Скачать 198.53 Kb.
|
Московский Государственный Университет Культуры и Искусств Контрольная работа по « Информатике» На тему: Исследование эффективности поиска сведений в Интернете по тематике: «Информационный запрос как выражение информационной потребности» Выполнила: Пронина Анастасия Студентка 235 группы Преподаватель: Белоозеров В. Н. 2011 Содержание:
Введение Приступила к выполнению контрольной работы, задания № 2. Подумала и решила взять для исследования эффективности поиска сведений в Интернете на тему: Информационный запрос как выражение информационной потребности, две информационно-поисковые системы: Яndex (http://www.yandex.ru/) и Google (http://www.google.ru/) . В окно запроса двух систем я внесла свою тему: «Информационный запрос как выражение информационной потребности». Далее, я последовательно просмотрела все подряд документы, выданные машинами на первых страницах выдачи, и отметила и выписала адреса тех документов, которые, на мой взгляд, содержали сведения, полезные при сдаче экзамена по заданной теме. Потом подсчитала число полезных документов в первом десятке выдач, во втором, в третьем, в четвёртом. Результат своих подсчетов я свела в таблицу, заполнила её в соответствии с требованиями (сосчитала кол-во полезных ссылок, определила точность и достаточность поиска итд.) И в заключении, я сделала вывод об эффективности произведённого поиска и сравнила эффективности исследованных поисковых машин. Информационно-поисковая система Яndex
Полезные ссылки
Обзор найденной полезной информации в поисковой системе Яndex 1 десяток: http://revolution.allbest.ru/miscellaneous/00100934_0.html Понятие «информационная потребность» связано с такими понятиями, как «информационный интерес», «информационный запрос». Информационный интерес, как и информационный запрос, являются выражением информационных потребностей, активной формой их существования. Будучи необходимым звеном в данной триаде, информационный интерес проявляется на стадии информационно-потребительской деятельности. Именно им обусловливается внутренняя структура деятельности человека по формированию информационной потребности. Информационный запрос, являющийся третьим элементом упомянутой триады, иногда называют «знанием о незнании» той необходимой информации, которая в данный момент человеку неизвестна, но нужна для устранения проблемной ситуации, возникшей в его деятельности. Формулируя запрос, человек исходит лишь из представлений о своей информационной потребности. Однако запрос не может возникнуть без знания о сути необходимой ему информации. Представление о ней «заложено» в информационном потенциале человека, которым он владеет в данный период времени в соответствующей предметной области. http://edu.tsu.ru/res/1538/text/gl7_2.htm Информационный запрос в широком смысле - текст, выражающий информационную потребность. Информационный запрос в узком смысле – входное сообщение в автоматизированную систему, содержащее требование на выдачу информации.Поиск информации в новой информационной среде мы рассматриваем больше как процесс решения поисковой задачи, стоящей перед пользователем, нежели как просто нахождение релевантной запросу информации. Настоящая методика (методика поиска в Интернете) разбивает процесс поиска на 3 этапа и 11 шагов. Релевантная информация – информация, актуальная для конкретной задачи, цели и периода времени.Основными этапами являются: Формулировка и уточнение информационного запроса. Планирование поискового процесса. Реализация поиска. Окончательное решение поисковой задачи. Этап 1. Формулировка и уточнение информационного запроса Этап формулировки и уточнения запроса традиционно играет ведущую роль. От того, насколько верно сформулирован запрос, будет зависеть выбор информационных ресурсов и результат поиска. На данном этапе целесообразно сделать следующие шаги: ШАГ 1. Формирование представления об искомой информации. Для того чтобы получить это представление, обладателю информационной потребности необходимо как можно более точно выразить ее на естественном языке. ШАГ 2. Определение типа информационной потребности. Даже достаточно грубое представление о типе информационной потребности позволяет уточнить обуславливаемые ею требования, которые следует учитывать при поиске. Традиционно различают два типа информационных потребностей: границы информационной потребности четко определены. Например: "Какие учебные курсы делового английского были опубликованы в России в 2001 г.?» Автомобили, каких марок выпускались в России в 1966 г.?". В данном случае наилучшей информацией признается та, которая наиболее полно и точно описывает конкретную информационную потребность данного потребителя и позволяет получить точный ответ. Границы определены нечетко, а также с течением времени могут изменяться. Например: "Методики преподавания делового английского", "Изучение информационных потребностей". В данной ситуации потребитель будет ощущать комфорт при возможности самому разбираться в информации. Еще раз напомним, что процессы информационного поиска, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности разных типов, в целом отличаются друг от друга, поэтому существуют разные виды информационного поиска. Об информационном поиске, удовлетворяющем информационные потребности первого типа, говорят как о фактографическом. Об информационном поиске, удовлетворяющем потребности второго типа, – как о документальном. Однако часто, чтобы найти некоторые факты в Интернете, необходимо сначала провести поиск документов (веб-страниц), содержащих эти факты. В этом случае можно говорить о документально-фактографическом поиске. http://www.bestreferat.ru/referat-103839.html Характерной чертой информационного интереса является специфическое избирательное отношение к поступающей информации, поиск тех каналов и источников, которые потенциально способны удовлетворить возникшие у человека информационные потребности. Эта избирательность является следствием воспитания, обучения и той предметной деятельности, которая порождает информационные потребности. При этом производственные профессиональные интересы далеко не всегда совпадают с личностными профессиональными. Это несовпадение отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности человека. И, наоборот, совпадение производственных и личностных интересов, как отдельных специалистов, так и коллектива в целом повышают производительность труда в любой сфере деятельности. Иначе говоря, это выражение образа-представления об информации, необходимой человеку для осуществления деятельности. Поскольку категория представления есть явление всегда субъективное, можно утверждать, что все информационные запросы, как и информационные потребности, всегда имеют субъективный характер. 2 десяток: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/7229/ Основное внимание исследователей данной проблемы до некоторого времени было сконцентрировано в основном на выявлении факторов, формирующих информационные потребности», на разработку методик их изучения и удовлетворения, на выявление основных свойств и характеристик. В то же время сам феномен информационной потребности не до конца изучен исследователями. Теоретическое осмысление автором данной диссертации этапов формирования информационной потребности определило предмет настоящего исследования, а именно, психологическую связь, существующую между психикой потребителя информации и информацией, зафиксированной на материальном носителе документе. Данная связь рассматривается в настоящем исследовании в отношении формирования таких производных информационной потребности понятий, какими являются информационный интерес и информационный запрос потребителя. В настоящем исследовании получили свое научное освещение реальное проявление обозначенной выше связи в процессе общения между библиотекарем и читателем, в создании комфортной информационной среды, в формировании информационной культуры личности. Информационно-поисковая система Google
Полезные ссылки:
Обзор найденной полезной информации в поисковой системе Google 1 десяток: http://planetadisser.com/see/dis_87332.html С категорией потребности тесно связана категория интереса. В информатике вопрос о переходе объективно существующей информационной потребности в субъективно сформулированный информационный запрос потребителя считается центральной проблемой общей теории информационных потребностей, сушью которой является раскрытие механизма" формирования информационного интереса. Существенный вклад в разработку данной проблемы был внесен современными исследователями в области информатики «• Д.Е.Шехуриным, в области библиографоведения - С.Д.Коготковым, в библиотековедении -Н.А.Добрыниной, Н.А.Рубакиным, А.А.Покровским, С.А.Вальгардом, Ю.Н.Столяровым, С.А.Трубниковым и др., определившими в своих исследованиях те отправные моменты в изучении этого явления, без учета которых выяснение генезиса его возникновения и формирования было бы затруднительно. Применение деятельностного подхода к анализу этапов формирования информационной потребности индивида позволило, выявишь тот этап в ее формировании, на котором осуществляется генезис информационного интереса человека, как совершенно необходимого акта в общей структуре деятельности по ее формированию. Причем и в формировании информационного интереса индивида была обнаружена ша же психологическая связь психики потребителя информации и документа, которая прослеживается и в формировании информационной потребности человека. Заключительным звеном в существовании триады потребность--интерес-запрос" является определение сущности информационного запроса в его преломлении к информационной потребности индивида. Обращаясь к литературе, необходимо выделишь особо работы Э.Л.Шапиро, в которых наиболее полно освещено данное явление, однако без учета связи с категориями потребности и интереса, вследствие чего возникла необходимость исследовать сущность информационного запроса индивида в связи с категориями информационной потребности и информационного интереса потребителя. Результатом проведенного анализа явилось определение сущности информационного запроса как средства реализации или выражения психологической связи, существующей между психикой потребителя информации и информацией, зафиксированной в документе. http://coolreferat.com/ Таким образом, мы можем выделить три характерных момента в структуре информационных потребностей субъекта: 1) чувство нехватки чего-то и стремление восполнить эту нехватку; 2) наличие представлений, хотя бы приблизительных, о том, какая информация необходима. Первый момент можно обозначить как форму существования потребностей, второй — как содержание их; 3) представления о необходимой информации формируются на базе имеющегося у субъекта знания об условиях деятельности, т. е. на основании его информационного потенциала. Информационный потенциал оказывает влияние, прежде всего на предметное содержание информационных потребностей. При этом наблюдается прямая зависимость между богатством информационного потенциала субъекта и его направленностью на информацию: чем шире и глубже информационный потенциал субъекта в определенной области, тем точнее и дифференцированное его информационные потребности. Отсутствие у субъекта соответствующего информационного потенциала ведет к формированию у него неопределенных и неадекватных представлений о необходимой информации. Этим можно объяснить часто наблюдаемое в практике информационного обслуживания явление, когда фактически одинаковые условия деятельности субъектов приводят к возникновению у них различных по содержанию потребностей. Следует отметить, что не любая деятельность человека ведет к формированию у него соответствующих информационных потребностей. Это, прежде всего, зависит от целей деятельности и имеющегося у субъекта информационного потенциала. В том случае, когда субъект повторяет уже осуществленный, по крайней мере, однажды, акт деятельности, реализовавшей цель, необходимость в получении информации будет минимальной или вообще не возникнет на протяжении определенного периода деятельности. Это можно наблюдать в повседневной жизни многих людей, в том числе и имеющих специальное образование. Подобное пассивное отношение к получению новой информации позволило в литературе именовать таких специалистов «непотребителями информации». Однако постановка новой задачи или изменение условий деятельности, а тем более и то, и другое вместе взятое неизбежно вызовут информационную потребность, которая может быть удовлетворена как путем чтения литературы, так и другими способами (личные контакты с коллегами, участие в конференциях и т. д.). 2 десяток: http://study.vvsu.ru/Files/856/Документальные%20ИПС.doc Между коллективными информационными потребностями, которые возникают как явления коллективного, группового сознания, и потребностями индивидуальными, возникающими и существующими только в сознании конкретных индивидуумов, имеются определенные отношения. Разумеется, что коллективные информационные потребности не существуют помимо и вне потребностей конкретных индивидуумов. С другой стороны, их нельзя считать как простую сумму слагаемых индивидуальных потребностей. Коллективные информационные потребности следует рассматривать в качестве относительно самостоятельной целостности, формирующейся в соответствии с общими целями и задачами людей, составляющих данный коллектив. Коллективное сознание в большинстве случаев способно выразить объективные тенденции развития с большей полнотой и точностью, чем индивидуальное, поэтому коллективным потребностям может быть присущ более объективны и характер. Существуют и другие признаки, но которым выделяются соответствующие виды потребностей в информации. Так, в специальной печати можно встретить следующие виды классификаций: реальные и потенциальные информационные потребности; пассивные и выраженные, временные и постоянные, профессиональные и непрофессиональные. Различают информационные потребности по тематике, видам необходимой информации (фактографическая, концептуальная, методическая, инструктивная и др.), по видам документов (книги, журналы, специальные виды научно-технической документации, отчеты и др.), по особенностям потребителей информации (ученые, инженеры, предприниматели и др.). Имеются попытки создать классификацию по сочетанию различных признаков (так называемую фасетно-блочную классификацию). Однако она является слишком сложной, к тому же объединяющей как различные виды информационных потребностей, так и потребителей информации. 3 десяток: http://search-tech.net Запрос — это формализованный способ выражения информационных потребностей пользователем системы. Для выражения информационной потребности используется язык поисковых запросов, синтаксис варьируется от системы к системе. Кроме специального языка запросов, современные поисковые системы позволяют вводить запрос на естественном языке. Объект запроса — это информационная сущность, которая хранится в базе автоматизированной системы поиска. Несмотря на то, что наиболее распространенным объектом запроса является текстовый документ, не существует никаких принципиальных ограничений. В частности, возможен поиск изображений, музыки и другой мультимедиа информации. Процесс занесения объектов поиска в ИПС называется индексацией. Далеко не всегда ИПС хранит точную копию объекта, нередко вместо неё хранится суррогат. 4 десяток: http://festival.1september.ru/articles/411673/ Если нам нужно найти какой-то документ, то мы выражаем свою потребность в виде информационного запроса - полуформализованного выражения информационной потребности. А что это значит - формализовать выражение? - (Избавить его от многозначности, синонимии, омонимии, разночтений, недосказанности, двусмысленности). Другими словами нам нужно выразить содержание документа или запроса на язык информационной системы или информационно-поисковый язык (ИПЯ). ИПЯ - это формализованный (искусственный) язык, предназначенный для выражения содержания документов и запросов для последующего поиска. Таблица – Количество полезных ссылок
Заключение Наиболее полезные документы, мне удалось найти в основном в первом десятке у двух поисковых машин. Наивысшая точность поиска наблюдается в поисковике №1 при просмотре первой страницы выдачи. Наибольшая суммарная эффективность (т+д) достигается при просмотре второй страницы выдачи у первого поисковика и просмотре четвертой страницы поисковика №2. Во втором поисковике эта сумма равна 112.5% , а в первом 105%.Соответственно, второй поисковик(Google) дает нам возможность быстрее и точнее найти требующуюся информацию, поэтому общее количество полезных ссылок больше во втором поисковике. Количество полезных документов у двух поисковых машин не совпадает. В принципе можно пользоваться и той и другой поисковой системой, просто качественнее это будет в Google! |
Контрольная работа по «Информатике» На тему: Исследование эффективности... Результат своих подсчетов я свела в таблицу, заполнила её в соответствии с требованиями (сосчитала кол-во полезных ссылок, определила... | Работа по информатике на тему: «Исследование эффективности поиска сведений в Интернете» Цель работы – исследовать эффективность работы поиска сведений в интернете, путем сопоставления выдаваемой полезной информации в... | ||
Контрольная работа По информатике Тема: «Информационно поисковые языки» Целью данной работы является исследование эффективности поиска в Интернете сведений на тему «Информационно поисковые языки», в качестве... | Курсовая работа на тему: «Исследование эффективности поиска в Интернете... Целью данной работы является оценка эффективности поисковых стратегий в информационно-поисковых системах (ипс) | ||
Курсовая работа по информатике на тему: «Эффективность поиска в Интернете... Целью данной работы является оценка эффективности поисковых стратегий в информационно-поисковых системах (ипс) | Исследование эффективности поиска сведений в интернете Хх столетия. Эта дисциплина возникла в ответ на увеличившуюся потребность в эффективных методах сбора, обработки, хранения, поиска... | ||
Конспект урока по информатике для учащихся 11 класса «Средства поиска данных в Интернете» Введение. Содержание дисциплины и порядок ее изучения. Фактографический поиск. Математические модели фактографического поиска. Информационная... | Контрольная работа по информатике Контрольная работа по информатике за 1 четверть, 8 класс | ||
Дипломная работа на тему: Информационный продукт как фактор развития... Информационный продукт основа инновационной туристской деятельности. Электронная технология в туризме | Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы... Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | ||
Конспект урока по информатике в 8 классе Цель урока: Познакомить учащихся с мировой сетью Интернет и его информационной системой – Всемирной паутиной (www), со способами... | Практическая работа №18 Система управления базами данных Microsoft Access 2007 Пусть в созданной в предыдущей лабораторной работе бд «Учет выдачи и возврата книг» требуется получить сведения о книгах по определенной... | ||
Определитесь с инструментами поиска Для обнаружения в текстах фрагментов, аналогичных заданному, используются инструменты линейного поиска информации. К таким инструментам... | Лабораторная работа №1 По теме ««Изучение Internet в целях использовании... Лабораторная работа предназначена для: обоснования потребности, необходимости и удобства использования среды Internet для поиска... | ||
Контрольная работа на тему Средства хранения и поиска документов «информация». Информация это все: от простой записки до научной монографии. Информация это все фиксированные сообщения: книги, газеты,... | Курсовая работа на тему: «Совершенствование системы мотивации как... |