Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики





НазваниеИнтеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики
Дата публикации12.04.2015
Размер65.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации

к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики
Золотухина Лариса Викторовна,учитель математики

Иванова Наталия Геннадьевна, учитель информатики

Рахимова Светлана Рамазановна,учитель математики

Удот Маргарита Степановна, учититель экономики

МАОУ «Лицей №10», г. Пермь

Как часто на уроках мы слышим: «неинтересно учиться», «мне это не надо», «а зачем это мне?» Но чтобы ребенку было интересно в предмете, педагогу нужно создать соответствующие необходимые условия: показать, насколько интересна задача, которую можно решить несколькими способами; проявить изобретательность в подходе к решению и удивить учащегося; сделать макет и помочь понять абстрактно непонятную ситуацию. Чем разностороннее учитель в технических приемах, чем больше связей с жизнью он показывает на своем предмете, тем интереснее предмет будет ученикам. Отсюда и возникает мотивация – внутренняя потребность человека, его интересов и эмоций к активному действию.

Современный мир требует качественных комплексных знаний, применяемых в различных предметных областях. Решение многих профессиональных задач находится на стыке предметных областей, а от специалистов требуется умение мобильно включаться в работу на различных ее этапах. Интеграция предметов математика, информатика и экономика естественна. Не может быть современного экономиста без хорошего математического аппарата и основательных умений в области информационно-компьютерных технологий. Не сможет математик, строящий математическую модель экономического процесса, выполнить работу качественно, если не поймет экономическую сущность проблемы. При этом применение ИКТ позволит ускорить процесс решения задачи. Современные технологии в области информатики интеграционны по своей сути: ИКТ как инструмент используют самые различные специалисты.

В старшей школе Лицея обучение ведется по двум профилям: экономико-математическому и информационному (бизнес-информатика). Основными предметами в рамках данных профилей являются математика, информатика и экономика. Успешность учащихся в этих предметах обеспечивается многими факторами: осознанностью выбора профиля, особенностями преподавания предметов, созданием повышенной мотивации к изучению профильных предметов через интеграцию математики, информатики и экономики в учебной и внеучебной деятельности. Причем интеграция предметов рассматривается как система и включает в себя следующие направления: изменение содержания предметов с учетом нужд сопряженных предметов, подбор соответствующих заданий; проведений интегрированных занятий предметниками в различных сочетаниях; выполнение учащимися проектных и исследовательских работ интегрированной тематики; сотрудничество со специалистами ВУЗов города, выпускающих специалистов в области экономики и информатики, а также с ведущими фирмами края, заинтересованными в этих специалистах; выстраивание внеучебной деятельности учащихся.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Мотивация вызывает целенаправленную активность. Необходимо учитывать и ситуацию успеха. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно влияет на выполнение деятельности. Мощным рычагом мотивации учения является внеклассная работа. Данный вид деятельности способствует расширению сферы применения навыков и умений.

В основе функционирования системы внеклассной работы в Лицее лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы воздействия на личность. Наиболее значимыми принципами являются следующие: принцип связи с жизнью; принцип коммуникативной активности; принцип учета возрастных особенностей; принцип сочетания индивидуальных, групповых, коллективных форм; принцип межпредметных связей.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Выделим три основных вида.

Индивидуальная работа – работа с учащимся с целью руководства внеурочной работой по предмету (часто с использованием материала сверх программы), подготовкой рефератов, изготовление моделей, подготовка учащихся к различным видам олимпиад и предметных соревнований.

Групповая работа – систематическая работа, проводимая с группой учащихся. Сюда можно отнести кружки, факультативы, элективные курсы.

Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая большим коллективом. К данному виду относятся научно-практическая конференция, предметные недели, конкурсы, праздники и т.д.

На практике все эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

Система внеклассной работы в области математики, информатики, экономики в Лицее имеет ряд традиционных проявлений: профильный лагерь, интеллектуальные игры, клуб «Деловые люди». Остановимся на описании некоторых из них.

Летний профильный лагерь является одной из основных форм внешкольной работы учащихся, проводимых в летнее время.

Основными целями данной формы работы являются: подготовка учащихся к новому учебному году; повторение и систематизация знаний по основным предметам; развитие креативных и творческих способностей; формирование коллектива и создание в нем психологического комфорта к началу учебного года; создание условий для проявления лидерских способностей отдельными учащимися.

Наряду с учебой в лагере дети занимаются спортом, проводятся мастер–классы различных творческих направлений. Занятия проводят учителя Лицея и выпускники прошлых лет. Помощниками преподавателей являются стажеры – выпускники Лицея. Таким образом, в Лицее поддерживается связь поколений: младшие чувствуют заботу старших, старшие всегда на волне интересов младших.

Каждый день ребята пробуют себя в разных ролях: политика, спортсмена, танцора, экономического гения и т.д. Практический опыт и навыки, которые учащиеся получают, неоценимы. А в первую половину дня учащиеся посещают необычные уроки, где в неформальной обстановке педагоги стараются донести до учащихся, что знания играют важную роль в строительстве своего «Я». Лагерь – это не только платформа для развития учащихся, но и творческий всплеск самих учителей: приходится много нового придумывать, сочинять. В результате получаются новые предметные игры, марафоны знаний, интересные соревнования, появляется новый взгляд на привычные вещи.

Интеллектуальные игры – общепринятая форма работы в школах. В Лицее есть основополагающие принципы организации таких игр: добровольность, традиционность, участие учащихся в подготовке таких мероприятий. Так традиционными стали креатив-бои, предметные соревнования, проводимые старшеклассниками для младших классов. В прошлом году мы придумали новую форму игры – ТРИАТЛОН.

ТРИАТЛОН – внеклассное мероприятие по предметам области точных наук: математике, информатике, экономике. Триатлон – соревнование, форма внеучебной деятельности учащихся, при которой ученики стремятся превзойти друг друга в решении задач, знании формул, законов, в создании творческих кратких проектов. Такая форма организации позволяет привлечь большое количества участников, создать для них ситуацию успеха. Девиз триатлона – БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, УМНЕЕ. Триатлон состоит из нескольких частей и состоит из самых разнообразных соревнований, где могут найти себе применение и добиться успеха и «физики», и «лирики».

Лицеисты 5-9 классов принимают активное участие в играх (игра «Экономическое путешествие», экономический брейн-ринг, викторины), которые готовят, организуют и проводят старшеклассники.

Экономический клуб – важная, отвечающая современным запросам общества форма работы. Деятельность клуба предполагает общение лицеистов с успешными людьми, занимающимися бизнесом, наукой, а также представителями администрации края и города. В результате такого общения у учащихся формируются представление и понимание того, чем конкретно занимаются представители разных профессиональных направлений, какие качества личности являются наиболее ценными, с каким уровнем знаний наиболее востребованы люди на рынке труда.

Заседания экономического клуба проходят два раза в месяц: один раз – в 8-9 классах и один раз – в 10-11 классах.

На этом перечень внеклассных мероприятий в области математики, информатики, экономики Лицея не исчерпан. В планах Лицея проведение конференции учащихся по трем предметам, профильных лагерей для учащихся школ города.

В результате такой работы происходит побуждение и развитие интереса учащихся к предмету; расширение и углубление знаний учащихся по программе; развитие способностей и мышления у учащихся; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; осуществление индивидуализации и дифференциации процесса обучения; разностороннее развитие личности.

Игры экономической направленности позволяют детям, с одной стороны, глубоко понимать механизм экономических процессов в обществе, с другой стороны, осознавать тесную взаимосвязь изучаемых наук, создают условия для успешной социализации обучающихся, их профессионального самоопределения на основе осознанного выбора жизненного пути с учетом индивидуальных особенностей и потребностей рынка труда.

Актуальность профориентационной работы со школьниками обусловлена потребностями экономики, общества в целом в эффективной социализации молодежи. Это связано с решением проблем оптимального использования трудовых ресурсов страны, ее социально-экономического развития. Жесткие требования рынка труда к уровню знаний, практических навыков и компетенций специалиста, высокая конкуренция при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу не позволяют беспечно относиться к результатам обучения. Современные школьники вынуждены эффективно использовать учебное и внеучебное время для профильной, предпрофессиональной и профессиональной подготовки. Обучаясь в школе, ребёнок должен иметь возможность «примерить» себя к различным сферам деятельности и понять, какое направление наиболее подходит ему, и внеурочная деятельность дает ему для этого большие возможности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconИспользование информационных технологий в преподавании информатики...
Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17...
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconПлан работы мо учителей предметов гуманитарного цикла Китовской мсош на 2013-2014 учебный год
Методическая тема школы Профориентация – как фактор формирования положительной мотивации в учебно-познавательной деятельности
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики icon«Интегрированные практикумы в профильных классах» Дата проведения:...
В проекте стандартов второго поколения отмечается, что ключевой характеристикой нового образования должна стать не только передача...
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconУроки математики, физики и информатики в современной школе
Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации...
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconОтчет по изучению на семинаре учителей шмо математики, информатики...
«Формирование учебно-познавательных и информационных компетенций на уроках математики, информатики и естествознания»
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики icon«Семья как социальный институт и малая социальная группа»
Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconУчитель математики и информатики I квалификационной категории Касаткина...
Школа: средняя общеобразовательная школа №81 с углубленным изучением отдельных предметов (математики, физики и информатики)
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconИсследования
Условия эффективного использования информационных технологий в преподавании учебных предметов как фактор формирования нового качества...
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconБрендинговая политика как фактор повышения конкурентоспособности организации
Диссертационная работа выполнена в Пермском филиале Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского отделения...
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconСценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения
Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство...
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация исследовательской деятельности как средство повышения мотивации школьников к изучению английского языка
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Использование информационных технологий на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconСамостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий...
...
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconРуководство пользователя сервиса предоставления информации об образовательных...
Сервис предоставления информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин...
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconОсобенности преподавания профильных элективных курсов по биологии....
Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся
Интеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению профильных курсов математики, информатики, экономики iconОсновная образовательная программа основного общего образования государственного...
Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск