Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 184.93 Kb.
НазваниеРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации06.04.2015
Размер184.93 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ПС_РПУД

2222


описание: z:\www_sp2_mesi_ru\рупд\2011-2012_рупд_гос2_фгос3_приказ №145 от 02.09.2011\программы_фгос 3\сканы для михалыча\верх икт.jpeg

рабочая программа учебной ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ




Для направления/

профиля подготовки: 230700.62 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ




Кафедра:


Информационной безопасности




Аббревиатура

кафедры

ИБ

Разработчики программы:

Баяндин Н.И.
описание: z:\www_sp2_mesi_ru\рупд\2011-2012_рупд_гос2_фгос3_приказ №145 от 02.09.2011\программы_фгос 3\сканы для михалыча\баяндин, стр.1.jpegОглавление

1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

2.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 3

3.КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 3

4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

4.1 Содержание учебной дисциплины 4

4.2Разделы/темы дисциплины и виды занятий 5

4.3 Формы текущего контроля успеваемости (БРС) 5

4.4 Форма проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации: 5

5.БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5

6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6

6.1Темы эссе, рефератов 6

6.2Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра по темам) 6

6.3Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса) 7

6.4Темы курсовых работ/проектов (КР/КП) – 7

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 7

8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8





  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Целями изучения дисциплины являются:

  • Развитие творческих подходов при решении сложных научно-технических задач, связанных с обеспечением информационной безопасности государства и его информационной инфраструктуры;

  • Развитие профессиональной культуры, формирование научного мировоззрения и развитие системного мышления;

  • Привитие стремления к поиску оптимальных, простых и надежных решений;

Задачи дисциплины – дать знания по вопросам:

  • Обеспечения информационной безопасности информационных систем;

  • Методологии создания систем защиты информации;

  • Оценки защищенности и обеспечения информационной безопасности информационных систем.
  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


Профессиональный цикл.

Дисциплина является вводной в проблематику информационной безопасности, поэтому требований к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения, не предъявляется.

Дисциплина является предшествующей для таких дисциплин профессионального цикла как «Корпоративные информационные системы», «Банковские информационные системы», «Электронный бизнес».
  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


В результате освоения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:

Виды угроз информационным системам и методы обеспечения информационной безопасности;

Основные термины по проблематике информационной безопасности;

Перспективные направления развития средств и методов защиты информации;

Современные подходы к построению систем защиты информации;

Информационную систему как объект информационного воздействия, критерии оценки ее защищенности и методы обеспечения ее информационной безопасности;
УМЕТЬ:

Выявлять угрозы информационной безопасности, обосновывать организационно-технические мероприятия по защите информации в информационных системах; Выбирать и анализировать показатели качества и критерии оценки систем и отдельных методов и средств защиты информации;

Применять полученные знания при выполнении курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, а также в ходе научных исследований.
ВЛАДЕТЬ:

Навыками работы со средствами защиты информации, формальной постановки и решения задачи обеспечения информационной безопасности информационных систем.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-18

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

4.1 Содержание учебной дисциплины




п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Содержание раздела/темы

1.

Тема 1. Информационная безопасность в системе национальной безопасности России

Понятие национальной безопасности. Виды безопасности. Виды защищаемой информации. Основные понятия и общеметодологические принципы теории информационной безопасности. Роль информационной безопасности в обеспечении национальной безопасности государства.

2.

Тема 2. Информационная война, методы и средства ее ведения.

Национальные интересы и угрозы информационной безопасности России в информационной сфере и их обеспечение. Содержание информационного противоборства на межгосударственном и военном уровнях. Информационная система как объект информационного воздействия.

3.

Тема 3. Критерии защищенности компьютерных систем.

Методы и средства обеспечения информационной безопасности компьютерных систем. Методы оценки защищенности компьютерных систем от НСД.

4.

Тема 4. Защита информации, обрабатываемой в информационных системах,

Классификация и возможности технических разведок. Компьютерная разведка. Технические каналы утечки информации при эксплуатации АС. Методы защиты информации, обрабатываемой в АС. Безопасность банковских систем.

5.

Тема 5. Защита АС и СВТ от внешнего электромагнитного воздействия.

Генераторы электромагнитных импульсов. Эффекты, возникающие от внешнего электромагнитного воздействия на АС и СВТ. Методы защиты АС и СВТ от внешнего электромагнитного воздействия.

6.

Тема 6. Заключение

Итоги изучения курса
    1. Разделы/темы дисциплины и виды занятий





Тип дисциплины (ОБ/ПР)

ПР

Кол-во семестров учебного плана, отведенных на изучение дисциплины

1




Кол-во учебных недель семестра

18

Общая трудоемкость изучения дисциплины по учебному плану; З.Е (часов)

4 (144)

Форма обучения

Очная

Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С)

1/1







Форма обучения

Очно-заочная

Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С)

0/1







Форма обучения

Заочная

Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С)

6/2










№ п.п.

Порядковый номер темы, в соответствии с содержанием

типовой учебной программы дисциплины (Тема №, тема №)


Кол-во академических часов

Очная

Очно-заочная

Заочная

Л

ПЗ

С

ЛР

СР

Л

С

СР

Л

С

СР



Тема 1

1

2

-

-

18




2

19

1




26



Тема 2

2

4

-

-

24




4

26

1




28



Тема 3

6

4

-

-

28




4

34

1




28



Тема 4

4

4

-

-

24




4

28

1




28



Тема 5

4

4

-

-

14




4

18

2




28



Тема 6

1

0







0




0

1

0




0



Консультации (по всем темам)




























2




ОБЩИЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (в часах)

18

18

-

-

108




18

126

6

2

138

4.3 Формы текущего контроля успеваемости (БРС)


№ п.п.

Порядковый номер темы, в соответствии с содержанием

типовой учебной программы дисциплины (Тема №, тема №)

СКМ

Форма

(Э / А)

Кол-во баллов

в БРС

Вид

Код

Очная

О-з/З

Заочная

Мин.

Макс.



Тема 1, Тема 2, Тема 3, Тема 4, Тема 5

Тестирование

Т1

Э

Э

Э

10

12



Тема 2

Форум

Ф1

Э

Э

Э

3

6



Тема 3, Тема 4

Индивидуальное задание

К1

Э

Э

Э

6

10



Тема 5

Контрольная работа

К2

А

Э

Э

6

9



Тема 1 - 5

Итоговое тестирование

Т2

А

Э

Э

10

15

Посещаемость и активность работы

10

18

ИТОГО (кол-во баллов)




45

70

4.4 Форма проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации:


Вид мероприятия

Форма проведения

Структура экзаменационного задания (билета)

Использование ПК (ДА/НЕТ)

Диф. зачет

устно

2 теоретических вопроса и 1 задача

нет



  1. БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, интерактивные формы проведения занятий, подготовка рефератов, эссе.

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    1. Темы эссе, рефератов


  1. Анализ информационной инфраструктуры государства.

  2. Виды и источники угроз информационной безопасности России.

  3. Информационное оружие, его классификация и возможности.

  4. Объекты информационного воздействия в информационной войне.

  5. Пароль как средство защиты от НСД.

  6. Критерии оценки защищенности СВТ и АС.

  7. Особенности обеспечения информационной безопасности СВТ и АС при обработке информации, составляющей государственную тайну.

  8. Классификация и возможности технических разведок.

  9. Компьютерная разведка.

  10. Защита СВТ и АС от внешнего электромагнитного воздействия.



    1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра по темам)


Тема 1

  1. Дать определение понятию национальной безопасности.

  2. Виды защищаемой информации.

  3. Основные понятия информационной безопасности.

  4. Роль информационной безопасности в обеспечении национальной безопасности государства.


Тема 2

  1. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем на территории России.

  2. Информационная безопасность и информационное противоборство.

  3. Составные части и методы информационного противоборства.

  4. Информационное оружие, его классификация и возможности.


Тема 3.

  1. Компьютерная система как объект информационной безопасности.

  2. Общая характеристика методов и средств защиты информации.

  3. Организационно-правовые, технические и криптографические методы обеспечения информационной безопасности.

  4. Общие критерии.


Тема 4.

  1. Классификация и возможности технических разведок.

  2. Компьютерная разведка, ее объекты и содержание.

  3. Технические каналы утечки информации при эксплуатации АС.

  4. Методы защиты информации, обрабатываемой в АС, от технических разведок.


Тема 5.

  1. Эффекты, возникающие при внешнем электромагнитном воздействии на АС.

  2. Эффекты, возникающие при внешнем электромагнитном воздействии на СВТ.

  3. Методы защиты АС и СВТ от внешнего электромагнитного воздействия.
    1. Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса)


    1. Дать определение понятию национальной безопасности.

    2. Виды защищаемой информации.

    3. Основные понятия информационной безопасности.

    4. Роль информационной безопасности в обеспечении национальной безопасности государства.

    5. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем на территории России.

    6. Информационная безопасность и информационное противоборство.

    7. Составные части и методы информационного противоборства.

    8. Информационное оружие, его классификация и возможности.

    9. Компьютерная система как объект информационной безопасности.

    10. Общая характеристика методов и средств защиты информации.

    11. Организационно-правовые, технические и криптографические методы обеспечения информационной безопасности.

    12. Общие критерии.

    13. Классификация и возможности технических разведок.

    14. Компьютерная разведка, ее объекты и содержание.

    15. Технические каналы утечки информации при эксплуатации АС.

    16. Методы защиты информации, обрабатываемой в АС, от технических разведок.

    17. Эффекты, возникающие при внешнем электромагнитном воздействии на АС.

    18. Эффекты, возникающие при внешнем электромагнитном воздействии на СВТ.

    19. Методы защиты АС и СВТ от внешнего электромагнитного воздействия.



    1. Темы курсовых работ/проектов (КР/КП) –


Не предусмотрены.
  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Электронные курсы – не предусмотрены
Основная литература:

  1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

  2. Основы информационной безопасности. Учебное пособие для вузов /Е.Б. Белов, В.П. Лось, Р.В. Мещеряков, А.А. Шелупанов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. – 544 с.: илл.

  3. Расторгуев С.П. Основы информационной безопасности. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.

Дополнительная литература:

  1. Основы информационной безопасности / Галатенко В.А., под ред. члена-корр. РАН В.Б. Бетелина / М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», 2003. – 280с.

  2. Методы и технологии информационных войн/ С.Н. Бухарин, В.В. Цыганов. – М.: Академический Проект, 2007

  3. Информационная безопасность/учебно-практическое пособие, Башлы П.Н., Бабаш А.В., Баранова Е.К. М.: Изд.центр ЕАОИ , 2010


Программное обеспечение не предусмотрено.

Интернет - ресурсы

www.intuit.ru

www.infosec.ru

www.it2b.ru


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Аудиторные занятия проводятся в компьютерных классах с доступом к сети Интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки
230700.62 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ



Автор Баяндин Н.И.

описание: z:\www_sp2_mesi_ru\рупд\2011-2012_рупд_гос2_фгос3_приказ №145 от 02.09.2011\программы_фгос 3\сканы для михалыча\баяндин, стр.9.jpeg
ПРОГРАММА ПЕРЕУТВЕРЖДЕНА:

НА

20___

-

20___

УЧЕБНЫЙ ГОД.

Протокол НМС №_____ от ________ 20___г.

Протокол №_____ от ________ 20___г.

Директор института

Заведующий кафедрой

__________________/______________/

_________________/________________/










№ п/п

Стр., №

Описание изменений






























































ПРОГРАММА ПЕРЕУТВЕРЖДЕНА:

НА

20___

-

20___

УЧЕБНЫЙ ГОД.

Протокол НМС №_____ от ________ 20___г.

Протокол №_____ от ________ 20___г.

Директор института

Заведующий кафедрой

__________________/______________/

_________________/________________/










№ п/п

Стр., №

Описание изменений






































































ПРОГРАММА ПЕРЕУТВЕРЖДЕНА:

НА

20___

-

20___

УЧЕБНЫЙ ГОД.

Протокол НМС №_____ от ________ 20___г.

Протокол №_____ от ________ 20___г.

Директор института

Заведующий кафедрой

__________________/______________/

_________________/________________/










№ п/п

Стр., №

Описание изменений









































































Форма Д Стр. из

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая Учебная программа дисциплины проектирование...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины...
Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) управление конфликтами...
Рабочая учебная программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории...
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск