Скачать 0.49 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – МИХАЙЛОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДЕНО Протокол педагогического совета № :1 от "31" августа 2012 г. Директор МОУ ДОД «ДДТ» _______________/ Березина Е, В,/ Образовательная программа дополнительного образования детей "Компьютерная грамотность" творческого объединения "Основы компьютерной грамотности" Возраст детей: 7-10 лет Срок реализации: 2 года Автор: Буробина Нина Валерьевна, педагог дополнительного образования 2-й квалификационной категории г. Михайлов 2012 г. Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» имеет высокую актуальность, выполняя заказ государства и общества на личность, умеющую ориентироваться в современном информационном пространстве, заложенный и утверждённый новым поколением ФГОС от 6 октября 2009 года. Дополнительное образование детей является участником общей образовательной системы на правах преемника основного общего образования, но даёт возможность продолжить образование детям в самостоятельно избранной ими сфере, имеющих дополнительные запросы. Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в сети Интернет, подготовить компьютерную презентацию. Использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный (метапредметный) характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы и учреждений дополнительного образования. Очень велика роль практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы ребёнком в профессиональной деятельности. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей младшего школьного возраста с компьютером в объединении «Основы компьютерной грамотности» начинается с получения определённой информации, способствующей появлению первичных технических навыков пользователя ПК, практической деятельности под руководством педагога, а также компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых заданиях, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, как игровая деятельность, а так и учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Выполнение определённых задач на компьютере учит детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Так, когда ребенок входит в сюжет игр, усваивая их правила, подчиняя им свои действия, он стремиться к достижению результатов, что способствует становлению навыка – «чёткое следование алгоритму», незаменимого при работе в любых «взрослых» программах. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, познанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, развитию фантазии, самостоятельности. «Диалог» с персональным компьютером никогда не должен становиться диалогом с машиной как «персоной», поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности оборачивается не прямой связью «ребенок - компьютер», а опосредованной - «компьютер - ребенок - цель». Таким образом, программа «Основы компьютерной грамоты» представляет собой симбиоз научных знаний, практической работы на ПК и занимательных конкурсов, тестов и викторин, нацеленных на проверку полученных знаний. Целью данной программы является: - обучение детей младшего школьного возраста (7-10 лет) приёмам работы с базовыми пакетами и программами MS Windows (текстовый редактор Word 2003, графический редактор Paint, интернет-браузер IE, PPT); - формирование информационно – коммуникационной компетентности; - обучение основам грамотного использования ПК для решения повседневных практических задач; - развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход); - развитие интеллектуальных способностей; - воспитание целеустремлённости самостоятельности, собранности. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы: I. Ознакомительно-адаптационный цикл. Задачи:
II. Образовательно-воспитательный цикл. Задачи:
III. Творческий цикл. Задачи:
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до10 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание. Сроки реализации образовательной программы 2 года. Структура занятий. Каждое комбинированное занятие длительностью 30 минут содержит три блока:
Перерыв (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика (2 мин))
Перерыв (динамическая пауза (3 мин))
I этап - подготовительный. Идет погружение ребенка в тему занятия, период подготовки к практической работе на компьютере через обучающую беседу с применением ИТ, для выполнения поставленной задачи. Перерыв. Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе. II этап - основной. Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельные манипуляции ребенка за компьютером. Перерыв. Динамическая пауза включает в себя упражнения для расслабления шейно-поясничного отдела позвоночника. III этап - заключительный. Развивающая игра. Объём учебной нагрузки 1,2 год обучения –180 часов в год, в расчёте 1 группа – 10 человек, 4 часа в неделю занятия на ПК + 1 час без применения ПК. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Дополнительный 5-й час кружка ( СанПин от 2003г. рекомендует 2 встречи по 2 занятия длительностью 30-мин) «Основы компьютерной грамотности» планируется проводить без применения ПК в форме викторин, конкурсов (один из видов контроля знаний), экскурсий по теме занятий, повышающих мотивацию к обучению и интерес детей. При проведении занятий предполагаются такие формы работы:
Прогнозируемые результаты освоения программы. После завершения курса первого года обучения обучающийся будет знать:
Обучающийся будет уметь:
После завершения курса второго года обучения обучающийся будет знать:
Обучающийся будет уметь:
Контроль полученных знаний и навыков проводится в следующих формах:
Информация по каждому воспитаннику заносится в зачётный лист промежуточной и итоговой аттестации. Объём учебной нагрузки 1,2 год обучения –180 часов в год, в расчёте 1 группа – 10 человек, 4 часа в неделю занятия на ПК + 1 час без применения ПК. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Дополнительный 5-й час кружка (Нормы СанПин от 2003 г. рекомендуют 2 встречи по 2 занятия по 30-мин) «Основы компьютерной грамотности» проводится без применения ПК и проходит в форме викторин, конкурсов, экскурсий по теме занятий, повышающих мотивацию к обучению и интерес детей. Учебно-тематический план
|
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе модифицированной... Рабочая программа составлена на основе модифицированной программы дополнительного образования детей научно-технической направленности... | Пояснительная записка Программа научно-технической направленности... Программа научно-технической направленности «Общая биология» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и углубленным изучением... | ||
Рабочая программа объединения по интересам «Компьютерная графика» Дополнительная образовательная программа: модифицированная дополнительная образовательная программа «Компьютерная графика», научно-технической... | Пояснительная записка Программа научно-технической направленности... Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и... | ||
Рабочая программа научно-технической направленности общеразвивающего уровня «Оригами» Программа предназначена для ведения занятий с детьми 6,5-8 лет | Образовательная программа спортивно-технической направленности «Взлет» Образовательная программа спортивно-технической направленности «Авиамоделирование» | ||
Программа курса «Компьютерная грамотность» Дать слушателю практические навыки работы на современном персональном компьютере | Календарно-тематическое планирование по базовому курсу истории 11 класс ... | ||
Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Компьютерная подготовка» Содержание программы 1 год обучения | О научно-технической информации Настоящий закон устанавливает правовые основы регулирования правоотношений, связанных с созданием, накоплением, поиском, получением,... | ||
Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений... Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного... | Пояснительная записка к учебному плану 40 Образовательные технологии и компьютерная техника, используемая в образовательном учреждении 20 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная задача кружка «Компьютерная грамотность» обучить детей навыкам работы на компьютере | Пояснительная записка Математическое образование в современных условиях... Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов | ||
Образовательная программа дополнительного образования научно-технической... Очень важно для развития личности ребенка в имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами... | Основные правила работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях Рассмотрены основные вопросы работы с научно-технической документацией в службах нтд организаций и предприятий СССР |