Скачать 181.2 Kb.
|
Компетенции педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессеЦветкова Марина Серафимовна Кпн, доцент АПК и ППРО Принципы двухступенчатой организации повышения квалификации учителей в области использования ИКТ.В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки учителей к использованию ИКТ не может носить только единовременный и краткосрочный характер (традиционно учителя повышают квалификацию 1 раз в пять лет). Необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду оперативного взаимодействия. Инновационные процессы требуют широкой апробации, то есть обмена живым опытом и мнениями, широких обсуждений и освещения в профессиональных СМИ и ассоциациях. Требуется развивать и поддерживать педагогические ассоциации и педагогические сетевые сообщества в сети Интернет. В результате процессов информатизации школ страны учителям предлагаются новые информационные ресурсы и технологии. В связи с этим появилась потребность у учителей развиваться в области ИКТ по индивидуальным запросам, расширяющих минимальные ИКТ компетенции и позволяющим им сформировать новые педагогические профессиональные качества – навыки использования ИКТ в образовательном процессе на регулярной основе. ти виды услуг являются сегодня профессиональным заказом в отрасли. Процесс информатизации образования происходит в настоящее время на различных уровнях: от федеральных отраслевых целевых программ доя муниципальных и школьных инициатив. Каждый регион имеет собственную программу информатизации образования, включая и программы повышения квалификации педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессе, но, к сожалению, даже учет местной специфики не позволяет избежать сходных трудностей по их реализации. Несогласованность государственных и негосударственных программ, дублирование структур, решающих одинаковые задачи; повторение ошибок, неэффективных решений, слабость горизонтальных связей, отсутствие стандартов информационного обмена – все это приводит к торможению процесса формирования единого информационного образовательного пространства страны, разобщенность региональных структур повышения квалификации в сфере информатизации образования. Можно признать, что существующие структуры поддержки информатизации не решают в полной мере задач регулярной массовой методической поддержки учителей в области информатизации образования, сетевого педагогического взаимодействия ни на внутри региональном, ни на межрегиональном уровне. Другой важнейшей проблемой является удаленность существующих структур от конечного потребителя – учебных заведений и образовательных учреждений. Большинство из ресурсных центров работает на федеральном и региональном уровнях, поддерживая, в основном, учителей и учебные заведения региональных центров, а вынужденная стандартизация сервисов приводит к тому, что не учитываются особенности информатизации конкретных школ и территорий. Эффективность действий структур, поддерживающих информатизацию образования, значительно выросла бы при наличии более тесных контактов с непосредственными потребителями предоставляемых ресурсными центрами услуг. Острой проблемой, снижающей эффективность повышения квалификации учителей, является практическое отсутствие постоянной поддержки и консультирования учителей в промежутках между курсами повышения квалификации. Из-за этого большинство курсов направлены просто на передачу навыков и знаний, а не на реальные изменения в обучении. В настоящее время курсы не направлены на системный эффект в области формирования новых профессиональных качеств учительства, введения ИКТ в контекст педагогической деятельности. Непрерывность повышения квалификации не достигается и более частыми курсами переподготовки, так как они нарушают ход учебного процесса. Придать процессу непрерывного повышения квалификации в области ИКТ массовый характер невозможно без перехода к распределенной модели взаимодействия системы повышения квалификации с учителем. В этом случае часть образовательных услуг, особенно консультационные услуги в области ИКТ, являющихся социальным и профессиональным заказом, должна быть распределена между новыми структурами – муниципальными методическими центрами - и приближена к потребителю – учителю и ученику. Анализ разработок в области повышения квалификации педагогических работников в сфере информатизации образования за последние пять лет, особенно в связи с реализацией в стране ФЦП РЕОИС, проектов Всемирного банка, ФЦПРО позволил выделить общие для всех региональных систем повышения квалификации направления повышения квалификации и переподготовки учителей в области ИКТ. Они могут быть представлены двумя ступенями : «Базовые ИКТ компетенции педагогических кадров» и «Профессиональные ИКТ компетенции педагогических кадров». В каждой из ступеней предусматривается несколько уровней. По ним формируются следующие ИКТ компетенции педагогических работников. Основные компетенции педагогов на ступени обучения «Базовые ИКТ компетенции педагогических кадров».Ступень представлена двумя уровнями по 36 часов каждый, общий объем обучения составляет на данной ступени 72 часа. Уровень А1: Пользовательские ИКТ компетенции педагога (36 часов обучения): Педагогический работник должен в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ:
Уровень А2: Расширенные ИКТ компетенции педагогических работников (36 часов). Рекомендуется рассматривать разнообразные ИКТ компетенции, расширяющие пользовательские компетенции педагога-предметника, методиста, административного работника образовательного учреждения. По итогам анализа существующих региональных программ повышения квалификации по ИКТ
ИКТ – компетенции педагога-предметника и методиста. Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:
ИКТ- компетенции методиста ДО. Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:
ИКТ-компетенции управленца
ИКТ- компетенции педагога по ИКТ . Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:
Таким образом, компетенции педагогических работников на уровне А складываются из пользовательских компетенций (А1) и расширенных компетенций (уровень А2), которые являются достаточно устойчивыми в конкретной профессиональной сфере педагогической деятельности и могут стать в ближайшее время стандартными квалификационными требованиями к педагогическим работникам. Основные компетенции педагогов на ступени «Профессиональные ИКТ компетенции педагогических кадров».Формирование профессиональных компетенций в области ИКТ - это формирование умения использовать в работе АРМ (автоматизированного рабочего места) педагогического работника (уровень Б) и регулярно самостоятельно расширять использование ИКТ в образовательном процессе (уровень С). Уровень Б требует обязательного соответствующего оснащения рабочего места педагога средствами ИКТ, включая компьютер и дополнительное оборудование, подключаемое к нему, и специализированное программное обеспечение, позволяющее сформировать на рабочем месте педагога инструментальную компьютерную среду его профессиональной деятельности, которая является частью информационного пространства образовательного учреждения. Уровень Б является системным, поскольку направлен на встраивание в школу информационной системы с участием всего педагогического коллектива. Уровень С требует сформированного в образовательном учреждении информационного образовательного пространства, которое является частью единого информационного пространства муниципалитета/ региона. Ясно, что на сегодня можно говорить только о процессе формирования такой инфраструктуры, но фрагменты использования ИКТ в школе в рамках новых информационных систем управления школой, библиотечной системы, системы управления образовательным контентом, например, требуют наличия АРМ педагогического работника и уже появилась потребность в специалистах, обладающих подобными компетенциями в ряде территорий. Уровни Б и С могут быть представлены несколькими профильными направлениями. Предлагается рассмотреть пять профилей подготовки педагогических работников: учебно-предметный (Б1), дистанционно-методический (Б2), информационно-методический (Б3), учебно-административный (Б4), медиатечный (Б5). Уровень Б. «АРМ педагогического работника» (72 часа и более) В основу компетенций уровня Б входит использование профессионального автоматизированного рабочего места педагога. На данном уровне педагоги должны получить возможность повысить квалификацию до возможности преподавания предмета средствами мультимедийных инструментальных образовательных систем и с использованием систем автоматизированного управления образовательным процессом. Объем часов – 72. Для реализации такого обучения требуется использование инструментальных компьютерных сред (ИКС), информационных систем, в том числе дистанционных образовательных сред, виртуальных систем обучения и АРМ специалиста в области образования по перечисленным ниже направлениям. Основными по уровням Б и С являются следующие компетенции. Направление Б1 «АРМ учителя-предметника». Педагог должен уметь применять в профессиональной деятельности с помощью АРМ следующие средства инструментальной компьютерной среды (ИКС):
Направление Б2 «АРМ методиста ДО». Методист должен уметь применять в профессиональной деятельности следующие средства ИКС:
Направление Б3 «АРМ методиста по использованию ИКТ в образовательном учреждении». Методист должен уметь применять в профессиональной деятельности следующие средства ИКС:
Направление Б4 «АРМ управленца». Администратор образовательного учреждения должен уметь применять в профессиональной деятельности следующие средства ИКС:
Направление Б5 «АРМ библиотекаря и методиста медиатеки». Методист образовательного учреждения должен уметь применять в профессиональной деятельности следующие средства ИКС:
Уровень С (специализированный). « ИКТ в образовательном процессе» ( 72 часа). Предлагается три специализации обучения: С1 «Проектирование учебного процесса с помощью Информационных систем (ИС)», С2 «Проектирование дистанционной поддержки учебного процесса», С3 «Стратегическое планирование процессов и программ развития образовательного учреждения в условиях информатизации образования». Педагогические работники, прошедшие этот курс обучения должны овладеть качественно новыми методическими умениями, позволяющими применять в профессиональной деятельности и осуществлять на основе использования ИКТ:
Проектирование дистанционной поддержки учебного процесса для различных целевых групп слушателей:
Стратегическое планирование процессов и программ развития образования различных уровней: школа, объединение образовательных учреждений района/региона. Уровни обучения педагогических работников. Примерное содержание обучения.Основные направления повышения квалификации переподготовки учителей в области ИКТ представлены уровнями:
Уровень А « ИКТ компетенции педагогических кадров» Наборы обучения: А1. ИКТ-компетенции пользователя (единый для всех, 36 часов): Модули в наборе обучения А1:
•А 2- ИКТ специализация (36 часов)
Модули в наборе обучения А2 (на выбор для целевых групп):
Уровень Б «АРМ педагога» Знакомство с инструментальной средой и средой управления учебным процессом с помощью автоматизированного рабочего места (АРМ) различных направлений. Требуется обязательное наличие компьютерного рабочего места у специалиста и установленного на нем специализированного ПО – инструментальной компьютерной среды. При этом, рабочее место специалиста должно функционировать в единой сети ОУ, для использования сформированных баз данных ОУ. Наборы обучения: Б1. АРМ учителя. Модули:
Б2. АРМ методиста ДО. Модули:
Б3. АРМ методиста - координатора ИКТ. Модули:
Б4. АРМ управленца. Модули:
Б5. АРМ методиста – библиотеки и медиатеки
Уровень С «ИКТ в образовательном процессе» Наборы обучения: С1.•Проектирование учебного процесса с помощью ИС(методика обучения с помощью ИКТ-ресурсов, методика творческого взаимодействия с ИКТ - ресурсами). Реализация педагогических технологий в ИС. С2. •Проектирование дистанционной поддержки учебного процесса С3.•Стратегическое планирование развития образования различных уровней (школа, территория, регион) |
"Фразеологизмы" Подведены итоги муниципальных педагогических чтений «Опыт использования икт в образовательном процессе» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: побудить педагогических работников к созданию системы использования электронных образовательных ресурсов в образовательном... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2012-2013 учебном году мо учителей физико-математического цикла работало над проблемой «повышение качества обучения учащихся путем... | Справка о наличии оборудования для использования информационно-коммуникационных... В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» имеется... | ||
Учебный процесс в информационной образовательной среде. Использование... Ния современная школа требует квалифицированных, инициативных, информационно грамотных специалистов, способных эффективно применять... | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального... | ||
Тест по педагогике для аттестующихся педагогических работников Выбрать правильный ответ ... | Конспект урока Сообщаем, что приказом департамента образования Ярославской области от 02. 02. 2011 №64/01-03 «Об организации аттестации педагогических... | ||
Образованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Так как задача педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования... | ||
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» Целью программы внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» является информационная поддержка... | Программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
Программа информатизации школы «Открытая информационная среда моу... Повышение квалификации педагогического коллектива и учащихся в области использования икт в учебно–воспитательном процессе | Список педагогических работников, подлежащих аттестации с целью установления... Уточнение и корректировка распределения нагрузки, расстановка педагогических кадров | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее Положение устанавливает порядок и сроки проведения Всероссийской заочной конференции «Особенности использования икт-технологий... | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений |