Скачать 242.16 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Управление конфликтами Разработал: Гайнуллина Ю.И. Идентификационный номер: УМКД.69(62)-040100.68- М2.В.ДВ.1 (2) -2012г Контрольный экземпляр находится на кафедре социальных наук Страница из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) школа гуманитарных наук РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ Направление 040100.68 - «Социология»Форма подготовки (Очная)Школа гуманитарных наук Кафедра социальных наук курс _2_ семестр _3_ лекции ___ (час.) практические занятия_16_час. лабораторные работы _ час. всего часов аудиторной нагрузки_16_ (час.) самостоятельная работа _128_ (час.) контрольные работы 0 зачет _3_ семестр экзамен _ семестр
Заведующая кафедрой: Кузина И.Г. Составитель: Гайнуллина Ю.И. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от « ____» ________ 20 г. № Заведующий кафедрой _______________________ Кузина И.Г. (подпись) (и.о. фамилия) Изменений нет. II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от Заведующий кафедрой _______________________ _______________ (подпись) (и.о. фамилия) АННОТАЦИЯ Управление конфликтами в организации является одной из основных управленческих задач. В процессе изучения дисциплины «Управление конфликтами» студентам предоставляется возможность исследовать феномен конфликта, посмотреть на него с разных точек зрения, овладеть не только навыками эффективного управления конфликтной ситуацией, но и укрепить собственные возможности решения проблем, возникающих в ходе взаимодействия людей. Курс «Управление конфликтом» является одним из базовых для изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в рамках содержательных модулей, готовящих студента к выбору дальнейшего вектора обучения. Изучение курса дает основание для понимания одного из наиболее значимых объектов психологического и организационного консультирования. Объектами изучения являются конфликты в организационном и социальном пространстве. Предметом изучения курса являются отношения, складывающиеся в процессе диагностики и управления конфликтами в организации. Цель курса – «Управление конфликтами» является изучение сущности, структуры, функций конфликтов; изучение понятия управления конфликтами, регулирование конфликта, методов и стилей разрешения конфликта; изучение творческого подхода к управлению организациями с распределенными полномочиями между центром и субъектами управления, а также этика и личные качества участников социальных систем. Задачи курса:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК-4 – способностью к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способностью к социальной адаптации
ПК-5 – способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности ПК-7 – способностью самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей Требования к освоению дисциплины Учебная дисциплина опирается на категории и знания, усвоенные студентами в процессе изучения курсов: Социология, Психология, Философия, Экономика, Информационные технологии, Диагностика конфликтов. Дисциплина «Управление конфликтами» предусматривает использование знаний и навыков, приобретенных студентами при изучении таких курсов как «Экономика», «Психология», «Диагностика конфликтов», «Социология». Требования к уровню освоения содержания дисциплины. По завершению обучения по дисциплине студент должен: Владеть: - совокупностью способов, методов, средств не только диагностики проблемной ситуации, проектирования социальных систем, их инновирования, но и прогнозирования и моделирования многообразных последствий (экономических, социальных, политических, духовно-культурных), принимаемых управленческих решений, сочетающих в себе как достижение более высокого качества жизни, так и высокого хозяйственного, коммерческого результата. - различными способами разрешения конфликтных ситуаций; - способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений; Знать: -базовые ценности мировой культуры и готовность опираться на них в своем - о личностном и общекультурном развитии; знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности ; способностью занимать активную гражданскую позицию; умением анализировать и оценивать исторические события и процессы; владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; Уметь: - оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя - разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность; - разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации, использовать концептуальное знание в анализе конфликтных ситуаций; применять методы диагностики и анализа конфликтов и методы предотвращения конфликтных ситуаций; - идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции; - диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений.
Не предусмотрено учебным планом.
Занятие 1. Теоретико-методологические основы управления конфликтами (1 час) Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии. Теоретико-методологические основы конфликтологии. Современные проблемы развития конфликтологии. Занятие 2. Конфликт как объект анализа (1 час) Формулы конфликта. Конфликтогены. Классификация конфликтогенов. Конфликты и трансактный анализ. Основные положения теории трансактного анализа. Формулы конфликта (решение ситуационных задач). Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации». Трансактный анализ конфликтов (тестирование и решения ситуационных задач). Занятие 3. Поведенческие аспекты конфликта (1 час) Характеристика конфликта как социального феномена Сущность конфликта и его структура. Стороны конфликта. Предмет конфликта. Образ конфликтной ситуации. Мотивы конфликта. Классификация конфликтов. Конфликтная ситуация. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта. Динамика конфликта. Основные этапы конфликта. Идентификация конфликтов (решение ситуационных задач). Сущность конфликта и его причины. Деловая игра «Жалоба». Конфликтные ситуации (решение ситуационных задач). Конфликтные ситуации. Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях» Занятие 4. Внутриличностные конфликты (2 часа) Понятие внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856–1939). Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870–1937). Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875–1961). Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900–1980). Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902–1994). Формы проявления внутренних конфликтов. Занятие 5. Самооценка личности методом тестирования (1 час) Игра-тренинг «Внутриличностные конфликты» со способами защиты от фрустрации 1 час. Занятие 6. Межличностные конфликты (1 час) Понятие межличностного конфликта и его особенности Сферы проявления межличностных конфликтов Управление межличностными конфликтами Самооценка методом тестирования готовности к межличностному взаимодействию. Занятие 7. Групповые конфликты (1 час) Понятие групповых конфликтов и их классификация Конфликт «личность-группа» Классификация конфликтов «личность-группа» Управление конфликтами между личностью и группой Межгрупповые конфликты Классификация межгрупповых конфликтов Управление межгрупповыми конфликтами Занятие 8. Конфликт между личностью и группой (2 часа) Деловая игра «Конфликтная ситуация в комплексной бригаде строителей Теории поведения личности в конфликте Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии Стратегии поведения в конфликте Типы конфликтных личностей «Мое поведение в конфликте» Занятие 9. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте (1 час) Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание Технологии рационального поведения в конфликте «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте» (проводится методом отработки тренинговых упражнений) Занятие 10. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликтах. Дидактический тренинг «Овладение искусством критики» (1 час) Мотивы критики. «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте». Дидактическая игра «Искусство критики». Занятие 11. Технологии управления конфликтами (2 часа) Понятие управления конфликтом Содержание управления конфликтом и его динамика Регулирование конфликта и его этапы. Технологии регулирования конфликта Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта» Занятие 12. Переговоры в конфликтных ситуациях (2 часа) Основное содержание переговорного процесса Модели поведения в переговорах Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им Характеристика стратегий в переговорном процессе Ситуационно-ролевая игра «Переговоры».
Перечень вопросов для зачета
– стратегию борьбы; – стратегию ухода; – стратегию компромисса; – стратегию уступки; – стратегию сотрудничества.
а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение; б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив; в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен; г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью; д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
Курсовое проектирование по данной дисциплине не предусмотрено.
Темы рефератов
Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы
|
Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | Место дисциплины в структуре ооп Изучение дисциплины «Управление стрессами в трудовой деятельности» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в... | ||
Рабочая программа дисциплины благотворительность в россии и за рубежом... | Рабочая программа дисциплины Социальная политика Направление подготовки 040100 «Социология» Программа составлена в соответствии с требованиями ос мгу по направлению подготовки «Социология» | ||
Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными... | Рабочая программа Этикет деловых отношений Рекомендуется для направления... Специальность/направление 050104. 65-Безопасность жизнедеятельности | ||
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Школы гуманитарных наук Социология малых групп Направление — 040100. 68 социология Форма подготовки (Очная) | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Социология здоровья 060400.... Рабочая программа учебной дисциплины составлена в на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Рабочая программа дисциплины по выбору студентов для направления 040100. 62 «Социология» Рецензент: А. Ю. Оборский, доцент кафедры «Прикладная социология», кандидат философских наук | Рабочая программа дисциплины по выбору студентов для направления 040100. 62 «Социология» Рецензент: Ю. М. Баскакова, доцент кафедры «Прикладная социология», кандидат политических наук | ||
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Интервью в социологических... Автор: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук» |