Скачать 407.94 Kb.
|
Министерство образования Республики Коми ГОУ «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете»
Дополнительная образовательная программа Методы исследования в биологии и экологииРазработка исследовательских проектов ЭЛЕКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ 9-11 классы Ступени образования – основное общее и среднее общее образованиеСрок реализации – 3 годаАвторы: учителя биологии и экологии Герасименко Н.Л., Макарова Л.А. Сыктывкар2013Пояснительная записка Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Если школьное образование ориентировано на усвоение знаний, определённых едиными образовательными стандартами, то дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребёнка области практических действий. Цель программы: формирование компетентности обучающихся в области исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности. Программа решает ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач:
Программой не предусматривается углубленное изучение биологии и экологии, однако на различных биологических примерах отрабатываются: умение работы с научной, научно-популярной литературой, постановка целей и задач исследования, планирование экспериментов и освоение методик, обсуждение результатов. В программе объединены различные методики подготовки, написания и представления исследовательской работы. Программа «Методы исследования в биологии и экологии. Разработка исследовательских проектов в биологии и экологии» является логическим продолжением программы элективного курса для учащихся 8-х классов «Основы исследовательской работы». Программа рассчитана на 3 года и предназначена для работы, в том числе индивидуальной, с одарёнными детьми. Программа применима для учащихся старшего школьного возраста (9-11 кл.). В первый год реализации программы преобладают образовательные задачи: учащиеся обучаются составлять обзор по пяти и более литературным источникам, правильно делать ссылку на литературу, ставить цель, определять задачи работы, делать выводы. Занятия проводятся по 2 часа в неделю (70 часов в год). Занятия проходят преимущественно в рамках стандартной позиционной схемы «учитель – ученик», ведущая роль в процессе сотворчества на первом году обучения принадлежит педагогу. В течение второго года обучения учащиеся выполняют практическую часть исследовательского проекта: осваивают методику, набирают материал, обрабатывают результаты, делают дополнительный обзор литературы. Для подготовки глав «Материал и методика», «Результаты и их обсуждение» предусмотрена работа в научных лабораториях, наблюдения в природе, консультации с сотрудниками учреждений и лабораторий биологического, медицинского, природоохранного профилей. На каждого учащегося заполняется индивидуальный лист учета и контроля, в котором выставляют оценки научный консультант и руководитель от лицея. Занятия проводятся по 2 часа в неделю (70 часов в год). Основной задачей второго и третьего года обучения является формирование компетентности учащихся в области исследовательской деятельности. Акценты педагогического процесса смещаются в сторону воспитательных и развивающих задач. Ведущая роль в выполнении исследования и представлении его результатов должна перейти к ребенку. Роль педагога становится направляющей и корректирующей, основная его задача: научить ученика эффективно применять имеющиеся знания, поддержать и помочь развить его инициативу, при необходимости скорректировать и направить усилия ребенка в нужное русло. Именно на втором и третьем году обучения позиции педагога и воспитанника в процессе совместной исследовательской деятельности характеризуются функциональными связями типа «коллега – коллега» и «наставник – младший товарищ». В течение третьего года обучения в основном проводятся индивидуальные консультации по темам исследовательских проектов, начатых в 10 классе. К началу 11 класса учащиеся должны иметь готовые главы «Обзор литературы» и «Введение», экспериментальную часть работы. Вся работа включает главы: введение (обоснование темы), обзор литературы, материал и методика, результаты и обсуждение, выводы (заключение). В течение первого полугодия происходит доработка глав «Материал и методика», «Результаты и их обсуждение», «Выводы и рекомендации», оформление всей работы, написание аннотации, тезисов, передача проекта для рецензии научному консультанту, работа над текстом доклада, оформлением наглядного материала. Занятия проводятся по индивидуальному графику (приложение) из расчета 2 часа в неделю в форме консультаций. Формы занятий: аудиторные занятия, семинары, педагогические мастерские, ролевые игры, проектная деятельность, выпуск тематических газет, практические и лабораторные работы, экскурсии, экспедиции. Практикуются как индивидуальные задания, так и коллективная работа, работа в малых группах. Отдельные занятия (экскурсии, проекты, экспедиции) могут быть проведены в составе разновозрастных объединений. Ряд занятий проходит в рамках межшкольных научных объединений: на базе Малой академии Коми научного центра, экологических клубов средних и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования (Коми РЭБЦ). В качестве формы промежуточного контроля проводятся зачеты «Конспектирование научной литературы по теме», «Составление введения и заключения», «Защита реферата» (9 класс); «Используемый материал и методика исследования», «Защита исследовательского проекта» (10 класс). На третьем году обучения в зимнюю сессию учащиеся защищают исследовательскую работу перед экзаменационной комиссией. Работы, получившие высокую оценку, предлагаются для защиты на конференциях различных уровней. Ожидаемые результаты: к окончанию курса обучения учащиеся получают представление обо всех этапах проведения научной работы: выборе объекта исследования, алгоритме работы при проведении исследования, конспектировании научной литературы по теме работы, библиографических ссылках, обработке результатов, формулировке выводов и публичном представлении доклада. Итогом реализации дополнительной образовательной программы первого года обучения является публичное представление реферативной (с элементами исследовательской) работы на уровне учебного заведения или муниципального образования. Итогом реализации программы второго и третьего года обучения является защита исследовательской работы на муниципальном, региональном или Всероссийском уровне, которая также может быть опубликована в сборниках школьных и молодежных конференций. Требования к уровню подготовки обучающихся: В рамках курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
|
«Организация поисковой и исследовательской деятельности на уроках технологии» Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это нужно каждому человеку.... | Программа кружка «Юные следопыты» Каждому человеку при оценке жизненных ситуаций требуются навыки анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, прогнозирования.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой. Умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной... | Пояснительная записка Поэтому к моменту самостоятельного «внедрения» в социум подростку уже необходимы компетенции и, прежде всего, умения, с помощью которых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ться тем огромным возможностям, которые предлагаются каждому человеку, доверившему свою жизнь Иисусу как Господу? Является ли Иисус... | Пояснительная записка Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять... Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые... | Пояснительная записка Учебно тематическое планирование Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложна, ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно... | ||
«Как создать современную школьную газету» Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.... | Пояснительная записка Здоровье это бесценный дар, который преподносит... Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но... | ||
Пояснительная записка Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны владеть в начале учебного года | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: обобщить и закрепить проделанную работу на уроках этики по воспитанию правил культурного поведения, привитию навыков личной... | ||
Юрловский филиал моу «Никифоровская сош №2» Пояснительная записка Содержит 14 заданий (А1 – А14) обязательного уровня по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10-11 классов. К каждому из них... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью моей работы является не только формировать знания, умения и навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности,... | ||
Пояснительная записка Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых... «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье … Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми... | Программа кружка «Школьный пресс центр» Составитель: Короткова Елена... Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.... |