Скачать 0.6 Mb.
|
Пояснительная записка Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения технологии: – освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; – овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; – развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; – воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; – получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Под технологией понимается совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции. Технологией называют определенную последовательность производственных операций, действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Задачами изучения технологии является выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Общая характеристика учебного предмета «Технология» Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся: В с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства; • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
овладеют:
• умением соотносить личные потребности с требования ми, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека. Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся. Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста. Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовать для школьников летнюю технологическую практику за счёт времени из компонента образовательного учреждения. В период практики учащиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др. Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов. Место учебного курса в учебном плане Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. На изучение курса «Технология» в 5-7 классах выделяется 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю). Базовыми для рабочей программы для 5-7 классов являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Материаловедение», «Машиноведение», «Конструирование», «Моделирование». Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навы5ков, но и как процесс овладения компетенциями. На основании требований государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; -способность работать с разными видами информации, критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний; -умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.;
Обучение и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщённых способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
Обучающиеся должны уметь развёрнуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается использование обучающимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Школьное образование по технологии ориентировано на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно – нравственного мира обучающегося, его национального самосознания. В процессе обучения должно быть выработано умение сформулировать свои мировоззренческие взгляды, бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям, чувство национальной гордости и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. Учебно-методические материалы
Контрольно-измерительные материалы
Учебная литература
Дополнительная литература
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся 6 классов Должны знать:
Должны уметь:
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся 7 классов Должны знать:
Должны уметь:
Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям: • культура и эстетика труда; • получение, обработка, хранение и использование информации; • основы черчения, графики, дизайна; • знакомство с миром профессий; • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; • творческая, проектная деятельность; • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений: • распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений; • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность; • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; • возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов; • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся. На уроках технологии в 6 классе предусмотрено пополнение и углубление знаний учащихся по технологии обработки древесины, металлов и ознакомление с элементами машиноведения. Уроки технологии в 6 классе предусматривают научить учащихся следующим технологическим приёмам и процессам: самостоятельно устанавливать форточные и дверные петли, накладные и врезные замки, конструировать и моделировать бытовые изделия из древесины и выполнять другие работы по дому, что поможет им в будущей жизни. Цель уроков технологии в 7 классе – ознакомить учащихся с наиболее распространёнными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий, их свойствами, техническими средствами для их обработки и технологией обработки, а также сформировать элементарные навыки овладения технологическими приёмами и операциями, осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию и осуществлению контроля своей деятельности при обработке древесины и металла. Требования к подготовке обучающихся: Учащиеся 6-7 класса должны иметь представление: - о рабочих профессиях, которые связаны с обработкой древесины и металла; - об элементах конструирования и технологического планирования; - о способах наладки оборудования, технических приспособлений и инструментов; - о правилах работы на оборудовании. Кроме того, учащиеся должны в полном объёме овладеть: - основами художественной обработки древесины и металла; - практическими навыками конструирования и изготовления простейших приспособлений и инструментов для выполнения всех изученных видов работ. Должны владеть компетенциями: -ценностно-смысловой; -деятельностной; - социально-трудовой; - познавательно-смысловой; - информационно-коммуникативной; - межкультурной; - учебно-познавательной. Способны решать следующие жизненно-практические задачи: - вести экологически здоровый образ жизни; - использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации; - планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях; -проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности. В связи с этим мы применяем технологии личностно-ориентированного образования (технология сотрудничества, метод проектов и т.д.) Переходим с репродуктивного образования на инновационное. Календарно-тематическое планирование Технология 6 класс (обслуживающий труд)
|
Пояснительная записка Математическое образование в современных условиях... Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения... | ||
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются... Если школьное образование ориентировано на усвоение знаний, определённых едиными образовательными стандартами, то дополнительное... | Пояснительная записка школьное образование по русскому языку ставит следующие цели обучения Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов | ||
Урока по геометрии в 10 классе (базовый уровень) Тема урока Метапредметного направления: создание условий для приобретения опыта исследовательской деятельности в процессе решения динамических... | Пояснительная записка аннотация: Учебный курс «История государственного управления в России» Изучение истории российской государственности занимает важное место в подготовке квалифицированных специалистов в области государственного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной... | ||
«Формирование гражданского и патриотического сознания школьников через работу школьной газеты» Актуальность опыта. Гражданское и патриотическое становление школьников является важнейшей задачей государственной политики, поскольку... | Современные формы контроля знаний учащихся в условиях уровневой дифференциации... Именно инновационному движению на уровне государственной политики отводится важная роль; в рамках приоритетного национального проекта... | ||
Пояснительная записка роль и место дисциплины Русский язык один из... Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс «Обучение... | Пояснительная записка к учебному плану реализующего специальное (коррекционное)... Министерства образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)... | ||
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения... | «Управление эколого-краеведческой работой в условиях сельской школы» Школьное краеведение и его значение для формирования социального опыта учащихся | ||
Пояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки... | Программа для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную... |