| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа научного семинара " Моделирование и оптимизация бизнес процессов " по направлению 080500.68 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА подготовки магистра
| Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики
Программа научного семинара "Моделирование и оптимизация бизнес процессов"
для направления 080500.68 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА подготовки магистр
Автор программы:
Понфиленок М.В., преподаватель, E-mail: ponfilenok@hse.ru
Казанцев Н.С., преподаватель, E-mail: nkazantsev@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры Моделирования и оптимизации бизнес-процессов «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой А.И. Громов Рекомендована секцией УМС факультета бизнес-информатики «___»____________ 20 г
Председатель Утверждена УС факультета факультета бизнес-информатики «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________ [подпись]
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.68 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА подготовки магистров, участвующих в научном семинаре «Моделирование и оптимизация бизнес процессов».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом ФГАОУ высшего профессионального образования НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080500.68 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА;
Рабочим учебным планом университета по направлению 080500.68 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА подготовки магистра, утвержденным в 2013г.
Цели освоения дисциплины Целями научного семинара ««Моделирование и оптимизация бизнес процессов» являются:
исследование теоретических основ субъектного подхода к управлению организационными системами;
изучение основ системного мышления, управления хаосом и сложными системами, моделирования архитектуры бизнеса;
получение практических умений и навыков интерактивного моделирования многомерной архитектуры бизнеса;
исследование применения интерактивного моделирования для решения практических задач;
исследование применимости классического и субъектного подходов к управлению бизнес-процессами.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать теоретические и практические основы моделирования архитектуры предприятия;
уметь применять системный подход к исследованию организационной системы;
владеть методами синтеза и анализа бизнес-архитектуры организационной системы. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами
| ОК-7
| Дает определение поставленным задачам, демонстрирует способность взаимодействия с коллективом
| Научный семинар,
учебные проекты
| Способность находить организационно-управленческие решения готовность нести за них
ответственность
| ОК-8
| Демонстрирует способность к самоорганизации, обосновывает свое мнение при коллективном обсуждении решений
| Способность работать с информацией из различных источников
| ОК-16
| Применяет любые доступные источники информации
| Анализ архитектуры предприятия (в части бизнес-архитектуры)
| ПК-4
| Демонстрирует возможности по выделению и обоснованию платформ бизнес-архитектуры
| Использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования
| ПК-22
| Демонстрирует владение необходимыми для исследований инструментами
| Готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований
| ПК-23
| Применяет отчеты, презентации на семинарах и готовит публикации по теме исследований
| Использовать системный подход к исследованию и моделированию бизнес-архитектуры организационных систем
| Новая компетенция
| Демонстрирует современное понимание системного подхода, владение методиками моделирования хаоса и бизнес-архитектуры
|
Место научного семинара в структуре образовательной программы Настоящий научный семинар относится к профессиональному циклу и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Научный семинар "Введение в бизнес-информатику"
Курс «Архитектура предприятия (базовый)»
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основы функционального и процессного подходов к управлению предприятием Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
«Архитектура предприятия (продвинутый) »
Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов (год)
| Аудиторные занятия (семинары)
| Самостоятельная работа
|
| Теоретические и практические основы подхода Archimate к моделированию архитектуры предприятия
| 216
| 108
| 108
|
| Подход Archimate к управлению процессами. Решение кейсов
|
| Проектирование архитектуры бизнеса, информации и технологии
|
Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| Модули
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Текущий
(месяц)
| Работа на семинарах
| Оценка на каждом семинарском занятии (Опзi)
| Участие в занятии, выступления, активность
| Работа в учебном проекте: в качестве участника и в качестве лидера
| Оценка за проектную работу, Осам
| Защита результатов выполнения проектных заданий
| Интегрированные результаты текущего контроля
| Накопленная оценка, Онакопл
| Учитываются все текущие оценки
| Зачет
| Зачет
|
|
|
| Оценка за зачет, Оэкз
| Высокая накопленная оценка, реферат
| Итоговый
| Работа за год
|
|
|
| Оценка за год, Оитог
| Формула
|
1.1Критерии оценки знаний, навыков
При текущем контроле используются следующие критерии:
Посещение, выступления и активность на семинарских занятиях
Качество самостоятельной подготовки к семинару
При итоговом контроле используются следующие критерии:
Выполнение критериев оценки знаний в течении учебного года
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по десятибалльной шкале.
1.2Порядок формирования оценок по дисциплине
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопл= k1* Опз+ k2* Осам ,
k1 + k2 =1,
где:
Осам - самостоятельная работа по выполнению учебного проекта;
Опз – интегральная оценка за участие и активность на семинарах и практических занятиях. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Оитог = k3 * Онакопл + k4 * Оэкз ,
где:
k1, k2, k3 , k4 – весовые коэффициенты, учитывающие значимость, конкретные значения определяются преподавателем в зависимости от сложности исследуемых тем.
Способ округления до целого значения накопленных и результирующей оценок определяется преподавателем в зависимости от сложности исследуемых тем.
Содержание дисциплины Тема 1. Теоретические и практические основы подхода Archimate к моделированию архитектуры предприятия Системные принципы и аспекты. Моделирование архитектуры предприятия в разрезе бизнес и информационной архитектуры. Системный подход на практике. Литература:
Marc Lankhorst. Enterprise architecture at work. Modelling, Communication and Analysis. EE series. Springer, 2009 - 345c
Archimate 2.0 - A Pocket Guide, Andrew Josey, Van Haren Publishing (April 17, 2012), 137 p.
Денисов А.А. (Россия) Нетократия и рефлексия/ Рефлексивные процессы и управление. №1, 2007. С. 33-49.
Джамшид Гараедаги. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – Минск: Гревцов Букс, 2010. – 480 с.
Тема 2. Подход Archimate к управлению процессами. Решение кейсов Эволюция методологий моделирования. Решение кейсов в энергетической, банковской и телекоммуникационной индустриях. Литература:
Archimate 2.0 - A Pocket Guide, Andrew Josey, Van Haren Publishing (April 17, 2012), 137 p.
В.Г. Чеботарев, А.И. Громов. Эволюция подходов к управлению бизнес-процессами// Бизнес-информатика, №1. -М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010
В.Г. Чеботарев, Е.Г. Бородина, Д.М. Григорьева. Особенности применения субъектно-ориентированного моделирования бизнес-процессов// Бизнес-информатика, №2. -М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010.
Тема 3. Проектирование архитектуры бизнеса, информации и технологии
Архитектура предприятия и архитектура бизнеса. Сдвиг парадигмы: два направления. Понимание природы организации. Метод научного познания. Системные принципы. Социокультурная модель организации. Методология TOGAF. Моделирование архитектуры бизнеса, информационной архитектуры, инфраструктуры. Литература:
Marc Lankhorst. Enterprise architecture at work. Modelling, Communication and Analysis. EE series. Springer, 2009 - 345c
Archimate 2.0 - A Pocket Guide, Andrew Josey, Van Haren Publishing (April 17, 2012), 137 p.
Джамшид Гараедаги. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. – Минск: Гревцов Букс, 2010. – 480 с.
Gharajedaghi, Jamshid. Systems thinking : managing chaos and complexity : a platform for designing business architecture (third edition). - Elsevier, 2011. – 374 p.
Образовательные технологии При изучении теоретического материала и выполнении исследований используется интерактивная форма, основанная на активном участии студентов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
Marc Lankhorst. Enterprise architecture at work. Modelling, Communication and Analysis. EE series. Springer, 2009 - 345c
Archimate 2.0 - A Pocket Guide, Andrew Josey, Van Haren Publishing (April 17, 2012), 137 p.
1.3Дополнительная литература
Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. — М.: «Экономика», 1989
В.Г. Чеботарев, А.И. Громов. Эволюция подходов к управлению бизнес-процессами// Бизнес-информатика, №1. -М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010
Active Compliance Management with Subject-oriented Business Process Management. On the way to service-oriented business. 2009 S.A.R.L. Martin, 6 rue Paul Guiton, 74000 Annecy, France
В.Г. Чеботарев, Е.Г. Бородина, Д.М. Григорьева. Особенности применения субъектно-ориентированного моделирования бизнес-процессов// Бизнес-информатика, №2. -М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010
В.Г. Чеботарев, А.И. Громов. Роль субъектности в бизнес-процессах// Бизнес-информатика, №1. -М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2013
1.4Программные средства Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
ArchiMate 2.0
Материально-техническое обеспечение дисциплины Для проведения занятий требуется оборудованное проектором, экраном и компьютером для проведения презентаций помещение. |