Скачать 328.09 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Утверждаю Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования ______________Л.С. Гребнев «27 » июля 2001 г. Примерная программа дисциплины Организация, управление и администрирование в социальной работе Федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПОвторогопоколения по специальности 350500 Социальная работа Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области социальной работы Председатель УМО ______________ В.И.Жуков Москва 2001 Примерная программа дисциплины "Организация, управление и администрирование в социальной работе" федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 350500 Социальная работа. Содержание каждой темы может варьироваться в некоторых пределах в зависимости от практического опыта обучаемых, качества их базовой подготовки, а также проявляемого интереса к тем или иным проблемам. I. Организационно-методический раздел
Целями учебного курса являются:
Курс включает как отечественные, так и зарубежные теоретические и практические достижения в области организации, управления и администрирования применительно к системе социальной работы.
1) Целевое формирование определенных управленческих знаний и навыков, уровень и содержание которых гарантируется программой при условии соблюдения обучаемыми следующих условий – посещение занятий и выполнение на них запланированных тренингов, деловых игр, конкретных ситуаций; освоение лекционного материала; проработка минимально необходимого объема дополнительной управленческой литературы в процессе самостоятельной работы. 2) Приобретение управленческих знаний и навыков через действия, т.е. решение конкретных проблем, ситуаций и задач. 3) Применение полученных знаний и навыков при разработке проектов алгоритмов, структур, проведения диагностики управленческих систем и подсистем. 4) Текущий и рубежный контроль уровня знаний и навыков в «естественном варианте», т.е. при оценке качества выполняемой работы в рамках деятельностно-активной технологии обучения. 5) Возможность применения ДАТ в инновационном режиме, как схеме «обучаемые в учебной аудитории», так и по схеме «обучаемые учатся в своем учреждении». 6) Реализация ДАТ на основе "педагогического маркетинга", то есть когда обучаемые, - особенно учебные группы, состоящие из практических работников, - сами определяю свои потребности в управленческих знаниях, навыках и умениях. 7) Улавливание момента "информационного голода", когда в процессе реализации ДАТ под возникшую потребность даётся материал форме «Экспресс-лекции» или аудиторного консалтинга. Впервые данный курс начал преподаваться на основе ДАТ в 1994-1995 учебном году м Московском государственном социальном Университете и показал свою высокую эффективность с помощью методов «обратной связи» с обучаемыми на дневном, вечернем и заочном отделении.
Курс занимает важное место в учебном плане по специальности "Социальная работа". Его преподавание предполагает привитие студентам управленческого мышления, которое заключается в знании я навыках диагностики социальных систем управления, работке и реализации мер, направленных на их совершенствование, а в знании и навыках, связанных с организацией деятельности людей, направленной на достижение необходимых целей, выполнение задач. Обучаемые должны получить первоначальную управленческую подготовку, которая позволяет им решать более сложные проблемы в рамках специализации.
Основу курса составляет гибкая технология, включающая активно-деятельностные формы и методы обучения, средства педагогического маркетинга и менеджмента. При этом любой вид работы студента получает оценку, которая формирует его личные итоги. Как показывает практика авторского преподавания, такой активно-разнообразный и активно-деятельностный подход значительно стимулирует процесс освоения учебного материала, привнося дух конкуренции в достижение необходимых результатов. II. Содержание курса.
РАЗДЕЛ I. Концептуальные и организационно-функциональные основы управления социальной работой Тема 1. Концептуальные основы управления социальной работой Ключевые термины "управление", "организация" и "администрирование" и их характеристика. Виды управления – технико-технологическое, биологическое и социальное. Управление социальной работой как часть социального управления. Понятия "объект" и "субъект" управления. Три типичные ситуации управления АВС: ситуация А – создание (проектирование) системы; ситуация В – функционирование системы; ситуация С – развитие системы. Концепции управления социальной работой. Кибернетическая концепция. Организационный подход. Эмпирическая школа. Социально-психологическая концепция. Системная концепция. Тема 2. Структура управления в системе социальной работы Понятие "структура". Виды структур – техническая, социальная, обслуживания, организационная. Основные признаки организационной структуры – состав, соподчиненность и взаимосвязи звеньев, подразделений. Виды организационных структур управления – линейно-функциональная, по отделениям (дивизиональная), матричная, программно-целевая. Особенности данных организационных структур. Методы диагностики и оценки организационных структур. Направления развития организационных структур – изменения в составе, в соподчиненности и во взаимосвязях. Стратегия развития организационных структур управления социальной работой. Тема 3. Функции управления социальной системе Понятие "функции управления". Конкретные и общие функции управления. Должностные функции или функции применительно к должности. Функции подразделения. Функции социального учреждения, предприятия. Характеристика специфики данных функций. Регламенты, в которых фиксируются функции. Взаимосвязь между организационной структурой и функциями. Общие функции администрирования по Анри Файолю (1841-1925 гг.) – предвидение, планирование, организация, координация, побуждение и контроль. Современный состав общих функций управления: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), социальный маркетинг, publiс relations (общественные отношения), услуги своему персоналу, социальные инновации, учёт и контроль. Тема 4. Программно-целевое управление в социальной сфере Понятия "цель" и "задача". Инструменты системного отображения целей, задач. Правила формулирования целей, задач (по Дж. Моррисею). Типичные ошибки при определении и формулировании целей, задач. Понятие "программно-целевое управление". Особенности программно-целевого управления и практика его использования. Классификация программ. Специфика и структура социальных программ. Организационный механизм разработки и практической реализации социальных программ. Оценка эффективности программно-целевого управления. РАЗДЕЛ II. ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Тема 5. Принципы управления социальной работой Значения понятия "принципы управления", их характеристика. Принципы как требуемые (желательные) правила, нормы, стандарты, процедуры действий, решений. Принципы как проявления фактического или реального управления. Основные принципы управления социальной работой – обеспечение обратной связи; социальная диагностика; специализация деятельности; обоснованность принимаемых решений; сочетание стратегического, тактического и оперативного управления; скоординированность и разнообразие практических действий; обеспечение целей, задач и решений ресурсами; организованность процесса управления; ожидаемая и фактическая эффективность. Тема 6. Особенности менеджмента в социальных учреждениях Значения понятия "социальное управление" или "менеджмент". Менеджмент как организованная система или структура. Менеджмент как система органических, предписанных и фактических функций. Менеджмент как процесс. Менеджмент как управленческий труд. Менеджмент как труд руководителей (менеджеров). Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как учебная дисциплина. Особенности менеджмента в системах социальной защиты, помощи. Разнообразие клиентов, пациентов. Потоки "чёрной информации". Обширное поле целей, задач. Крайне ограниченные ресурсные возможности и специальные технологии их "выбивания". Низкий уровень заработной платы работников социальной сферы. Явление "достигаемой эффективности" и "заложенной неэффективности". Тема 7. Информационные процессы, системы и технологии Понятия "информационные процессы", "информационные системы" и "информационные технологии". Информация как основа процесса управления. Технология управления как определенная последовательность работы с информацией. Информационные системы и их разновидности. Личная информационная система специалиста, руководителя. Применение современных организационных и технических средств при работе с информацией. Основные проблемы информатизации и компьютеризации социальных систем. Тема 8. Методы управления социальной работой Значения понятия "методы управления" – как способы, приёмы познания (исследования, анализа, диагностики) и как способы, приёмы практических действий, решений. Состав методов управления – организационные, экономические, социальные, социально-психологические и психологические. Организационные методы управления как "циклические методы" – от создания до ликвидации систем социальной работы. Организационные методы управления и их состав. Методы организационного проектирования (создания) социальных учреждений, предприятий. Методы организационного регламентирования – уставы, положения, должностные инструкции, распорядки дня, режимы труда и отдыха, расписания. Методы организационной ориентации. Система норм и нормативов. Организационно-распорядительные или административные методы и их особенности. Процессуальные организационные методы. Оргметоды расформирования, ликвидации систем. Специфика использования экономических методов в процессе управления социальной работой. Арсенал социальных, социально-психологических и психологических методов управления. Их влияние на эффективность/неэффективность управления. Тема 9. Регулирование и контроль в системе социальной работы Понятия "регулирование" и "контроль", их характеристика. Регулирование как процесс устранения, сглаживания возмущений, отклонений в системе. Контроль как разновидность обратной связи. Контроль как система и процесс выявления отклонений. Направления регулирования – отношений с клиентами, пациентами; внутриколлективных отношений; отношений "руководитель – группа (коллектив)"; отношений с другими (внешними) структурами. Виды контроля – экономический (финансовый, налоговый контроль); организационный (контроль исполнения, качества работы); социальный (контроль отношений, соблюдения этических правил). Методы контроля – выборочный, системный, внезапный, "по ключевым параметрам" и др. РАЗДЕЛ Ш. УРОВНИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ Тема 10. Общефедеральная система управления социальной работой Понятие "уровни управления". Особенности федерального уровня управления социальной работой. Федеральные органы и их виды. Общая схема организации управления социальной работой на территории современной России. Соотношение федерального и территориального уровней. Соотношение уровней субъекта федерации и местного самоуправления. Министерство как орган управления на федеральном уровне. Организационная структура министерства труда и социального развития, его функции. Процесс, формы и методы подготовки и принятия решений. Документальное оформление решений. Проблемы практической реализации принятых решений. Тема 11. Региональные (территориальные) системы управления социальной работой Понятия "регион" и "региональная (территориальная) система управления". Региональные органы управления социальной работой и особенности их организации. Органы управления социальной работой в муниципальных образованиях. Проблемы взимодействия различных органов социальной сферы при решении практических задач, выполнении функций. Примеры организационных структур различных органов управления социальной работой в регионах и муниципальных образованиях (организационные модели). Тема 12. Администрирование в социальных службах Понятие "администрирование". Его трактовка в положительном (деловом) и отрицательном (волюнтаристском) значениях. Система руководства социальным учреждением. Административные полномочия – задачи, обязанности, права и ответственность. Управленческая команда и её признаки. Понятие "управленческие решения". Лицо, принимающее решение (ЛПР). Исключительная и альтернативная компетенция. Процесс подготовки, принятия и реализации решений. Методы подготовки и принятия решений. РАЗДЕЛ IУ. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Тема 13. Система управления персоналом Понятия "персонал", "человеческие ресурсы", "трудовые ресурсы". Роль "человеческого капитала" в процессе управления и возрастание/уменьшение его стоимости. Основные составляющие системы управления персоналом в социальных учреждениях. Приём на работу. Работа в должности. Условия труда. Система стимулирования, мотивации. Развитие персонала. Переводы, переходы, сокращения и увольнения. Проблема "социальной защищенности самих защищающих". Основные проблемы оценки персонала и их практические решения. Понятие "оценка". Виды оценочных систем. Тема 14. Мотивационная основа управления Основные понятия – "стимулы", "мотивы", "стимулирование", "мотивация" и их характеристика. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А.Маслоу; двухфакторная модель мотивации Ф.Герцберга. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врума; теория справедливости; теория относительного разнообразия индивидуальной и групповой мотивации Е.Комарова. Методы стимулирования труда в социальных учреждениях и практика их использования. Методы наказания работников. Методы изучения и развития мотивации персонала. Тема 15. Организация труда в социальных учреждениях Понятие "организация труда" как соотношение между предметом труда, средствами труда и квалификацией "человека работающего". Организация индивидуального и группового (коллективного) труда. Понятие "научная организация труда". Связь между уровнем организации труда и его результатами. Принципы организации труда – разделение и кооперация труда; нормирование труда; обслуживание рабочих мест; рационализация форм и методов труда; стандарты условий труда; сочетание режимов труда и отдыха. Полномочия социальных работников как система должностных задач, обязанностей, прав и ответственности. Профессиограмма специалистов социальной работы как результат профессиографии (описания профессии). Виды профессиограмм – функциональная или организационно-техническая; социальная (социограмма); медицинская; экономическая; санитарно-гигиеническая; психологическая. Содержание универсальной модели профессиограммы - общая характеристика профессии, специальные характеристики профессии, характеристики деятельности, условий и средств труда, психограмма. Пути повышения профессиональной компетентности персонала в социальном учреждении. Система обучения на рабочем месте. Система обучения вне рабочего места. Тема 16. Эффективность управления социальной работой Понятия "эффективность", "эффект". Виды эффективности. Индивидуальная, групповая и коллективная эффективность. Показатели эффективности. Синергический или сложенный эффект. Понятие "оценка эффективности". Решение проблем субъекта, предмета и методов оценки эффективности. Критерии оценки эффективности. Возможности получения информации о "точках неэффективности" в социальном учреждении. Пути повышения эффективности управления в социальных учреждениях. Комплексный план совершенствования деятельности учреждения, предприятия, организации.
Наиболее важные характеристики понятия "проблема" :
Примечание: данные темы являются примерными и поэтому могут уточняться и изменяться по согласованию с научным руководителем.
Темы дипломных работ
4. Управление по результатам - система и эффективность. 5. Управленческие решения; подготовка, принятие и реализация. 6. Система методов подготовки и принятия управленческих решений. 7. Эффективность управленческих решений в социальной сфере. 8. Совершенствование системы управления конкретным социальным объектом. 9. Проблемы реализации функций управления (практические, теоретические, методологические). 10. Развитие функций управления конкретным социальным объектом (состав» оценка, перераспределение, совершенствование). 11. Организационные структура: диагностика и совершенствование. 12. Улучшение организационных структур управления конкретных социальных объектов (систем). 13. Управление персоналом как система (на примере конкретной социальной организации, предприятия). 14. Системы оценки персонала при приёме на работу (отечественный и зарубежный опыт). 15. Системы оплаты труда, их анализ и улучшение. 16. Мотивация труда персонала (руководителей, специалистов). 17. Деятельность руководителя по мотивации персонала. 18. Развитие форм и методов управления персоналом в социальной сфере 19. Социальное проектирование и его практическое использование. 20. Региональные модели (существующие и гипотетические) организации социальной работы. 21. Стратегическое управление - сущность, содержание и использование. 22. Проблемы рационального использования времени в деятельности руководителей социальной сферы. 23. Организационные и психологические проблемы формирования (становления) руководителей. 24. Формы и методы повышения квалификации (компетентности) управленческого персонала. 25. Деятельность женщины-руководителя в социальной сфере. 26. Деловые переговоры - системы, стили и средства. 27. Ресурсное обеспечение практически решаемых задач в процессе социального управления. 28. Управление социальными проектами. 29. Проблемы повышения эффективности социального управления (на примере конкретного социального объекта или объектов). 30. Зарубежный опыт социального управления - структуры, функции, методы, ресурсное обеспечение. 31. Организация психологического консультирования в системе социальной работы. 32. Управленческое консультирование как средство повышения эффективности деятельности социальных объектов. 33. Проблемы определения и реализации кадровой политики в социальных системах. 34. Направления повышения компетентности персонала. 35. Сопоставительный анализ деятельности конкретных социальных системах находящихся в разных странах (или регионах). III.Распределение часов по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля: экзамен |
Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо | Примерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... | ||
Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | Примерная программа учебной дисциплины информатика 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы терапии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы неврологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы фармакологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины оп. 03 основы электроматериаловедения Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Примерная программа учебной дисциплины основы хирургии с травматологией Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы микробиологии и иммунологии 2010г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Примерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Примерная программа учебной дисциплины правовое обеспечение профессиональной деятельности Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |