Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина





Скачать 93.16 Kb.
НазваниеМониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина
Дата публикации04.04.2015
Размер93.16 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Мониторинг профессиональной успешности

школьных библиотекарей



Наталья Александровна

Колодина

магистр библиотековедения,

руководитель сектора методической работы научной библиотеки

Павлодарского государственного педагогического института
Современная школа в условиях перехода на новые парадигмы образования нуждается в новом типе информационно-библиотечного специалиста – творчески думающего, владеющего современными информационными и педагогическими технологиями, способами самостоятельного конструирования библиотечных процессов в условиях конкретной профессиональной деятельности, умением прогнозировать конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной, ее решение – приоритетно. Не случайно основной целью современного образования является не простая совокупность знаний, умений, навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире. Сегодня сотрудник школьной библиотеки поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким библиотекарем можно говорить о качественном образовании, так как качество – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Библиотекарь включен во все школьные преобразования, которые требуют от него переориентации на новые педагогические и профессиональные ценности, освоения новых приемов и методов труда, перманентной актуализации своих профессиональных и педагогических знаний, исследовательской, инновационной культуры. Повседневная деятельность библиотекаря насыщена поисками нового, внедрением достижений науки и практики, участием в реализации разнообразных проектов. Школьные библиотекари ведут постоянную работу по совершенствованию обслуживания пользователей, информационной и воспитательной деятельности. Каждым библиотекарем создаются авторские разработки библиографических материалов, сценариев мероприятий, библиотечных уроков, проекты общественных акций и деятельности клубов. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях методического объединения библиотекарей, освещаются на семинарах, публикуются в библиотечных и педагогических изданиях.
Творческий характер труда школьного библиотекаря никем не оспаривается. Вместе с тем личные профессиональные достижения конкретного библиотекаря часто никак не фиксируются и не анализируются, за исключением тех случаев, когда методист отдела образования готовит статью или информационный материал по обобщению опыта подведомственных библиотек. К сожалению, в работе школьных библиотекарей системный самоанализ деятельности наблюдается пока чрезвычайно редко. Чаще всего это связано с подготовкой к аттестации или участием в творческих конкурсах. Повседневная жизнь дает нам мало примеров системной самооценки, профессиональной рефлексии библиотекарей. Возможно, сказываются стереотипы поведения, обуславливающие чрезмерную скромность и заниженную самооценку специалистов библиотек.
В педагогической теории и практике существует множество подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) учителя. Мониторинг успешности педагогов стал объективной реальностью в жизни большинства школ. Одним из инструментов, с помощью которого реализуется мониторинг творческих озарений, неповторимых моментов образовательной деятельности в суете учебных будней, являются разнообразные «досье успехов» педагога, в которых отражается все радостное, интересное и достойное.
В последние годы в качестве досье успехов педагогических работников школ выступает «Портфолио педагога». Согласно современным словарям, портофолио – это полное собрание собственных достижений. В педагогических коллективах такая научно-методическая папка отражает многообразную информацию о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.
Использование опыта педагогических коллективов по организации мониторинга успешности специалистов в деятельности школьных библиотекарей может способствовать развитию профессиональной рефлексии. Формализованное фиксирование результатов, достигнутых им, их общественное обсуждение несомненно будут содействовать объективной оценке его деятельности, помогут сделать работу библиотеки более открытой. Систематическое отслеживание результатов работы школьного библиотекаря позволит привлечь внимание общественности к проблемам библиотеки, изменит стереотип восприятия библиотечной деятельности.
Можно предложить использовать в школьной библиотеке методику индивидуального портофолио библиотекаря. Основная цель портфолио – оценивание работы библиотечного специалиста по теме саморазвития, отслеживание его творческого и профессионального роста. Портфолио позволит учитывать результаты, достигнутые специалистом в разнообразных видах деятельности: технологической, воспитательной, методической, исследовательской. Все представленные в нем документы должны иметь точную датировку, копии статей – библиографическое описание источника. На сводном листе общих сведений следует обязательно указать дату заполнения сведений и зафиксировать личную подпись.
Основные требования к оформлению портфолио и принцип его создания
1. Системность и регулярность самомониторинга (постоянное обновление данных).

2. Достоверность.

3. Объективность.

4. Нацеленность автора на самосовершенствование.

5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

6. Аккуратность и эстетичность оформления.

7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

8. Наглядность результатов.
Структура портфолио может быть индивидуальна, но в практике сложились некоторые общие подходы. Предлагаем возможные разделы портфолио.
Раздел 1. Общие сведения о библиотекаре
Данный раздел обновляется не реже одного раза в год и включает материалы, отражающие конкретные достижения специалиста в различных областях.

Фамилия, имя, отчество, год рождения.

Образование (наименование учебного заведения, дата окончания учебы, полученная специальность и квалификация по диплому).

Общий трудовой и библиотечный стаж, стаж работы в данной библиотеке.

Повышение квалификации и дополнительное образование (название структуры, где проходила переподготовка, сроки, формы и тематика обучения).

Список публикаций в СМИ и профессиональных изданиях.

Участие в деятельности общественных и профессиональных организаций.

Копии документов, подтверждающие уровень квалификации и общественное признание (дипломы, сертификаты, удостоверения, грамоты, благодарственные письма).
Раздел 2. Результаты профессиональной деятельности
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов основной профессиональной деятельности специалиста за определенный период.

Материалы о результатах деятельности школьной библиотеки за определенный период (текущий учебный год, сравнительный анализ показателей за 3 года)

Результаты аттестации библиотекаря, методических проверок библиотеки.
Раздел 3. Воспитательная, пропагандистская деятельность
Материалы раздела характеризуют культурно-просветительную, воспитательную деятельность библиотекаря, его творческие находки.

Лучшие сценарии массовых мероприятий.

Программы дней информации, тематических и предметных недель.

Фотографии, видеокассеты с записью проведенных мероприятий.

Компьютерные презентации мероприятий (частичная распечатка слайдов, дискеты и компакт-диски).

Программы кружков, читательских клубов.
Раздел 4. Методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме библиотекаря.

Работа в методическом объединении школьных библиотекарей.

Сотрудничество с библиотеками региона, вузами и другими учреждениями.

Участие в профессиональных конкурсах.

Организация и проведение на базе своей библиотеки семинаров, круглых столов, мастер-классов, открытых показательных мероприятий и т.п.

Проведение маркетинговых, мониторинговых исследований.

Участие и самостоятельное проведение научных исследований.

Образцы созданных библиографических, учебно-методических пособий для пользователей библиотеки.

Подготовка творческого отчета, реферата, статьи, методического пособия, обобщения опыта работы.
Раздел 5. Экспертная оценка деятельности
Здесь собираются материалы, раскрывающие оценку деятельности библиотекаря руководством, коллегами, пользователями библиотеки.

Характеристики и аттестационные листы.

Отзывы методистов и коллег о реализованных проектах, открытых мероприятиях.

Выписки из протоколов педагогических, библиотечных советов и методических совещаний по вопросам работы библиотеки.

Рецензии на статьи, методические материалы, библиографические указатели, подготовленные библиотекарем.

Заключения о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской).

Резюме, подготовленное самим библиотекарем, с анализом и оценкой собственных профессиональных достижений.
Важнейшим элементом индивидуального профессионального портфолио является Комментарий, отражающий собственные мысли специалиста в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста библиотекаря. Он может быть представлен в виде отдельного письма к читателю, пояснительной записки, эссе и т.д. Обязательными элементами оформления портфолио являются титульный лист и лист оглавления, которые помогают ориентироваться в массиве документов.
Одним из вариантов ежегодной саморефлексии библиотечного специалиста школы могут быть индивидуальные карты методического мониторинга профессиональной деятельности (приложение 1). Это более лаконичная форма самоанализа, не требующая больших затрат времени. С помощью индивидуальной карты методического мониторинга библиотекарь фиксирует методические достижения за год, выстраивает некую результирующую модель своей творческой деятельности, позволяющую наглядно и лаконично продемонстрировать специфику каждого года, определить направления саморазвития на следующий период.
Подходы к проведению мониторинга профессиональной успешности школьного библиотекаря могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей специалиста, его готовности к самоанализу и саморазвитию. Важно, чтобы библиотекарь осознал необходимость систематически анализировать свою работу, собственные успехи, обобщать и систематизировать профессиональные достижения. Такая работа позволит объективно оценивать свои возможности, определять способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов, поможет библиотекарю более уверенно чувствовать себя в педагогическом коллективе, укрепить имидж библиотечной профессии и авторитет конкретного библиотекаря. Опыт лучших библиотекарей позволяет утверждать, что мониторинг профессиональной успешности – важнейший инструмент развития профессионального сознания библиотекаря.
Приложение 1

Что я сделала за год
Индивидуальная карта методического мониторинга профессиональной деятельности сотрудника библиотеки



Методические, творческие аспекты деятельности

2012 год

2013год

1

Освоение новых приемов и методов библиотечного труда







2

Освоение нового оборудования и новых компьютерных программ







3

Разработка методических материалов, сценариев мероприятий







4

Проведение открытого мероприятия для специалистов







5

Посещение библиотек с целью изучения опыта







6

Выступление на методических мероприятиях в своей библиотеке, организации образования







7

Участие в проведении методических мероприятий (семинар, практикум для библиотекарей региона)







8

Участие в исследовательской, проектной работе







9

Участие в конкурсе профессионального мастерства







10

Подготовка публикаций для СМИ







11

Подготовка публикаций для профессиональных изданий (методические сборники, журналы)







12

Обучение на курсах повышения квалификации







13

Обучение в колледже, вузе, магистратуре и др.







14

Самообразование (изучение темы, подготовка реферата)









Не гляди на меня комом, гляди россыпью.

Русская народная пословица

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconГосдума РФ мониторинг сми 20 июня 2007 г
Независимая газета, Костенко Наталья, Меликова Наталья, Родин Иван, 20. 06. 2007, №119, Стр. 1 16
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Сравнительная политология
...
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconКонспект составила воспитатель первой категории Буцыцина Наталья Валентиновна
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconБиблиотечное дело
Мы открываем эту страницу и понимаем, что здесь, как в Греции, «всё есть». Глаза разбегаются от информационного изобилия, предназначенного...
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconУрок-путешествие по теме: «Интеллектуальный символ России»
Мбоу мамлейская оош состоялось очередное заседание районного методического объединения школьных библиотекарей. Тема заседания: «Информационная...
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Елкина Наталья Николаевна, выпускница нашей школы 1987 года. Она же и была разработчиком программы непрерывного курса изучения информатики....
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconМуниципальный отдел образования администрации Катангского района...

Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconМы в ответе за тех, кого приручили. (А. Экзюпери.)
Учитель русского языка и литературы высшей категории Алексеева Наталья Александровна
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мкоу «Кудринская средняя общеобразовательная школа» Василичева Вера Александровна, учителя русского языка и литературы: Симоненкова...
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconПредлоги. Употребление предлогов в речи
Нестеренко Наталья Александровна, учитель начальных классов мкоу сош №12 г. Палласовки Волгоградской области
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconЗалесова Наталья Викторовна Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск
В данной статье рассматривается актуальная для современного общества проблема академической успешности студентов. Особое внимание...
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconКонспект урока № фио рогова Наталья Александровна 1 Место работы
Познакомиться с формами естественного отбора и определить его направляющую роль в эволюции
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconИнформация о разработчике
Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного...
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Астафьева Наталья Александровна, учитель моу «Сосновская основная общеобразовательная школа»
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconКонспект внеклассного мероприятия
Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного...
Мониторинг профессиональной успешности школьных библиотекарей Наталья Александровна Колодина iconIi день чтений 23 марта 2012 г. – преподаватели, аспиранты, соискатели
Секция Актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка в школе и вузе (к п н., доц. Спичко Наталья Александровна)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск