«Семья как социальный институт и малая социальная группа»





Скачать 250.69 Kb.
Название«Семья как социальный институт и малая социальная группа»
страница1/2
Дата публикации30.08.2014
Размер250.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа




Урок обществознания

«Семья как социальный институт и

малая социальная группа»


( профильный курс)

11 класс
Терентьева Галина Геннадьевна,

учитель истории

высшая кв. категория





2008г.


Описание разработки.


Учитель:

Терентьева Галина Геннадьевна, учитель истории и обществознания


  • Образовательное учреждение:

МОУ Морткинская СОШ

  • Предмет:

Обществознание


  • Краткая аннотация урока:




Класс, профиль:

11класс, социально- гуманитарный профиль


Тема:

Социальные институты общества


Тема урока:

«Семья как социальный институт и малая социальная группа»


Тип урока:


По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала,

По ведущему методу - Практикум в сочетании с эвристической беседой.

По характеру деятельности - Проблемный, исследовательский урок

Цели урока:

Триединая цель урока:

Познавательная –

  • усвоение учащимися понятий семья, брак , типов, видов и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института.

  • формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи

Развивающая - способствовать формированию:

  • мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных

  • информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний ( интернет-ресурсы , неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений

  • организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

Воспитательная – способствовать :


    • формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.

    • формированию исторического мышления — способности рас­сматривать события и явления с точки зрения их динамики , определять собствен­ное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критичес­ком восприятии получаемой извне социальной информации;

    • формированию исследовательских умений учащихся.

Задачи урока:

Создание условий для достижения целей через:

  • использование разнообразных методов мотивации деятельности создание проблемных ситуаций,

  • организацию самостоятельной познавательной деятельности

  • использование документально- методического комплекса

  • разнообразие используемых приёмов,

  • актуализацию субъектного опыта учащихся.

  • использование новых информационных технологий

Формируемые умения

  • информационно- методологические умения: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний ( интернет-ресурсы , неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений

  • организационные умения: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

  • закрепление навыков работы в Интернет

Цели использования ИКТ

  • Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами.

  • Обеспечение доступа учащихся к информационным источникам и ресурсам через использование Интернет, печатного раздаточного материала; использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание предмета, при отсутствии учебников профильного уровня по обществознанию

  • Содействие активному включению учащихся в учебный процесс;

  • Установление межпредметных связей с информатикой : решается задача воспитания у учащихся культуры пользователя ПК, умений находить,

преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию.

  • Частое кратковременное обращение в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения, снимает у ребят "синдром компьютерной тревожности" ( так как продолжительность работы за компьютером разумно ограничить на уроке 10 - 15 мин. в 2 - 3 приёма. )

Этап урока, на котором использовались ИКТ

  • Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений

-выход учащихся в Интернет,

- работа с раздаточным документально- методическим комплексом.

  • Этап рефлексии

- выход учащихся в Интернет.

  • Этап выполнения домашнего задания( по желанию)

- выход учащихся в Интернет

Формы организации работы детей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы организации работы учителя

Педагог выполняет функции информатора, координатора, тьютора

  • Технологические особенности :




Технические условия

Компьютеры , подключенные к глобальной сети Интернет

Используемое оборудование:




Разработанные цифровые образовательные ресурсы

Документально- методический комплекс на основе информации, взятой в Интернете.

План урока :


  1. Семья как социальный институт и малая группа, социальные функции семьи.

  2. Семейная структура в демографической статистике

  3. Тенденции в развитии семьи в современном мире.




Основные понятия:

брак , семья, нуклеарная семья, сложная семья, патриархальная семья, эгалитарная семья, моногамия, полигамия, малая группа, социальный институт .


Средства урока :


  • Документально- методический комплекс (Приложение №1)




Эпиграф урока

«Семья всегда будет основой общества.».Оноре Бальзак


Источники :


http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ( 2 часа)


Этапы урока

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный

( 1 мин)

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

Приветствие, представление, организация внимания учащихся

Установка учащихся на слушание и восприятие


2.Мотивационный ( 10 мин)


Обеспечить мотивацию деятельности,

принятие учащимися целей и задач

Мотивирует деятельность учащихся на уроке через

актуализацию субъектного опыта учащихся:

- Ребята! Я предлагаю вам проранжировать ценности, перечисленные на доске ( т.е. поставить их в порядке важности для вас)

  1. Крепкое здоровье

  2. Хорошее образование

  3. Полная благополучная семья

  4. Верный друг

  5. Настоящая любовь

Обобщает полученные результаты, записывая на доске ценности поставленные на 1 место , их количество ; организует проведение эвристической беседы ( в зависимости от полученных результатов);

Подводит итог беседы, актуализируя роль важнейшего социального института общества – семьи через афоризм Ф.Искандера « Счастье- это , когда утром с радостью бежишь на любимую работу, а вечером с радостью возвращаешься в любимую семью»

Определяет акценты урока: « Тему семьи мы будем рассматривать с позиций науки социологии, побуждающей нас взирать на семью беспристрастно, не используя ценностного подхода.»

Формулирует тему урока « Семья как социальный институт и малая социальная группа».

Определяет цель урока: определить признаки семьи как малой группы и социального института, выявить тенденции развития современной семьи ( её типов, форм и функций).


Ранжируют предложенные ценности , участвуют в обсуждении результатов ранжирования .

Записывают тему в тетрадь.
Усвоение содержания на уровне восприятия и осмысления .


3.Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений

(40 мин)

Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной , развивающей и воспитательной цели урока

Создаёт новую образовательную среду


Учащиеся включаются в образовательную деятельность

3.1. Семья как социальный институт и малая группа

( 15 мин.)

Освоение системы знаний, составляющих основы социологии, необхо­димых для эффективного взаимодействия с социальной сре­дой: формулирование понятий брак и семья, знакомство с основными признаками семьи как соц. института и малой группы , с её функциями


Актуализирует знания учащихся из курса обществознания основной школы , предлагая сформулировать определение понятия «семья», определить различия между понятиями «семья» и «брак »

Предлагает сверить получившиеся определения с определениями, данными в тексте №1, и записать в тетрадь.

Мотивирует учащихся на знакомство с основными признаками семьи и её функциями: «Чтобы глубже понимать процессы, происходящие в рамках современной семьи , тенденции в развитии семейных отношении и социальной политике государства необходимо знать основные признаки семьи, её основные функции»

Предлагает учащимся , поработав с текстом №2 , кратко выписать в два столбика признаки семьи как малой группы и семьи как соц. института, и озвучить их для всего класса.

Вступают в беседу, высказывая предположения.
Работают с текстами №1 и №2 , записывают в тетрадь определения понятий семья, брак , признаки семьи, её функции



Семья как малая группа

Семья как социальный институт














3.2. Семейная структура в демографической статистике

( 15 мин.)

Овладение умениями

работать с источниками социальной информации, с использо­ванием современных средств коммуникации (включая ресур­сы Интернета);

умениями

систематизировать полученные дан­ные


Подводит учащихся к проблеме многообразия типов и форм брака и семьи через привлечение знакомого социального факта.

- Два года назад член Государственной думы В.Ф.Жириновский выступил в Думе с законодательной инициативой, предложив разработать новый закон , разрешающий многожёнство. Подумайте, о чём свидетельствует сам факт такой инициативы?

Обобщает выводы учащихся: « Сам факт появления такой инициативы свидетельствует о существовании в обществе новых форм и типов семейных отношений, которые требуют их нормативного регулирования.

Чтобы ответить на вопрос, какие формы и типы семьи и брака существуют сегодня в обществе , я предлагаю вам обратиться к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии , где целая страница посвящена теме «Семья» .

Присаживаемся к компьютерам , в адресной строке набираем адрес http://ru.wikipedia.org.

Полученную информацию о формах и типах семьи и брака, схематично выписываем в тетрадь, раскрывая незнакомые понятия ( альтернативно, при отсутствии Интернета , можно использовать текст №3)»
Предлагает трём учащимся воспроизвести получившиеся схемы на доске , задать вопросы, если что- либо непонятно, и выдвинуть предположение, какая типология семьи и брака преобладает в наше время.



Высказывают предположения.

Работают с источниками информации в Интернет http://ru.wikipedia.org. (10-15 минут), составляют схемы :







Зачитывают записанное в тетради, участвуют в обсуждении , выдвигают гипотезы о преобладающей в наше время типологии семьи и брака.

Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу.

3.3.Мини- исследование

(10 мин)


Формирование собствен­ного отношения к дискуссионным проблемам современности через использование навыков социологического анализа, при критичес­ком восприятии получаемой социальной информации

Для подтверждения гипотезы выдвинутой детьми, предлагает провести мини-исследование, сделать социологический срез на основе анкетирования учащихся класса , т.е. предлагает учащимся выступить в роли респондентов.

Форма анонимной анкеты

( нужно поставить знак + в той клеточке, которая соответствует типу вашей семьи)

Формы брака


Формы семьи


Тип семьи


моногамия

полигамия

нуклеарная

неполная семья


расширенная

эгалитарная


патриархальная























Получив результаты исследования, предлагает ответить на вопросы :

1.Какие выводы можно сделать из полученных статистических данных?

2.Можно ли считать данные результаты, соответствующими существующей в стране ситуации?

3.О каких новых тенденциях в семейной структуре свидетельствуют результаты, полученные в ходе исследования?

Организует беседу с учащимися , обобщает выводы учащихся : «Статистические данные по РФ свидетельствуют о том, что сегодня в современной семейной структуре преобладает тенденция к увеличению количества моногамных, нуклеарных , демократических семей.

Заполняют анкету , подводят итоги на доске ( по рядам)

Отвечают на вопросы
Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления; на уровне применения знаний по образцу и в новой ситуации


3.4.Тенденции

в развитии современной семьи

( 20мин)

Развитие критического мыш­ления, позволяющего объективно воспринимать социальную ин­формацию и ориентироваться в ее потоке;

умений исследовать и анализировать современные общественные явления и события

Мотивирует на изучение тенденций в развитии современной семьи: «Изменения произошли не только в структуре, но и функциях данного социального института. Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции. Я предлагаю вам проследить изменения основных традиционных функций семьи, поработав с текстом № 4, и выделив главную мысль»

Педагог распределяет между учащимся задания, (каждой паре учащихся прочитать один из пунктов в тексте № 4)

Организует выступления учащихся перед классом , обсуждение и подводит итоги .

Класс делится на 5 групп, каждая из которых изучает изменения одной из функций семьи в тексте №4, обсуждает между собой и сообщает главную мысль классу.
Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний в новой ситуации.

4.Рефлексия

( 8 мин)

Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через формулирование собственных заключений и суж­дений

С целью определить своё отношение к семейным ценностям учитель предлагает учащимся снова обратиться к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии , в правом нижнем углу страницы есть ссылка на Викицитатник по теме Брак, Семья. Предлагает выбрать афоризм или цитату, которые соответствуют ценностям учащихся.

Учащиеся пересаживаются к компьютерам и выбирают афоризмы, которые , по их мнению наиболее полно отражают их представление о семье, выписывают их в тетрадь .

По истечении времени, по желанию, озвучивают и комментируют записанные афоризмы



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Семья как социальный институт и малая социальная группа» icon2. Ком муникативная, образовательная, социальная, контекстуальная,...
Реклама как социальная технология, социальный институт современного общества и инструмент формирования стилей жизни. 2
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconМалая группа и коллектив
Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в...
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с понятиями – социальный статус личности, социальная роль, социализация, социальная адаптация
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconСемья. Семейные ценности
Слово семья можно разделить на «семь» и «Я», т е семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга:...
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconЛекция №1: Государство как социальный институт
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconСоциальный институт российский государственный социальный университет
Ресурсы социальной педагогики в формировании нового человека и общества. Всероссийский научный круглый стол, посвящённый Международному...
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconСемья это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время...
В настоящее время духовные ориентиры нашего общества размыты и особенно актуальной становится проблема совершенствования идеалов...
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьная библиотека как социальный институт призвана выполнять следующие основные функции
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconНаука как деятельность, система знаний и социальный институт. Особенности научного познания
Воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconКафедра философии и культурологии
Современная наука как социальный институт. Формы организации науки (научное сообщество, научные школы и группы, «невидимый колледж»,...
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconРабочая программа дисциплины история Отечества образовательная программа...
Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №709от 8 декабря 2009 г. Зарегистрировано...
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconПроект «Моя малая родина»
Примечание: Перед данным уроком я организовала экскурсию по поселку, вместе с детьми сделали фотографии достопримечательностей. На...
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconТема: «Дружная, крепкая, хлебосольная семья»
Как хорошо, что мы сегодня здесь собрались. Мы поговорим с вами о том как «Крепка семья – крепка Россия». Таков девиз нынешнего года....
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconТемы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки...
Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,...
«Семья как социальный институт и малая социальная группа» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск