Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность»





НазваниеПояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность»
страница1/4
Дата публикации25.01.2015
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – МИХАЙЛОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДЕНО

Протокол педагогического совета

№ :1 от "31" августа 2012 г.

Директор МОУ ДОД «ДДТ»

_______________/ Березина Е, В,/


Образовательная программа

дополнительного образования детей

"Компьютерная грамотность"

творческого объединения

"Основы компьютерной грамотности"


Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 2 года

Автор: Буробина Нина Валерьевна,

педагог дополнительного образования

2-й квалификационной категории

г. Михайлов

2012 г.


Пояснительная записка

Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» имеет высокую актуальность, выполняя заказ государства и общества на личность, умеющую ориентироваться в современном информационном пространстве, заложенный и утверждённый новым поколением ФГОС от 6 октября 2009 года. Дополнительное образование детей является участником общей образовательной системы на правах преемника основного общего образования, но даёт возможность продолжить образование детям в самостоятельно избранной ими сфере, имеющих дополнительные запросы.
Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в сети Интернет, подготовить компьютерную презентацию.


Использование компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный (метапредметный) характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы и учреждений дополнительного образования.


Очень велика роль практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы ребёнком в профессиональной деятельности. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большин­стве случаев они смотрят на него. Общение детей младшего школьного возраста с компьютером в объединении «Основы компьютерной грамотности» начинается с получения определённой информации, способствующей появлению первичных технических навыков пользователя ПК, практической деятельности под руководством педагога, а также компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция соз­нания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.


В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно об­ращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых заданиях, от са­мых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику де­тей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движе­ний пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализато­ров, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, как игровая деятельность, а так и учебная. Этот интерес и лежит в основе формирова­ния таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го­товность ребенка к обучению в школе.

Выполнение определённых задач на компьютере учит детей преодолевать трудности, контролиро­вать выполнение действий, оценивать результаты. Так, когда ребенок входит в сюжет игр, усваивая их правила, подчиняя им свои действия, он стремиться к достижению результатов, что способствует становлению навыка – «чёткое следование алгоритму», незаменимого при работе в любых «взрослых» программах. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые ка­чества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усид­чивость.

Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, по­знанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, разви­тию фантазии, самостоятельности. «Диалог» с персональным компьютером никогда не должен становить­ся диалогом с машиной как «персоной», поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности оборачи­вается не прямой связью «ребенок - компьютер», а опосредованной - «ком­пьютер - ребенок - цель».

Таким образом, программа «Основы компьютерной грамоты» представляет собой симбиоз научных знаний, практической работы на ПК и занимательных конкурсов, тестов и викторин, нацеленных на проверку полученных знаний.

Целью данной программы является:

- обучение детей младшего школьного возраста (7-10 лет) приёмам работы с базовыми пакетами и программами MS Windows (текстовый редактор Word 2003, графический редактор Paint, интернет-браузер IE, PPT);

- формирование информационно – коммуникационной компетентности;

- обучение основам грамотного использования ПК для решения повседневных практических задач;

-   развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход);

- развитие интеллектуальных способностей;

- воспитание целеустремлённости самостоятельности, собранности.

Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:

I. Ознакомительно-адаптационный цикл.
Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации, познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ.

  2. Познакомить детей с правилами безопасной работы на компьютере.

  3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребен­ком и компьютером. Сформировать начальные навыки работы за компьютером.

II. Образовательно-воспитательный цикл.
Задачи:

  1. Сформировать знания о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе.

  2. Формировать навыки учебной деятельности:

    • учить осознавать цели;

    • выбирать системы действий для достижения цели;

    • учить оценивать результаты деятельности.

  1. Формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях. Развивать знаковую функцию сознания.

  2. Развивать речь:

    • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;

    • формировать звуковую культуру речи и грамматический строй речи.

  1. Развивать сенсорные возможности ребенка.

  2. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:

    • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

    • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Творческий цикл.
Задачи:

  1. Развивать конструктивные способности.

  2. Формировать эстетический вкус.

  3. Тренировать память, внимание.

  4. Развивать воображение.

  5. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мыш­ление; использовать элементы развития эвристического мышления.

  6. Развивать потребности к познанию.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до10 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.

Сроки реализации образовательной программы 2 года.

Структура занятий.

Каждое комбинированное занятие длительностью 30 минут содержит три блока:

  1. Получение определённой обучающей информации и её осмысление (8 мин)

Перерыв (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика (2 мин))

  1. Практическая работа на компьютере (10 мин)

Перерыв (динамическая пауза (3 мин))

  1. Игра (7 мин)


I  этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в тему занятия, период подготовки к практической работе на компьютере через обучающую беседу с применением ИТ, для выполнения поставленной задачи.

Перерыв. Гимна­стика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, мотор­ного аппарата к работе.

II  этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельные манипуляции ребенка за компьютером.

Перерыв. Динамическая пауза включает в себя упражнения для расслабления шейно-поясничного отдела позвоночника.

III  этап - заключительный.
Развивающая игра.

Объём учебной нагрузки

1,2 год обучения –180 часов в год, в расчёте 1 группа – 10 человек, 4 часа в неделю занятия на ПК + 1 час без применения ПК.

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Дополнительный 5-й час кружка ( СанПин от 2003г. рекомендует 2 встречи по 2 занятия длительностью 30-мин) «Основы компьютерной грамотности» планируется проводить без применения ПК в форме викторин, конкурсов (один из видов контроля знаний), экскурсий по теме занятий, повышающих мотивацию к обучению и интерес де­тей.

При проведении занятий предполагаются такие формы работы:

    • ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

    • ФРОНТАЛЬНАЯ, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

    • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

    • ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

    • РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.


Прогнозируемые результаты освоения программы.

После завершения курса первого года обучения обучающийся будет знать:

  • Краткую историю возникновения ЭВМ.

  • Названия и функцию основных частей компьютера.

  • Некоторые приёмы работы с базовыми пакетами и программами MS Windows.

  • Интернет-браузер IE и базовые правила работы в локальных сетях.

Обучающийся будет уметь:

  • пользоваться всеми функциональными частями компьютера, ноутбука (мышь, клавиатура, веб-камера, колонки и т.п.)

  • набирать и оформлять текст в текстовом редакторе Word 2003 с минимальным набором используемых функций;

  • создавать рисунки в графическом редакторе Paint.

  • открывать и настраивать окно браузера, находить нужную информацию в интернете.

После завершения курса второго года обучения обучающийся будет знать:

  • Основные приёмы работы с базовыми пакетами и программами MS Windows, в том числе и с программой PPT Word 2003, 2007.

  • Основные HTML-теги, используемые при создании web-страниц.

  • Способы получения, поиска, хранения информации в сети интернет.

Обучающийся будет уметь:

  • Набирать и оформлять текст в текстовом редакторе Word 2003, загружать иллюстративный материал, создавать графические объекты, надписи.

  • Создавать собственную Web-страницу.

  • Создавать сложные рисунки в графическом редакторе Paint.

  • Находить и использовать информацию в компьютерных сетях.

  • Создавать собственные презентации.


Контроль полученных знаний и навыков проводится в следующих формах:

  1. Правила по ТБ при работе на компьютере – тест (1, 2 год обучения).

  2. Умение пользоваться программой Paint - конкурс рисунков (1, 2 год обучения).

  3. Умение работать с текстом – выполнение контрольного упражнения 1 год обучения, защита творческого проекта - 2 год обучения.

  4. Знание теории – викторина (по завершении изучения раздела, темы).

  5. Творческий проект (презентация) - 2 год обучения.

Информация по каждому воспитаннику заносится в зачётный лист промежуточной и итоговой аттестации.

Объём учебной нагрузки

1,2 год обучения –180 часов в год, в расчёте 1 группа – 10 человек, 4 часа в неделю занятия на ПК + 1 час без применения ПК.

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Дополнительный 5-й час кружка (Нормы СанПин от 2003 г. рекомендуют 2 встречи по 2 занятия по 30-мин) «Основы компьютерной грамотности» проводится без применения ПК и проходит в форме викторин, конкурсов, экскурсий по теме занятий, повышающих мотивацию к обучению и интерес де­тей.

Учебно-тематический план



п/п

Темы

I год

обучения

II год

обучения

всего

теория

практика

всего

теория

практика



Аппаратные средства ИКТ

22

7

15

22

7

15



Освоение операционной среды Windows

54

16

38

50

15

35



Текстовый редактор Word 2003

47

20

27

36

9

27



Создание презентаций с помощью Power Point

-

-

-

28

14

14



Интернет-технологии

57

15

32

22

7

15



Творческий проект

-

-

-

22

-

22




Всего

180







180






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе модифицированной...
Рабочая программа составлена на основе модифицированной программы дополнительного образования детей научно-технической направленности...
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconПояснительная записка Программа научно-технической направленности...
Программа научно-технической направленности «Общая биология» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и углубленным изучением...
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconРабочая программа объединения по интересам «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа: модифицированная дополнительная образовательная программа «Компьютерная графика», научно-технической...
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconПояснительная записка Программа научно-технической направленности...
Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и...
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconРабочая программа научно-технической направленности общеразвивающего уровня «Оригами»
Программа предназначена для ведения занятий с детьми 6,5-8 лет
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconОбразовательная программа спортивно-технической направленности «Взлет»
Образовательная программа спортивно-технической направленности «Авиамоделирование»
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconПрограмма курса «Компьютерная грамотность»
Дать слушателю практические навыки работы на современном персональном компьютере
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconКалендарно-тематическое планирование по базовому курсу истории 11 класс
...
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconПояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Компьютерная подготовка»
Содержание программы 1 год обучения
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconО научно-технической информации
Настоящий закон устанавливает правовые основы регулирования правоотношений, связанных с созданием, накоплением, поиском, получением,...
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconПояснительная записка к учебному плану 40
Образовательные технологии и компьютерная техника, используемая в образовательном учреждении 20
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная задача кружка «Компьютерная грамотность» обучить детей навыкам работы на компьютере
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconПояснительная записка Математическое образование в современных условиях...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconОбразовательная программа дополнительного образования научно-технической...
Очень важно для развития личности ребенка в имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами...
Пояснительная записка Программа научно-технической направленности «Компьютерная грамотность» iconОсновные правила работы с научно-технической документацией в организациях и на предприятиях
Рассмотрены основные вопросы работы с научно-технической документацией в службах нтд организаций и предприятий СССР


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск