ — составляют основу технологии открытых систем. Впервые эти качества были реализованы на практике при создании компьютеров серии IBM 360, обладающих единым набором команд и имеющих одну и ту же операционную систему.
Частичное решение проблемы мобильности для программ и программистов обеспечили ранние стандарты языков, например Фортрана и Кобола. Языки позволяли создавать переносимые программы, хотя зачастую и ограничивали их функциональные возможности. Мобильность обеспечивалась также за счет того, что эти стандарты были приняты многими производителями. Когда языки приобрели статус стандарта де-факто, их разработкой и сопровождением начали заниматься национальные и международные организации по стандартизации. Далее языки развивались уже независимо от своего создателя. Достижение определенного уровня мобильности программного обеспечения можно считать первым примером истинных возможностей открытых систем.
Таким образом, технология открытых систем решает проблему создания единого информационного пространства как в рамках одной страны, так и во всем мире.
Информационный менеджмент — технология организации управленческой деятельности.
Менеджмент (управление) — это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изделия, услуги). Как известно, менеджеры воздействуют прежде всего на главный элемент организации — людей, координируя их деятельность. Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных для их получения ресурсов.

Менеджеры, осуществляющие управление, не имея научных знаний, вынуждены полагаться лишь на опыт, интуицию и везение. Однако опыта многим из них не хватает. Менеджеры лучше руководят и достигают более высоких результатов, если владеют теорией менеджмента и умело применяют свои знания на практике.
Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки.
Теория менеджмента отличается следующими особенностями:

• ориентирована на решение практических задач;

• имеет междисциплинарный характер;

• разрабатывается в международном масштабе.
Менеджмент предназначен для решения практических задач.
Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов, являющихся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования к теории менеджмента:

1) она должна предоставлять работникам, занятым практической деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;

2) способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;

3) определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.
Технология — это формализованное описание деятельности, включающее набор ресурсов, инструментов, приемов их использования, и способов организации производства, необходимое и достаточное для воспроизводства процесса получения определенных продуктов, предметов, услуг, изменений или любых иных значимых результатов с заранее заданными параметрами.
На основе данного определения можно выделить по меньшей мере три дополняющих друг друга группы технологий:

1) ресурсные (отличающиеся друг от друга тем, какие ресурсы используются для производства конкретного продукта);

2) инструментальные (отличающиеся набором используемых орудий труда);

3) управленческие (отличающиеся способами организации производственного процесса).
В существующей литературе понятие «информационный менеджмент», как правило, связывается с двумя первыми группами (типом ресурсов или типом инструментов). Куда более плодотворным представляется разговор об информационном менеджменте как о технологии управленческой.
Надо исходить из предположения, что на современном этапе развития модернизационные процессы во всех сферах жизнедеятельности связаны скорее с организацией работы, чем с изменением характера используемых ресурсов или обновлением инструментов. Компьютер, пришедший на смену картотечному ящику и пишущей машинке, — удобство и не более того. Он не поменял природы гуманитарных занятий, так же как заменивший счеты калькулятор не произвел революции в экономике. Происходящие у нас на глазах глобальные перемены связаны не с появлением баз данных и персональных компьютеров, а с появлением новой среды коммуникации. Эта среда властно диктует особые формы взаимоотношений, которые называются сетевыми. Сети как системы человеческого взаимодействия были известны задолго до компьютерной эры, но благодаря новым техническим средствам они стали явлением. Описывать сетевые отношения и рефлексировать по их поводу мы начали только с появлением Internet.
Сегодня есть все основания рассматривать информационные технологии как неотъемлемый компонент технологий управленческих. Практически все вновь формирующиеся структуры координации человеческой деятельности, например, офисные систем строятся на основе новейших телекоммуникационных систем и оснащенных современными компьютерами ресурсных центров. Да и вполне традиционный управленец не мыслит сегодня своей работы без компьютера на столе. Можно дать длинный перечень элементов новых управленческих технологий, проникающих и в культурную сферу благодаря сети Internet. Среди этих элементов:

• средства оперативной коммуникации (электронная почта, списки рассылки, новостные разделы музейных сайтов);

• распределенные ресурсы и средства доступа к ним (базы данных, порталы, терминалы компьютерных сетей);

• средства координации деятельности (электронные доски объявлений, форумы, электронные опросы);

• формы обратной связи и организации сотрудничества (гостевые книги, телеконференции);

• наконец, средства производства (инструментарий поиска ресурсов и партнеров, стандартные и специализированные программные средства).
Но дело не только и не столько в этом. Техническая модернизация сама по себе не приводит к сдвигам в сознании. Требуется еще некий фактор, который можно обозначить как переход от социального к медиа-пространству. Именно сюда, в виртуальную среду, все более перемещаются места делового общения, обмена идеями и взаимного консультирования (Web-клубы, Internet-кафе), средства совместного проектирования и продвижения проектов (Web-лаборатории, обмен баннерами). Возникают целые виртуальные «поселения» с проблемно-ориентированной социальной структурой и специализированными вспомогательными службами (Geocities, Fortunecity и др.). Информационные технологии становятся неотъемлемой частью культуры.
Информационный менеджмент — совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью информации деятельностью предприятия или организации.
Выделяют три вида информационного менеджмента: управление предприятием (организацией), внутренней документацией и публикациями. Первый из видов включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.
В круг задач менеджмента входят также разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации), В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами. Важное значение имеют организация и обеспечение взаимодействия с внешним информационным миром: сетями, базами данных, издательствами, типографиями и т.д.
Все возрастающая важность информационного менеджмента привела к появлению специалистов (информационных менеджеров), занимающихся его задачами. Эти специалисты должны преобразовывать пассивную корпоративную информацию в источники правдивых, так называемых рафинированных, сведений, определяющих успехи фирмы.
Информационный менеджмент превращается в базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах информационного общества.
Таким образом, создание информационного общества базируется на следующих утверждениях.

1. Переход к информационному обществу в рамках конкретного государства возможен при условии создания единого информационного пространства на его территории.

2. Базовой составляющей единого информационного пространства являются информационные ресурсы, которые создаются в процессе функционирования автоматизированных информационных систем всех сфер жизнедеятельности государства (органов власти и управления, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц).
Единое информационное пространство — это:

• интеграция информационных ресурсов различных сфер жизнедеятельности общества;

• обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации органам власти и управления всех уровней, юридическим и физическим лицам;

• создание необходимых условий по информационному общению субъектов управления, хозяйствования и граждан;

• предоставление возможности взаимодействия с информационными ресурсами других государств и международных организаций.
3. Технологии открытых систем решают проблему создания единого информационного пространства как в рамках одной страны, так и во всем мире.

4. Для перехода на технологии создания открытых информационных систем любое государство должно иметь правительственные профили (профили государственного значения) для создания открытых информационных систем.

5. Открытые автоматизированные информационные системы являются сегодня базой для продуктивной работы менеджера любого уровня и во всех предметных областях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине Теоретические основы...
Информационное общество и общество, основанное на знаниях: компаративный (сравнительный) анализ теорий
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconКонцепция информационного общества История появления концепции информационного общества
Информационное общество превращает наш мир в своеобразную «мировую деревню». Это имеет и свои плюсы, и свои минусы
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconЯвляется изучение основ информационного менеджмента организаций и...
Задачей дисциплины приобретение студентами прочных знаний и навыков практической работы в области информационного менеджмента
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconРеферат по дисциплине «информационные системы и технологии в образовании»
«информационное общество». Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его...
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconГражданское общество в россии: настоящее смутно, будущее туманно о чем спор?
Закону, защищающему права человека, публичность и информационная открытость власти, действительно подотчетной избирающему ее народу....
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconРеферат по дисциплине: «Проблемы развития информационного общества»
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества, а также историческая фаза возможного развития цивилизации,...
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconКонцепция развития информационного общества Европейского Сообщества 12 Выводы: 17
Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными...
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconЛаб Занятие Вид Примечание 1
Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Информационное общество как общество знаний
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информация как товар. Развитие сферы информационного обслуживания. Применение компьютеров и информационных технологий в сфере финансов,...
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconСто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка)
Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие...
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconЗакрытое акционерное общество "Кедр" промышленное предприятие, работающее...
Его первая продукция компоненты рулевого управления для классических моделей ваз появилась в конце далекого 1988 года. Сейчас это...
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconКомпоненты Delphi Обзор палитры компонентов Delphi
Компоненты Delphi охватывают практически все аспекты применения современных информационных технологий. Конечно, для работы в Delphi...
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconЗаконодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства
Список рекомендуемых тем рефератов для поступающих в аспирантуру по специальности 12. 00. 13 «Информационное право»
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconИнформационное сопровождение бизнес проектов
Информационного сопровождения бизнес проектов как теоретическая проблема. 6
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconС. В. Шабанова Образовательная программа
Общество, находящееся в условиях информационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением...
Информационное общество и компоненты информационного менеджмента iconПрограмма воспитательной компоненты мбоу сош №34 на 2013-2014 учебный год Приложение Утверждаю
Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск