Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации09.01.2014
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4

  1. Содержание теоретического курса


Модуль 1. Физиология систем исполнения, регуляции и управления движениями
I. Предмет физиологии.

Разделы физиологии. Физиология клетки и субклеточных образований. Физиология тканей. Физиология органов. Физиология систем организма. Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры. Эволюционная физиология. Физиология умственного труда. Физиология физического труда. Физиология онтогенеза - критические возрастные периоды.

Связь физиологии с другими науками: Физиология и биофизика. Физиология и биохимия. Физиологи и кибернетика. Физиология и анатомия. Физиология и анатомия. Физиология и психология. Физиология и педагогика.
II. Физиология возбудимых тканей.

2.1. Свойства возбудимых тканей: раздражимость, возбудимость, возбуждение, раздражение. Опыты Гальвани. Опыты Дюбуа-Реймона.

2.2. Строение и свойства клеточных мембран: барьерные функции мембраны клетки; регуляторные функции клеточной мембраны; электрические свойства; медиаторные функции мембраны. Строение и функции ионных каналов мембраны клетки.

2.3. Методы изучения возбудимых клеток. Микроэлектродный метод регистрации электрического потенциала мембраны. Методы раздражения возбудимой клетки.

2.4. Потенциал покоя и потенциал действия. Действие различных форм электрического тока на заряд мембраны. Полярный закон действия тока. Порог раздражения, полезное время раздражения, хронаксия. Фазы парабиоза.
Физиология нервной ткани.

2.5. Строение и классификация нейронов. Функции нейронов. Сома нейрона. Мембрана нейрона. Ядро и ядрышко нейрона. Функции дендритов и аксонов. Морфологическая классификация нейронов. Функциональная классификация нейронов. Моносенсорные нейроны. Бисенсорные нейроны. Полисенсорные нейроны. Мономодальные, бимодальные, полимодальные нейроны. Фоновоактивные нейроны. Формы активности нейронов. Афферентные нейроны. Вставочные нейроны. Эфферентные нейроны.

2.6. Рецепторы. Рецепторный и генераторный потенциалы.

2.7. Нейроглия. Виды нейроглии, функции нейроглиальных клеток.

2.8. Проведение возбуждения по нервам. Классификация нервных волокон. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым волокнам.

2.9. Физиология синапсов. Понятие синапса. Классификация синапсов. Синапсы с химическим и электрическим способами передачи возбуждения. Тормозные и возбуждающие синапсы. Нервно-мышечные синапсы.
III. Физиология мышечной ткани.

3.1. Виды мышечной ткани: гладкие мышцы, скелетные мышцы, мышца сердца. Функции мышц. Методы исследования функций мышц: эргометрические методы, электрофизиологические методы.

Скелетные мышцы. Классификация скелетных мышечных волокон. Свойства и функции медленных мышечных волокон. Свойства и функции быстрых мышечных волокон. Свойства и функции тонических мышечных волокон.

3.2. Структурная организация мышечного волокна и механизм мышечного сокращения. Фазы мышечного сокращения. Одиночное мышечное сокращение. Суммация и тетанус. Работа и мощность мышц. Энергетика и теплообразование при мышечных сокращениях.

3.3. Гладкие мышцы. Классификация гладких мышц. Строение гладких мышц. Функции и свойства гладких мышц.
Физиология железистой ткани.

3.4. Секреция, ее виды. Функции секреторных систем. Секреторный цикл. Регуляция секреции.

Внутренняя среда организма. Механизмы обеспечения ее постоянства и адаптивных изменений.

3.5. Принципы гормональной регуляции. Методы исследования гормональной регуляции.

3.6. Гипофиз и его гормоны.

3.7. Щитовидная железа.

3.8. Паращитовидная железа.

3.9. Надпочечники.

3.10. Поджелудочная железа.

3.11. Половые железы.
IV. Принципы организации управления функциями организма.

4.1. Управление по рассогласованию. Управление по возмущению. Нервные механизмы управления. Гуморальные механизмы управления.

4.2. Саморегуляция физиологических систем. Гомеостаз. Прямая и обратная связь. Функциональная система Анохина.
Физиология центральной нервной системы.

4.3. Методы исследования функций ЦНС. Метод выключения структур мозга. Метод депрессии. Метод денервации. Электрофизиологические методы. Метод моделирования. Рефлекторный метод. Эволюция ЦНС.

4.4. Торможение в ЦНС.

4.5. Свойства нервных центров.

4.6. Гематоэнцефалический барьер и цереброспинальная жидкость.

4.7. Спинной мозг. Структура и функции спинного мозга. Проводящие системы спинного мозга. Нейронная организация рогов спинного мозга. Рефлексы спинного мозга. Сегментарная рефлекторная дуга. Миотатические рефлексы. Рефлексы с рецепторов кожи. Висцеромоторные рефлексы. Рефлексы вегетативной системы.

4.8. Ствол мозга. Структура продолговатого мозга. Сенсорные, проводниковые, рефлекторные и интегративные функции продолговатого мозга. Мост. Структура моста мозга. Сенсорные, проводниковые, рефлекторные и инегративные функции моста. Структура среднего мозга. Сенсорные, проводниковые, двигательные, рефлекторные и интегративные функции среднего мозга. Промежуточный мозг: таламус, гипоталамус. Мозжечок: кора мозжечка, подкорковые структуры мозжечка, функции мозжечка, взаимодействие мозжечка с корой головного мозга. Лимбическая система мозга.

4.9. Базальные ядра головного мозга. Строение и функции хвостатого ядра, скорлупы. Строение и функции бледного шара. Строение и функции ограды.

4.10. Кора большого мозга. Морфофункциональная организация. Нейроны коры. Слои коры. Сенсорные области коры. Моторные области коры. Ассоциативные области коры. Электрическая активность коры мозга. Межполушарные взаимоотношения коры.

4.11. Координация движений.
V. Физиология вегетативной нервной системы.

5.1. Функциональная структура вегетативной нервной системы. Симпатическая нервная система. Парасимпатическая нервная система. Вегетативные рефлексы: висцеро-висцеральные, висцеро-соматические, сомато-висцеральные.
Модуль 2. Физиология систем обеспечения
VI. Физиология крови.

6.1. Понятие о системе крови. Функции крови. Количество крови в организме.

6.2. Плазма крови, ее состав и функции. Физико-химические свойства крови.

6.3. Форменные элементы крови. Эритроциты. Эритрон. Лейкоциты. Лейкоцитарная формула. Нейтрофилы, базофилы, эозинофилы, моноциты, лимфоциты. Регуляция лейкопоэза. Резистентность и иммунитет.

6.4. Тромбоциты и их функции.

6.5. Группы крови. Резус-фактор.

6.6. Свертывание крови. Фибринолизис.
Сердечно-сосудистая система.

6.9. Физиология сердца. Функции сердечной мышцы. Функции проводящей системы сердца. Функции оболочек сердца. Функции перикарда.

6.10. Кардиограмма. Электрокардиограмма. Фазы сокращения сердца. Ритмы сердечных сокращений. Нагнетательная функция сердца. Сердечный выброс - минутный объем. Механические и звуковые проявления сердечной деятельности.

6.11. Регуляция деятельности сердца. Внутриклеточные механизмы регуляции. Регуляция деятельности сердца с рецепторов эндокарда, миокарда, эпикарда и перикарда. Регуляция деятельности сердца со стороны симпатической и парасимпатической систем. Межсистемная регуляция деятельности сердца. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Условнорефлекторная регуляция деятельности сердца. Рефлексы сердца.

6.12. Функции сосудистой системы. Классификация сосудов, принципы гемодинамики. Артериальное давление, артериальный пульс, объемная скорость кровотока. Движение крови в капиллярах. Микроциркуляция. Движение крови в венах. Регуляция движения крови по сосудам: нервная, гуморальная. Сосудистые рефлексы. Кровяные депо. Мозговое кровообращение. Кровообращение в сердце.

6.13. Лимфообращение. Строение лимфатической системы. Образование лимфы и ее состав. Движение лимфы по сосудам. Функции лимфатической системы.
VII. Дыхание.

7.1. Строение и функции дыхательной системы. Виды дыхания: внешнее, легочное, альвеолярное, тканевое, клеточное. Эволюция дыхательной системы.

7.2. Строение и функции легких. Механизм вдоха. Внутриплевральное давление. Механизм выдоха. Легочная вентиляция: легочные объемы. Дыхательный объем, резервный объем вдоха и выдоха. Остаточный объем. Жизненная емкость легких. Транспорт газов и газообмен. Регуляция дыхания: нервная и гуморальная. Дыхательные рефлексы.
VIII. Физиология пищеварительной системы.

8.1. Строение пищеварительной системы. Функции пищеварительной системы. Методы исследования пищеварительной системы. Теории голода и насыщения. Понятие “аппетит”, виды расстройства аппетита. Типы пищеварения.

8.2. Пищеварение в полости рта. Слюноотделение. Жевание. Глотание.

8.3. Пищеварение в желудке. Строение и функции отделов желудка. Механизм образования и состав желудочного сока. Регуляция желудочной секреции: нервная, гуморальная. Моторная функция желудка. Эвакуация пищи из желудка и двенадцатиперстную кишку.

8.4. Пищеварение в тонком кишечнике. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Регуляция секреции сока поджелудочной железы. Желчеотделение и желчевыделение. Механизмы и регуляция. Кишечная секреция. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторика тонкой кишки. Механизм всасывания белков, жиров и углеводов в тонкой кишке.

8.5. Функции толстого кишечника.
IX. Физиология выделительной системы.

9.1. Органы выделения: почки, легкие, слюнные железы, железы желудочно-кишечного тракта, железы кожи, слезные железы. Эволюция выделительной системы.

9.2. Почки и их функции. Методы изучения функций почек. Нефрон. Строение и функции отделов нефрона. Поворотно-противоточная система почек. Регуляция функций почек: нервная и гуморальная.
X. Сенсорные системы.

10.1. Понятие сенсорной системы. Методы исследования сенсорных систем. Общие принципы строения сенсорных систем. Функции сенсорных систем. Кодирование информации в сенсорных системах.

10.2. Зрительная система. Строение и функции структур зрительной системы. Аномалии рефракции глаза: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Сетчатка глаза и ее функции. Электроретинограмма. Световая чувствительность. Зрительная адаптация. Дифференциальная зрительная чувствительность. Цветовое зрение и теории цветоощущения. Роль движения глаз для зрения.

10.3. Слуховая система. Структура и функции слуховой системы. Наружное ухо. Среднее ухо. Внутреннее ухо. Механизм слуховой рецепции. Слуховые ощущения. Бинауральный слух.

10.4. Вестибулярная система. Строение и функции вестибулярного аппарата.

10.5. Соматосенсорная система. Кожная рецепция. Проприоцептивная чувствительность.

10.6. Обонятельная система. Строение и функции обонятельного аппарата.

10.7. Вкусовая система. Строение и функции вкусовой системы.
Модуль 3. Физиология спортивной деятельности (часть 1).
XII. Методы исследования

12.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека

12.2. Методы исследования систем организма

12.2.1. Двигательная система

12.2.2. Сердечно-сосудистая система

12.2.3. Дыхательная система

12.2.4. Сенсорные системы

12.3. Психофизиологические методы
XIII. Интегративная деятельность мозга.

13.1. Условный рефлекс и механизмы его образования. Методы выработки условных рефлексов. Виды условных рефлексов. Виды торможения условных рефлексов. Динамика основных нервных процессов. Типы высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы и инстинкты. Классификация безусловных рефлексов и инстинктов.

13.2. Физиологические механизмы памяти. Кратковременная и долгосрочная память.

13.3. Физиологические механизмы эмоций. Стадии развития эмоций.

13.4. Сон и гипноз. Механизмы сна. Стадии сна. Сновидения. Гипнотический сон.

13.5. Мышление, интеллект.

13.6. Вторая сигнальная система. Речь.
XIV. Общие закономерности регуляции систем организма

14.1. Этапы развития адаптационных реакций

14.2. Основные системы регуляции в организме

14.3. Уровни регуляции физиологических функций

14.4. Динамика отдельных функций в деятельном состоянии

14.4.1. Дыхательная система

14.4.2. Сердечно-сосудистая система

14.4.3. Водный и минеральный обмен

14.4.4. Терморегуляция
XV. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности

15.1. Источники энергии в организме

15.2. Потребление кислорода в динамике работы

15.3. Обмен веществ и энергии

15.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.

15.4.1. Умеренная мощность работы

15.4.2. Большая мощность

15.4.3. Субмаксимальная мощность

15.4.4. Максимальная мощность
XVI. Физиология двигательной системы и двигательная активность

16.1. Морфо-функциональные особенности скелетных мышечных волокон

16.2. Теплообразование при мышечном сокращении

16.3. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта

16.4. Формирование двигательного навыка у человека

16.5. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена

16.5.1. Сила

16.5.2. Быстрота

16.5.3. Выносливость

16.5.4. Ловкость

16.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям

16.5. Роль физического воспитания в школе
Модуль 3. Физиология спортивной деятельности (часть 2).
XVII. Работоспособность человека и факторы ее определяющие

17.1. Внутренние факторы

17.1.1. Циклические колебания в системах организма

17.1.2. Профессиональные навыки

17.1.3. Мотивы деятельности и работоспособность

17.2. Внешние факторы

17.2.1. Температурный режим

17.2.2. Световой режим

17.2.3. Влияние шума на работоспособность

17.2.4. Организация рабочего места

17.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены

17.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена

17.4.1. Разминка

17.4.2. Предстартовое состояние

17.4.3. Рабочее состояние

17.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы

17.4.5. Период восстановления
XIIX. Утомление

18.1. Развитие взглядов на природу утомления

18.2. К понятию "функциональное состояние"

18.3. Разновидности утомления

18.4. Общие механизмы утомления

18.5. Принципы диагностики утомления

18.5.1. Оценка эффективности деятельности

18.5.2. Оценка состояния физиологических систем организма

18.5.3. Психофизиологическая диагностика утомления

18.5.4. Субъективная оценка утомления
XIX. Физиологические основы спортивной тренировки юных спортсменов и женщин.

19.1. Особенности формирования двигательных навыков и физических качеств в детском, подростковом и юношеском возрасте.

19.2. Отбор и физиологические ориентации юных спортсменов. Возрастные особенности динамики состояний организма при спортивной деятельности.

19.3. Морфо-функциональные особенности женского организма.

19.4. Менструальный цикл и его фазы.

19.5. Индивидуализация спортивной тренировки женщин.
2. Тематическая карта дисциплины

2.1. Распределение учебных часов по видам занятий




Виды занятий

Семестр

Количество часов

1.

Лекции

3

26







4

26

2.

Лабораторные работы

3

26







4

18

3.

Самостоятельная работа

3

57







4

147

всего

300
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск