Программа по дисциплине «Технологии Интернет»





Скачать 136.93 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «Технологии Интернет»
Дата публикации26.03.2015
Размер136.93 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Федеральное агентство по образованию

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТ
Учебная программа дисциплины
по специальностям

230201.65 Информационные системы и технологии

230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014


ББК **.**
Учебная программа по дисциплине «Технологии Интернет» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Предназначена для студентов по специальностям 230201.65 Информационные системы и технологии, 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Составитель: Сачко М.А., ст. преподаватель, кафедра информационных систем и прикладной информатики

Утверждена на заседании кафедры ИСПИ от 19.03.2014 г., протокол № 9

Утверждена на заседании Учёного совета института ИИБС от 29.04.2014г., протокол № 7

© Издательство Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ
Интернет – это всемирная сеть сетей, которая использует для взаимодействия стек протоколов TCP/IP. Вначале Интернет был создан для улучшения взаимодействия между научными организациями, выполнявшими работы в интересах правительства США. В течение 80-х годов к Интернету подключились образовательные учреждения, государственные организации, различные американские и иностранные фирмы. В 90-е годы Интернет переживает феноменальный рост, причем увеличение числа соединений превышает все темпы, имевшие место ранее. Теперь к Интернету присоединены многие миллионы пользователей, причем только половина из них коммерческие пользователи. Дисциплина «Технологии Интернет» рассматривает прикладной уровень сетей Интернет/Интранет. Изучаются основные сервисы Интернет: DNS, DHCP, e-mail, WWW, FTP, и их администрирование. Изучается программирование CGI-приложений для построения интерактивных веб-сайтов. Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности. Дисциплина «Технологии Интернет», изучающий приложения и сервисы, работающие в сетях Интернет/Интранет, базируется на курсах «Телекоммуникационные технологии» и «Сети ЭВМ», в которых были рассмотрены более низкие уровни сетевого взаимодействия. Поскольку основная операционная система серверов Интернет – Unix, требуется владение этой ОС в объеме курса «Введение в Unix». Данная программа построена в соответствии с учебным планом специальностей 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», 230201.65 «Информационные системы и технологии».


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели освоения учебной дисциплины
Целью дисциплины является подготовка технических специалистов – администраторов Интернет, ответственных за организацию и управление сервисами Интернет в сети крупной организации, а также разработчиков и администраторов веб – сайтов. Основные задачи изучения дисциплины:

- формирование у студентов навыков проектирования и обслуживания сервисов информационных сетей в организации;

- ознакомление с основными сервисами Интернет;

- приобретение практических навыков работы с серверным оборудованием;

- формирование навыков поддержки серверов WWW и FTP.
1.2 Перечень компетенций, приобретаемых

при изучении дисциплины
В результате изучения дисциплины «Технологии Интернет» в течение одного семестра студент должен приобрести следующие компетенции:

- комплексно проектировать и обслуживать сервисы Интернет в организации; администрировать сеть (сети) рабочих станций;

- проектировать и администрировать зону (зоны) DNS, производить регистрацию доменного и адресного пространств в соответствующих регистрах;

- организовывать и администрировать систему электронной почты предприятия;

- поддерживать серверы WWW и FTP;

- создавать интерактивные сайты с помощью проектирования и программирования CGI-приложений;

- обеспечивать безопасность корпоративной сети с помощью фильтрации трафика.

1.3 Основные виды занятий и особенности их проведения
Дисциплина «Технологии Интернет» изучается студентами очной формы обучения специальностей 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», 230201.65 «Информационные системы и технологии» в девятом семестре. Общее количество часов, которое отводится для изучения дисциплины — 119. Согласно учебному плану выделяется 17 часов лекций, 34 часа практических занятий и 68 часов для самостоятельной работы студента.

Для студентов заочной формы обучения согласно учебному плану отводится 85 часов, в том числе 22 часа аудиторных занятий (8 часов лекций и 14 часов лабораторных занятий) и 63 часа СРС.

В ходе изучения дисциплины студент слушает лекции по теоретическому материалу, ряд вопросов выносится на самостоятельное изучение. Контроль усвоения материала проводится по результатам выполнения лабораторных работ. Для помощи студенту в освоении теоретического материала лекционных занятий и самостоятельной работы предусматриваются консультации ведущего преподавателя. Между аудиторной и самостоятельной работой студентов существует очень тесная взаимосвязь. Студенты, получая знания на лекционных занятиях должны применить их на практических занятиях и при выполнении самостоятельных работ.

1.4 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Для текущего контроля знаний осуществляется проверка отчетов по лабораторным работам и выборочный опрос студентов во время проведения лекционных занятий. Промежуточный контроль знаний студентов проводится в виде зачета, по результату работы студентов на практических и лекционных занятиях. Дисциплина включает три основных блока: два блока сдаются студентами на текущей аттестации и, третий блок на промежуточной атте-стации. Оценка по дисциплине выводится на основе следующих составляющих:

– первая текущая аттестация 40 баллов

– вторая текущая аттестация 40 баллов

– промежуточная аттестация 20 баллов.

ИТОГО 100 баллов.
1.5. Техническое и программное обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных и лабораторных занятий по дисциплине необходимо:

– аудитория, оборудованная мультимедийным оборудованием и средством для изображения формул, рисунков;

– компьютерный класс с рабочими станциями под управлением ОС Windows (не менее 3 компьютеров) и Unix (Linux, Solaris, BSD) с полной поддержкой сети – не менее 5 компьютеров, с доступом с корпоративную сеть ВГУЭС.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций
1. Задача подключения локальной сети организации к Интернет и шаги по ее выполнению. Выбор провайдера. Организация физического канала («последняя миля»). Определение схемы IP-адресации в сети предприятия и схемы обеспечения безопасности. Регистрация адресного и доменного пространств. Приобретение оборудования. Настройка передачи IP-трафика. Запуск DNS. Обеспечение предприятия электронной почтой. Обеспечение информационных сервисов. Организация доступа в сеть предприятия по дозвону. Установка необходимого программного обеспечения на рабочие станции пользователей, инструктаж пользователей.

2. Динамическое выделение IP-адресов. Протокол DHCP. DHCP-клиенты и серверы и их конфигурирование.

3. DNS – доменная система имен. Имена и адреса. Регистры и регистрация в Интернет. Служба DNS. Конфигурирование клиента DNS. Другие службы распознавания имен и порядок их использования хостом. Порядок выполнения DNS-запроса. Программа nslookup. Другие службы распознавания имен. Программный пакет BIND, конфигурация сервера. Первичные и вторичные серверы DNS. Конфигурационный файл /etc/named.conf (/etc/ named.boot). Файл root.cache. Файл зоны. Типы стандартных записей ресурсов. Файл обратной зоны. Файл локальной петли. Создание под-домена. Дополнительные возможности BIND. Уведомление об изменении базы данных. Динамические изменения в базе данных. Форвардеры. Вопросы безопасности. Управление работой демона named

4. Электронная почта. Организация службы электронной почты в Интернет, адресация, стандарты и протоколы. Почтовые агенты в различных ОС. Структура email-сообщения. Заголовки почтового сообщения. MIME: сложные сообщения, кодировки символов, типы данных. Примеры почтовых сообщений с заголовками. Основные команды протокола SMTP. Основные команды протокола POP. Протокол IMAP. Программа sendmail: ее функции и составные части. Псевдонимы, списки рассылки и форвардинг Конфигурация sendmail (файл sendmail. cf). Макросы и классы, предопределенные макросы и классы. Правила и наборы правил. Правила выбора агентов доставки; определения агентовдоставки. Порядок применения наборов правил. Специальные наборы правил (check_...). Подходы к конфигурированию sendmail. Управление работой sendmail и тестирование конфигурации. Сервер POP3 и его установка.

5. Информационные сервисы. Протокол FTP и его команды. Схемы работы. Создание и администрирование анонимного FTP-сервера. Протокол HTTP. HTTP-запрос, методы, форматы и назначение заголовков. HTTP-ответ: статусы, форматы и назначение заголовков. Заголовки данных, кодировки символов. WWW-сервер Apache, модульная структура. Цикл обработки запроса клиента и его фазы. Конфигурирование сервера: файлы, контексты, директивы, разрешения. Управление доступом, аутентификацией и авторизацией. Выполнение CGI-скриптов. Механизм SSI (Server Side Includes). Дополнительные модули: перекодировка кириллицы. Perl API и модуль mod_perl. Apache и Java (mod_jserv). Apache и SSL (mod_ssl). Компиляция и установка сервера и работа с ним. Кэширование и прокси-серверы.

6. CGI и веб-программирование. Интерфейс CGI, его задачи и функ-ции. Конфигурирование сервера Apache для исполнения CGI-скриптов. Структура URL и кодирование данных запроса. Переменные окружения CGI. Проблема сохранения состояния; cookies и другие методы сохранения состояния. Программирование CGI-скриптов на языке Perl. Установка Perl и его библиотек (Unix). Минимальное введение в Perl: типы переменных; операторы, выражения и операции; кавычки и интерполяция; работа с регулярными выражениями; работа с файлами и запуск других программ; работа со строками; написание функций; системное окружение программы и использование библиотек. Библиотека CGI.pm. Строение скрипта и общие методы CGI-программирования.

7. Удаленный доступ и протокол PPP. Сценарии удаленного доступа в корпоративную сеть. Протокол PPP, его задачи, подпротоколы. Взаимодействие PPP-клиента и сервера на примере OC Unix, Windows. 8. Обеспечение безопасности в корпоративной сети. Задача обеспечения безопасности в корпоративной сети. Брандмауэры и их разновидности; открытые и закрытые сети. Списки доступа на маршрутизаторах.

2.2 Перечень тем лабораторных/практических занятий
1. DHCP. Настройка DHCP-клиентов и серверов. Динамическое и фиксированное распределение IP-адресов сервером DHCP.

2. DNS. Получение информации из баз данных DNS, опрос DNS-серверов. Настройка DNS-клиента. Конфигурирование DNS-сервера. Построение и конфигурирование доменной системы из двух уровней (пять зон). Динамическое редактирование базы данных.

3. Электронная почта. Работа непосредственно с протоколом SMTP. Создание Списков рассылки и автоматических обработчиков входящей почты. Работа непосредственно с протоколом POP-3, создание сервера и POP-пользователей. Конфигурирование sendmail, фильтрация сообщений, маскарадинг.

4. Информационные сервисы. Установка и настройка анаонимного FTP-сервера. Установка и настройка WWW-сервера с перекодировкой кириллицы. Аутентификация и авторизация. Организация кэша и про-кси-сервера.

5. CGI и веб-программирование. Написание CGI-приложения.

6. Организация дозвона. Конфигурирование клиента и сервера удаленного доступа на ОС Unix и Windows. Обеспечение доступа клиента в корпоративную сеть и Интернет.

7. Обеспечение безопасности в корпоративной сети. Построение легкого брандмауэра на основе списков доступа и оболочек сервисов.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
3.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине
3.1.1. Тематика контрольных работ

1. Подключение локальной сети организации к сети Интернет.

2. Сервер доменных имен.

3. Динамическое распределение адресного пространства.

4. Электронная почта. 5. WEB сервер.

6. Файловый сервер.

7. Удаленный доступ к сети.

8. Создание динамического сайта.

9. Обеспечение безопасности локальной сети.

10. Обработка статистической информации серверов.
3.2. Методические рекомендации по организации СРС
В рамках общего объема часов, отведенных для изучения дисциплины, предусматривается выполнение следующих видов самостоятельных работ студентов (СРС): самостоятельное изучение теоретического материала, теоретическая подготовка к лабораторным работам и их защите, контрольные работы на лекционных занятиях. Для выполнения лабораторных работ в соответствии с разделом 2.2 настоящей учебной программы студент должен предварительно освоить теоретический материал соответствующих тем. Для выбора темы контрольной работы студентам заочной и вечерней формы обучения предлагается использовать нумерацию зачетной книжки по принципу: «последняя цифра номера зачетной книжки – номер варианта самостоятельной работы» (раздел 3.1.1). К оформлению текстовой части, таблиц, иллюстраций и списка использованной литературы предъявляются единые требования в соответствии с СТО 1.105-2007 «Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению дипломных, курсовых работ (проектов); контрольных работ, рефератов».
3.3. Рекомендации по работе с литературой

За последнее десятилетие информационные технологии в сфере телекоммуникаций и Интернет технологий сделали большой эволюционный рывок, как в области применяемых технологий, так и в сферах использования. Появилось и множество литературы описывающей применяемые протоколы, стандарты. Но так как мир не стоит на месте и постоянно развивается, а самой быстроразвивающейся считается информационный мир, то можно сказать, что многие учебники, выпущенные год или два назад содержат не полную информацию о том, или ином описываемом объекте. Самый объективный и самый актуальный теоретический материал для изучения дисциплины «Технологии Интернет» находится в самой сети Интернет. Несмотря на это, центральные издательства выпустили достаточное количество литературы, необходимой самостоятельного для изучения и подготовки. Для изучения дисциплины «Технологии Интернет», среди последних изданий учебной литературы, можно отнести учебники [1,2,3] затрагивающие многие темы сетевых технологий и технологий Интернет. Для подготовки к лабораторным работам необходимо использовать литературу [4] описывающую практические особенности работы с ОС UNIX. Для более детального изучения практической части дисциплины также рекомендуется ознакомиться с электронными изданиями в сети Интернет [5]. Для подготовки к зачету и интенсификации самостоятельной работы студентам предлагается презентация учебного материала и конспект лекций, находящиеся на портале раздаточных материалов ВГУЭС.

3.4. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины
1. Опишите функции слоев стека TCP/IP и их взаимосвязь.

2. Опишите задачи, стоящие перед системным интегратором при подключении предприятия к Интернет.

3. Зачем нужно динамическое распределение IP-адресов? Укажите его преимущества и недостатки по сравнению со статическим.

4. Как выполняется DNS-запрос?

5. Чем зона DNS отличается от домена?

6. Перечислите конфигурационные файлы, необходимые для первичного сервера зоны.

7. Как разбить сеть класса С на поддомены? Сформулируйте основную проблему этой задачи.

8. Сформулируйте, как обратное DNS преобразование технически сводится к прямому.

9. Чем отличаются почтовые агенты: транспортный, доставки, пользовательский?

10. В чем разница между протоколами POP и SMTP?

11. В чем состоят функции почтового сервера?

12. Назовите составные части сложного почтового сообщения (текст с двумя файлами-приложениями)? Укажите ключевые для понимания формата сообщения заголовки и их значения.

13. Что такое MIME?

14. Опишите функции программы sendmail. Обоснуйте необходимость наличия сложного конфигурационного файла у этой программы.

15. Сравните sendmail с другими транспортными агентами.

16. Опишите, какие возможности имеет sendmail для ограничения (фильтрации) входящих и исходящих сообщений; какие критерии при этом используются.

17. Что такое маскарадинг? Приведите ситуации, в которых он может понадобиться.

18. Какие способы контроля и ограничения имеются в анонимном FTP?

19. Опишите алгоритм аутентификации клиента в протоколе HTTP.

20. Опишите алгоритм определения кодировки посылаемого клиенту документа, которым пользуется Russian Apache.

21. Укажите приоритет контекстов конфигурации в Apache.

22. Какие действия предпринимает сервер, если для обработки поступившего запроса требуется запуск CGI-программы?

23. Почему CGI-программа должна выдавать заголовок «Content-Type»?

24. Что позволяет делать модуль mod_perl?

25. В чем заключается основная особенность CGI-программирова-ия?

26. В чем состоит проблема сохранения состояния в CGI-программировании и какие существуют способы ее решения? Укажите их достоинства и недостатки.

27. Почему язык Perl считается наиболее удобным для написания CGI-приложений?

28. Опишите, что происходит при подключении клиента к серверу удаленного доступа на базе Unix (протокол PPP). Какие программы за-ускаются, в какой последовательности, что они делают?

29. Сформулируйте основные угрозы безопасности корпоративной IP-сети.

30. Дайте сравнительные характеристики различных типов бранд-мауэров.

4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1 Основная литература


  1. Вильям Столлингс. Компьютерные сети, протоколы и технологии Интернета / пер. с англ. А. Никифорова. - СПб. : БХВ-Петербург, 2012. - 832 с. : ил..

  2. Олифер В.Г. Компьютерные сети / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. - СПб. : Питер, 2011.

  3. Прохода А.Н. Обеспечение интернет-безопасности: практикум: учебное пособие для вузов / А.Н. Прохода. – М.: Горячая линия-Телеком, 2010. – 180 с.: ил.

  4. Ноа Гифт. Python в системном администрировании UNIX и Linux / Н. Гифт, Д. Джонс; пер. с англ. А. Киселева. - СПб. : Символ-Плюс, 2010. - 512 с. : ил.

4.2 Дополнительная литература


  1. АрмстронгД.С. Секреты Unix. – К.: Диалектика, 2006. Золотов С. Протоколы Internet: Руководство для профессионалов. – СПб.: BHV-СПб, 2004.

  2. Web-сервер под UNIX / науч. ред. А. Шинкарев. – СПб.; М.: Сим-вол-плюс, Нолидж, 2004.

  3. Найк Д. Стандарты и протоколы Интернета / пер. с англ. – М.: Рус-ская редакция ТОО «ChannelTradingLtd», 2004.

  4. Вакка Д. Безопасность интранет / пер. с англ. – М.:ООО «Бук Ме-диаПаблишер», 2004.

  5. Dowd K. Getting Connected: the Internet at 56K and Up. – O'Reily and Associates, Inc. lbitz and Liu.

  6. DNS and BIND. – O’Reily and Associates, Inc. B.Costales, E.Alman. Sendmail. – O’Reily and Associates, Inc. Chapman and Zwicky.

  7. Building Internet Firewalls. – O’Reily and Asso-ciates, Inc. 15



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРеферат по дисциплине «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии»
«Новостные службы и протоколы Интернет. Протокол nntp. Настройка программы чтения новостей. Новостные ленты. Служба rss»
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРеферат Современные технологии доступа в сеть Интернет
В настоящие время во всем мире существует огромное количество провайдеров, которые используют различные технологии доступа в сеть...
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРабочая программа учебной дисциплины «интернет-технологии»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Интернет технологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРабочая программа учебной дисциплины «интернет-технологии»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Интернет технологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРеферат по дисциплине Сетевые технологии высокоскоростных систем...
Но когда появляется желание лазить в Интернет с компьютера, лэптопа и кпк с возможностью беспроводного подключения, задумываешься...
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРеферат по дисциплине «Информационные технологии»
Примеры использования интернет ресурсов для изучения темы “Письменность японского языка”
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРабочая программа дисциплины “ компьютерные сети и интернет-технологии”...
Целью освоения дисциплины «Компьютерные сети и интернет технологии» является формирование компетенций и навыков применения современных...
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРабочая программа по дисциплине В. В интернет технологии
Рабочая программа составлена на основе фгос во и учебного плана мгту по направлению (специальности) 111100. 62 «Зоотехния»
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРабочая программа дисциплины «Интернет- технологии»
...
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconПрограмма дисциплины Технологии поиска, анализа данных и распространения информации в Интернет
Значение проекта Семантическая Паутина для расширения возмож-ностей смыслового поиска информации в сети Интернет
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРеферат «Интернет деньги» по дисциплине «технология научных исследований»
Но на сегодняшний день Интернет стал не только источником информации. Сейчас в сети можно найти работу, продать, купить что-либо....
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРефератов По дисциплине «Мультимедийные технологии»
По дисциплине «Мультимедийные технологии» для студентов 3 курса института спорта и физического воспитания, обучающихся по направлению...
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconКафедра информационных систем и прикладной информатики
Рабочая программа учебной дисциплины «Технологии Интернет» составлена в соответствии с требованиями ооп: 230400. 62 Информационные...
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconРеферат по дисциплине «информационные системы и технологии в образовании»
Сша, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию по любым сферам...
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция «Новые образовательные...
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы
Программа по дисциплине «Технологии Интернет» iconПояснительная записка. Данный урок рассчитан на обучающихся 10-11классов Линии интеграции
Урок рассчитан на 2 учебных часа, выстроен по технологии Интернет-урок, в его структуру включено использование Интернет-ресурсов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск