Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
|
Кафедра рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Социология массовых коммуникаций» Для студентов заочной формы обучения (по направлениям бакалавриата) Пояснительная записка Учебный курс «Социология массовых коммуникаций» призван познакомить студентов со структурой и функциями массовой коммуникации в современном обществе, характеристикой информации как важнейшего социального ресурса, спецификой социологического изучения рекламного масскоммуникационного воздействия. Это позволит будущим выпускникам оценивать социальный смысл и следствия конкретного вида коммуникации, находить наиболее эффективные стратегии и тактики воздействия на массовую аудиторию.
В процессе изучения основ теории коммуникации студент-заочник должен выполнить одну контрольную работу – реферат по одной из предложенных тем.
К контрольно-измерительным материалам приложен перечень источников, полезных для самоподготовки к контрольной работе.
Требования, предъявляемые к контрольной работе
Рекомендуемый объем работы 10-15 страниц печатного текста.
Титульный лист должен быть оформлен согласно образцу
Обязательным является наличие в контрольной работе плана, введения, заключения (выводы) и списка использованной литературы со всеми исходными данными.
Работа выполняется студентом самостоятельно.
Контрольная работа должна быть представлена на кафедру (каб. 205) в печатном виде в срок, предусмотренный учебным графиком - не позднее, чем за 1 неделю до начала сессии.
Список тем для реферата
Особенности измерения коммуникативного и потребительского поведения аудитории.
Методы социологического изучения характеристик аудитории. Основные показатели, описывающие аудиторию.
Анкетирование и интервьюирование как методы социологического исследования массовой коммуникации.
Наблюдение как метод социологического исследования массовой коммуникации.
Фокус-группы как методы социологического исследования массовой коммуникации.
Формирование репрезентативной аудитории исследования СМИ.
Экспертные опросы о качестве и аудитории СМИ.
Ведущие школы исследования массовой коммуникации в Европе.
Ведущие школы исследования массовой коммуникации в России.
Исследования массовой коммуникации в России.
Модели коммуникаций в массовой культуре.
Эффективность массовой коммуникации и способы её измерения.
Принцип свободы печати: прошлое и настоящее.
Государственное регулирование печати и плюрализм мнений.
СМИ как социальный институт.
Воздействие СМИ на разные социальные группы общества.
СМИ и социальная политика.
СМИ и образование.
Антимонопольное законодательство в сфере СМИ: опыт Запада.
Дети и СМИ: формирование и действие закономерностей взаимодействия.
Проблема позиционирования политика в политическом пространстве.
Функции массовой коммуникации: историческая эволюция подходов.
Информационный обмен в массовой коммуникации.
Основные виды масскоммуникационной информации.
Работа с информацией в массовой коммуникации.
Дисфункции средств массовой коммуникации.
Информационная инфраструктура современной России.
Перспективы традиционных средств массовой информации в новых социокультурных условиях.
Особенности функционирования массовой коммуникации в разные исторические периоды.
Нормативные модели массовой коммуникации.
Концепция идеологии и методология анализа массовой коммуникации.
Коммуникатор и социологические способы его изучения: основные методы.
Содержание информации и методика его анализа.
Проблема рейтинга аудитории.
Публика как объект массового коммуникационного воздействия.
Проблема эффектов и эффективности коммуникации.
Целевая группа массовой коммуникации.
Основные подходы к типологии аудитории массовой коммуникации.
Телевизионная аудитория: структура, специфика воздействия на разные группы.
Аудитория радиопередач: основные группы и особенности восприятия радиопередач.
Социальные Интернет-сети: специфика, функции, роль в обществе.
Интернет-коммуникация: специфика и особенности развития.
Список литературы
Абалкина И.Л. Теория и практика кризисных коммуникаций. // США-Канада: экономика, политика, культура, 2006, №1, с.78-93.
Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М., 2002, 159с.
Василик М.А. Основы теории коммуникации. Учебное пособие. – М., Гардарики, 2007, 617с.
Г.Лебон. Психология народов и масс. – СПб, Макет, 1995, 312с.
Гнатюк О.Л. Основы теории коммуниукаций. Учебное пособие. СПб, Книжный дом, 2008, 192с.
Горохова А.В. Основные теории медиа-индустрии и коммуникации в современном массовом обществе. //Вопросы философии, 2009, №12, с.43-55.
Дебре Р. Введение в медиологию. Пер. с фр. М.: Праксис, 2010, 368с.
Загребина А.В. Публика как социальная общность: пионерские исследования Г. Тарда. // Социологические исследования, 2010, №3, с.139-145.
Зарубина Н.Н. Деньги в социальной коммуникации.// Социологические исследования, 2006, №:6, с.3-12.
Измерение аудитории: телевидение, радио, Интернет. – М., 2001, 153с.
Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе. // Социологические исследования, 2010, № 1, с.58-66.
Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 2003,302с.
Костина А.В. Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете? От думмеров-до фурри. От игнора-до троллинга.м, Либроком, 2011, 176с.
Маккей Ч. Наиболее распространённые заблуждения и безумства толпы. – М., Альпина Паблишер, 2003, 884с.
Маклюен Маршалл. Понимание Media: внешнее расширение человека. – Пер. с англ. Жуковский; М: канон-Пресс-Ц., Кучково поле, 2003, 464с.
Московичи С. Век толп. Исторический трактат. – М., 1998, 480с.
Московичи С. Машина. Творящая богов. – М., 1998, 560с.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследований. – М.,2003, 240с.
Назарчук А.В. Идея коммуникации и нновые философские понятия ХХ века. // Вопросы философии, 2011, №5, с. 157-165.
Олейник А.Н. Научная коммуникация на стыке парадигм. // Общественные науки и современность, 2008, № 2, с.116-128.
Ольшанский Д.В. Психология масс. –СПб, 2001, 368с.
Подгорная Л.Д . Теория коммуникации в социологическом контексте. // Социально-гуманитарные знания, 2008, № 5, с.87-99.
Полуэктова И.А. Российская аудитория телевидения: социологический дискурс. М.: Наука, Флинта, 2008, 332с.
Полуэктова И.А. Динамика зрительской телеаудитории. // Социологические исследования, 2010, № 1, с.66-77.
Потребление как коммуникация. Российский и американский контексты. Спб, Интерсоцис, 2007. 161с.
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. - М.-Киев, 2002.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефлек-бук. – 2001.–656 с.
Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М.. 1974.
Психология толпы. Социальные и политические механизмы воздействия на массы. –М., Эксмо; СПб, TERRAFANTASTICA, 2003, 800с.
Революционный невроз. – М., 1999, 572с.
Саблина С.Г. Коммуникации общественные связи: западные теории, методология, практика. Учебное пособие. Новосибирск, НГУ, 2007, 228с.
Сигеле С. Преступная толпа: Опыт коллективной психологии. – М., 1999.
Соколов А.Л. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб.: Изд. Михайлова В.А. – 2002. – 256 с.
Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М.: Граница, 2005, 183с.
Тощенко Ж.Т. Особенности современной охлократии. // Политические исследования, 2010, №2, с.166-177.
Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: историко-философский очерк. – М., 2001, 223с.
Шарков Ф.И. ИнтегрированыеPR- коммуникации. М.: РиП-Холдинг, 2004, 272с.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. –М., Изд Перспектива, Издательство Перспектива, Издательский дом «Социальные отношения», 2002, 320с.
Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации: в 2 ч – М., 2002.
|