Муниципальное общеобразовательное учреждение
Морткинская средняя общеобразовательная школа
Урок обществознания «Семья как социальный институт и малая социальная группа» ( профильный курс)
11 класс Терентьева Галина Геннадьевна,
учитель истории
высшая кв. категория
2008г.
Описание разработки.
Учитель:
| Терентьева Галина Геннадьевна, учитель истории и обществознания
| Образовательное учреждение:
| МОУ Морткинская СОШ
| | Обществознание
| |
| Класс, профиль:
| 11класс, социально- гуманитарный профиль
| Тема:
| Социальные институты общества
| Тема урока:
| «Семья как социальный институт и малая социальная группа»
| Тип урока:
| По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала,
По ведущему методу - Практикум в сочетании с эвристической беседой.
По характеру деятельности - Проблемный, исследовательский урок
| Цели урока:
| Триединая цель урока:
Познавательная –
усвоение учащимися понятий семья, брак , типов, видов и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института.
формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи
Развивающая - способствовать формированию:
мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных
информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний ( интернет-ресурсы , неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений
организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность
Воспитательная – способствовать : формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.
формированию исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики , определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
формированию исследовательских умений учащихся.
| Задачи урока:
| Создание условий для достижения целей через:
использование разнообразных методов мотивации деятельности создание проблемных ситуаций,
организацию самостоятельной познавательной деятельности
использование документально- методического комплекса
разнообразие используемых приёмов,
актуализацию субъектного опыта учащихся.
использование новых информационных технологий
| Формируемые умения
| информационно- методологические умения: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний ( интернет-ресурсы , неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений
организационные умения: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность
закрепление навыков работы в Интернет
| Цели использования ИКТ
| Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами.
Обеспечение доступа учащихся к информационным источникам и ресурсам через использование Интернет, печатного раздаточного материала; использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание предмета, при отсутствии учебников профильного уровня по обществознанию
Содействие активному включению учащихся в учебный процесс;
Установление межпредметных связей с информатикой : решается задача воспитания у учащихся культуры пользователя ПК, умений находить,
преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию.
Частое кратковременное обращение в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения, снимает у ребят "синдром компьютерной тревожности" ( так как продолжительность работы за компьютером разумно ограничить на уроке 10 - 15 мин. в 2 - 3 приёма. )
| Этап урока, на котором использовались ИКТ
| Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений
-выход учащихся в Интернет,
- работа с раздаточным документально- методическим комплексом. - выход учащихся в Интернет.
Этап выполнения домашнего задания( по желанию)
- выход учащихся в Интернет
| Формы организации работы детей
| Фронтальная, групповая, индивидуальная
| Формы организации работы учителя
| Педагог выполняет функции информатора, координатора, тьютора
| Технологические особенности :
|
| Технические условия
| Компьютеры , подключенные к глобальной сети Интернет
| Используемое оборудование:
|
| Разработанные цифровые образовательные ресурсы
| Документально- методический комплекс на основе информации, взятой в Интернете.
| План урока :
| Семья как социальный институт и малая группа, социальные функции семьи.
Семейная структура в демографической статистике
Тенденции в развитии семьи в современном мире.
| Основные понятия:
| брак , семья, нуклеарная семья, сложная семья, патриархальная семья, эгалитарная семья, моногамия, полигамия, малая группа, социальный институт .
| Средства урока :
| Документально- методический комплекс (Приложение №1)
| Эпиграф урока
| «Семья всегда будет основой общества.».Оноре Бальзак
| Источники :
| http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ( 2 часа)
Этапы урока
| Цели этапа
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся
| 1.Организационный
( 1 мин)
| Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.
| Приветствие, представление, организация внимания учащихся
| Установка учащихся на слушание и восприятие
| 2.Мотивационный ( 10 мин)
| Обеспечить мотивацию деятельности,
принятие учащимися целей и задач
| Мотивирует деятельность учащихся на уроке через
актуализацию субъектного опыта учащихся:
- Ребята! Я предлагаю вам проранжировать ценности, перечисленные на доске ( т.е. поставить их в порядке важности для вас)
Крепкое здоровье
Хорошее образование
Полная благополучная семья
Верный друг
Настоящая любовь
Обобщает полученные результаты, записывая на доске ценности поставленные на 1 место , их количество ; организует проведение эвристической беседы ( в зависимости от полученных результатов);
Подводит итог беседы, актуализируя роль важнейшего социального института общества – семьи через афоризм Ф.Искандера « Счастье- это , когда утром с радостью бежишь на любимую работу, а вечером с радостью возвращаешься в любимую семью»
Определяет акценты урока: « Тему семьи мы будем рассматривать с позиций науки социологии, побуждающей нас взирать на семью беспристрастно, не используя ценностного подхода.»
Формулирует тему урока « Семья как социальный институт и малая социальная группа».
Определяет цель урока: определить признаки семьи как малой группы и социального института, выявить тенденции развития современной семьи ( её типов, форм и функций).
| Ранжируют предложенные ценности , участвуют в обсуждении результатов ранжирования .
Записывают тему в тетрадь. Усвоение содержания на уровне восприятия и осмысления .
| 3.Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений
(40 мин)
| Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной , развивающей и воспитательной цели урока
| Создаёт новую образовательную среду
| Учащиеся включаются в образовательную деятельность
| 3.1. Семья как социальный институт и малая группа
( 15 мин.)
| Освоение системы знаний, составляющих основы социологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой: формулирование понятий брак и семья, знакомство с основными признаками семьи как соц. института и малой группы , с её функциями
| Актуализирует знания учащихся из курса обществознания основной школы , предлагая сформулировать определение понятия «семья», определить различия между понятиями «семья» и «брак »
Предлагает сверить получившиеся определения с определениями, данными в тексте №1, и записать в тетрадь.
Мотивирует учащихся на знакомство с основными признаками семьи и её функциями: «Чтобы глубже понимать процессы, происходящие в рамках современной семьи , тенденции в развитии семейных отношении и социальной политике государства необходимо знать основные признаки семьи, её основные функции»
Предлагает учащимся , поработав с текстом №2 , кратко выписать в два столбика признаки семьи как малой группы и семьи как соц. института, и озвучить их для всего класса.
| Вступают в беседу, высказывая предположения. Работают с текстами №1 и №2 , записывают в тетрадь определения понятий семья, брак , признаки семьи, её функции
Семья как малая группа
| Семья как социальный институт
|
|
|
|
|
|
|
| 3.2. Семейная структура в демографической статистике
( 15 мин.)
| Овладение умениями
работать с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
умениями
систематизировать полученные данные
| Подводит учащихся к проблеме многообразия типов и форм брака и семьи через привлечение знакомого социального факта.
- Два года назад член Государственной думы В.Ф.Жириновский выступил в Думе с законодательной инициативой, предложив разработать новый закон , разрешающий многожёнство. Подумайте, о чём свидетельствует сам факт такой инициативы?
Обобщает выводы учащихся: « Сам факт появления такой инициативы свидетельствует о существовании в обществе новых форм и типов семейных отношений, которые требуют их нормативного регулирования.
Чтобы ответить на вопрос, какие формы и типы семьи и брака существуют сегодня в обществе , я предлагаю вам обратиться к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии , где целая страница посвящена теме «Семья» .
Присаживаемся к компьютерам , в адресной строке набираем адрес http://ru.wikipedia.org.
Полученную информацию о формах и типах семьи и брака, схематично выписываем в тетрадь, раскрывая незнакомые понятия ( альтернативно, при отсутствии Интернета , можно использовать текст №3)» Предлагает трём учащимся воспроизвести получившиеся схемы на доске , задать вопросы, если что- либо непонятно, и выдвинуть предположение, какая типология семьи и брака преобладает в наше время.
| Высказывают предположения.
Работают с источниками информации в Интернет http://ru.wikipedia.org. (10-15 минут), составляют схемы :
Зачитывают записанное в тетради, участвуют в обсуждении , выдвигают гипотезы о преобладающей в наше время типологии семьи и брака.
Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу.
| 3.3.Мини- исследование
(10 мин)
| Формирование собственного отношения к дискуссионным проблемам современности через использование навыков социологического анализа, при критическом восприятии получаемой социальной информации
| Для подтверждения гипотезы выдвинутой детьми, предлагает провести мини-исследование, сделать социологический срез на основе анкетирования учащихся класса , т.е. предлагает учащимся выступить в роли респондентов.
Форма анонимной анкеты
( нужно поставить знак + в той клеточке, которая соответствует типу вашей семьи)
Формы брака
| Формы семьи
| Тип семьи
| моногамия
| полигамия
| нуклеарная
| неполная семья
| расширенная
| эгалитарная
| патриархальная
|
|
|
|
|
|
|
| Получив результаты исследования, предлагает ответить на вопросы :
1.Какие выводы можно сделать из полученных статистических данных?
2.Можно ли считать данные результаты, соответствующими существующей в стране ситуации?
3.О каких новых тенденциях в семейной структуре свидетельствуют результаты, полученные в ходе исследования?
Организует беседу с учащимися , обобщает выводы учащихся : «Статистические данные по РФ свидетельствуют о том, что сегодня в современной семейной структуре преобладает тенденция к увеличению количества моногамных, нуклеарных , демократических семей.
| Заполняют анкету , подводят итоги на доске ( по рядам)
Отвечают на вопросы Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления; на уровне применения знаний по образцу и в новой ситуации
| 3.4.Тенденции
в развитии современной семьи
( 20мин)
| Развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и ориентироваться в ее потоке;
умений исследовать и анализировать современные общественные явления и события
| Мотивирует на изучение тенденций в развитии современной семьи: «Изменения произошли не только в структуре, но и функциях данного социального института. Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции. Я предлагаю вам проследить изменения основных традиционных функций семьи, поработав с текстом № 4, и выделив главную мысль»
Педагог распределяет между учащимся задания, (каждой паре учащихся прочитать один из пунктов в тексте № 4)
Организует выступления учащихся перед классом , обсуждение и подводит итоги .
| Класс делится на 5 групп, каждая из которых изучает изменения одной из функций семьи в тексте №4, обсуждает между собой и сообщает главную мысль классу. Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний в новой ситуации.
| 4.Рефлексия
( 8 мин)
| Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через формулирование собственных заключений и суждений
| С целью определить своё отношение к семейным ценностям учитель предлагает учащимся снова обратиться к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии , в правом нижнем углу страницы есть ссылка на Викицитатник по теме Брак, Семья. Предлагает выбрать афоризм или цитату, которые соответствуют ценностям учащихся.
| Учащиеся пересаживаются к компьютерам и выбирают афоризмы, которые , по их мнению наиболее полно отражают их представление о семье, выписывают их в тетрадь .
По истечении времени, по желанию, озвучивают и комментируют записанные афоризмы
|
| | |