Скачать 68.95 Kb.
|
ОГБОУ СПО Ульяновский электромеханический колледж г. Ульяновск Авторы Н.Г. Семёнова, Кошелев И.А. Роль информационных технологий в подготовке конкурентоспособных специалистов. Основной задачей модернизации образования в России является обновление качества образования в контексте решения задач социально – экономического развития страны. Образование, ориентированное исключительно на энциклопедические и академические знания выпускника с точки зрения новых запросов рынка труда, недостаточно выполняет свою социальную функцию. Современное образование должно быть направлено на формирование ключевых компетенций. Компетенция (в переводе с латинского) обозначает «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов». Вступив в рыночные отношения отечественные учебные заведения СПО, обнаружили недостатки в методике составления курсового и дипломного проектирования как фактора подготовки конкурентоспособного специалиста. Работодателям нужны специалисты, обладающие интеллектуальным потенциалом и профессиональной компетенцией. Задача учебного заведения СПО создать условия для подготовки конкурентно способного специалиста, не потерявшего себя на рынке труда, способного проявить свои знания, умения в сочетании с навыками для продажи себя бизнесу. Обеспечивать работой себя - это бизнес. И делать этот бизнес надо умело. Он требует и особых навыков и особого образа мыслей. В стандартах СПО третьего поколения ставится задача подготовки конкурентоспособных специалистов на основе модульных междисциплинарных комплексов. Компетентностный подход является одной из важнейших мировых тенденций при построении содержания образования, а результатом его усвоения является система развитых ключевых компетентностей ученика. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Работодателям нужны специалисты, подготовленные профессионально, обладающие нестандартным мышлением, компетентностью. Основой компетентностного подхода к образованию является приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности (Э.Ф. Зеер, В.А. Болотов, В.В. Сериков, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова). Модернизация образования, переход на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения требует нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями – лидерами модернизации. В нашем колледже планомерная работа проводится, начиная с первого курса. Каждый учебный кабинет в колледже оснащен персональным компьютером. Методические указания к лабораторным и практическим работам, курсовому и дипломному проектированию выложены на сайте колледжа. Кроме традиционных докладов и рефератов по гуманитарным дисциплинам и работ по Информатике, часть лабораторных работ по физике и химии выполняется на ПК с помощью программ «Физикон» и «1С: Репетитор». Это позволяет уменьшить естественную робость студентов перед применением незнакомых программных продуктов. Отчет по практике на втором курсе сдается в печатном виде. Начиная с третьего курса, преподавателями специальных дисциплин вводится жесткое правило: отчеты по работам также должны быть представлены в печатном виде. Это позволяет привить навыки оформления текстовой документации, таблиц и рисунков в соответствии с требованиями ГОСТ и ЕСКД. На дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности задания к практическим работам составляются таким образом, чтобы в процессе можно было рассмотреть все способы выполнения одной и той же задачи. Например: при изучении редактора формул необходимо ввести формулы с помощью данного редактора и с помощью функции Вставка —> Символ. Таким образом, к началу выполнения курсового проекта студенты обладают достаточными навыками, для того чтобы самостоятельно и качественно выполнять оформление текста пояснительной записки. Работа с чертежами также начинается на втором курсе. На занятиях Инженерной графики с помощью САПР Компас составляются электрические принципиальные схемы, благодаря чему выполнение сложных чертежей для курсового и дипломного проекта, как правило, не вызывает особых затруднений. Часть справочной литературы и каталогов существует только в электронном виде. Это позволяет студентам быть более мобильными и выполнять работу по выбору элементов и оборудования в домашних условиях. Кроме того, свободный доступ к сети Интернет в кабинете Информатики позволяет совершенствовать навыки работы с поисковыми системами. Защита дипломных проектов происходит с применением информационных технологий. Раздел "Специальное задание" сопровождается презентацией выполненной в Power Point. Новые кадры должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. Их подготовка не может осуществляться без вовлечения преподавателей в передовые исследования, без практики личного участия студентов в таких работах. Теоретического обучения становится недостаточно для полноценной подготовки специалиста к профессиональной деятельности, оно должно решать задачи подготовки к практическим действиям, в том числе к обучению непосредственно выполнять последние, принимать участие в поиске путей решения поставленных задач и выстраивания индивидуальной траектории достижения результатов. Поэтому в средних профессиональных учебных заведениях реализация компетентного подхода возможна через усиление роли курсового и дипломного проектирования . В стандартах СПО третьего поколения ставится задача подготовки конкурентоспособных специалистов на основе модульных междисциплинарных комплексов. Цель курсового проектирования состоит в том, чтобы создать условия при которых студенты: - самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; - пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; - развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение); - развивают системное мышление. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования третьего поколения по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» указано, что объектами профессиональной деятельности выпускника являются: электроустановки (электрические сети, силовое и осветительное электрооборудование жилых, гражданских и промышленных зданий), а профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности в профессиональных модулях «Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «Организация и выполнение работ по монтажу и наладке электрических сетей» профессиональной компетенцией является участие в проектировании силового и осветительного электрооборудования и электрических сетей. Выполнение этих компетенций возможно при разработке студентами курсового проекта по междисциплинарным курсам «Внешнее и внутреннее электроснабжение промышленных и гражданских зданий». Современное проектирование базируется на инновациях, которые вкладываются в создание только конкурентоспособных проектов. Курсовое и дипломное проектирование является основным фактором подготовки конкурентоспособного специалиста. Особенность выполнения курсового и дипломного проекта- научить студентов основам проектирования для создания надежной схемы электроснабжения. Проектирование систем электроснабжения заключается в разработке технической документации с выполнением требуемы к расчетов. Работодатели могут предложить свои задания, например, расчета электроснабжения гражданского здания с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР). Перед началом проектирования проводится анализ эксплуатации электротехнических устройств, материалов при различных условиях эксплуатации. Для этого широко используются персональные компьютеры. Сопоставление вариантов осуществляется на основе технико-экономического обоснования (ТЭО). ТЭО при проектировании электроснабжения и электрооборудования объектов состоит из следующих разделов: - исходные данные для проектирования, генплан предприятия; - характеристика схемы электроснабжения; - характеристика потребителей электроэнергии и электрические нагрузки; -источники электроснабжения; - выбор напряжения питающей и распределительной сети; - линии электропередачи, цеховые кабельные сети и шинопроводы; - расчет токов короткого замыкания; - конструктивное выполнение главной подстанции предприятия, распределительных пунктов 6- 10 кВ.; - компенсация реактивной мощности; - релейная защита и автоматика, телемеханизация устройств системы электроснабжения; - мероприятия по обеспечению качества электрической энергии; - рабочее и защитное заземление; - электроосвещение; - охрана труда при монтаже электрооборудования; - пожарная безопасность; - технико-экономические показатели; - заключение. Одним из путей улучшения качества проектной работы является автоматизация проектирования. Для этих целей широко используется САПР. САПР позволяет сократить сроки проектирования и обеспечить технико-экономические показатели проекта и системы электроснабжения. При разработке расчетной части проекта студенты широко используют персональные компьютеры, принтеры, графопостроители и другие технические средства. Выполнение курсовых проектов носит исследовательский характер, способствует подготовке специалистов, владеющих практикой постановки и проведения экспериментальных исследований, умеющих создавать новые рецептуры, виды продукции, технологии и разрабатывать на них нормативно-техническую документацию. Успеваемость студентов зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Хорошие профессиональные знания показывают те студенты, у которых высокая профессиональная мотивация, положительное отношение к выбранной профессии. Успешность проектирования определяется посильностью и интересом к выбранной теме. Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения по специальности 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» 2. Шимко Е.А. Технология профильного обучения как основа образовательного сотрудничества средней и высшей школ. Ж. Профильная школа №5 за 2007г. 3. Тюкавина М.В. Формирование социальной компетентности у учащихся технологического профиля. Ж.Профильная школа №5 за 2007г. 4. Михайлова Н.Н., Семенова О.А. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие: - М.:МО РФ ИРПО, 2001. г. Ульяновск |
Конашкова Н. К Опыт использования информационных технологий при подготовке конкурентоспособных специалистов по профессии «садовник» | Применение информационных технологий в системе образования Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10 | ||
Использование дистанционных информационных технологий при подготовке... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Роль современных информационных технологий в подготовке специалиста Л. И. Коновалова, преподаватель информатики фгоу спо «Мичуринский аграрный колледж» | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Классификация информационных технологий, используемых при подготовке проектов нормативных правовых актов 6 | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Место и роль информационных технологий при формировании туристического продукта 6 | ||
О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | Использование информационных технологий при подготовке к егэ Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает... | ||
Методологические подходы к внедрению информационных технологий в... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Дмитрий Олегович Роль информационных технологий в обеспечении деятельности... Роль информационных технологий в обеспечении деятельности банковской системы Республики Беларусь на примере сэд «Канцлер» | ||
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный... Необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения математики | Применение современных информационных технологий при изучении вопросов... Место и роль информационных технологий в организации внешней торговли и таможенного дела 9 | ||
Вероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных... Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании | Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | ||
Факультет информационных технологий утверждаю Рабочая программа предназначена для бакалавров кафедр Информатики и математики и Информационных технологий как очной, так и заочной... | Отчет о результатах самообследования деятельности Александровского... Росноу по подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда с учетом политических, демографических,... |