Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме





Скачать 93.15 Kb.
НазваниеУроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме
Дата публикации08.04.2015
Размер93.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Фирстова С. В.,

учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ с. Еланка»

Балаковского района

Саратовской области,

высшая квалификационная категория
Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернет-ресурсов.

Использование ИКТ позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся, оперативно оценивать результаты их обучения и воспитания, повышать уровень обученности и качества знаний.

В данной статье представлен опыт работы по внедрению ИКТ в процесс преподавания русского языка и литературы.
Обзор возможностей применения ИКТ и Интернет-ресурсов:

  • Объяснение нового материала.

  • Практические занятия, уроки-тренинги.

  • Самостоятельная индивидуальная работа.

  • Тематический и итоговый контроль.

  • Исследовательская деятельность.

  • Внеклассная работа.


Изучение нового материала

  • Применение ИКТ повышает информационный объём уроков.

  • В старших классах распространены уроки-лекции. Их можно разнообразить, выбрав форму мультимедийной презентации. В ходе лекции учащиеся записывают основные положения, отрабатывают навык составления конспектов, который необходим для обучения в ВУЗе.

  • Сочетание разных видов информации: текстовой, графической, звуковой - положительно влияет на познавательный интерес и стимулирует активность учащихся.

  • Чтобы учащиеся сосредоточились на материале, можно в конце лекции предложить викторину-тест (фронтально или индивидуально). См. приложение № 1.

  • Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме.

  • Возможна реализация специальных методов обучения, ориентированных на привлечение ресурсов сети Интернет. Каждый учащийся может работать за компьютером индивидуально, учитель выступает как координатор действий учащихся. Для такого урока составляется особый конспект-гипертекст. См. приложение № 2.


Практические занятия, уроки-тренинги

  • На практических занятиях учащиеся активно используют ПК для решения конкретных филологических задач.

  • В ходе уроков-тренингов школьники повторяют, закрепляют и обобщают теоретические знания, применяют практические умения и навыки.

  • На таких уроках несложно осуществлять дифференцированный подход, т. к. каждый ученик работает в индивидуальном темпе за ПК.

  • В помощь учителю – электронные пособия:

1С:Репетитор: Русский язык;

Диктанты, изложения, тренинговые задания – изд-во «Учитель»;

Фраза. Издание «Новый Диск» и др.
Самостоятельная индивидуальная работа

  • В современных условиях важна не сумма знаний, а формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Учитель должен раскрыть перед учащимися возможности современных информационных технологий.

  • Применение ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает индивидуальную работу учащихся по выполнению различных заданий, формирующих умения и навыки: работа с электронными учебниками, тематический обзор новостей из области филологии, обзор литературных новинок, поиск в словарях и энциклопедиях, подготовка рефератов, подбор иллюстраций к прочитанному произведению, чтение книг в электронном варианте, создание творческих работ и др.


Тематический и итоговый контроль

  • Обучение школьников предусматривает итоговый контроль усвоенных знаний и умений, проводимый после изучения конкретных тем или разделов. В помощь: 1С: Репетитор: Тесты по орфографии и пунктуации и др.

  • ИКТ существенно облегчают подготовку к ЕГЭ. На портале http://ege.edu.ru помещены демоверсии ЕГЭ, реальные тестовые задания позволяют учащимся оценить собственные знания, ряд тестов доступен в форме интерактивных on-line тренажёров. Из электронных пособий активно используется 1С: Репетитор: Сдаём Единый экзамен.


Исследовательская деятельность учащихся

  • ИКТ позволяют реализовать поисковые и исследовательские методы обучения.

  • Выполнение исследовательских проектов нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу информации.

  • Для организации и проведения работы над проектом необходимо чётко определить его цели, обосновать актуальность, предметную значимость.

  • Учитель проводит консультации, осуществляет контроль и оценку результатов проекта. Представление проекта учащегося возможно в форме презентации.


Внеклассная работа

  • Образовательная внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу.

  • Она стимулирует познавательную деятельность школьников, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, развитию их творческих способностей.

  • Использование Интернет-ресурсов позволяет участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах, разнообразить занятия предметного кружка, играть в познавательные игры (см. приложение № 3).


Выводы

  • Использование ИКТ и Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить наглядность, качество и доступность обучения.

  • Даже при традиционной классно-урочной системе ИКТ и образовательные Интернет-ресурсы могут и должны использоваться учителями в качестве информационной и методической поддержки учебного процесса.

  • Для учителя важно определить когда, где и как использование ИКТ может способствовать достижению учебных целей; проанализировать качество ресурсов; содействовать учащимся в процессе поиска и анализа информации из Интернета.

Полезные ссылки

  • Для учителя:

http://.litera.edu.ru – русская и зарубежная литература для школы;

http://rvb.ru – русская виртуальная библиотека;

http://rus.1september.ru – газета «Русский язык»;

http://lit.1september.ru – газета «Литература»;

http://metodichka.net/rus - материалы для учителя русского языка и литературы

  • Для учащихся:

http://www/gramota.ru –-справочно-информационный портал «Русский язык»;

http://www.svetozar.ru – международная олимпиада школьников по русскому языку;

http://www.rm.kirov.ru – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»;

http://vernadsky.info - конкурс юношеских исследовательских работ;

Приложение № 1
Избранные слайды презентации-лекции





Приложение № 2

Интернет-урок по литературе в 11 классе

(конспект представляет собой гипертекст)

Тема: своеобразие романа Е. И. Замятина «Мы».

Цели: дать представление о жизни и творчестве автора, углубить знания учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа.

Ресурсы: Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва «Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. I полугодие», Lib.ru/Классика, www.tstu.ru.

1. Вступительное слово учителя об особенностях урока, его теме, целях и задачах.

2. Повторение терминов.

- Запишите эпиграф к уроку: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» (Н. А. Бердяев)

Утопия в литературе – развёрнутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» - от названия произведения Т. Мора. Классические образцы утопий – «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. Утопия – мечта.

3.Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова
[Классика] [З] [Замятин Евгений Иванович "Собрание сочинений"(2059k,46)]

- [Даты жизни]: 20/01/1884 - 10/03/1937, [Где жил]: Россия; Великобритания; С.С.С.Р.; Франция, Лебедянь Харьковской Губернии; Санкт-Петербург; Лондон; Петроград-Ленинград; Париж


4. [Смотрите также]: Евгений Иванович Замятин На сайте Тамбовского Государственного Технического Университета.








Самобытный русский писатель Е.И.Замятин (1884-1937) - уроженец Тамбовской губернии. Его творчество было многообразно в жанровом отношении: романы, повести, новеллы, рассказы, сказки, чудеса, драмы... Человек высочайшей культуры, один из самых образованных людей своего времени, Замятин, по словам Константина Федина, "обладал такими совершенствами художника, которые возносили его высоко".

Предлагаем Вашему вниманию следующие страницы этого сайта:
Жизненный путь Е.И.Замятина
Литературное творчество Е.И.Замятина
Музей в Лебедяни
Рассказ Е.И.Замятина "Пещера"
Повесть Е.И.Замятина "На куличках"
4. [Мы] [1920] 312k   [Комментарии: 78 (19/01/2008)] [Иллюстрации/приложения: 4 шт.]

5. Проблематика романа (тезисы записываются в тетрадь).

- Что является предметом изображения в романе «Мы»?

Предметом изображения является далёкое будущее – XXXI век. Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее.

- Для чего изображается это далёкое будущее?

Замятин прогнозирует пути развития человека, человеческого общества. Его интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Прогресс знания, науки, техники – это ещё не прогресс человечества. «Мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.

Антиутопия – изображения опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социального идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрёл статус футурологического прогноза, «романа-предупреждения».

Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Вспомним представления Л. Н. Толстого о движущих силах истории в романе «Война и мир».

После 1917 года была сделана попытка «выпрямить» эту запутанную нить истории. И Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведёт к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов-романтиков, обнаруживает бездушный казарменный строй, в котором обезличенные «нумера» «интегрированы» в послушное и пассивное «мы», слаженный неодушевлённый организм.

Жанр антиутопии пережил в XX веке настоящий расцвет. Среди лучших антиутопий – «О дивный новый мир» (1932) и «Скотный двор» (1945) Хаксли, «1984» Оруэлла (1949), «451° по Фаренгейту» Брэдбери (1953). «Мы» - первый роман-антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации утопической идеи.

6. Выводы (записываются в тетрадь).

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины, в винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель. От этого – как избежать «окончательного осуществления» утопий – предостерегает Бердяев. От этого предостерегают все романы-антиутопии XX века и, прежде всего, роман «Мы».

7. Исследовательско-творческие задания.

- Найти образы-символы в романе. Объясните их.

- Почему в XX веке стал популярным жанр антиутопии? Проведите сравнительный анализ произведений.

- Провести параллели между романом Замятина «Мы» и «Историей одного города», выделить общие черты Угрюм-Бурчеева и Благодетеля.

- Найти в тексте оксюмороны. С какой целью автор активно пользуется ими?

- Написать сочинение-размышление «Судьба личности в тоталитарном государстве», «Актуально ли предупреждение Замятина сегодня?».

Приложение № 3

Внеклассное занятие по русскому языку

Тема: Систематизация знаний по русскому языку.

Форма: Игра «Кот учёный»

Участники: учащиеся 5 – 7 классов

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя.

- Знакомство со справочно-информационным порталом по русскому языку www.gramota.ru.


  • Объяснение правил игры.



2. «Карлсон спрашивает…»

- Отметьте в списке слова иностранного происхождения.

3. «Пузырь, соломинка и лапоть».

- Отметьте в списке наречия.

4. «В гостях у Водяного».

- Определите падеж выделенных слов (отрывок из сказки Н. Носова «Незнайка в Цветочном городе»).

- Расставьте знаки препинания.

5. «Русалки атакуют…».

- Выберите понятие, соответствующее данному определению (повторение терминов).

6. «Винни-Пух и Пятачок».

- Угадайте русские народные песни.

7. Подведение итогов игры.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconКроме того, программные оболочки «Notebook» и"Lynx 4" позволяют четко...
Обж и музыки, оснащены ноутбуками, мультимедийными проектороми и экранами на треноге
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconМетодические рекомендации учащимся. Портфель молодого исследователя...
Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением....
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconУроки математики в 6 классе по теме «Окружность. Круг»
Кроме того, геометрический материал, предназначенный для изучения в 6 классе, нацелен на подготовку учащихся к систематическому изучению...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconУрок по теме “Хобби. Профессии” в 5 классе
Подобранные задания позволяют учащимся использовать полученные знания по теме в новых ситуациях
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconУрок-семинар по теме «логарифмическая функция. Логарифмы и их свойства....
Озможна рекомендация учителя и готовит выступление, используя учебник, дополнительную литературу, консультацию учителя. Учитель следит...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconРабочая программа по дисциплине Актуальные проблемы
Охватывают широкий круг вопросов и для их успешного решения не достаточно знания только учебного материала. Студентам следует изучить...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconРабочая программа по дисциплине Актуальные проблемы
Охватывают широкий круг вопросов и для их успешного решения не достаточно знания только учебного материала. Студентам следует изучить...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconУрок – семинар по теме “Шар. Сфера”
Учитель на данном семинаре только слушает учащихся и исправляет ошибки. Всем учащимся принявшим активное участие в проведении этого...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconКарвацкая Н. Н.,учитель технологии, высшая категория
Кроме того, правильное осуществление межпредметных связей способствует формированию научного мировоззрения, помогает учащимся видеть...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconУроки по теме «Дифференцированный подход к учащимся на уроках предметов...
В рамках методической недели «мо физической культуры и обж» с 17 по 26 декабря прошли открытые уроки по теме «Дифференцированный...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подобранные задания позволяют учащимся использовать полученные знания по теме в новых ситуациях
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти технологии обеспечивают даже неквалифицированному в компьютерной технике пользователю простой доступ к ней, а с ее помощью –...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconПодготовка учащихся 5-9 классов к олимпиадам по истории
Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconИндюки Гуси Утки Перепела Инкубатор Другое Какую информацию, кроме...
Какую информацию, кроме докладов, указанных в программе, Вы быхотели услышать на семинаре
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconГород Шарья Костромской области
Кроме того, учащимся предоставляется возможность овладеть основными способами работы с инструментами графического редактора векторной...
Уроки-презентации позволяют, кроме того, предложить учащимся разнообразную дополнительную информацию по теме iconСайты, посвященные вопросам профориентации
Кроме того, этот сайт крупнейший портал, посвя­щенный обучению и образованию, содержащий информацию о лучших вузах, школах, лицеях,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск