С.В. Севастьянов
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Часть I
Новосибирский Государственный Университет
2004
С.В. Севастьянов
Компьютерная грамотность
для «гуманитариев»
Часть 1
Основы работы в среде “Windows”
Новосибирский государственный университет
2005 ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА 5
А для чего мне это нужно? 10
Компьютер: основные понятия 12
Физическое устройство РС 13
Как информация хранится в компьютере 15
Диски, блоки, разделы 15
Диски 15
Устройство «жесткого» диска 17
Разделы и логические диски РС 22
Файлы, папки, каталоги 26
Как файлы хранятся на диске? 35
Логическая схема работы РС 46
Начальная загрузка 46
Схема выполнения программ в системе Windows 48
Основы работы в системе Windows 54
Вход в систему/выход из системы 54
Главное окно системы Windows, его элементы 55
Окна 62
Типичные элементы окна 62
Инсталляция программ 63
Поиск файлов 64
Установка вызова программы из Главного меню и с Рабочего стола 66
Некоторые приложения Windows 67
Калькулятор 67
Файловый менеджер «Total Commander» 70
Понятия Активной панели и Активного объекта 70
Способы пометки группы объектов 71
Представление информации в панелях Total Commander 72
Операции над файлами 73
Работа с папками 75
Работа с архивами 77
Командная строка 79
Настройка окна TC 79
Настройка панели инструментов TC 80
Графический редактор «Paint» 81
Окно Paint 81
Что представляет собой картинка в Paint 82
Откуда берутся цвета для рисования? 83
Как наполнить Д-палитру новыми цветами? 84
Как изменить цвета Т-палитры? 85
Как перенести цвета с одной картинки на другую? 85
Как сохранить свою палитру и восстановить ее в следующем сеансе Paint? 85
Альтернативный способ 86
Еще способ 86
Особенности работы с инструментами 86
Операции над фрагментами рисунка 89
Как создавать собственные значки для кнопок и ярлыков 90
Как взять фрагмент рисунка или понравившийся цвет с картинки на экране 90
Как фото вашего любимого актера взять из Интернета, вставить в вашу картинку, сделать под ней подпись и положить картинку на Рабочий стол 91
Краткий словарь компьютерных терминов 93
Вопросы «на засыпку» 125
по теме "Физическое устройство РС" 125
по теме " Как информация хранится в компьютере?" 125
по теме "Логическая организация работы РС" 126
по теме "Работа пользователя в среде Windows" 126
по теме "Total Commander" 127
по теме "Графический редактор Paint" 128
Литература 129
ОТ АВТОРА Прежде всего, требуется объяснить, о чем эта книга. Помню, раньше пелось: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!» — Нет, я не берусь опровергать этой вечной истины! Но жизнь придумывает новые песни, и одна из них должна бы содержать слова типа «жить желаешь без Пи-Си — удачи в жизни не проси!». Возможно, эта рифма требует небольшой корректировки, но ее главная идея остается верной, — и вот почему…
Не секрет, что ИНФОРМАЦИЯ становится всё более доминирующим фактором человеческого развития, всё более мощным и грозным оружием, всё большей ценностью, и т.д. и т.п. Также нетрудно сообразить, что главным «складом» информации всё в большей мере становится Интернет. А теперь вопрос «на засыпку»: как войти в Интернет без компьютера? Не получается? То-то и оно. Всё в мире (живопись, музыка, спорт, бизнес, и т.д.) постепенно становится «оцифрованной» информацией, а информация всё в большем объеме становится «электронной». Причина этого явления становится понятной, если взглянуть на «Большую Советскую Энциклопедию», скромно лежащую на полке магазина в виде маленькой плоской коробочки (с компакт-диском внутри). Нет, поток информации в «бумажном» виде пока не иссяк. (И даже более того — я бы сказал, что он возрос! Вырубка лесов продолжается! Но не будем о грустном…) По-прежнему многие граждане предпочитают изучать «Курс кройки и шитья», лежа на уютном диванчике или сидя в парке на скамейке (а не вперившись глазами в экран монитора). Однако и бумажная продукция почти вся теперь выходит НЕ из-под клавиш пишущей машинки, а со струйных и лазерных принтеров, подключенных к компьютерам. Что же получается? Получается то, что основной вид человеческой деятельности, — общение людей друг с другом, обмен информацией между ними, — становится всё в большей мере невозможен без компьютера. А раз так, то, воленс-ноленс, приходится нам, грешным, обучаться работе на этом «черном ящике». Этой задаче посвящен курс «Основы компьютерной грамотности», читаемый на ФЕНе НГУ. С этой же целью написана и данная книга.
Кому предназначена данная книга? «Нет, это не про нас!» — скажут студенты ФЕНа (написано же — «для гуманитариев»!) — и будут не правы. «Неужели для нас?!» — подумают студенты ГУМФАКа — и тоже будут не совсем правы. И только внимательный читатель заметит, что слово «гуманитарии» взято в кавычки. Оказывается, всё просто: под «гуманитариями» понимаются «человеки», — т.е., мы с вами, обычные люди, не имеющие, как правило, никакого отношения к технике и сталкивающиеся с ней лишь в силу «железной» необходимости. Таким образом, аудитория данной книги гораздо шире, чем может показаться с первого взгляда.
И всё-таки, зачем понадобилось писать новую книгу про компьютер? Разве мало их уже написано? Дело в том, уважаемый читатель, что просмотрев множество уже написанных книг, автор пришел к печальному выводу: есть много книг «для чайников», много книг для «технарей», но практически нет книг «для людей». Что я понимаю под книгой «для людей»? Объясняю наглядно.
Взяв книгу «для чайников», Вы в ней прочтете: «чтобы получить то-то, нажмите сначала клавишу такую-то, потом такую-то, а затем кликните левой кнопкой мыши там-то». Если после буквального исполнения такой инструкции желаемый результат не наступил, то «чайник» становится в ступор, поскольку он фактически не понимает, чего делает. (В такой книге ему никто и не пытается объяснить, что же реально происходит в компьютере, когда он нажимает на те или иные кнопки.) Кроме того, не знаю как Вас, но меня раздражает, когда мне по 10 раз на каждой странице пишут про «левую кнопку мыши». (Уж не до такой же степени я идиот?!)
А теперь возьмите книгу, написанную для «технарей» (и надо полагать, такими же «технарями»). В такой книге, наоборот, предполагается, что читающим ее людям уже давно где-то всё объяснили, и осталось уточнить лишь некоторые технические детали. Ну, например: «Хост-адаптер, как правило, имеет разъемы для подключения не только встраиваемых, но и внешних SCSI-устройств. Стандарт SCSI определяет два способа передачи сигналов — синфазный и дифференциальный. В первом случае длина кабеля ограничена 6 м….» Не скрою, кое-какие слова из этой фразы мне понятны. Но если Вы думаете, что где-то в этой книге можно найти объяснение понятия «хост-адаптер», то Вы глубоко заблуждаетесь.
В чем смыкаются книги для «технарей» и для «чайников»? — Ни в тех, ни в других нет толкового и доходчивого (на русском языке!) объяснения того, что происходит в компьютере, и как всё это логически связано. Глядя грустными глазами на всё это безобразие, автор поставил перед собой скромную цель: написать про компьютер так, чтобы ничего из написанного не осталось непонятым. (Если читатель придет к другому выводу, — ну что ж, значит «не смогла я, не смогла…».) Кроме того, при описании возможностей той или иной прикладной программы (так называемого «приложения») я взял на себя обязанность не только перечислить, ЧТО можно сделать и КАК это делается в данной программе, но и показать ДЛЯ ЧЕГО это нужно (т.е., в каких практических ситуациях это может оказаться полезным). Последняя вещь обычно не объясняется в книгах по компьютерам, — и напрасно! В результате потенциал многих полезных программ остается на 95% недоиспользованным читателями (по той причине, что сами они не догадываются, когда можно эффективно применить то или иное средство, — это должен им объяснить человек, имеющий солидную практику пользования данной программой).
А теперь конкретно: о чем пишется в данной книге, и чего — наоборот — Вы в ней не найдете? Отвечаю подробно:
Вы не найдете в книге технических обозначений типа Intel:i486DX, т.е. ссылок на какое-либо конкретное устройство и описания его технических характеристик. Конечно, было бы заманчиво продемонстрировать свою эрудицию, но боюсь, что техника сейчас шагает вперед гораздо быстрее, чем пишутся подобные книги. Вместо этого приводится довольно общее описание физического устройства компьютера, т.е. перечисляются названия главных «железок», из которых он состоит, и общая схема их взаимодействия. (Конечно, и этот материал устаревает со временем, но надеюсь, не столь стремительно.)
Описывается логическая схема работы компьютера и порядок выполнения в нем программ.
Описывается организация хранения информации в компьютере.
Описываются практические приемы работы в среде Windows (например: как «установить» новую программу, прописать ее в Меню и положить ее ярлык на Рабочий стол; как найти в компьютере интересующую Вас программу и переписать ее на дискету; как заархивировать файл, — и что такое «архивация»; что можно делать с «окнами»; как удобно настроить саму среду Windows, и пр.).
Описываются приемы эффективной работы с различными приложениями Windows, как то: с файловым менеджером Total Commander, с графическим редактором MSPaint и Калькулятором. И хотя почти все считают себя крутыми специалистами по этим простым программам, я берусь утверждать, что 90% читателей смогут в этой книге найти для себя что-нибудь новое и полезное.
Всё перечисленное описывается в первой части книги. Во второй части (названной «Работа с текстом») будет объяснено, что такое «текст» в компьютере; чем отличается «простой текст» от «непростого»; чем отличается работа по подготовке текста в различных редакторах, текстовых процессорах и «системах подготовки текстов» (соответственно, как выбрать наиболее подходящую для Ваших целей систему). «Львиная доля» нашего внимания в этой части будет посвящена обучению навыкам эффективной работы в MSWord.
«И это всё?» — слышу я разочарованный возглас многих читателей. Да, друзья, Вы правы. Конечно же, человек не может считать себя «компьютерно-образованным» без освоения многих других полезных программ, которым не нашлось места в данной книге. Хотелось бы знать и то, как грамотно работать с почтовыми программами и интернет-браузерами (большинство пользователей этих программ используют их потенциал лишь на 30-40%). Нужно научиться создавать собственную страничку в Интернете, создавать базы данных для удобной организации Вашей собственной информации, создавать таблицы и диаграммы, редактировать фотографии, устраивать презентации выступлений и много-много других вещей. И было бы здорово, если бы какой-нибудь умный дядя (а может быть и тётя), уже набившие множество шишек в борьбе с прикладными программами, взяли бы на себя труд толково и доходчиво изложить свой жизненный опыт, экономя время читателей... Увы! Не втиснешь в одну книгу всю мудрость человечества! (Как невозможно и вместить весь этот материал, — несмотря на всю его актуальность, — в семестровый курс «Компьютерной грамотности» для «ФЕНиков».) Единственный совет, который я могу дать юным читателям: читайте «хэлпы» к программам, экспериментируйте, набивайте собственные шишки и извлекайте из них уроки! Ибо вся наша жизнь — это школа без каникул. И рано или поздно Вам откроется истина: «Компьютер столь же неисчерпаем, как и Атом»!
Самое время перейти к «благодарностям». Естественно, что плавание в таком безбрежном море как «наука о компьютере» небезопасно в одиночку — легко утонуть (в море информации) или прибиться не к тому берегу. И потому всегда приятно встретить бескорыстную руку помощи, ощутить поддержку. Именно такую поддержку я нашел со стороны Альберта Абрамовича Левина — опытного штурмана в компьютерном море. Я неоднократно имел возможность восхищаться его эрудицией и глубиной знания предмета, но еще больше — его долготерпением, способностью терпеливо выслушивать множество глупых (как я теперь полагаю) вопросов. И при этом не помню, чтобы хоть один вопрос остался неотвеченным!
Теперь о том, как организована книга и как ей лучше пользоваться. Ясно, что при освоении «пионером» любой новой области знаний на первых порах встречается множество непонятных терминов. Если каждый раз пытаться на этой же странице объяснить значение нового слова, то логика изложения в книге станет слишком витиеватой (как бы не заблудиться!). Чтобы этого избежать и при этом не ставить в тупик читателя, я решил все «компьютерные» термины собрать вместе в конце книги и снабдить их краткими комментариями, — что-то типа толкового словаря. Если при чтении текста Вам встретится какой-то термин, который не был объяснен ранее (и не объясняется в следующем абзаце), то смело двигайтесь в Словарь — если Вам повезет, то это слово Вы там найдете. В свою очередь, я приложил немало усилий, чтобы Вам «везло» как можно чаще. В результате Словарь (объемом более чем в 20 страниц!) стал как бы самостоятельной логической единицей книги — его можно читать отдельно, повышая на досуге свою компьютерную эрудицию.
Кстати, если книга, которую Вы в данный момент читаете, находится не в «бумажном», а в электронном виде, то Вам повезло еще больше. — На мой взгляд, пользоваться ею гораздо удобнее. Действительно, многие термины в книге (особенно, если они встречаются впервые) оформлены в виде гиперссылок. Если Вы кликнете мышкой на таком слове, то мгновенно попадете в то место книги, где это слово объясняется (чаще всего это Словарь, — но не всегда). Прочтя объяснение, Вы можете захотеть пойти по ссылкам дальше (если в том объяснении также встретились непонятные термины, оформленные в виде гиперссылок), а можете и моментально вернуться обратно — туда, откуда Вы пришли по гиперссылке. Для этого достаточно кликнуть на кнопке, изображающей голубую стрелку влево. Такую кнопку Вы найдете в одной из панелей инструментов (она называется Web), располагающейся, как правило, выше окна, в котором находится данный текст. (Если эту панель Вы сами не перетащили мышкой в другое место.) Если Вы не видите никакой голубой кнопки на экране, — ничего страшного. Это лишь означает, что панель Web не выведена на экран. (Вывести ее нетрудно — как это сделать, Вы прочтете в главе про Word.)
Кроме того, при чтении электронной книги можно вывести на экран «Схему документа» (из меню Вид) — что-то типа оглавления, в котором название каждого раздела оформлено в виде гиперссылки. При этом экран делится на две части: в левой располагается «Схема», а в правой — сама книга. Кликнув на названии интересующего Вас раздела в «Схеме», Вы моментально открываете в правой части нужную страницу.
Наконец, можно отыскивать интересующие Вас места в книге методом «контекстного поиска», — но обо всем этом лучше прочесть в самой книге (не будем забегать вперед). Впрочем, и у бумажной книги есть свои преимущества (имея в виду «диванчик», «скамеечку в саду» и пр.).
Также в конце каждой части книги находится список вопросов по каждой «пройденной» теме. Заглянув в этот список заранее, Вы сможете узнать уровень требований, предъявляемых к сдающему зачет по курсу «Компьютерной грамотности»; а перед самим зачетом «Вопросы» помогут Вам проверить степень своей готовности. Ну, чего осталось пожелать? Только одного — НИ ПУХА!!
|