Скачать 94.45 Kb.
|
Тема: «Организация поисковой и исследовательской деятельности на уроках технологии» Выполнила: Люкшова Вера Афанасьевна, Учитель технологии ГБОУ СОШ п. Сургут
Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, - это нужно каждому человеку. Универсальные навыки исследовательского поведения требуются в самых разных жизненных ситуациях. Современная жизнь ставит человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определённого опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрывания ситуация в уме, прогнозирования последствий тех или иных действий, проведения анализа результатов. Этот опыт можно и нужно постепенно приобретать ещё с начальной школы, Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам творческого поиска способствуют становлению профессионализма в любой сфере в дальнейшем. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических свойств личности, среди которых ведущими являются логические процессы мышления и воображение. Начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной педагогике как потребности в умственных впечатлениях, характерна для каждого здорового ребёнка. Постепенно они трансформируются в любознательность или умственную (интеллектуальную) активность. Вместе с тем следует заметить, что полученная в процессе учебного исследования информация может быть новой только для того, кто её получил. Но это не уменьшает значимости учебно-исследовательской работы. С.Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытое знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом».
На современном этапе школьники в большинстве своём получают знания из учебников, но учебный процесс можно организовать так, чтобы учащиеся добывали путём организации поисково-исследовательской деятельности.
Организация поисково-исследовательской деятельности на уроках технологии.
К исследовательской деятельности мы привлекаем учащихся с самого начала изучения предмета «Технология». Прежде всего, стремимся с первых уроков вызвать у учащихся интерес к предмету. Для этого в 5 классах в первые учебные дни (для адаптации) проводим экскурсии по кабинетам технологии и кулинарии, где обращаем внимание на творческие работы учащихся старших классов, которые используются на уроках как наглядные средства. В развитии интереса к предмету большую роль играют ежегодно проводимые в лицее «Декады труда», в рамках которых проходят конкурсы на лучшую швею, беседы по декоративно-прикладному творчеству, занятия по кулинарии. Проводятся также праздники «Золушки», «Рукодельницы», на которых учащиеся могут продемонстрировать достигнутые за год результаты. На формирование первичного интереса к предмету влияет и кружковая работа во внеурочное время, когда учащиеся выполняют проекты и получают знания и умения, не входящие в общеобразовательные программы: изготовление мягкой игрушки, бисероплетение, макраме, фриволите, тестопластика, вышивка. Кружковцы участвуют в школьных областных выставках. Уже с первых лет изучения предмета «Технология» обучаем школьников публично представлять свои будущие изделия, уметь грамотно излагать мысли, заинтересовать аудиторию. Важным этапом в изучении предмета является 7 класс. Именно в этом возрасте происходит самоопределение учащихся относительно трудовой деятельности. Мы стараемся дифференцировать объекты труда. Учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету, изготавливают более сложные модели юбок, используя различные виды отделок, прибегают к самостоятельному поиску дополнительной литературы, готовят сообщения по интересующей их теме. Остальные занимаются по программе, однако при желании тоже могут вносить усложнения в свои изделия. В 8 классе девочки, достигшие успехов, участвуют в школьной олимпиаде по технологии, а победители – в окружной олимпиаде. Для подготовки к олимпиаде ученицы читают дополнительную литературу, работают с текстами, ребусами, отрабатывают навыки публичных защит на «Днях наук» и «Декаде труда» в школе, выступают с презентацией своих проектов перед учениками 5-6 классов. Систематические индивидуальные консультации учителя помогают структурировать и корректировать знания учащихся. Для участия в окружной олимпиаде учащиеся должны подготовить реферат на свободную тему и практическую работу по теме реферата. Как показывает опыт, наиболее успешно выполняется работа, если сначала учащиеся начинают писать реферат, а затем переходят к выполнению практической части работы. Изучая теоретический материал, учащиеся погружаются в историю исследуемого предмета или технологии, начинают понимать все тонкости изготовления задуманного изделия. Однако мы считаем, что непосредственное описание практической работы в реферате целесообразно совмещать с её выполнением. Как показывает наш опыт, успешное написание реферата и выполнение практической работы часто являются для учеников толчком к продолжению изучения выбранной темы и участие в поисковой и исследовательской деятельности ». Реферат является той основой, на которой и создаётся научная статья, необходимая для участия в этой конференции. Работая над научной статьёй, участники описывают свои исследовательские работы. Важный этап работы над статьёй – составление краткой аннотации с указанием элементов новизны исследований и полученных результатов. Практика участия в программе «Первые шаги в науку» показывает, что лучше с написанием научной статьи справляются те участники, которые имеют опыт написания рефератов по предмету. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. При этом овладение исследовательским умениями и навыками относится к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. В последнее десятилетие, в связи с признанием актуальности применения в обучении поискового и исследовательского методов, проектной деятельности учащихся, в учебно-исследовательскую работу стали вовлекаться и школьники младшего и среднего возраста. В настоящее время в рамках реформирования начального школьного образования актуальна задача организации педагогического поиска новых способов действий и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Учебно-исследовательская деятельность (в дальнейшем – УИД) школьников требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. С.И. Гессен писал «Наука, знание, истина есть такие же цели образования, как личность, свобода, право. Как каждый должен быть приобщён к науке и истине. Не все станут учёными по профессии. Но приобщиться к науке должен всякий. Познающий ребёнок, делая свои первые наблюдения над действительностью и выводы из них, бессознательно подчиняется уже тем законам и правилам, которые регулируют и работу учёного». Учебно-исследовательская деятельность школьников – это специфическая учебная деятельность, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированная на открытие личностно-значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений, возможность самовыражения и самореализации. Цель учебного исследования – не только конечный результат (знание), но и сам процесс развития исследовательских способностей учащихся за счёт приобретения ими новых знаний, умений, навыков и тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации. УИД исходит из естественного поведения каждого здорового ребёнка, изначально жаждущего познавать окружающий мир, т.е. она не противоречит детской природе, а, наоборот, способствует удовлетворению познавательных потребностей, стимулирует активность. Методическая сторона исследования может быть поделена на несколько относительно самостоятельных этапов: - выбор темы исследования; - сбор материала; - обобщение; - подготовка к защите, оформление работы; - выступление с докладом на конференции.
Динамика результатов использования педагогической технологии на практике имеет позитивный рост. На протяжении ряда лет мои воспитанники участвуют в различных конкурсах, олимпиадах и имеют достижения: Окружная олимпиада по технологии 2010 год 1. Белокозова Анастасия – 7 класс, проект «Подарок к Новому году», 3 место. 2. Шимина Евгения – 11класс, проект «Крестильное бельё», 3 место. Окружная олимпиада по технологии 2011 год 1. Панфёрова Татьяна 7 «а» класс проект «Украшение интерьера» - 3 место; 2. Белокозова Анастасия 8 «а» класс проект « Думка» - 1 место; 3. Мещанова Елена 9 «б» класс «Лоскутное одеяло» - 3 место; 4. Люлёва Екатерина 10 «б» класс «Полёт фантазии» - 2 место; 5. Тихонова Екатерина 11 класс «Летний этюд» - 1 место. Научно-практические конференции 1.«Осторожно, Мода!» Терёшина Виктория – 1 место, окружная НПК, 2010 год. 2. «Под каблуком» Панфёрова Татьяна – 3 место, НПК «Первые шаги в науку», 2011 год. 3.«Роль моды в жизни школьника» Терёшина Виктория – 1 место, окружная НПК, 2011 год. 4. «Роль моды в жизни школьника», Терёшина Виктория, г. Отрадный НПК - победитель в номинации «за социальную значимость темы» в секции «Культорология», 2012 год. 7. Результаты В ходе организации учебно-исследовательской деятельности важнейшим этапом являются её результаты. Первый – это созданный ребёнком исследовательский проект. Второй – приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков, составляющих целый спектр психических новообразований. По мнению психологов, наиболее эффективно занятия исследовательской деятельностью сказываются на развитии гибкости и оригинальности мышления, – показателях, рост которых обеспечивает переход к высокому уровню развития творческого мышления, способности выдвигать нестандартные, разнообразные идеи. Эти результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных исследовательских работ. Кроме того, в ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения. Хочется выразить большую благодарность научным руководителям, без деликатной помощи которых маленький исследователь не мог бы обойтись. Именно учитель несёт ответственность за качество представленной работы. Педагог, занимающийся учебно-исследовательской деятельностью с учащимися младшего и среднего звена, сам в совершенства владеет методами научного исследования, а также методологией и методикой организации учебно-исследовательской деятельности. Я считаю, что поисково-исследовательская деятельность на уроках технологии хорошо вписывается в учебный процесс. С учениками можно работать индивидуально, группами, классом. Школьники добывают, обрабатывают, презентуют работы и видят результат своего труда. Темы деятельности широки. Они могут быть использованы в различных разделах технологии. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. По новым образовательным стандартам вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельного подхода, цель которого заключается в развитии и индивидуализации личности, а также в формировании мотивации к получению знаний. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Использованная литература
Приложение |
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном... | ||
Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Урок-театр: «Суд над кривыми II порядка» Цели занятия Сформулировать развитие творческих способностей учащихся, потребности в поисковой и исследовательской деятельности | Примерная программа предмета «Технология» Организация проектной деятельности на уроках технологии в основной школе в свете внедрения фгос | ||
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную... | «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на... Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных... | ||
Города Ижевска Удмуртской Республики Проект «Школьный музей – территория творчества» моу сош №18 характеризует одно из направлений воспитательной работы школы – воспитание... | Отчет о научной исследовательской работе студентов (магистрантов) Института Организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках в 2012 году | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Л. Н. Толстой Организация проектно-исследовательской деятельности... «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.» | ||
Л. Н. Толстой говорил, что знания чего-то стоят, если они добыты... Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению в процессе обучения решает главную задачу школы – раскрытие способностей... | Виды деятельности «Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся» | ||
Программа проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках... Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные... | Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся... Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся |