Федеральное агентство по образованию





НазваниеФедеральное агентство по образованию
страница1/25
Дата публикации26.03.2015
Размер3.76 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»

ПОДДЕРЖКА ВУЗОВ, ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное агентство по образованию
«Утверждаю»
____________________

____________________
____________________

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Пермский государственный университет»

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ инновационной образовательной программы
«Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества»


ЗА 2006- 2007 гг.

Ректор вуза _________________________ В.В.Маланин

(подпись, печать)

Руководитель инновационной образовательной программы
___________________________________ В.В.Маланин
15 декабря 2007 г.

Отчет принят оператором

______________________________

(подпись, печать)

« » ____________________2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Аналитическая справка о работе, выполненной в рамках реализации инновационной образовательной программы …………………..…

    1. Краткое представление основных целей и задач Программы…

    2. Краткая информация о расходовании средств субсидии и софинансирования по направлениям (всего и в том числе по годам)………………………………………………………………..

    3. Организация управления Программой …………………..……..

    4. Организация работы по Программе (организационные, технологические решения, нормативное закрепление) ..…………….

    5. Вовлеченность персонала вуза в реализацию Программы ……

    6. Вовлеченность внешних партнеров в реализацию программы .

    7. Реализованные и/или подготовленные инновации в образовательной деятельности…………………………………………….

    8. Реализованные и/или подготовленные инновации в научно-исследовательской деятельности …………………………….…

    9. Развитие кадрового потенциала вуза …………………………...

    10. Укрепление материально-технического оснащения вуза ……

    11. Мероприятия по информационному сопровождению реализации Программы ………………………………….…………..

  1. Показатели результативности программы. Комментарии к отчетной форме 4…………………………………………………………………...

    1. 2.1. Выполнение запланированных мероприятий и достижение показателей результативности Программы ……………………

    2. 2.2. Причины отклонений (невыполнение и перевыполнение) .…...

2.3. Влияние достигнутых результатов на развитие инновационного потенциала вуза ………………………………………………

    1. 2.4. Незапланированные результаты ………………..……………….

    2. 2.5. Запланированные и неожиданные эффекты от реализации Программы ……………………………………………………..





    3. 2.6. Предварительная оценка эффективности реализации (в т.ч. информация о социально-экономических эффектах и рисках, а также условиях для сохранения достигнутых результатов после прекращения государственной поддержки)…..…………

3. Комментарий к отчетным формам (в полном объеме будет предоставлен отдельным томом) ……………………………………………..

4. Проблемы и уроки реализации инновационной образовательной программы ……………………………………………………………….

4.1. Проблемы, возникшие при реализации программы ……………..

4.2. Уроки, полученные при реализации программы ………………...

4.3. Рекомендации по необходимым изменениям, корректировкам и дополнениям в организацию и обеспечение реализации инновационных образовательных программ в системе высшего профессионального образования ……………………….…………….

5. Заключение ………………………………………………………………



4

4

16

19
22

35

38
46
138

164

214
221
230
230

248
265

292
294
298
302
303

303

308


310

313

1. Аналитическая справка о работе, выполненной в рамках реализации инновационной образовательной программы



    1. Основные цели и задачи программы


В настоящее время российская высшая школа находится в состоянии системных преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют постановки адекватных им новых целей образования. Образование должно не только обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки выпускников вузов, но и формировать у них такие качества как способность к системному видению реальности, умение формулировать цели инновационного развития в своей области, творчески ставить и решать проблемы, обладать способностью к диалогу, адаптации в коллективе, совместной работе.

В число новых целей высшего образования входит обеспечение конкурентоспособности выпускников вузов, ставшее предельно важным в условиях становления экономики, основанной на рыночных принципах. По отношению к ней решающее значение приобретает не только объем и качество знаний, даваемых в вузе, но и уровень компетентности, который должно обеспечить высшее образование для подготовки выпускников к жизни в современном обществе. Содержание образования должно быть таким, чтобы в результате его обучаемый проявлял такие качества как функциональная грамотность, методологическая, профессиональная и общекультурная компетентности. В настоящее время, в связи с формированием информационного общества, к этому перечню добавилась еще одна важная составляющая – информационно-коммуникационная компетентность, в формировании которой у выпускников университетов, в силу ряда причин, наблюдается значительное отставание.

Целью инновационной образовательной программы Пермского государственного университета является формирование качественно новой высокоразвитой информационно-образовательной среды классического университета, необходимой для подготовки высокопрофессиональных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности, отвечающей современным требованиям общественного и социального развития.

Инновационная образовательная программа (далее – Программа) адресована как тому сообществу, в котором (и на благо которого) работает университет, так и его коллективу.

Указанное сообщество («внешний мир») – это, с одной стороны, регион (Пермский край), в котором классический университет является системообразующим фактором в образовательной, научной и культурной сфере. Заявляемая программа будет работать на реализацию Программы социально-экономического развития Пермского края, которую университет начал разрабатывать в 2005 г. по заказу краевой администрации (в качестве победителя конкурса) и продолжает разрабатывать в настоящее время.

С другой стороны, Пермский государственный университет является составной частью системы высшего образования страны, и результаты реализации программы смогут быть использованы в интересах модернизации этой системы.

Программа адресована, разумеется, и самому университету. Следствием ее реализации станет переход университета на качественно новый уровень развития, определяемый возможностями, предоставляемыми высокоразвитой информационно-образовательной средой, связанные с этим качественные преобразования в учебной и научно-исследовательской работе, управлении учебным процессом, взаимодействии с внешним миром.

Благодаря данной программе университет осуществит решительный прорыв в своем развитии, войдет в группу ведущих региональных университетов страны и обеспечит себе условия для устойчивого развития.




Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы
Инновационные образовательные задачи

  1. Системная перестройка образовательного процесса по различным направлениям и специальностям классического университетского образования с целью достижения заданного уровня информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета.

Решение этой задачи включало:

  • системно-согласованное формирование всех компонентов учебного плана для достижения целей инновационной образовательной программы;

  • повсеместное внедрение информационных технологий во все традиционные виды учебной деятельности: лекции, лабораторные практикумы, курсовое и дипломное проектирование и пр.

  • увеличение удельного веса в использовании современных приемов и методов обучения на базе ИКТ: коллективное проектирование, дистанционные консультации, деловые игры, тематические телеконференции и пр.

  • создание системы поддержки самостоятельной работы студентов (всех форм обучения) на базе дистанционных компьютерных образовательных технологий,

  • полное обеспечение методическими материалами, учебниками, вспомогательной литературой по учебным курсам, полноценного комплектования библиотеки периодическими изданиями и другими новейшими источниками информации, в том числе зарубежного издания;

  • доведение доли самостоятельной работы студентов в общем балансе времени на обучение до уровня, существующего в ведущих российских и зарубежных университетах;

  • создание условий для получения студентами дополнительного образования в сфере ИКТ (с получением соответствующих сертификационных документов) по международными образовательным программам (Microsoft, Intel и т.д.);

  • проведение мониторинга уровня информационно-коммуникационной компетентности студентов на различных этапах обучения;

  • доведение коммуникативных навыков студентов до уровня требований, предъявляемых в современной деловой сфере;

  • создание условий для принципиального изменения уровня иноязычной коммуникационной компетентности студентов путем оснащения специальных кабинетов, аудиторий и классов, приобретения и создания учебно-методических материалов.

  1. Создание условий для полноценного информационного обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности (включая НИР студентов).

  2. Увеличение удельного веса исследовательской компоненты образовательного процесса, ориентация исследовательских проектов на использование ИКТ.

  3. Мотивация творческой активности преподавателей, сотрудников университета и студентов путем поощрения разработки новых изобретений, созданию новых компьютерных программ и их реализации в виде инновационных проектов. Привлечение студентов к участию в конкурсах, к разработкам, требующим творческого подхода, нестандартного «свежего» взгляда на проблему.

  4. Приведение квалификации и технической оснащенности профессорско-преподавательского состава в сфере использования ИКТ в учебной и научно-исследовательской работе в соответствие с задачей формирования заданного уровня информационно-коммуникационной компетентности выпускников университета; привлечение в университет новых молодых преподавателей.

  5. Усиление отражения региональных потребностей в сфере формирования профессиональной части информационно-коммуникационной компетентности.


Решения этих задач реализовано через ряд научно-производственных и научно-исследовательских проектов. В первую категорию входит:

  1. Реструктуризация служб, обеспечивающих информатизацию университета, с целью четкого определения функционала в инновационной образовательной программе.

  2. Оснащение (дооснащение) учебных и научно-учебных лабораторий университета современными техническими средствами на базе ИКТ.

  3. Создание учебно-методических комплексов нового поколения, учитывающих задачу формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускников университета.

  4. Разработка и проектирование учебных курсов с использованием новейших информационных и коммуникационных технологий, новых принципов организации учебного процесса и планирования учебных дисциплин.

  5. Включение в систему контроля качества университетского образования мониторинга уровня информационно-коммуникационной компетентности выпускников.

  6. Отражение в единой информационной системе управления университетом контроля уровня информационно-коммуникационной компетентности студентов.

  7. Приведение системы дистанционного обучения университета в соответствие с задачами формирования информационно-коммуникационной компетентности.

  8. Реализация программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по использованию ИКТ в учебной и научно-исследовательской работе.

  9. Создание современного университетского комплекса научной и образовательной информации на основе распределенных научных и образовательных информационных ресурсов электронной библиотеки университета, факультетов и научных центров, обеспечения доступа к электронным ресурсам других отечественных и зарубежных информационных научных и образовательных центров.


Указанные ниже научно-исследовательские проекты позволили создать теоретическую базу для решения поставленных выше инновационных образовательных задач.

  1. Исследование необходимого уровня информационно-коммуникационной компетентности выпускника классического университета, задаваемого требованиями информационного общества и рынка труда.

  2. Исследование сравнительной эффективности форм и методов реализации информационно-коммуникационной компетентности выпускника классического университета.

  3. Построение модели формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в условиях развитой информационно-образовательной среды.


* * *
Выше описаны цели и задачи Программы такими, какими они виделись на этапе формирования заявки на конкурс инновационных образовательных программ. Они, разумеется, не изменились. Однако за два года реализации Программы на первый план вышли цели и задачи не столько собственно ее, сколько того, как она скажется на стратегическом развитии университета.

Программа как таковая подходит к своему формальному завершению. Закуплено и в основном запущено в эксплуатацию огромное количество оборудования, создан большой массив новых учебно-методических материалов, бо́льшая часть преподавателей прошла повышение квалификации по тематике программы, проведены многие другие работы. Все это потребовало от коллектива университета, его руководства, огромных усилий. И, тем не менее, коллектив университета сознает, что достижение той цели, ради которой эти усилия предпринимались, в основном впереди. Эта цель – становление Пермского госуниверситета как ведущего инновационного вуза – была в неявном виде провозглашена еще на этапе формирования заявки на конкурс. В развернутом виде эта цель такова: трансформация университета в интегрированный инновационный научно-образовательный комплекс. В этом процессе инновационной образовательной программе принадлежит огромная роль.

При выборе темы Программы был ряд формальных ограничений, и были заданы извне два ключевых слова: «инновационная» и «образовательная». Разработчикам следовало определить, какие инновационные процессы могут быть общими для подготовки физиков и политологов, химиков и журналистов, т.е. значительной части весьма разнородных специальностей и направлений классического университетского образования. Кроме того, требовалось дать ответ на очень важный вопрос: решение какой масштабной задачи может приблизить университет к указанной выше цели? Прошло почти два года, и можно утверждать, что инновационная образовательная программа Пермского государственного университета «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества» удовлетворяет указанным требованиям. Эта Программа несет в себе мощный инновационный потенциал, который, благодаря своей широте и значимости, огромной работе, проделанной коллективом университета, позволил заложить фундамент для его трансформации в иное качество, обозначенное выше.

Следует отметить, что указанная цель была, пусть и не столь явно как в Программе, сформулирована университетом за несколько лет до появления национального проекта «Образование». В Концепции стратегического развития Пермского государственного университета на период до 2010 г., принятой Ученым Советом в 2003 г., совокупность стратегических целей в сфере образовательной, научной и иных видов деятельности ведет к созданию указанного комплекса. Но верно и то, что инновационная образовательная Программа стала мощным ускорителем на пути продвижения к достижению этой цели и позволила за два года пройти такой отрезок этого пути, на какой в обычных условиях экстенсивного развития потребовалось бы десятилетие. Программа в этом смысле важна не только сама по себе – она стала катализатором многих процессов в университете, которые в ней непосредственно не прописаны, добавила коллективу уверенности в своих силах.

Уточним, что понимается под термином «интегрированный инновационный научно-образовательный комплекс». Начнем с ключевой в контексте данного обсуждения дефиниции «инновационный университет», породившей большие и не завершенные пока дискуссии. В сфере производства продукции, товаров и услуг понятиям «инновационная система» и «инновационная деятельность» придан некий официальный статус1, однако их распространение на деятельность образовательного учреждения отнюдь не очевидно.

Инновационный университет – это не только состояние, но и процесс непрерывного развития, охватывающий основные виды деятельности: образовательную и научно-исследовательскую (принцип непрерывного развития). Инновационный университет использует в этой деятельности и в управлении инновационные технологии (принцип технологичности). Инновационный университет действует в конкурентной рыночной среде и стремится к коммерциализации своей деятельности в пределах, не разрушающих его академическую (университетскую) сущность (принцип коммерциализации). Инновационный университет совершенствует и развивает свою структуру, адаптируя ее к изменяющимся условиям деятельности (принцип адаптивности структуры). Региональный инновационный университет активно участвует в социально-экономическом развитии того социума (региона), в который он интегрирован (принцип региональности).

Инновационное развитие регионального университета включает решение следующих задач.

В сфере образовательной деятельности:

  • создание материальной базы для ведения образовательной деятельности на современном уровне;

  • введение новых направлений подготовки, требуемых рынком и/или социальной сферой;

  • внедрение новых образовательных технологий;

  • внедрение (путем приобретения и/или разработки) учебно-методического обеспечения, обеспечивающего новые образовательные технологии;

  • реализация непрерывного образования («образования через всю жизнь»), включающего элементы общего, среднего профессионального, послевузовского образования2;

  • подготовка выпускников к предпринимательской деятельности в сфере полученного вида образования;

  • освоение профессорско-преподавательским персоналом новых образовательных технологий.

В сфере научной деятельности:

  • создание материальной базы для ведения образовательной деятельности на современном уровне;

  • создание системы охраны интеллектуальной собственности;

  • реализация инновационных циклов (научная разработка – технологическая разработка – внедрение и коммерциализация наукоемкой продукции);

  • участие в крупных региональных, федеральных и международных программах;

  • выполнение договорных работ по заказам государственных и негосударственных предприятий;

  • интеграция с академической наукой.

В сфере экономики:

  • привлечение бюджетных, внебюджетных, спонсорских и иных средств на уровне, обеспечивающем задач развития университета;

  • диверсификация источников финансирования.

В сфере управления:

  • создание материальной базы для управления университетом на современном уровне;

  • создание инфраструктуры инновационной деятельности;

  • создание новых (в т.ч. совместных) кафедр, лабораторий, институтов, учебно-научных подразделений, университетских округов;

  • создание и поддержание в актуальном состоянии системы управления, позволяющей реализовывать инновации.

В сфере регионального развития:

  • формирование системы стратегического партнерства с органами власти региона;

  • становления центральной роли в системе образования региона;

  • выполнение крупных инновационных проектов по заказу региона по развитию его социальной, экономической и иных сфер;

  • подготовка элитных специалистов для региона.

Университет, успешно продвигающийся в решении указанных выше задач, фактически выходит за традиционные рамки классического университета и становится интегрированным инновационным научно-образовательным комплексом. Последующая часть данного Отчета демонстрирует, что основы для соответствующего развития, благодаря Программе, действительно заложены.


1.2. Краткая информация о расходовании средств субсидии и софинансирования по направлениям

Общие сведения о расходовании средств по направлениям за 2006 год приведены в таблице 1, за 2007 – в таблице 2, суммарные показатели за два года – в таблице 3.

Таблица 1





Направление 1: лаборатор­ное оборудо­вание

Направление 2: программ­ное и методи­ческое обеспе­чение

Направление 3: Модерниза­ция материа­льно-техни­ческой базы

Направление 4: повышение квалификации персонала

Средства федераль­ного бюд­жета (млн. руб.)

185,5

12,0





Софинан­сирование (млн. руб.)

10,7

12,4

19,9

7,0

ИТОГО

196,2

24,4

19,9

7,0


ВСЕГО – 247,5 млн. руб., в т.ч.

субсидия – 197,5 млн.руб.,

софинансирование – 50,0 млн.руб.
Таблица 2





Направление 1: лаборатор­ное оборудо­вание

Направление 2: программ­ное и методи­ческое обеспе­чение

Направление 3: Модерниза­ция материа­льно-техни­ческой базы

Направление 4: повышение квалификации персонала

Средства федераль­ного бюд­жета (млн. руб.)

187,5

10,0





Софинансирование (млн. руб.)

9,2

13,3

10,5

17,0

ИТОГО

196,7

23,3

10,5

17,0


ВСЕГО – 247,5 млн. руб., в т.ч.

субсидия – 197,5 млн.руб.,

софинансирование – 50,0 млн.руб.
Таблица 3





Направление 1: лаборатор­ное оборудо­вание

Направление 2: программ­ное и методи­ческое обеспе­чение

Направление 3: Модерниза­ция материа­льно-техни­ческой базы

Направление 4: повышение квалификации персонала

Средства федераль­ного бюд­жета (млн. руб.)

373,0

22,0





Софинансирование (млн. руб.)

19,9

25,7

30,4

24,0

ИТОГО

392,9

47,5

30,4

24,0


ВСЕГО – 495,0 млн. руб., в т.ч.

субсидия – 395,0 млн.руб.,

софинансирование – 100,0 млн.руб.
Средства расходовались в соответствии с первоначально утвержденным Заказчиком – Федеральным агентством по образованию – планом реализации мероприятий.

Дополнительное соглашение, заключенное в декабре 2006 г., отразило детали изменения закупок товаров и услуг, но не привело к перераспределению средств между направлениями (и, разумеется, между средствами федерального бюджета и софинансирования).

В 2007 г. дополнительных соглашений по расходованию средств не заключалось, все затраты осуществлялись по первоначальному плану с незначительными изменениями в рамках направлений (средства федерального бюджета и софинансирования расходовались отдельно).

1.3. Организация управления программой
Участниками выполнения работ по реализации Программы являются коллективы кафедр, факультетов, иных подразделений, заявившихся в Программу на этапе ее формирования, а также привлекаемых дирекцией Программы. Участие коллективов, заявившихся в Программу, является обязательным. Руководители указанных коллективов несут персональную ответственность за качество выполняемых работ и соблюдение сроков их выполнения.

Общий контроль за ходом выполнения Программы осуществляет ректор университета проф. В.В.Маланин; об этапах выполнения Программы докладывается Ученому Совету университета.

Для текущего руководства работой сформирована Дирекция Программы и рабочая группа, выполнение отдельных подпрограмм курируют руководители подпрограмм.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы...
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Охватывает все основное содержание программного материала
Федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Федеральное государственное учреждение государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное
Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию РФ федеральное государственное...
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Темы рефератов к разделу Проблемы теории и практики применения уголовного наказания в России и Германии
Федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск