Скачать 63.49 Kb.
|
Введение Тема моего реферата – физиология памяти и разнообразные способы быстрого и эффективного запоминания. Моя тема связана с большой и интересной проблемой управления памятью. Проблема очень актуальна, т.к. в современном мире человеку постоянно нужно запоминать и хранить в голове большое количество информации, сохранять навыки и умения. Чтобы не тратить на запоминание и повторение информации лишнего времени, нужно знать механизмы памяти. Также нужно уметь использовать мнемотехнику, или, как говорил изобретатель этой науки, Симонид Кеосский, «систему вспоможения памяти». Знающий и правильно использующий приемы мнемотехники человек может запомнить большее количество информации, чем человек, не знакомый с этой наукой. При чем на запоминание у него уйдет меньше времени, а срок хранения информации будет большим. Подчеркнуть значение для школьников. Цель реферата – создание обзорной статьи о памяти и мнемотехнике в доступной ученикам 9 класса форме. Задачи: Освоение теоретического материала по вопросам:
Память – комплекс процессов запечатления, накопления, хранения, воспроизведения и утраты опыта, происходящих в центральной нервной системе. Значение памяти очень велико, т.к. память – сквозной процесс (ее нарушение отражается на всех видах деятельности человека). Память во всех проявлениях. Примеры: Память и научение, простейшие проявления у животных.
Память у человека. В изучение памяти человека внесли огромный вклад психолог Карл Лэшли и его ученик Дональд Хебб. Виды памяти. По запоминаемому объекту или явлению память делится на двигательную (моторную), образную, эмоциональную (аффективную) и словесную (словесно-логическую). При помощи моторной памяти запоминаются движения и письменная речь, а при помощи образной, лица, обстановка и т.д. Аффективная память используется для запоминания чувств, а словесная – слов. Также память делится на процедурную и декларативную. Процедурная память – это знание того, как нужно действовать. Она развивается в ходе эволюции раньше, чем декларативная. Привыкание, например, это – процедурная память. Под декларативной памятью понимают запоминание объектов, событий, эпизодов, лиц, мест, предметов и т.д. Декларативная память часто основана на ассоциации одновременно действующих раздражителей. По запоминанию память делят на произвольную и непроизвольную, объяснить а по времени «хранения» запомненной информации на непосредственную (1-2 секунды), кратковременную (несколько минут), долговременную (от нескольких часов до нескольких лет) и постоянную (вся жизнь). Существует еще множество классификаций памяти: на слова и на вещи, память тела (привычка) и духа (спонтанная). По способу получения информации : зрительная…
Материальный носитель – нервная ткань. Что может происходить с нейронами, какие они бывают. Структуры мозга, связанные с процессом памяти. Разные виды памяти связаны с определенными отделами головного мозга. С процессами памяти, вероятнее всего, связаны мозжечок, гиппокамп и кора больших полушарий головного мозга. Мозжечок Мозжечок контролирует все виды движений, в нем хранятся условные рефлексы. Животные с удаленным мозжечком теряли старые условные рефлексы и не могли выработать новые. Например, в одном эксперименте у кролика выработали условный рефлекс моргания одним глазом в ответ на определенный звук. С этим звуком много раз сочеталось воздействие струи воздуха, направленной в глаз. Это воздействие вызывало безусловный рефлекс моргания. Через некоторое время кролик начал моргать только при звуковом сигнале. После этого у кролика удалили небольшой участок мозжечка со стороны того глаза, где был выработан рефлекс. Условный рефлекс исчез, но безусловный (моргание при воздействии струи воздуха) остался. После этой операции условный рефлекс на звук мог быть образован только для другого глаза. Следовательно, соответствующие следы памяти хранились в определенной области мозжечка. Гиппокамп Гиппокамп был объектом многочисленных исследований, однако его роль в процессах научения и памяти до сих пор в точности не известна. Мы можем лишь предполагать его возможные функции на основе результатов экспериментов и наблюдений. Наблюдения показали, что повреждениями гиппокампа хорошо помнят все, что узнали до болезни, но не могут вспомнить даже лица человека, которого видели только что. Следовательно, нарушен именно процесс запоминания. При помощи гиппокампа животные и, возможно, люди ориентируются на местности, запоминают места, в которых уже были. Например, в результате экспериментов с крысами ученые доказали, что некоторые нейроны гиппокампа реагируют только тогда, когда животное находится в определенном знакомом ей месте. В другом исследовании был использован лабиринт с радиальными ходами, в конце каждого хода лежала еда. Крысы со здоровым гиппокампом быстро изучали лабиринт и никогда не повторяли своих прежних маршрутов (не шли в то ответвление лабиринта, где пища уже съедена). После удаления гиппокампа способность крыс ориентироваться в лабиринте сильно ухудшилась, они пытались найти пищу в уже пройденных ими ответвлениях несколько раз. Функцией гиппокампа также является и перенесение информации из непосредственной памяти в кратковременную, из кратковременной в долговременную, а из долговременной в постоянную. Гиппокамп и медиальная часть височной доли участвуют в процессе консолидации. Консолидация – это закрепление следов памяти. Под этим процессом подразумеваются изменения, которые должны произойти в мозге, чтобы информация перешла из одного вида памяти в другой. Кора больших полушарий головного мозга Кора головного мозга имеет первостепенное значение для памяти. Однако ее функции еще менее понятны, чем функции гиппокампа. Человеческое мышление связано с речью, поэтому результаты экспериментов на животных могут рассматриваться только как приблизительные аналоги. В ходе экспериментов было выяснено, что у обезьян при помощи коры полушарий формировалась «установка на обучение». Например, в задаче на выбор инородного предмета, предложенной психологом-приматологом Гарри Харлоу, обезьянам предлагались три предмета, два из которых были одинаковыми, а третий от них отличался. За выбор отличного предмета обезьяны получали вознаграждение. Через некоторое время у обезьян сформировалось представление об инородном теле, они стали выбирать его с первой попытки. После удаления у обезьян височных долей коры полушарий головного мозга они не могли уловить таких закономерностей. Следы памяти в коре широко разбросаны и многократно дублируются. Эксперименты Гипотезы о механизмах памяти. Кратковременная память
4. Нарушения памяти называют амнезиями. Амнезии бывают органическими (происходят в результате поражений мозга) и аффекточные (в результате психологических травм). Также амнезии классифицируют по их прогрессированию на стационарные, прогрессирующие и регрессирующие и по нарушенному процессу на фиксационные и анекфорные. Есть множество способов «помощи» памяти, самый известный из них – методика двойной стимуляции. 5. Влияние на эффективность памяти. запоминание |
«Физиология памяти и мнемотехника» Тема реферата – физиология памяти и разнообразные способы быстрого и эффективного запоминания. В связи с большим научным интересом... | Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе... | ||
Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры.... | ||
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей Я стараюсь психологизировать обучение, стараюсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего... | Программа элективного курса «Разнообразные способы решения иррациональных... «Разнообразные способы решения иррациональных уравнений и неравенств» весьма актуальна. Ее рассмотрение обобщает опыт изучения в... | ||
Методическая тема по самообразованию Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование педтехники, адаптированное к... | План проведения недели иностранных языков Семинар «Новые способы запоминания ино-странных слов». Пономарева Е. И. для 9-10 кл | ||
08. 02. 2008 создание by Eisenwolf. Version 0 В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации | Тема: «Высшие растения» Тема моего реферата называется «Высшие растения». В своей работе я хочу рассматреть все высшие растения. Высшие растения делятся... | ||
Муниципальное образовательное учереждение Земля. Зная количество планет, путают их расположение по отдаленности от Солнца и т д. Это следствие того, что в учебниках окружающего... | Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Тема «Памятника» Целью моего реферата является изучение эволюции темы «Памятника» ибессмертия поэта» в русской литературе и своеобразие стихотворения... | ||
Итак, в начале своего исследования я должен выбрать определения ключевых... Главным словосочетанием моего исследования, что видно из названия, является национальная идентичность, но чтобы определить это понятие,... | Темы рефератов (2 курс, 2 часть) Язык Ассемблера. Преимущества и... Способы обмена (программно-управляемый обмен, обмен по прерываниям, прямой доступ к памяти) | ||
Реферат по математике. На тему: «основные методы решения систем нелинейных... Тема моего реферата «Решение систем уравнений с двумя переменными». Эта тема играет важную роль в курсе математики. Издавна применялось... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кейс (от англ case – случай, обстоятельство) – описание ситуации или случая, которые используют для обучения, оценки и поиска наиболее... |