Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.





Скачать 407.94 Kb.
НазваниеПояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
страница1/4
Дата публикации18.10.2014
Размер407.94 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Министерство образования Республики Коми

ГОУ «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете»

Рекомендована кафедрой

естественных наук:
протокол №______

«___» ___________ 201__ г.


Утверждаю

Руководитель ОУ

____________Штин А.В.
«___» ___________ 201__ г.



Дополнительная образовательная программа

Методы исследования в биологии и экологии


Разработка исследовательских проектов
ЭЛЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ

9-11 классы

Ступени образования – основное общее и среднее общее образование

Срок реализации – 3 года


Авторы: учителя биологии и экологии Герасименко Н.Л., Макарова Л.А.





Сыктывкар

2013


Пояснительная записка
Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Если школьное образование ориентировано на усвоение знаний, определённых едиными образовательными стандартами, то дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребёнка области практических действий.

Цель программы: формирование компетентности обучающихся в области исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности. Программа решает ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач:

  • обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;

  • привитие интереса к предмету, помощь в выборе профессии;

  • интеллектуальное, творческое и личностное развитие учащихся.

Программой не предусматривается углубленное изучение биологии и экологии, однако на различных биологических примерах отрабатываются: умение работы с научной, научно-популярной литературой, постановка целей и задач исследования, планирование экспериментов и освоение методик, обсуждение результатов. В программе объединены различные методики подготовки, написания и представления исследовательской работы. Программа «Методы исследования в биологии и экологии. Разработка исследовательских проектов в биологии и экологии» является логическим продолжением программы элективного курса для учащихся 8-х классов «Основы исследовательской работы».

Программа рассчитана на 3 года и предназначена для работы, в том числе индивидуальной, с одарёнными детьми. Программа применима для учащихся старшего школьного возраста (9-11 кл.).

В первый год реализации программы преобладают образовательные задачи: учащиеся обучаются составлять обзор по пяти и более литературным источникам, правильно делать ссылку на литературу, ставить цель, определять задачи работы, делать выводы. Занятия проводятся по 2 часа в неделю (70 часов в год). Занятия проходят преимущественно в рамках стандартной позиционной схемы «учитель – ученик», ведущая роль в процессе сотворчества на первом году обучения принадлежит педагогу.

В течение второго года обучения учащиеся выполняют практическую часть исследовательского проекта: осваивают методику, набирают материал, обрабатывают результаты, делают дополнительный обзор литературы. Для подготовки глав «Материал и методика», «Результаты и их обсуждение» предусмотрена работа в научных лабораториях, наблюдения в природе, консультации с сотрудниками учреждений и лабораторий биологического, медицинского, природоохранного профилей. На каждого учащегося заполняется индивидуальный лист учета и контроля, в котором выставляют оценки научный консультант и руководитель от лицея. Занятия проводятся по 2 часа в неделю (70 часов в год). Основной задачей второго и третьего года обучения является формирование компетентности учащихся в области исследовательской деятельности. Акценты педагогического процесса смещаются в сторону воспитательных и развивающих задач. Ведущая роль в выполнении исследования и представлении его результатов должна перейти к ребенку. Роль педагога становится направляющей и корректирующей, основная его задача: научить ученика эффективно применять имеющиеся знания, поддержать и помочь развить его инициативу, при необходимости скорректировать и направить усилия ребенка в нужное русло. Именно на втором и третьем году обучения позиции педагога и воспитанника в процессе совместной исследовательской деятельности характеризуются функциональными связями типа «коллега – коллега» и «наставник – младший товарищ».

В течение третьего года обучения в основном проводятся индивидуальные консультации по темам исследовательских проектов, начатых в 10 классе. К началу 11 класса учащиеся должны иметь готовые главы «Обзор литературы» и «Введение», экспериментальную часть работы. Вся работа включает главы: введение (обоснование темы), обзор литературы, материал и методика, результаты и обсуждение, выводы (заключение). В течение первого полугодия происходит доработка глав «Материал и методика», «Результаты и их обсуждение», «Выводы и рекомендации», оформление всей работы, написание аннотации, тезисов, передача проекта для рецензии научному консультанту, работа над текстом доклада, оформлением наглядного материала. Занятия проводятся по индивидуальному графику (приложение) из расчета 2 часа в неделю в форме консультаций.

Формы занятий: аудиторные занятия, семинары, педагогические мастерские, ролевые игры, проектная деятельность, выпуск тематических газет, практические и лабораторные работы, экскурсии, экспедиции. Практикуются как индивидуальные задания, так и коллективная работа, работа в малых группах. Отдельные занятия (экскурсии, проекты, экспедиции) могут быть проведены в составе разновозрастных объединений. Ряд занятий проходит в рамках межшкольных научных объединений: на базе Малой академии Коми научного центра, экологических клубов средних и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования (Коми РЭБЦ).
В качестве формы промежуточного контроля проводятся зачеты «Конспектирование научной литературы по теме», «Составление введения и заключения», «Защита реферата» (9 класс); «Используемый материал и методика исследования», «Защита исследовательского проекта» (10 класс). На третьем году обучения в зимнюю сессию учащиеся защищают исследовательскую работу перед экзаменационной комиссией. Работы, получившие высокую оценку, предлагаются для защиты на конференциях различных уровней.
Ожидаемые результаты: к окончанию курса обучения учащиеся получают представление обо всех этапах проведения научной работы: выборе объекта исследования, алгоритме работы при проведении исследования, конспектировании научной литературы по теме работы, библиографических ссылках, обработке результатов, формулировке выводов и публичном представлении доклада.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы первого года обучения является публичное представление реферативной (с элементами исследовательской) работы на уровне учебного заведения или муниципального образования. Итогом реализации программы второго и третьего года обучения является защита исследовательской работы на муниципальном, региональном или Всероссийском уровне, которая также может быть опубликована в сборниках школьных и молодежных конференций.
Требования к уровню подготовки обучающихся:

В рамках курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • уметь сформулировать актуальность выбранной темы, определить цель и поставить задачи исследования, выбрать адекватные источники информации;

  • владеть способами работы с научной литературой, а также приёмами ведения записей и обработки данных;

  • знать и уметь применять требования к оформлению работы согласно ГОСТа;

  • уметь выбрать необходимые методы исследования;

  • уметь составлять календарный план работы над темой;

  • иметь опыт публичной защиты своей работы;

  • осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. icon«Организация поисковой и исследовательской деятельности на уроках технологии»
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это нужно каждому человеку....
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПрограмма кружка «Юные следопыты»
Каждому человеку при оценке жизненных ситуаций требуются навыки анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, прогнозирования....
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой. Умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПояснительная записка
Поэтому к моменту самостоятельного «внедрения» в социум подростку уже необходимы компетенции и, прежде всего, умения, с помощью которых...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ться тем огромным возможностям, которые предлагаются каждому человеку, доверившему свою жизнь Иисусу как Господу? Является ли Иисус...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПояснительная записка Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять...
Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПояснительная записка Учебно тематическое планирование
Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложна, ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. icon«Как создать современную школьную газету»
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации....
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПояснительная записка Здоровье это бесценный дар, который преподносит...
Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПояснительная записка Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны владеть в начале учебного года
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: обобщить и закрепить проделанную работу на уроках этики по воспитанию правил культурного поведения, привитию навыков личной...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconЮрловский филиал моу «Никифоровская сош №2» Пояснительная записка
Содержит 14 заданий (А1 – А14) обязательного уровня по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10-11 классов. К каждому из них...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью моей работы является не только формировать знания, умения и навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности,...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПояснительная записка Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых...
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье … Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми...
Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. iconПрограмма кружка «Школьный пресс центр» Составитель: Короткова Елена...
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск