Конспект урока по информатике для учащихся 11 класса «Средства поиска данных в Интернете»
по учебнику И. Г. Семакин
Тип урока: комбинированный
Цели:
Обучающие:
дать представление о поисковых службах Интернета.
познакомить учащихся с поисковыми каталогами и поисковыми указателями.
научить пользоваться браузерами для просмотра WEB – ресурсов, искать информацию средствами Интернет.
Развивающие:
развивать у учащихся логическое мышление, информационную культуру
прививать учащимся основные приемы работы с помощью средств поиска в Интернете.
Воспитательные
прививать интерес к предмету, воспитывать культуру труда, общения : учитель –ученик - ПК.
формировать расширение кругозора, навыки самостоятельности и дисциплинированности.
Оборудование: экран, проектор, ПК с выходом в Интернет - 11 шт., и др.
Наглядные пособия: презентация урока.
Программное обеспечение:
Программы: Microsoftt Office, обработки изображений.
Презентация урока (Microsoft PowerPoint)
План урока:
Организационный момент – 3 мин.
Актуализация знаний – 6 мин.
Объяснение новой темы – 12 мин.
Закрепление, работа на ПК– 20 мин.
Подведение итогов урока и домашнее задание – 4 мин
Элементы урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деят-сть обуч-ся
| Приемы и методы учителя и обуч-ся
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Организационный момент
| 3 мин
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
| Проверить готовность к уроку. Отметить отсутствующих.
Сообщение темы и целей урока.
Мир виртуальная сетка окутала Судьбы связала, сплела, перепутала. Сети электронной большое сплетение Двинемся мы на его покорение. Мысли уверенных станут движением Всюду, всегда будем в ногу со временем Компьютер для всех и компьютер всегда! Хорошая истина очень проста.
О чём идёт речь в данном стихотворении?
И тема урока «Способы поиска данных в Интернете».
Сейчас мы займёмся поисками данных в Интернет. Это потребуется для обучения и для укрепления своего здоровья, т. к.
Здоровье – это не всё,
но всё без здоровья – ничто.
Сократ
Сегодня мы с вами попытаемся найти ответ на вопрос: Как сберечь здоровье, ведя здоровый образ жизни «ЗОЖ»?
Кладезем информации является Интернет, где мы постараемся найти ответ на данный вопрос, но прежде чем к этому подойти, нам надо поближе познакомиться с поиском данных в сети.
На уроке мы продолжим: работать в среде браузера; просматривать Web-страницы; искать информацию по заданным адресам; искать информацию по ключевым словам..
| Слушают учителя
Участвуют в беседе
|
Рассказ
| Актуализация знаний (изучение материала)
| 6 мин
Слайд 4
| Для перехода к новой теме нам надо повторить пройденный материал. - Что такое Всемирная паутина?. - Что называется Web-сервером? - Что называется Web-страницей?
- Что такое Web-сайт? - Гиперссылка – это?
- URL- адрес, из чего он состоит?
- Что такое в вашем понимании Web – браузер?
- На каком языке пишется имя сайта? - Сочетанием каких клавиш позволяет осуществить переход с англ. на рус. и наоборот?
|
Обучающиеся отвечают на вопросы (ответы оцениваются)
| Фронтальный опрос
Беседа
| Изучение нового материала
| 12 мин
Слайд 5
Слайд 6
| Для поиска информации в Интернет можно воспользоваться несколькими способами. Сегодня мы рассмотрим эти способы. Прежде чем приступить к поиску информации необходимо открыть браузер
Связь страниц с помощью гиперссылок.
Web-страницы связаны между собой гиперссылками, но эти связи не имеют регулярности, т. е. система этих страниц не структурирована.
URL- адрес.
Координатой Web-документа является его URL- адрес, но адрес, с содержанием документа, не связан.
Для загрузки нужной страницу или сайта надо в адресной строке браузера набрать соответствующий адрес. Любая Web-страница имеет адрес и расположена на одном из Web-серверов, который тоже имеет адрес. Пример: http://www.admbuy.ru/turizm.php – Официальный сайт городского округа город Буй 3. Поисковая служба Интернет. Поисковая служба основана на услугах поисковых серверов.
|
Объяснение учителя с использованием презентации.
| Рассказ
Беседа
| Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ. Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.
Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог
Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.
Поисковые указатели принцип их работы заключается в создании и использовании индексных списков – аналогов книжных предметных указателей. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:
- сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы — черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;
- индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;
- рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).
В России наиболее крупными и популярными поисковыми указателями являются:
«Яndex» (www.yandex.ru)
«Pамблер» (www.rambler.ru)
«Google» (www.google.ru)
| Закрепление (работа на ПК)
| Слайд 7
2 мин
Слайд 8
18 мин
| Перед компьютерной частью урока Физминутка.
упражнения для глаз:
1) вертикальные движения глаз вверх - вниз;
2) горизонтальное вправо - влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее. Фронтальная работа Зайти на страницу сайта по теме: «Здоровье будущих поколений». Портал
«Образование Костромской Области»
http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/prof-IPB/default.aspx
Сохранить материал страницы «Пропаганда ЗОЖ».
Воспользоваться Алгоритмом.
Самостоятельная работа. Практическое задание. Найти информацию по теме: «Здоровый образ жизни школьников». Сохранить в своей папке.
| Слушают уч-ля и выполняют работу на ПК
Работают самостоятельно
| Беседа
| Подведение итогов
| 3 мин
Слайд 9
| Подсчет баллов Выставление оценок
Чему вы научились сегодня на уроке?
Какие разновидности поисковых серверов существуют?
Какие вы знаете способы поиска информации в Интернет?
| Подсчет баллов Отвечают на вопросы
|
| Домашнее задание
| 1 мин
Слайд10
Слайд11
| Учебник: § 28 вопросы
Практикум: Работа 3.5 Задание 1
|
| Объяснение
| Рефлексия
| Выбрать смайлик и обменяться с соседом по парте.
| Учитель проверяет
|
| Литература, теги к уроку:
И.Г.Семакин, Е.Г.Хеннер «Информатика и ИКТ» Базовый уровень Учебник для 10-11 классов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
И.Г.Семакин, Е.Г.Хеннер, Т.Ю.Шеина «Практикум по информатике и ИКТ» Базовый уровень для 10-11 классов – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
http://www.metod-kopilka.ru/page-int1.html
|